Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие правовой культуры




Правовая культура – одна из видов культуры. Термин «культура» (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание, развитие) воспринят многими науками, в том числе и юриспруденцией. Существует несколько сот определений понятия «культура»[321]. При различных акцентах в ее определениях эта категория выражает при самом высокоабстрактном теоретическом подходе качественный срез духовных и материальных творений человечества как основы их воспроизводства и реализации во благо человеку и обществу. Культура, согласно А. К. Уледову, это «определенное качественное состояние общества на каждом данном этапе его развития»; «ее сущностью является степень свободы личности и общества»[322].

Культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят, главным образом, вещественные ценности, созданные людьми в процессе трудовой деятельности, необходимые для их жизни и деятельности, в отличие от того, что дано природой (средства труда, орудия производства, технологии, предметы потребления и т. д.), а к духовной культуре – науку, искусство, мораль, религию, право и т. д. Однако при этом обращается внимание на то, что духовная культура включает в себя систему производства, распределения и потребления духовных ценностей. Что же касается права, то оно в силу своей регулятивной миссии охватывает не только производство духовных ценностей, но и всю наиболее значимую сферу материального производства, обмена и потребления. В связи с этим в правовой культуре фокусируется вся самая важная разновидность культур, опосредованных правом.

Правовую культуру в юридической литературе определяют по-раз­ному. Одни авторы в понятие правовой культуры включают право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерное поведение[323]. Другие связывают правовую культуру с состоянием правовой жизни общества, с достигнутым уровнем юридических актов и иных текстов правового характера, а также со степенью гарантированности государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом[324]. Третьи исходят из того, что правовая культура охватывает уровень зрелости правовой системы, состояние законности, отношение людей к правовым предписаниям, к закону, к праву, правовую грамотность широких масс, их непримиримость к фактам правонарушений[325]. Четвертые рассматривают правовую культуру «как результат исторического развития институтов права и правового сознания представителей юридической элиты и рядовых граждан»[326]. Есть и иные представления о правовой культуре.

При определении правовой культуры некоторые исследователи отождествляют понятия правовая культура и правовая культура общества. В таком ракурсе оперирует этими понятиями, в частности, В. П. Сальников, определяющий правовую культуру общества как «разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права»[327], а также В. Д. Попков, полагающий, что «правовая культура общества – это и определенное состояние, и уровень правосознания, совершенства законодательства, всей системы юридических актов, эффективность деятельности юридических учреждений, качество юридической практики»[328].

Точнее же все-таки в общетеоретическом аспекте употреблять термин «правовая культура», а не «правовая культура общества». Правовая культура общества предполагает ее характеристику применительно к конкретному, отдельно взятому обществу или же в аспекте разновидности культуры при разграничении правовой культуры общества и правовой культуры личности. Иначе говоря, правовая культура общества – это только вид правовой культуры, а не правовая культура в целом. Общая же теория права оперирует понятиями, в том числе и категорией правовая культура, не на уровне какого-то одного общества или одного вида культуры, а на уровне всех обществ и всех видов правовых культур.

Понятие правовая культура неразрывно связано с понятием правовая система. Они соотносятся между собой как форма с содержанием. Правовая система – это содержание, это то, что должно быть, что должно реализоваться как целостное качество, а правовая культура – то, что придает ей движение, тонкий, деликатный, гуманный механизм ее реализации, изысканные юридические приемы, способы претворения в жизнь права, его ценностей. Это своего рода ключ, с помощью которого заводится пружина, движущая правовую систему. Правовая культура – это сияние юридического искусства в формировании, развитии и реализации права.

Правовая культура – это система воспроизводства правовых ценностей, выражающихся в реальном прогрессивном правовом сознании, восприятии и развитии правовых принципов и основанных на них систематизированных юридических актах, устанавливаемых и реализуемых в соответствии с устоями правовой законности и правового порядка.

В связи с тем, что культура охватывает абсолютно все сферы жизни и деятельности людей (культура производства, труда, быта, гражданская, эстетическая, политическая, нации, народа или народов определенной исторической эпохи, например, античная культура), именно правовая культура является кульминационным отражением всех разновидностей культур в регулируемых правом областях общественных отношений. Правовая культура – квинтэссенция всех разновидных культур, поскольку ни одна из них не может противоречить праву как регулятору верховенствующему, обязательному, универсальному. Не случайно исследователи культуры того или иного народа, общества или эпохи ищут и находят ее отражение в памятниках права, являющегося субстанцией культуры. Некоторые авторы субстанций культуры признают религию[329]. Определенные основания для такого утверждения есть, однако лишь в условиях, при которых религии придается правовой статус, т. е. только в теократических государствах. Все ценности разновидных культур в сфере правовой регламентации воплощаются в правовые ценности, образующие правовую культуру.

Правовые ценности – это прежде всего достижения непрерывно развивающейся юридической науки как предпосылки формирования на основе познанных принципов права, устойчивого прогрессивного правосознания, объективно необходимого правотворческого процесса, правового законодательства, форм его выражения, систематизации и реализации в соответствии с устоями законности и правопорядка.

Современные правовые ценности – это принципы: нравственно-правовые – справедливость, свобода, равенство, братство, безопасность, открытость, гуманизм, свобода совести, веротерпимость, свобода вероисповедания; политико-правовые – народовластие, самоуправление, политический плюрализм, разделение государственных властей, сочетание национального и интернационального; экономико-правовое многообразие форм собственности и их паритетность, свобода предпринимательства, свобода конкуренции, антимонополизм; эколого-правовые – охрана окружающей среды, рачительное использование природных ресурсов; собственно-правовые – точность в определении круга субъектов правовых отношений их юридических прав, обязанностей и гарантий; единство прав и обязанностей; презумпция невиновности; ответственность за вину; соответствие наказания тяжести содеянного; закон, усиливающий ответственность, обратной силы не имеет; неотвратимость ответственности за правонарушение; правозаконность и правопорядок в правовом упорядочении.

К правовым ценностям относится формирующаяся в соответствии с принципами права система его источников (форм), демократическая процедура их становления и реализация, своевременное их опубликование, правильное их восприятие, рациональная система юридического образования и правового воспитания.

Правовые ценности выражаются и в осуществлении официальной систематизации законодательства, особенно его кодификации и консолидации, позволяющих правоприменительным структурам и всему населению оперативно находить соответствующие правовые нормы и успешно их реализовывать.

Особо значимую ценность представляет законодательная техника, являющаяся юридическим способом воспроизводства всех ценностей в процессе правового регулирования. К ней относятся:

· лингвистическая точность, однозначность в юридическом определении субъектов права как участников правоотношений, их прав, обязанностей и гарантий;

· краткость, ясность, логичность изложения юридического текста;

· отсутствие противоречивости нормативных предписаний в устанав­ли­ваемом правовом акте;

· «вписание» правового акта в правовую систему, обеспечение ее це­лост­ности, единства, непротиворечивости.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1608 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2458 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.