Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ётикетна€ модул€ци€ речи




 

Ётикетна€ информаци€ поступает с обеих сторон в диалогическом общении не только в начале или в конце общени€. (Ётикетные формулы, обрамл€ющие коммуникативный акт, называютс€ этикетной рам≠кой.) Ётикетна€ информаци€ передаетс€ обеими сторонами в процессе всего общени€. Ёто не только выражение просьб, благодарностей, изви≠нений за вольное или невольное нарушение интересов партнера. Ёти этикетные ритуалы составл€ют лишь некоторую часть общени€.

"≈сли изобразить общение в виде разворачивающейс€ во времени ленты и заштриховать на ней участки совершенно этикетного обще≠ни€, то получитс€ примерно следующее"*.

* √ольдин ¬.≈. –ечь и этикет. ћ., 1983.

 

 

“емные участки Ч врем€ этикетного общени€. Ќо этикетное обще≠ние не ограничиваетс€ использованием этикетных формул. »нфор≠маци€ об отношении друг к другу коммуникантам нужна посто€нно. ¬.≈. √ольдин справедливо пишет в упом€нутой книге: "„еловек не может действовать в обществе, не име€ посто€нных сведений о том, совпадают ли его представлени€ о распределении ролей между членами коллек≠тива с соответствующими представлени€ми других участников обще≠ни€.  ак шофер, ведущий машину по оживленным улицам города, должен одновременно следить за состо€нием дорог и светофорами, за действи€ми пешеходов, положением и сигналами других машин, за показани€ми непрерывно работающих приборов панели управлени€ и одновременно должен сам сигнализировать о предсто€щих маневрах, так и каждый член коллектива в процессе общени€ должен одновре≠менно получать и передавать разнообразнейшую информацию"*.

* √ольдин ¬.≈. –ечь и этикет. ћ., 1983.

 

»ными словами, общение представл€ет собой сложную информа≠ционную структуру, состо€щую из обмена информацией объективного характера, из обмена информацией субъективного характера (отноше≠ние к предмету сообщени€) и из обмена информацией о человеческих отношени€х. ѕоследн€€ может быть выражена посредством этикет≠ных средств, пр€мо или косвенно посредством физического или сло≠весного жеста.

¬ас попросили присесть на самый дальний из стульев от стола на≠чальника.

¬ы поздоровались с начальником сто€, он же вам еле кивнул, про≠износ€ "«дравствуйте!" и продолжа€ говорить по телефону.

Ќачальник поздоровалс€ с вами, не отрыва€сь от разбора бумаг на своем столе.

»спользование жестикул€ции в этих случа€х направлено на то, чтобы подчеркнуть незначительность посетител€ в глазах чиновника. ∆есты передают приблизительно следующую информацию: "я очень зан€т, у мен€ важные дела, а ваши мелкие проблемы мен€ не интересуют".   со≠жалению, подобна€ позици€ чиновника и сегодн€ не исключение. ќна рассчитана на то, что человек может потер€тьс€, прийти в замешательст≠во от такого приема и уйти.  онтрприемом в этом случае было бы вежли≠вое: ¬ы, »ван »ванович, € вижу, сейчас очень зан€ты, когда € смогу прий≠ти снова, чтобы, не отвлека€ вас, поговорить о своей проблеме?

—ловесный жест используетс€ также с целью приблизить к себе собе≠седника или отдалить его, выразить отношение почтени€, признать равным или выразить пренебрежение.  огда преподаватель входит в аудиторию, студенты встают, тем самым выража€ приветствие и го≠товность прин€ть на себ€ роль учащихс€. ѕреподаватель в свою очередь здороваетс€ со студентами и предлагает сесть, принима€ роль обучаю≠щего. Ѕез этой этикетной процедуры взаимного приветстви€ вр€дли зан€тие пройдет хорошо, потому что нет в информации о взаимоотно≠шени€х главного Ч нет желани€ прин€ть на себ€ коммуникативные роли "преподавател€" и "учащихс€", нет взаимной ориентации в тре≠тьем информативном поле.

“очно так же важна эта взаимна€ ориентаци€ партнеров во врем€ ведени€ деловых переговоров.

 

ј. Ч «дравствуйте.

Ѕ. Ч «дравствуйте / € хотел бы предложить вам свои выступлени€ на вашей презентации // я вам звонил.

ј. Ч Ќасчет чего?

Ѕ. Ч я предлагал вам наши выступлени€ // ¬ы сказали / что нужно встретитьс€.

ј. Ч я говорила?

Ѕ. Ч ƒа // ¬ы хотите устроить презентацию / с концертной частью /дл€ этого € предложил вам участие нашей группы эксцентрики Ч клоуны "—коморохи" // я вам представл€лс€ // ћы находимс€ при региональном ‘онде реабилитации молодежи.

ј. Ч ¬ы представл€лись?

Ѕ. - ƒа. (ѕауза)

ј. Ч “ак / а можно посмотреть?

Ѕ. Ч  онечно. (ѕауза)

ј. - ”гу.

Ѕ. Ч √руппа уже хорошо известна в городе / и за город мы выезжаем.

ј. Ч Ќо € вас еще ни разу не видела...

Ѕ. Ч ƒа / вы не видели // Ќо / может вам это будет / как бы... // ћожет это дл€ вас будет значимо... // я только что был у директора торгового центра "–усь" // ќн приглашает нас в конце декабр€ дл€ прове≠дени€ концертной программы // “о есть нас знают / приглашают...

ј. Ч Ќу да / пон€тно...

Ѕ. Ч ” нас есть лицензи€ на проведение концертной де€тельности / кроме того мы можем взаимозачетом / рекламный плакатик где-нибудь повесить...

ј. Ч ƒа? Ќу что же / вы оставьте программку / вообще это интересно / наверное...

Ѕ. Ч ”гу / ну мы можем написатьписьмо?..

ј. Ц ƒавайте так // я вас на следующей неделе посмотрюЕ// ј вы пока заготовьте письмо со всеми реквизитами и занесите секретарю // ћы подумаем / и наверное решим...

Ѕ. Ч ƒо свидани€ // —пасибо.

ј. Ч ¬сего доброго.

 

¬ данном диалоге видно, как мен€етс€ позици€ одной из сторон. ¬начале позици€ предлагающего, менеджера концертной группы, под≠вергаетс€ сомнению, что выражаетс€ в переспросах (я говорила? ¬ы представл€лись?), свидетельствующих о непри€тии информации. »н≠тересы и позиции дистанцированы. ѕаузы размышлени€ и первый конструктивный вопрос (“ак / а можно посмотреть?) свидетельству≠ют о возможности смены позиции и признани€ в предлагающей сторо≠не партнера. —мена позиций не происходит просто и легко. –еплика (Ќо € вас еще ни разу не видела...) свидетельствует о еще существую≠щем недоверии. ѕерва€ реплика согласи€ (Ќу да, пон€тно...) свиде≠тельствует о том, что позици€ предлагающего уже не ставитс€ под со≠мнение, хот€ интересы по-прежнему дистанцированы. ќб этом гово≠рит вопросительное "ƒа?" в начале следующей реплики. » только в финале диалога сформулированна€ в форме встречного предложени€ позитивна€ позици€ намечает пути сближени€ интересов и закрепл€ет за предлагающей стороной коммуникативную роль партнера.

ќтношени€ между договаривающимис€ сторонами в процессе диалога мен€ютс€. ј из собственно этикетных средств в нем представ≠лена только этикетна€ рамка (Ч «дравствуйте! Ч «дравствуйте. Ч ƒо свидани€ / спасибо. Ч ¬сего доброго).

“аким образом, специальное этикетное общение совершаетс€ лишь врем€ от времени, а видоизменени€ речевого и неречевого поведени€ под вли€нием человеческих отношений происход€т всегда. Ёти измене≠ни€, происход€щие в соответствии с услови€ми общени€, и рассматрива≠ютс€ как этикетна€ модул€ци€ речи (термин ¬.≈. √ольдина).

¬ деловом общении этикетна€ модул€ци€ речи св€зана с выбором конструктивного-деструктивного тона общени€. ”становка на кон≠структивный тон делового общени€ выражаетс€ в готовности при≠знать позицию собеседника, само право на существование такой пози≠ции, в отсутствии категоричных суждений; Ётого не может быть! Ќе хочу даже и слушать! Ќикогда мы на это не пойдем! и т.п.

¬ежлива€ форма отрицани€ включает сомнение: ћне кажетс€ это не вполне убедительным; Ѕоюсь, что не могу согласитьс€ с вами; ≈два ли это так.

ќтрицательный ответ, отказ с позиции требований этикета Ч это сложное речевое действие. ѕрежде всего нужно позаботитьс€ о том, чтобы собеседник не был обижен. —м€гчает отказ позици€ сочувстви€, сопереживани€ вынужденному его прин€ть:

  сожалению, мы не можем сегодн€ прин€ть ваше предложение. ћожет быть, это будет возможно в будущем.

 

ƒл€ делового общени€ очень важна именно эта перспектива. ≈сли ее не предлагает отказывающа€ сторона, она должна присутствовать в реплике того, кому отказывают:

Ѕудем наде€тьс€, что ситуаци€ изменитс€ к лучшему, и мы сможем вернутьс€ к этому вопросу.

 

“ема обсуждени€ в деловой устной речи, как правило, задана целе≠вой установкой (решить проблему сбыта товаров, услуг; найти партне≠ров в решении финансовых вопросов; наладить эффективно "работаю≠щие" св€зи с поставщиками; решить организационные вопросы). ќд≠нако в услови€х неофициального общени€ обсуждение деловых во≠просов может перемежатьс€ с обсуждением самых различных сторон человеческой жизни. ѕри этом важно помнить, что согласно нормам западноевропейского этикета в число нежелательных тем вход€т: по≠литика, религи€, секс,, здоровье, финансовые проблемы.   числу наи≠более обсуждаемых тем относ€тс€: спорт, культура, гастрономи€ (за столом), погода, виды на урожай и т.п., т.е. темы, которые нельз€ отне≠сти к числу "конфликтных". —ветска€ беседа, и отличие от деловой, не направлена на решение обсуждаемых вопросов. ќна как бы скользит по поверхности обсуждаемых предметов, не проника€ глубоко в их суть. ÷елью светского общени€ €вл€етс€ не передача информации, не реше≠ние каких-либо проблем, а поддержание доброжелательных отношений с людьми, получение удовольстви€ от общени€. ќтсюда широкое ис≠пользование иронии, юмора в самых различных €зыковых формах Ч шутка, анекдот, шутливый намек, занимательный рассказ и т.п.

ѕон€тие светской беседы тесно св€зано с особыми речевыми си≠туаци€ми праздничного общени€ (посещение театра, вернисажа, бала, званого вечера и т.д.), которые определ€ют табуирование "предмет≠ных" тем, в том числе и отказ от обсуждени€ деловых вопросов. ”ме≠ние уходить от споров, от обсуждени€ острых проблем, расположить к себе собеседников не приходит само собой. ќчень часто высококуль≠турные люди хорошо владеющие жанрами устного делового общени€, стесненно чувствуют себ€ в обстановке светского общени€, которое требует изощренности речи, быстрой речевой реакции. Ћегкость и из€≠щество светской беседы Ч это своего рода искусство. ќно достигаетс€ посто€нной практикой (в двор€нских семь€х этому учили с детства). —ветска€ беседа не накладывает таких строгих требований, как офици≠альное этикетное общение. ѕри этом истинно светский человек может и пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон.

ѕыта€сь определить, что есть истинна€ воспитанность, „естерфильд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступа€ которую человек делаетс€ нестерпимо церемонным, а не достигав ее Ч разв€з≠ным или неловким.

ќ том, что иногда правилами этикета можно пренебречь из вежли≠вости, свидетельствует факт, который Ћев “олстой любил рассказы≠вать своим дет€м. Ћюдовик XIV, жела€ испытать одного вельможу, славившегос€ своей учтивостью, попросил войти в карету первым. Ётикет строго об€зывал пропустить корол€ вперед, но вельможа, не колебл€сь, первым сел в карету. "¬от истинно благовоспитанный че≠ловек!" Ч сказал король. —мысл этого эпизода заключаетс€ в том, что хорошее воспитание призвано упрощать, а не усложн€ть отношени€ между людьми. (ѕримеры приведены из книги ћуравьевой ќ.—. " ак воспитывали двор€нина". ћ., 1995.)

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1316 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

514 - | 475 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.