Абстрагирование – интеллектуальный акт отвлечения от некоторых аспектов, сторон изучаемого объекта, заключающийся в выделении в чистом виде тех черт объекта, которые наиболее существенны в данной познавательной ситуации. Результатом абстрагирования является такой специфический элемент научного познания как абстрактный объект (например, материальная точка, общественно-историческая формация, психологический тип и т.п.); абстрактные объекты играют важную роль в научном познании. С помощью системы абстракций создается собственно научный язык, позволяющий формулировать научные положения и осуществлять научные рассуждения. Абстрагирование – это всегда творческая операция, т.к. абстрактный объект нужно сконструировать, создать.
Анализ и синтез – традиционные и универсальные мыслительные операции, которые применяются поистине в каждой познавательной ситуации. Анализ – метод познания, состоящий в мысленном разделении исходного объекта на составляющие его части, выявление его структуры, отделение существенного от несущественного, сведение сложного к более простому. Что касается операции синтеза, то она является вторым необходимым элементом данной методологической пары; синтез представляет собой восстановление, объединение изученных анализом частей, обнаружение и вскрытие того общего, что связывает части в единое целое.
Обобщение – метод познания, состоящий в установлении общих признаков, свойств и отношений предметов. Тесно связано с абстрагированием гносеологической основой обобщения являются категории общего и единичного. Всеобщее (общее) – философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат нескольким единичным явлениям или всем предметам данного класса. Необходимо различать два вида общего:
− абстрактно-общее – как простая одинаковость, внешнее сходство единичных предметов (например, наличие у всех людей – в отличие от животных – ушной мочки);
− конкретно-общее как закон существования и развития единичных явлений в их взаимодействии в составе целого, как единство в многообразии. Данный вид общего выражает внутреннюю, глубинную,
повторяющуюся у группы сходных явлений основу – сущность в ее развитой форме, т.е. закон.
Общее неотрывно от единичного (отдельного) как своей противоположности, а их единство – особенное. Единичное (индивидуальное, отдельное) – философская категория, выражающая специфику, своеобразие именно данного явления, его отличие от других.
В соответствии с двумя видами общего различают два вида научных обобщений: выделение любых признаков (абстрактно-общее)или существенных(конкретно-общее, закон). По другому основанию можно выделить обобщения: от отдельных фактов, событий к их выражению в мыслях (индуктивное обобщение); от одной мысли к другой общей мысли (логическое обобщение, обобщение понятий).
Дедукция и индукция. Дедукция – умозаключение от общего к частному; логический вывод частных положений из более общих. Он играет ведущую роль в логико-математических науках. Индукция – умозаключение от частного к общему; индуктивное рассуждение – это «восхождение» от частных положений (фактов, данных опыта) к более общим закономерностям. В научном познании индуктивные и дедуктивные моменты постоянно переплетаются, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.
Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта). Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть – выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.
Аналогия (от греч. analogia – сходство, соответствие) – метод познания (способ рассуждения), основанный на том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой менее изученный и менее доступный для исследования объект.
Моделирование – метод исследования, состоящий в создании и изучении модели, заменяющей исследуемый объект (оригинал), с последующим переносом полученной информации на оригинал. Модель (от лат. modelus – мера, образец) – в методологии науки – аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и т.п. – оригинала модели. Этот аналог – «представитель», «заменитель» оригинала в познании и практике. Он служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им.