Пришедшее на смену средневековому (феодальному) праву право буржуазное является поистине новым типом уже потому, что оно формально провозгласило всех членов общества субъектами права, к тому же равными и свободными. Такого в истории юридического права не было никогда. Буржуазия, установившая свою власть в результате революционных преобразований в Европе на протяжении XVI–XIX вв., законодательно закрепила важнейшие принципы – свободу, равенство, братство, безопасность.
Юридическое утверждение этих новых, прогрессивных принципов было экономически обусловлено потребностью в защите собственности только на средства производства без права собственности на работника производства, который должен свободно распоряжаться своим трудом. Именно такой свободный труд мог реально быть более эффективным, чем подневольный труд крепостного крестьянина.
Неоценимый вклад в развитие правового законодательства внесла знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием Франции 14 июля 1789 г. Уже само название документа свидетельствует о том, что он являет собой гимн человеку, его достоинству, его чести, его естественным, неотъемлемым, неотчуждаемым, священным правам; это гимн правовой культуре, общечеловеческим ценностям. Декларация прав человека и гражданина – яркое подтверждение действия объективных законов в развитии правовой системы – ее гуманизации и демократизации.
Французский исследователь М. Лесаж на международной конференции, посвященной 200-летию Декларации прав человека и гражданина, подчеркнул два ее универсальные принципы: «роль права как основы прав и свобод граждан и систему контроля за государственной властью со стороны граждан общества»[213].
В более конкретной постановке Декларация прав человека и гражданина четко и ясно закрепила четыре группы правовых принципов: нравственно-правовые, политико-правовые, экономико-правовые, собственно-правовые (юридические) принципы.
Нравственно-правовые устои содержатся во всех семнадцати статьях Декларации, но особенно отчетливо отражены в ст. 1, 2, 4–7, 11, 13, 14, 17. Это – справедливость, свобода, равенство, братство, безопасность, сопротивление угнетению, веротерпимость.
К политико-правовым принципам относятся: обеспечение государством, всяким политическим союзом естественных и неотъемлемых прав человека, интересов всех (ст. 2, 12); узаконение нации (народа) как источника суверенитета (ст. 3); разделение власти (ст. 16), подконтрольность государственного аппарата, его должностных лиц обществу (ст. 15).
Экономико-правовыми принципами являются: собственность человека как его естественное право, неприкосновенное и священное (ст. 17); лишение собственности возможно только при явной необходимости на основе закона при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 17); справедливое в соответствии с волей всех граждан налогообложение (ст. 14).
Юридические (собственно-правовые) принципы сформулированы с особой тщательностью. К ним относятся: равноправие (ст. 1, 6); закон должен быть выражением общей воли (ст. 6); участие всех граждан в законотворчестве лично или через своих представителей (ст. 6); равноправие всех граждан (ст. 1, 6); общеобязательность закона для всех (ст. 6); единство законности (ст. 6–8); разрешено все, что не запрещено законом (ст. 5); закон обратной силы не имеет (ст. 8); нет преступления, не указанного в законе (ст. 5); не может быть принуждения, не указанного в законе (ст. 5); нет наказания, не предусмотренного законом (ст. 7); закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества (ст. 5); соответствие предусмотренного законом наказания тяжести совершенного правонарушения (ст. 8); недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный законом (ст. 10, 11); презумпция невиновности (ст. 9); гарантии прав человека (ст. 12–14).
В сформулированных Декларацией принципах права фокусируются все жизненно важные интересы человека и общества в русле общесоциальной справедливости.
По своему глубокому содержанию и идеальной форме изложения характеризуемый акт является эталоном правового законодательства. Он создан на основе высокого теоретического правосознания, сформировавшегося под воздействием основоположников классической школы естественного права, – Г. Гроция, Дж. Локка, других ее разработчиков, особенно Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. Наполеон Бонапарт счел нужным заявить, что именно Руссо подготовил революцию во Франции.
Становлению этого документа способствовали также достижения мирового прогрессивного правотворчества начиная с устоев римского права, знаменитого Кодекса Юстиниана и кончая революционным законодательством Англии и США. Особенно сильное влияние оказали английский Билль о правах, Декларация независимости Соединенных Штатов Америки 1776 г., а также отечественное законодательство – декларации французских Генеральных штатов и актов Парижского парламента 1755–1788 гг.
Декларация прав человека и гражданина была воспринята конституцией Франции 1791 г. и оказала заметное воздействие на гуманизацию не только французского законодательства, но и на правотворчество всего мира, нашла свое воплощение в международных актах Лиги наций по вопросам о справедливости и гуманных условиях труда мужчин, женщин и детей, а также в последующих международно-правовых документах.
Французская Декларация прав человека и гражданина является «выдающейся вехой в истории признания и закрепления прав человека и гражданина», «она «приобрела всемирное значение и авторитетно обозначила магистральное направление в признании и защите прав и свобод человека и гражданина»[214].
Значительным шагом в развитии правовых устоев, закрепленных буржуазным законодательством, было и рецепирование, исторически второе рецепирование римского права, приспособление его к потребностям развития капиталистической собственности, капиталистического способа производства. Объясняя причины рецепции римского права в буржуазных условия, К. Маркс писал: «Римское право в более или менее измененном виде было воспринято современным обществом потому, что правовое представление, которое субъект в обществе, основанном на свободной конкуренции, имеет о самом себе, соответствует представлению о лице в римском праве»[215].
Весьма удачно римское право рецепировано в гражданском кодексе Франции 1804 года, названном в 1807 г. Кодексом Наполеона, которым он гордился больше, чем всеми своими военными успехами. Даже К. Маркс, весьма критически относившийся к буржуазному законодательству вообще, считал этот кодекс образцовым сводом законов буржуазного общества.
В то же время французские законы в целом, как и все буржуазное законодательство, еще не стали правовыми. Принятые во Франции с 4 по 11 августа 1789 г. законы установили непосильный для большинства крестьян выкуп основных повинностей; мало что изменило в этой области и последующее аграрное законодательство. В 1792 г. принимается закон Ле-Шапелье, запретивший создание рабочих союзов и проведение забастовок. Буржуазные законы о выборах представительных органов закрепляли высокий возрастной ценз, представляя право избирать лицам, достигшим 20–25-летнего возраста. Во многих странах избирательных прав были лишены женщины. Не представлялось право на труд, на отдых, на образование и другие социальные и экономические права граждан. Французское законодательство чем дальше, тем все в большей степени стало выражать интересы только класса буржуазии, к тому же преимущественно крупной буржуазии. В таком же духе развивалось и законодательство других буржуазных государств, удаляясь от справедливости, от устоев права. Законы, выражающие интересы только одного класса общества в ущерб интересам других социальных групп, не являются правовыми. Права нет в законах, нарушающих его принципы.
Нарушение буржуазным законодательством принципа равенства, других устоев права, формальный характер провозглашенных прав и свобод, отсутствие реальных гарантий их реализации вызвало обоснованную критику буржуазного законодательства. В частности, К. Маркс критиковал французскую конституцию за то, что она в общих фразах провозглашала свободу и ограничивала ее в оговорках. Конституционное законодательство подверг жесткой критике и Л. Гумплович, утверждавший, что «...внешние формы государственного права по большей части устанавливаются с целью сокрытия действительного существа его», что оно «всегда больше умалчивает, чем выражает; больше скрывает, чем раскрывает; больше обещает, чем исполняет; хвастает тем, чего в действительности не заключает в себе»[216].
Возникшее в буржуазных государствах мощное коммунистическое, социал-демократическое, профсоюзное движение, стихийные протесты трудящихся во многих странах подтверждают непоследовательность, половинчатость воплощения в реальной жизни принципов права. Наиболее одиозно выглядело буржуазное законодательство фашистских государств и иных диктаторских режимов, где право как таковое отсутствовало.
Основными системообразующими факторами буржуазной правовой системы являются: а) экономические – собственность буржуазии на средства производства и отсутствие собственности на работника производства, экономическая конкуренция, свобода предпринимательской деятельности; б) социальные – деление общества на капиталистов и пролетариев, являющихся лично свободными; в) политические – государственная власть буржуазных демократических республик и конституционных монархий, политический плюрализм (многопартийность), буржуазно-либеральное, социал-демократическое и коммунистическое движения; г) идеолого-теоретические – классическая школа естественного права, теория народного суверенитета, теория разделения властей; д) юридические – декларации о правах человека, конституции демократических государств, правовое текущее законодательство, правовые обычаи, правовые прецеденты, правовые нормативные договоры, правовая практика, правовая наука.