Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие правового государства и гражданского общества в РБ




Формирование правового государства возможно только на основе развитого гражданского общества как системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворения частных интересов и потребностей.

Понятие «гражданское общество» связано своими корнями с идеей «полиса» Аристотеля, «гражданского общества» Цицерона и естественным правом. Вместе с тем, в античности и особенно в эпоху феодализма все важнейшие институты общественной жизни, в том числе собственность, семья, религия, классы, корпорации, образование, культура и пр. были тесно связаны с государством и имели статус элементов государственной жизни. Даже известные мыслители Нового времени Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. пользовались словами «гражданское общество» и «государство» как синонимами.

Одновременно именно в эпоху Просвещения формируется представление о том, что чрезмерно усилившееся государство сдерживает развитие личности и препятствует ее свободному волеизъявлению. Проблемы противостояния государства и гражданского общества широко обсуждались в работах Т. Спенса, Х. Ходжскина, Ж. Е. Сийеса, нашли свое отражение в программном документе Великой французской революции – Декларации прав человека и гражданина. Свою концепцию предложил Т. Пейн, по мнению которого государство является необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. А. де Токвилль, Дж. С. Милль и др. считали разграничение между государством и обществом одной из основных характеристик демократической социальной и политической системы.

Вместе с тем, существовало и иное течение политической мысли, связанное с именами И. Бентама, Ж. Сисмонди, П. Пфицера и др., которые рассматривали чрезмерную свободу гражданского общества источником постоянных конфликтов и обосновывали необходимость его жесткого государственного регулирования и контроля. В наиболее законченной форме эта идея представлена в работах Г. Гегеля. Он считал, что развитие гражданского общества происходит после появления государства и является особой стадией в сложном процессе исторической трансформации общественных отношений. По его представлению – это противостоящая семье и государству, но тесно связанная с ними система частных и групповых интересов, где каждый стремится только к собственным целям, но без взаимодействия с другими не может их достичь. Идеальное государство, признавая гражданское общество и удерживая его под своим контролем, обеспечивает тем самым его единство и общий интерес.

Марксизм упростил структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя ее к сфере труда, производства и обмена. Если государство отображает политический интерес всех граждан, то гражданское общество – частный интерес. В обществе, основанном на частной собственности, социальные отношения принимают форму классовых антагонизмов, что предопределяет возникновение государства. Однако сами отношения между государством и гражданским обществом практически не исследуются. Коммунизм как цель общественного развития не предусматривал наличия государства. Не удивительно, что В.И. Ленин вообще не пользовался понятиями «правовое государство» и «гражданское общество».

На Западе термин «гражданское общество» стал активно использоваться только с 70-х годов ХХ в. До этого пользовались понятием просто «общество». При этом либеральная концепция гражданского общества абсолютизирует его роль как хранителя индивидуальных прав и свобод человека, защитника их от посягательства государства. Дополненная ценностями демократии, политического плюрализма, консенсуса и партнерства конкурирующих социальных групп, индивидуальной свободы человека, идея гражданского общества противопоставляется государству, сводя до минимума его функции: обеспечение правопорядка и общественной безопасности, охрана окружающей среды и т.д.

В современном понимании гражданское общество – это совокупность всех граждан, их свободных объединений и ассоциаций, связанных общественными отношениями, которые характеризуются высоким уровнем общественного сознания и политической культуры, и находятся за пределами государства, его регулирования и регламентации, однако гарантируются и охраняются государством. Названная взаимосвязь и взаимозависимость проявляется в том, что без государства гражданское общество существовать не может, а без развитого гражданского общества государство не является демократическим. Другими словами, гражданское общество является системой обеспечения жизнедеятельности общества, его самовоспроизводства и передачи от поколения к поколению, системой независимых от государства общественных институтов и отношений, которые создают условия для самореализации отдельных индивидов и социальных групп. При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни.

Обобщая все сказанное, исследователи выделяют основные признаки гражданского общества, необходимые для его нормального функционирования:

- наличие отдельной от государства структуры общества, которая состоит из граждан, их добровольных объединений и ассоциаций;

- существование многообразных форм собственности, свободной конкуренции и обмена деятельностью и ее продуктами между независимыми собственниками;

- обеспечение прав и свобод личности, возможностей реализации ее интересов и стремлений, политического и идеологического плюрализма;

- свободные отношения между субъектами гражданского общества, саморегуляция отношений между людьми, их добровольными объединениями и ассоциациями на основе социально-психологических и ментальных регуляторов общественной жизни;

- богатство и развитие социальных инициатив;

- сохранение национальных традиций, культуры.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 770 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2372 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.