Принцип (лат. principium – начало, основа) в философии – то же, что и основание, основное, исходное. В новейшей учебной юридической литературе принципы права определяются неодинаково. Согласно В. К. Бабаеву: «Принципы права – основополагающие идеи, начала, выражающие сущность права и вытекающие из генеральных идей справедливости и свободы»[29]. В. Н. Хропанюк же полагает, что «принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни»[30].
Принципы права, конечно, вытекают из справедливости, поскольку она воплощается в праве, образуя его сущность. Они связаны и с закономерностями общества в связи с тем, что при упорядочении соответствующих сфер общественных отношений право юридически закрепляет их устои в соответствии с объективными законами, действующими в этих сферах. Следовательно, принципы права непосредственно связаны с принципами регулируемых сфер общественных отношений и косвенно, т. е. посредством их принципов – соответствующими закономерностями. Непосредственно же принципы права связаны с его собственными объективными законами.
Принципы права – это исходные, непререкаемые положения, наиболее характерно выражающие его сущность, юридически закрепляющие реальные устои регулируемых сфер общественных отношений.
Принципы права непосредственно определяют его содержание (нормы) и поэтому именно в духе принципов должно осуществляться нормотворчество. Если же устанавливаются государством нормы, противоречащие принципам права, они являются неправовыми со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вся правореализующая деятельность также должна осуществляться в соответствии с принципами права. Отступление от принципов права в процессе реализации его норм представляет собой нарушение законности, проявление произвола. Знание принципов права важно для всех граждан в плане формирования их правовой культуры и защиты своих интересов, но особенно важна их роль для должностных лиц, занимающихся правотворчеством и применением права. Не случайно в народе утверждается, что принципы нужны для великих дел, а известный русский писатель и философ Н. Г. Чернышевский писал: «У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха». Согласно академику А. Бергу: «Без принципов человек похож на корабль без руля и компаса».
В учебной юридической литературе принципы права рассматриваются и в самой общей постановке, и в более конкретной. Главным образом с этим обстоятельством, а также в зависимости от авторского понимания сущности права зависит и количество анализируемых принципов, и их названия.
Согласно В. К. Бабаеву принципов права всего шесть: демократизм в формировании и реализации права, законность, национальное равноправие, гуманизм, равенство граждан перед законом, взаимная ответственность государства и личности[31]. У В. Н. Хропанюка восемь принципов права: социальная свобода, социальная справедливость, демократизм, гуманизм, равноправие, единство юридических прав и обязанностей, ответственность за вину, законность[32]. В. Д. Перевалов и В. И. Леушин рассматривают шесть принципов, однако в один из них включают четыре правовые аксиомы, что и образует в итоге по сути дела девять правовых принципов: справедливость, уважение прав человека, равноправие, законность, правосудие, правовые аксиомы (закон обратной силы не имеет; дозволено все, что не запрещено законом; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение)[33]. Л. С. Явич характеризовал в социалистическом праве 19, а затем 22 принципа[34]. Л. Р. Сюкияйнен в мусульманском праве усмотрел пять основных принципов (вера, жизнь, разум, нравственность, собственность), из которых со временем были выделены 99 принципов и затем в XIX в. канонизированы[35]. Конституционный Суд ФРГ указал на пятнадцать принципов международного права, подлежащих применению внутри страны. Правовых принципов действительно много, если иметь в виду не только общеправовые, права вообще, но и конкретной правовой системы и каждой ее отрасли.
Познание правовых принципов в русле предмета общей теории права требует классификационного к ним подхода и исследования наиболее общих из них. Как отмечал известный русский публицист Н. П. Огарев, классификация – необходимая потребность ума, потому что ум не может ничего понять не в порядке. Поскольку существует множество критериев классификации вообще в зависимости от авторского подхода, постольку и принципы права, в частности, группируются по-разному.
На протяжении многих лет советские правоведы в классификации принципов права исходили из марксистского учения о классовых общественно-экономических формациях и экономического базиса по отношению к юридической надстройке. Речь шла о принципах правовых систем определенной формации – рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической, с обращением особого внимания на устои социалистической правовой системы. О принципах права вообще проблема даже не ставилась. В пределах социалистической правовой системы различали принципы общие, их еще называли основными (свойственными всем отраслям), межотраслевые (характерные для двух и более отраслей), отраслевые, присущие только одной правовой отрасли (например, только отрасли гражданского права или только отрасли уголовного процесса). В пределах социалистической системы выделяли правовые принципы, закрепляющие устои экономические, социальные, политические, нравственные, идеологические и специально-юридические. При этом некоторые авторы не выделяли социальные, а объединяли их с экономическими и вели речь о социально-экономических принципах.
В новейшей учебной литературе наметился крен к общеправовым принципам, однако обстоятельно он еще не проявился, а некоторые авторы стремятся даже вернуться на прежние, идеологизированные позиции.
М. Н. Марченко классифицирует принципы права в зависимости от их характера (социально-экономические, политические, идеологические, этические, нравственные, религиозные, специально-юридические); типа правовой системы (рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические); сферы распространения (на всю систему права, несколько ее отраслей, на отдельную отрасль). К специальным юридическим он относит принципы:
· общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми социальными нормами;
· непротиворечивости норм, составляющих действующую правовую систему государства, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;
· подразделения правовой системы государства на публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;
· соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;
· социальной свободы, выраженный в системе субъективных прав субъектов общественных отношений, равенство перед законом и судом, равноправие;
· законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельности всех должностных лиц государственных органов;
· справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;
· юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена в судебном порядке – презумпция невиновности;
· недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, и гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного[36].
П. М. Рабинович подразделяет принципы права на типологические, конкретно-исторические, отраслевые, межотраслевые, общечеловеческие.
В классификации принципов права следует исходить прежде всего из двух обстоятельств. Во-первых, из того, что право представляет собой явление интегративное в силу его предназначения упорядочивать все другие социальные явления, которые нуждаются в правовой регламентации и, следовательно, юридически закреплять устои регулируемых отношений, коими и «связывается» само право и, во-вторых, из того, что право – это относительно самостоятельное социальное явление, имеющее свои собственные устои. Поэтому необходимо различать социально-правовые принципы (принципы права в широком смысле), закрепляющие устои регулируемых сфер общественных отношений (экономической, политической и других) и собственно-правовые, сугубо юридические (принципы права в узком смысле) как обособленного социального, можно сказать, суперявления, которому присущи собственные устои.
Количество социально-правовых принципов и их названия зависят от того, сколько и какие сферы общественных отношений регулируются правом, а это, в свою очередь, определяется уровнем развития общества, его правовой системы и объективной потребностью в необходимых пределах регламентации тех или иных общественных отношений.
Для современного этапа развития общества, как свидетельствуют об этом действующие прогрессивные правовые системы мира, концентрированно отражающиеся в их основных законах (конституциях), характерны следующие социально-правовые принципы:
· нравственно-правовые (общечеловеческая справедливость; свобода, разрешено все, что не запрещено правовым законом; юридическое равенство всех перед правовым законом; братство (интернационализм); безопасность; гласность (открытость); гуманизм; веротерпимость; защита социально слабых; гармоническое сочетание личных и общественных интересов; стимулирование социально-полезной активности субъектов права);
· экономико-правовые (экономический плюрализм при наличии частной и государственной форм собственности; паритетность форм собственности; свобода конкуренции; антимонополизм; свобода предпринимательства; свободный труд; оплата по труду; безопасность труда; экономическое содействие развитию среднего класса);
· эколого-правовые (охрана окружающей среды; рациональное использование природных ресурсов);
· политико-правовые (народовластие; самоуправление; политический плюрализм; разделение государственных властей; сочетание национального и интернационального, интересов регионов и центра);
· собственно-правовые (точность в определении круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий; единство юридических прав и обязанностей; формальная определенность юридических норм; презумпция невиновности; юридическая ответственность за вину; соответствие наказания тяжести, опасности содеянного; последующий закон отменяет предыдущий; закон, устанавливающий усиление юридической ответственности, обратной силы не имеет; неотвратимость ответственности за совершенное правонарушение; системность в правовом регулировании; законность и правопорядок в правовой регламентации.
Правовые принципы вырабатываются людьми сознательно на основе объективно обусловленных потребностей развития общества по пути прогресса.