Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Картина мировой истории в целом




В основе всех исторических представлений Ницше лежит определенная мыслительная схе­ма: предположение, будто бы мы можем обла­дать, или даже уже обладаем неким тотальным знанием о ходе истории человечества; будто бы нам досконально знакома наша собственная эпоха и потому мы способны знать, что нынче своевременно, а что нет; и будто бы мы даже способны целиком охватить взором будущее, планировать его и усматривать в нем нечто же­лательное или нежелательное. Эта мыслительная схема далеко не есть нечто само собой разуме­ющееся или — еще менее — естественное. Боль­шая часть человечества прекрасно обходилась без истории: люди жили вне ее, целиком в на­стоящем, словно в вечности, словно все всегда было и будет точно так же, как сегодня; они не задавались вопросами и не сомневались, что са­ми принадлежат к размеренному круговороту явлений. Откуда же могла взяться эта новая, столь возбуждающая человека мысль, в зависи­мости от обстоятельств способная наполнять его чувством невыносимого бессилия или, наобо­рот, сознанием сверхъестественной власти над ходом вещей?

Мысль эта христианского происхождения. Именно христианство со всей строгостью наста­ивало на том, что все в истории человечества со­вершается только один раз: творение, грехопа­дение, воплощение Сына Божия, конец света, Страшный Суд. Христианству известен ход ми­ровой истории в целом, и потому эмпирическую историю оно воспринимает не как цепь случай­ных событий, не как безразличное изменение, но как звено иной цепи — сверхчувственной, це­лесообразной истории. А потому эмпирическая история проникнута для него глубоким смыс­лом; и кроме того, в каждый ее момент в ней решается судьба отдельного человека – спасение или гибель его души.

Христианская историческая мысль превра­тилась в философию истории — светскую науку о специфическом предмете — "всеобщей", "то­тальной" истории. Из этой христианской мысли произошли Гердер, Кант, Фихте, Гегель и Маркс, а вместе с ними и Ницше. Сам характер их мышления определяется видением историче­ского целого как единой общей картины; все они осознают современную им эпоху как некую строго определенную точку в общем ходе исто­рии — и всегда именно как кризисную точку, как решающий поворотный пункт <…>

2. "Есть в человеке некий фундаментальнып промах"

Эти слова Ницше (XIV, 204) звучат как ва­риация на тему христианской мысли о перво­родном грехе.

Ницше так сильно страдает за человека, что порой погружается в "наичернейшую меланхо­лию". В противоположность животным, каждое из которых "точно попадает в цель", полностью отвечая установившемуся типу и повинуясь своей природе, человек есть "еще не установив­шееся животное" с неопределенными возможно­стями, и потому самое его существование в своей нерешенности есть своего рода заболева­ние земли.

Однако именно данный фундаментальный недостаток человека и есть в то же время его шанс. Он еще не то, чем может быть; он не удал­ся, он попал мимо цели; но он еще может стать всем. Ницше отнюдь не желает, чтобы человек стал, наконец, "установившимся животным", то есть определенным типом, ибо это непременно означало бы стадный тип; как раз наоборот: по­длинная сущность человека заключается именно в том, что он не установился, что он всегда мо­жет выйти за пределы самого себя.

В результате Ницше приходит к абсолютно­му оправданию человека. Он снимает все свои прежние обвинения: "Реальный человек в сто раз драгоценнее любого идеального человека, суще­ствующего лишь в пожеланиях и мечтах" (VIII, 139). "Удавшийся человек радуется самому фак­ту "человека", радуется пути человека, но — он идет дальше" (XII, 24).

В ницшевском понимании человеческого бытия сохраняется основная схема: человек по­терян, но может спастись; однако христианское содержание этой концепции с самого начала ут­рачено и заменено другим.

Принципиальная разница вот в чем: у Ниц­ше человек один, он полностью предоставлен са­мому себе. Он может подняться, может "пойти дальше", но без Бога. Ницше сознательно не же­лает дать человеку ничего, кроме него самого, и радуется этому: "Все прекрасное, все возвышен­ное, чем человек наделил реальные и вообража­емые вещи, я хочу потребовать назад и объявить собственностью и созданием человека" (XV, 241).

Но может ли человек, спросим мы, достичь своей цели, если он желает только самого себя и своего "продвижения вперед"? Ницше тоже по­нял, что из этого ничего не выйдет, и выписал для себя слова Гете: "Истинное уважение можно испытывать лишь к тому, кто не ищет самого себя... Должен признать, что за всю мою жизнь мне приходилось встречать самоотверженные характеры такого рода лишь там, где я сталки­вался с прочно укорененной религиозной жиз­нью, с утвержденным на незыблемых основани­ях вероисповеданием, самодостаточным в том смысле, что оно не зависит от времени с его ду­хом и его наукой" (XIII, 304).

Вероятно, Ницше понимал, что это действи­тельно так, однако впоследствии он отрицает эту действительность. Характерно, что все его раз­мышления о человеческом бытии тоже происте­кают из христианских мотивов, но с самого на­чала он тщательно заботится о том, чтобы вы­чистить из них всякое христианское содержа­ние; здесь это — связь человека с Божеством. Он силится удержать свою мысль в железных рамках реальности без иллюзий, он стремится мыслить творчески, и все же скатывается в хо­лодную пустоту "быть только человеком и ничем больше" и, невыносимо страдая за оказавшегося в пустоте человека, тут же перескакивает к идее сверхчеловека. Но этот неопределенный сверх­человек не может значить ничего для настояще­го, живого человека, который должен и хочет здесь и теперь делать то, что необходимо, "уст­ремляя взгляд к совершенству" (XIII, 304); в этой деятельности заключен его шанс достичь своего высшего предела, и в ней он обретает по­кой, удостоверяясь в бытии как таковом. Не ис­кать самих себя, не искать человека — главное условие для того, чтобы найти самих себя, чтобы найти человека <…>

Предварительные итоги

Христианские истоки Ницше — во всепог­лощающем его стремлении увидеть мировую историю в целом и постичь ее смысл. Но хри­стианское содержание этого стремления утраче­но для него с самого начала, ибо с самого начала мировая история для него — не выражение Бо­жества; она целиком предоставлена самой себе. Точно так же отсутствует христианское начало и в одной их краеугольных идей христианства, также ставшей главной идеей Ницше, — в идее человеческой греховности, ибо этот человек не имеет больше никакого отношения к Богу. Ли­шается своего основания и безусловное стрем­ление к истине, ибо оно держалось на том, что истины требовал Бог. Вот почему Ницше всякий раз отрекался от того, что сам же с такой стра­стностью утверждал: от единства мировой исто­рии, от представления о греховности — "неудачности" — человека, от самой истины; мысль его без конца кидает из крайности в крайность.

И при всем этом: при том, что корни его мышления и сами импульсы, побуждающие его мыслить, лежали в русле христианской тради­ции, — никогда, ни на одно мгновение не было для него пути назад, к восстановлению или "об­новлению" христианства.

Нам остается только вопрошать его самого: "Куда же ведет его путь?" — и на наш вопрос мы услышим два ответа, лежащих в основании всех ницшевских размышлений.

Первый ответ содержится уже в том неслы­ханном, жутком отрицании, которое Ницше ре­шился довести до конца — отрицании всякой морали и всякой истины. И мораль, и истина сами осознают себя как производные от христи­анской моральности и стремления к правде; и потому сами они отныне не могут не обнару­жить своей беспочвенности. Вновь и вновь твер­дит об этом Ницше с непревзойденной энергией убеждения <…>

Вершина отрицания — триумфальный тезис Ницше, который он гордо водружает на разва­линах: "Ничто не истинно, всё позволено". Од­нако и этот знаменитый тезис не лишен неко­торой двусмысленности.

С одной стороны, с этим тезисом Ницше словно проваливается в яму. Он осознает Ничто своей эпохи как собственное, а собственное Ни­что — как эпохальное. В этом радикальном без­различии ко всякой значимости, в этом отчая­нии, столь блестяще у Ницше выраженном, кро­ется колоссальная притягательная сила для всех лишенных веры, независимо от того, куда эта сила их приведет: к разнузданной раскованности всех случайных порывов, или к отчаянной вере, обратившейся против собственного Ничто, к фанатизму ради фанатизма — "лишь бы за что-нибудь ухватиться" <…>

С другой стороны, разрушительному смыслу этого тезиса можно противопоставить совсем иное толкование: быть может, этот тезис лишь освобождает место для развития изначальнейших, подлиннейших возможностей, заложенных в человеке. Захлестнутая хаосом и сопутствую­щим ему фанатизмом канет в пучину ненави­стная Ницше "слабость", а на место ее встанет победитель — "нигилизм силы", силы, способ­ной вынести бесконечную даль Объемлющего, не нуждающейся в подпорках ложного абсолю­тизирования конечных объективностей — зако­номерностей и законов. Все это ей не нужно, ибо из глубочайших оснований Объемлющего ей от­крывается — всякий раз исторически конкрет­ное, однако озаренное покоем вечности, — то, что истинно, и то, что нужно делать; или иначе: это сила, в которой человек даруется самому се­бе в своем самобытии.

Именно так, мне кажется, я вправе охарак­теризовать второй ответ, данный Ницше на воп­рос: "Куда?" (после радикального отрицания). Мысль Ницше есть постоянное саморазруше­ние, ибо ни одна истина не может сохранить в ней устойчивости, и в конце ее всегда обнару­живается Ничто; однако воля Ницше направлена в прямо противоположную сторону — против нигилизма: она ищет в пустом пространстве че­го-то позитивного. Его второй ответ — это на­бросок нового мировоззрения, которое должно прийти на смену христианству, не отметая его в сторону и не забывая его, но как его наследник, превзойти христианство с помощью того вы­сшего ранга человеческого бытия, которое хри­стианство же и вырастило; именно это новое ми­росозерцание должно придать тезису: "Ничто не истинно; все позволено", — иной смысл, превра­тить его в новую, небывало глубокую истину.

Однако in concrete этого второго ответа у Ницше все-таки нет, и потому нам придется ставить новые вопросы: не сворачивает ли Ниц­ше, не в силах осуществить свою собственную идею, всякий раз снова на путь первого ответа — к безграничному отрицанию, к отчаянному, безоговорочному утверждению, к пророческому фанатизму, к разнузданию всякого произвола, инстинкта, насилия? не превратился ли он — он, стремившийся к высшему, жаждавший невоз­можного, — против воли в некую силу, желаю­щую спустить с цепи всех кроющихся в нас бе­сов? или, может быть, как раз все это лишь сби­вающая нас с толку, соблазнительная види­мость, передний план, за которым кроется что-то иное?

Новая философия Ницше





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 268 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.