Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Линейная нотация (XI в) – Гвидо д'Ареццо.




ТЕМА 2.ЭВОЛЮЦИЯ НОТНОГО ПИСЬМА. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПЯТИЛИНЕЙНОЙ И БУКВЕННОЙ СИСТЕМ НОТАЦИИ.

Нотное письмо, нотация (лат. Nota - заметка) — система графических знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки.

 

История нотного письма начинается еще в глубокой древности. Известны пиктографическое (с помощью изображений) обозначение мелодий (образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипеских памятников), идеографическая запись музыкальных звуков с помощью клинописи (применялась в Древнем Вавилоне); финикийское звуковое письмо (около 1100 г. до н.э.). В Древней Греции музыкальная письменность переходит на буквенное обозначение звуков, указывающих на их высоту. В VІ—Х вв. буквы греческого алфавита заменяются латинскими.

· Средневековые системы нотного письма (западноевропейское невменное и славянское крюковое или знаменное) были рассчитаны на нотацию культовых песнопений и распевов, применяющихся в богослужениях. Поэтому передача звуковысотности музыкальной информации была не точной, отражающей лишь направление развития мелодии

(невмы писались над словесным текстом для напоминания мелодий песнопений: ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Позднее были введены дополнительные знаки, уточнявшие высоту звуков, т.н. киноварные пометы. Киноварь – вид краски).

· Такой приблизительный характер записи музыки отразился в их названии: невменная нотация—от греч. pneuma «дуновение», «намек»; и знаменная — от слова «знамя» или «знак».

Позднее в западноевропейской музыке невмы стали записываться на одной или двух горизонтальных линиях, буквенное обозначение которых или цвет (красный – звук фа малой октавы, выше красной – желтый – звук до 1 октавы) определяли высоту расположенных на них невм.

Первоначально такие линии не указывали на точную высоту звуков, однако позволяли музыканту видеть, какие из числа обозначенных невмами звуков являются относительно более низкими, а какие - относительно более высокими.

Н.Н.Кушнаренко (Книга «Документоведение) пишет: «Так постепенно в недрах невменного письма зарождалась линейная нотация, объединявшая наглядность невм и звуковысотную точность буквенной записи».

Число линий простиралось от одной до 18; системы из нескольких линий как бы воспроизводили на бумаге струны музыкального инструмента.

В ХІ в. линейная нотация была усовершенствована итальянским музыкантом Гвидо д'Ареццо, который своей реформой установил точную систему координат, сыгравшую большую роль в развитии современного нотного документа. Он свел буквенное и невменное нотописание в одну систему, разработав способ записи нот на нотной строке, состоящей из четырех горизонтальных параллельных линий, ставших прообразом современного нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались в крючки — условные графические знаки, определяющие высоту расположенных на нем нот.

В начале линий он поместил буквенные знаки, обозначавшие точную высоту записанных на них звуков; эти знаки были прототипами современных ключей.

Гвидо д’Ареццо также является автором слоговых названий: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». В конце ХVI в. для обозначения VІІ ступени в семиступенном звукоряде введен слог «си».

 

*До реформы Гвидо д’Ареццо певцы тратили много времени на разучивание песнопений «с голоса» учителя. Введенная им нотация позволила ученикам после усвоения нескольких несложных привил самостоятельно и достаточно надежно разучивать неизвестные им хоралы «с нот».

Невменную нотацию в ХІІ—ХІІІ веке заменила хоральная — система графических знаков, выработанная для записи григорианского хорала (одноголосные богослужебные песнопения католической церкви). Хоральное нотное письмо позволило расширить диапазон записываемой мелодии (введенные ключи С и F, указывающие на интервалы между соседними звуками, могут быть помещены на любой линии, что позволяет обходиться без добавочных линий при большом диапазоне мелодии). Кроме этого, благодаря богатой и разнородной номенклатуре знаков хоральная нотация была способна относительно точно передавать не только рисунок мелодии, но и её акцентно-артикуляционную структуру, а также способ и характер исполнения.

Интересно, что хоральная нотация применялась не только для записи религиозных песен, но и светских.

В ХІІІ—ХVІ веках появилась мензуральная нотация. С ее помощью можно было записывать не только направление движения мелодии, как в невменной, не только высоту звуков, как в хоральной нотации, но и относительную длительность звуков. Длительность звука обозначала форма головки ноты. Знаки мензуры, устанавливавшие трёхдольность или двухдольность каждой нотной длительности, помещались в начале нотной строки, при смене мензуры - в середине нотного текста. Применявшиеся в этой системе знаки пауз соответствовали мензуральным длительностям и носили их названия. Это отвечало потребностям развития многоголосной музыки с разнообразными ритмичными рисунками.

Невменная (славянская крюковая или знаменная существовала с XI века по XVII) нотация (IX – X в) – показывала направление движения мелодии, но не указывала высоту и протяженность звука.

Линейная нотация (XI в) – Гвидо д'Ареццо.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1096 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2343 - | 2094 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.