а) концептуальные аспекты насилия и ненасилия
Политическое насилие – это физическое принуждение, используемое субъектами политики в качестве средства и способа овладения, применения и сохранения политической (государственной) власти.
В отличие от других средств власти (организационных, идеологических, правовых) насилие имеет весьма низкий созидательный потенциал. В период революционных социальных преобразований насилие служит средством защиты их от внешней угрозы, нейтрализации или устранения политических противников, но оно не может подменить самих реформ, нацеленных на создание определенных социальных, экономических и политических структур и отношений.
Актами насилия являются использование в политических целях вооруженных сил, террор, убийство, избиение, принудительные задержания, пытки, взрывы, поджоги зданий, порча имущества, средств коммуникации и т.д. По формам проявление насилия, подразделяется на уличные беспорядки, бунты, восстания, гражданские и другие войны, репрессии, вооруженные конфликты международного характера и терроризм. По своему предметному содержанию насилие в политике включает помимо собственно политических актов военное, духовное (психологическое, идеологическое), административное, судебное насилие.
В противовес фактическому насилию и его адептам сформировалась теория ненасильственных действий с различными модификациями.
В Европе значимость таких действий признавалась в древнегреческом и древнеримском стоицизме, они начинаются в период раннего христианства. В средние века практику ненасилия исповедовал и осуществлял ряд монашеских органов, В XVIII в. принцип ненасильственных действий получил освещение в философских трудах Вольтера, Руссо, Канта, Локка. В XIX в. значимость этого принципа обосновалась социалистами-утопистами, христианскими социалистами.
В новейшее время принципы ненасилия в политике нашли наиболее полное выражение в учении о непротивлении злу насилием Л.Н. Толстого и в принципах ненасильственных действий в политической сфере М. Ганди. Большой вклад в концепцию ненасилия внесли Ф.М. Достоевский, Г. Торо.
Проблема ненасилия сама по себе остается неоднозначной. В этой концепции есть здравое зерно, привлекавшее к ней внимание прогрессивной общественности едва ли не на всем протяжений развития человечества. Но ей свойственны и противоречия, односторонность, своего рода отстраненность от непростых реалий современного мира.
б) терроризм и политико-правовые средства борьбы с ним
Терроризм – это применение или угроза применения насилия, как правило, направленного против жизни людей, средство достижения политических целей, которые, по мнению тех, кто к нему прибегает, не могут быть достигнуты обычными (законными) средствами. Женевская конвенция 1937 г. о предупреждении терроризма и наказании за него определяет «террористические акты» как «преступные действия, направленные против государства, или имеющие целью терроризировать определенных лиц, или население в целом».
Терроризм – это прямое посягательство на основные ценности, которые отстаивает международное право: законность, защиту гражданских лиц, взаимное уважение людей, принадлежащих к различным конфессиям и культурам, и мирное урегулирование конфликтов. Его усиление связывается с процессами глобализации, отсутствием согласованности ведущих держав в международных делах.
Реальная цель терроризма состоит в том, чтобы деморализовать общество, против которого направляется удар. Во-первых, терроризм вселяет ужас непредсказуемостью своих действий, методов, средств нападения; неизвестно, когда ждать удара, на какой объект он обрушится – ведь этот объект выбирается произвольно, террористическая акция может настичь любого человека и в любом месте. Во-вторых, действенность террора в нашу эпоху в колоссальной степени умножается, усиливается благодаря средствам массовой информации: люди смотрят все по телевидению и убеждаются, что от террористов-камикадзе нет спасения. Но одновременно в людях рождается ярость: нельзя допустить такого унижения, надо ответить на вызов.
Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями; жесткой организационной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия; жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров; наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах; хорошим техническим оснащением, конкурирующим, а то и превосходящим оснащением подразделений правительственных войск; наличием разветвленной сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов.
Международное сообщество пытается объединить усилия в борьбе с терроризмом. Однако полного взаимопонимания на политическом и тем более юридическом уровне даже между ведущими странами еще не достигнуто. В последние три десятилетия в рамках ООН был принят ряд договоров, в которых оговорен механизм взаимодействия государств по борьбе с терроризмом на суше, на море и в воздухе. В том числе обязательства государств – участников соглашений подвергнуть уголовному преследованию террористов или передавать их правоохранительным органам других стран.
Терроризм существенно подрывает принципы международного права и внутреннее законодательство государств. Методы террористических актов направлены на дестабилизацию государств и подрыв устоев гражданского общества. Государства в свою очередь обязаны защищать своих граждан от террористических актов. Меры, осуществляемые в борьбе с терроризмом, могут иметь далеко идущие последствия с точки зрения соблюдения законности.
На одиннадцатом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию было обращено внимание на отсутствие эффективной системы взаимодействия законодательств различных стран и механизмов международного сотрудничества, которые обеспечивали бы соблюдение резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. Указанная резолюция была принята Советом Безопасности в соответствии с главой VII Устава ООН, в связи с чем она имеет обязательную силу для государств-членов. В данной резолюции Совет постановил, что все государства должны:
предотвращать и пресекать финансирование террористических актов;
ввести уголовную ответственность за умышленные предоставления или сбор, любыми методами, прямо или косвенно, их гражданами или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались или при осознании того, что они будут использованы, для совершения террористических актов; и т.д.
Для России перечисленные проблемы могут быть решены путем выполнения мер по усилению борьбы с терроризмом. Исполнение положений возложено на различные министерства и ведомства России.