В некоторых учебниках соотношение законности и правопорядка сводится к тому, что законность – это якобы только требование ко всем точно и неуклонно проводить в жизнь законы и основанные на них подзаконные акты, а правопорядок являет собой реализованную законность. При такой интерпретации законность считается основой правопорядка, а его специфика как обособленного явления по сути дела не обнаруживается.
Понятие «правовой порядок» возникло еще в античную эпоху и свидетельствует о том, что оно является отражением реального состояния, а его «фундаментом» является не законность вообще, а право, его принципы и принципы правовой законности.
В самой общей характеристике определяет правопорядок В. С. Нерсесянц: «Правовой порядок (правопорядок) – это порядок взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции»[313]. Более конкретный перечень признаков правопорядка называет в своей дефиниции В. В. Борисов: «Правовой порядок – это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права»[314].
Еще шире, в русле не только правовой, но и политической сферы, правопорядок определил самый известный представитель американской социологической школы права Р. Паунд – как режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества. Основатель нормативистской школы права Г. Кельзен считал, что достигший определенной степени централизации централизованный правопорядок и олицетворяется государством, и есть государство. Кстати сказать, и знаменитый Цицерон вопрошал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Но во всех этих характеристиках правопорядка, выражаясь терминологией Цицерона, речь идет о правопорядке действительно слишком общем (философском).
В юриспруденции употребляются понятия общий правопорядок, централизованный правопорядок, общественный порядок, правовой порядок (правопорядок). Необходимо определиться, о каком правопорядке следует вести речь, в каком ракурсе его рассматривать, в каких условиях, при каком понимании права и в каком соотношении с ним. А начинать надо с этимологии термина «порядок». Порядок – это состояние налаженности, организованности, благоустроенности; правильность, систематичность, строгая определенность, последовательность[315]. Порядок, как высочайшая социальная ценность, соизмерим прежде всего с правом в современной его интерпретации – как регулятором верховенствующим, выражающим общесоциальную политическую справедливость в его принципах и нормах, охраняемых государством в русле гармонического сочетания интересов всех социальных групп, личности и общества.
Правовой порядок – это основанное на принципах права и правовой законности своевременное, стабильное, системное, точное упорядочение всех общественных отношений, нуждающихся в юридической защите.
Правовой порядок имеет место тогда, когда: а) все общественные отношения, нуждающиеся в юридической защите, упорядочены в соответствии с объективно обусловленными потребностями по пути прогрессивного развития общества; б) правовым законодательством общественные отношения урегулируются системно в русле гармонического сочетания интересов личности и общества; в) юридически упорядочены не только все соответствующие роды общественных отношений, но и их комплексы в соответствующих сферах, а положение субъектов этих отношений устойчиво, стабильно; г) регламентация юридически гарантированная; д) права и обязанности, их единство формулируются точно, ясно, доходчиво, определенно; е) правовые предписания проводятся в жизнь реально в соответствии с принципами правовой законности.
Принципы правопорядка, так же как и принципы законности, принципы любого социального явления, у различных авторов выглядят не однозначно. Как уже отмечалось, у В. С. Нерсесянца принципы законности и правопорядка одни и те же; их всего пять. В учебнике под редакцией В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – шесть: 1) определенность; 2) системность; 3) организованность; 4) государственная гарантированность; 5) устойчивость (стабильность); 6) единство (основано на единых политических и правовых принципах)[316]. В учебнике под редакцией М. Н. Марченко – девять: 1) конституционность; 2) законность; 3) целостность и структурность; 4) субординация и соподчинение, корреляционные связи; 5) упорядоченность и нормативность; 6) справедливость и нравственность; 7) гарантированность; 8) простота, оптимальность и универсальность; 9) подконтрольность[317].
При этом правопорядок рассматривается не только в сфере права, но и нравственности и тем самым сближается с общественным порядком.
А ведь само понятие «правовой порядок» предполагает только правовую сферу.
Если же исходить из сугубо правовой сферы правопорядка, то ему присущи следующие принципы: а) упорядоченность общественных отношений правовыми законами (в соответствии с принципами права); б) соблюдение принципов правовой законности; в) своевременность урегулирования; г) стабильность; д) системность; е) универсальность; ж) точность; и) ясность, доступность; к) гарантированность.
Правовой порядок необходимо различать с более широким понятием – общественным порядком, который являет собой состояние урегулированности общественных отношений на основе принципов и норм всех социальных регуляторов (права, нравственности, религии, обычаев и др.). Обеспечивается общественный порядок преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что право и государство не причастны к его поддержанию. Правопорядок является важнейшей частью общественного порядка, его сердцевиной и его гарантом. Подтверждением тому служат правовые нормы, предусматривающие юридическую ответственность за нарушение общественного порядка.