Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы политической модернизации в политологии

И.И. Ястребова

Базовое образование: «менеджер в области государственного и муниципального управления», Гуманитарный институт Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)

Тема кандидатской диссертации: «Социокультурные характеристики политической модернизации России»

Сфера научных интересов: внутренняя политика России

E-mail: yastrebovaii@gmail.com

Проблемы политической модернизации в политологии

Аннотация: основная тема, затронутая в данном исследовании – анализ зарубежных и отечественных концепций политической модернизации в политологии. В отечественной и зарубежной политологии взгляды исследователей политической модернизации можно объединить в определенные группы.

Ключевые слова: теория модернизации, политическая модернизация, модернизационные процессы, геоцивилизация.

В современной политологии, равно как и в политике в целом на сегодня исключительно актуально и остро стоят проблемы политической модернизации. В политике, как представляется, это проявляет себя в нескольких смыслах:

· Как способ организации и функционирования общества с помощью власти;

· Как процесс достижения и поддерживания целостности и одновременно столкновения, борьбы и согласования разнородных интересов групп, как управления обществом со стороны элиты с помощью политических институтов.

Модернизация (от греч. Modern ­­­ - новейший) усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами.[1]

В отечественной и зарубежной политологии взгляды исследователей политической модернизации характеризуются достаточным разнообразием, и наконец, взгляды отдельных исследователей можно сформировать по солидарности и в целые группы.

В политической науки переход от одного типа политической системы к другому обозначается терминами «политическое развитие» или «политическая модернизация».[2]

Политическая модернизация – это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.[3]

Теория политической модернизации в политической науке начала формироваться в 50-60-х гг. XX в. Ее создатели опирались на теоретическое наследие известных исследователей XIX – начала XX вв., в частности М. Вебера (выдвинувшего идею развития европейской цивилизации в направлении от традиционного общества к современному на основе рационализации поведения), Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма («предложившего концепцию эволюции от обществ с «органической солидарностью» на основе разделения труда»).[4]

В своем развитии теория модернизации прошла условно три этапа: 50-60-е гг., 60-70-е гг. и 80-90-е гг.

Первая концепция политической модернизации, появившиеся в 50-60-е годы XX в. В США, понимались преимущественно как заимствование освободившихся от колониальной зависимости странам политического устройства и политической культуры западных стран, прежде всего США.[5]

В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу (централизованное государство, парламент, многопартийность, всеобщие выборы), активное сотрудничество развивающихся стран с государтсвами Западной Европы и Северной Америки.

Во второй половине 60-х годов, однако, выявились основные недостатки первых исследований политической модернизации. Более пристальное изучение конкретных политических процессов в развивающихся странах показало, что в ранних концепциях политической модернизации недооценивались внутриполитические факторы борьбы за власть, и абсолютизировалось внешнеполитическое влияние.

В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон.

В целом основные подходы можно сгруппировать следующим образом.

Первая группа авторов исходит из того, что политическое развитие осуществляется, либо однолинейно, либо в результате развития различных политических систем достигается одинаковый результат.[6]

Авторы, которых можно условно объединить в рамках первого подхода, в качестве основной причины политического и в целом всего общественного развития выделяют развитие экономики (У. Ростоу, С. Липсет и др.). В месте с тем в работах некоторых из них подчеркивается значение не только уровня развития экономики, но и связанных с ним социальных факторов. В частности, С. Липсет «в качестве факторов политического развития (точнее демократизации, поскольку он фактически отождествляет понятия политическое развитие и демократизация) выделяет, наряду с собственно экономическими, и такие, как степень урбанизации и уровень образования».[7]

Представители второго подхода в качестве основного фактора называют изменение в системе ценностей и моделях поведения (ранний Д. Аптер, К. Дойч, А. Инкельс, Р. Инглехарт и др.). Например, В. Дойч полагал, что основным фактором политического развития (в данном случае – модернизации) является «мобилизация» населения, то есть включение граждан в политический процесс в качестве активных авторов в результате экономических инноваций, изменений в социальной структуре и системе ценностей и моделях поведения.

Авторы, которых объединяют врамках третьего подхода, считают основной причиной политического развития функциональную дифференциацию внутри общественной системы в целом и политической в частности (как правило, в числе этих ученых называют Т. Парсонса). В качестве основных причин и «главных процессов» развития, «которые, взаимодействуя друг с другом, составляют «прогрессивную эволюцию к более высоким системным уровням», Т. Парсонс помимо функциональной дифференциации выделяет «повышение адаптивной способности», включение и генерализация ценностей».[8] Таким образом, согласно Т. Парсонсу, основное содержание общественного развития состоит в повышении адаптивной способности системы в результате функциональной дифференциации и усложнения социальной организации.

Представители второй группы авторов исходят из посылки нелинейного развития с возможностью достижения разных результатов (Ф. Риггз, Г. Алмонд и Г. Пауэлл, С. Хантингтон, Л. Пай, Б. Мур и др.). Эти исследователи также не отличаются единством мнений в отношении основных факторов и аспектов политического развития. В частности, группа ученых в качестве основных причин развития отмечает внутриполитическое. При это в качестве важного параметра этого процесса рассматривается взаимодействие политической системы (или ее элементов) с внешней средой и роль политических институтов в его осуществлении.[9] Так, С. Хантингтон отмечает, что «основным фактом политического развития является степень институацианализации интересов и специфика политических институтов в той или иной стране».[10] При этом он отмечает, что характер политического развития зависит от того, отмечает ли характер институциализации уровню участия граждан в политике и степени социальной мобилизации. Отставание процесса институализации от темпов роста мобилизации и участия, по его мнению, является основной причиной политических кризисов и нестабильности в переходных обществах.

Другие авторы – Г. Алмонд и Г. Пауэлл – взяв за основу идеи структурного функционализма о дифференциации и повышения адаптивности как о движущих силах и основных проявлениях общественного развития, предложили свою концепцию политического развития (в их интерпретации – концепцию эволюции политических систем), имеющую неоднолинейный характер. Для этого они построили матрицу, основанную на трех основных показателях: возрастание субсистемной автономии, увеличение структурной дифференциации и культурной секуляризации. Существующие и существовавшие политические системы (а точнее модели систем или идеальные типы) они расположили в этой системе координат.[11]

Авторы данной теории отмечают, что возможны различные варианты перехода от одного типа политической системы к другой, возможны периоды деградации распада политических систем, а также нелинейные варианты развития.

Все названные авторы не отрицают того, что на политическое развитие влияют многие факторы, а сам этот процесс является многоаспектным. Так, например, С.Хантингтон в своей работе «Третья волна» выявил зависимость существования демократического режима от уровня экономического развития страны. Тем не менее, они выделяют главные, с их точки зрения, факторы и движущие силы этого процесса, сосредотачивая на них основное внимание.

В целом необходимо отметить, что представители различных подходов рассматривают лишь отдельные аспекты политического развития и общественного развития в целом. Построение обобщающей схемы этого процесса, основанной на учете множества разнообразных факторов, - дело достаточно сложное, требующее интеграции различных подходов. Имеющиеся в настоящее время попытки создания многофакторных моделей не отвечают критериям универсальности, актуализируя проблему такой интеграции.

В рамках отечественной современной концепции можно выделить таких авторов как В.В. Лапкин и В.И. Пантин «Политическая модернизация России: циклы, особенности, закономерности». Согласно их концепции, обобщая длительный опыт реформационных преобразований в России, можно сказать, что многочисленные попытки модернизации, неоднократно предпринимавшиеся в нашем государстве (опыт модернизации в России составляет около 300 лет), приобрели характер (сформировавшийся в течении еще более продолжительного периода) долговременной исторической тенденции с типичными для нее специфическими импульсами и логикой саморазвития, преломляющими и преобразующими «классические» варианты развития на свой лад (очень часто воспринимая не только лучшее из возможного и, соответственно, воспроизводя на «выходе», не совсем желаемое, но и трансформируясь почти в непредсказуемое).

Рассматривая современный посткоммунистический этап развития России В. Пантин и В. Лапкин отводят ему очень важную роль в судьбе российской модернизации: «в России колебания приобрели настолько большую аплитуду, что угрожают разрушить системную целостность общества и государства».[12] Исследователи предполагают, что переживаемый Россией современный цикл реформ - контрреформ может оказаться последним, поскольку человеческие и природные ресурсы для современного (очень расточительного) способа политического и экономического развития во многом уже исчерпаны. Но результаты длительного процесса модернизации в России могут, по мнению В. Пантина и В. Лапкина, оказаться принципиально отличным от аналогичных для западной цивилизации.

Модернизация современной России не предполагает превращение ее в Запад.[13] По мнению А.В. Куличенко и В.А. Куличенко, процесс модернизации на сегодняшний день неоднозначно упрощается и искажается. Примером подобного упрощения является сведение модернизации в России к вестернизации, т.е. простому заимствованию западных моделей политического развития.[14] В литературе получило распространение представление о политической модернизации как об импортировании новых социальных ролей и политических институтов, сформировавшихся в рамках западных демократий. Модернизация выступает как путь к процветанию, судить о котором в настоящий момент могут лишь сами «процветающие».[15]

Несмотря на подробный проблемно-тематический анализ зарубежных и отечественных концепций политической модернизации, которые свидетельствую о дифференциальном подходе к политической модернизации, связи ее с другими типами модернизаций, особенностями её на Западе. Тем не менее, считаем, что до сих пор в них не содержится наличие её элементов таких как, социокультурные основания. Термин «социокультурные» основания употребляется, поскольку «политикокультурные» не утвердился в достаточной мере в политическом контексте. В рассматриваемых концепциях явно не хватает глубокой связи политической культуры и политической модернизации, а именно характера и диалектики взаимодействия политической модернизации и политической культуры, а так же нет прогнозирования моделей политической модернизации будущего.

 

 


[1] Российская модернизация: проблемы и перспективы (Материалы круглого стола) // Вопросы философии, № 7, 1993, с. 3

[2] Пантин В.И, Лапкин В.В. Волны политической модернизации в истории России // Полис, № 2, 1998, с. 41

[3] Бурдье П. Социология политики. М.: Прогресс, 1993, с. 25

[4] Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М.: Эдиториал УРСС, 1998, с. 74

[5] Братерский М.В. Теория модернизации: обзор американских концепций // США: экономика, политика, идеология, №9, 1990, с.23

[6] Аптер Д. «Политика модернизации» - М. Просвещение, 1993, с. 600

[7] Липсет С. «Политический человек» - М. Книжный дом, 200, с. 45

[8] Вартанян А.А. Политика и мораль: к вопросу о мировом политическом порядке. М.: Гуманитарий, 1997, с. 48

[9] Алмонд Г. и Пауэлла Д. «Сравнительная политология. Подход с позиций концепции развития» - М. Просвещение, 1997, с. 465

[10] Хантингтон С. «Политический порядок в меняющихся обществах» - М. издательство Политика, 2001, с. 512

[11] Алмонд Г. и Пауэлла Д. «Сравнительная политология. Подход с позиций концепции развития» - М. Просвещение, 1997, с.452

[12] Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии, № 6, 1996, с. 11

[13] Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: учебное пособие – М, 2004, с. 88

[14] Кулинченко В.А., Кулинченко А.В. «О духовно-культурных основаниях модернизации России» // Политические исследования, № 2, 2003, с. 150

[15] Каменский А.Б. Российские реформы: уроки истории //Вопросы философии, №37, 2006, с. 37



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инженерное образование через реальные проекты | Учредителями Ожиговского фестиваля являются АО «Карельский окатыш» - генеральный партнёр, а также Администрация Костомукшского городского округа.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 897 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2517 - | 2393 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.