Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы




План

1. Понятие власти

2. Концепции власти

3. Структура власти

4. Принципы организации и функционирования власти

Список литературы:

1. Политология: Вчера и сегодня. Вып.II. – М., 2006.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч.пособие. – М., 1995.

3. Васильев Н. Политология. – М., 2004

4. Мухаев Р.Т. Теория политики: Учебник. – М., 2005.

5. Хрестоматия по политологии /под ред. М.Василика. – М., 2004.

6. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. – М., 1983.

7. Панарин А.С. Политическое прогнозирование. – М., 1999.

8. Гаджиев Введение в политическую науку. – М, 2004.

9. Антропология власти. Хрестоматия по политологии / В.В. Бочаров в 2-х томах.

«Власть необъяснима, и в этом ее сила» Э. Шартье

Цель – определение места политической власти в системе общественных отношений. Исследование генезиса, сущности, парадигм власти.

Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и незаменима в развитии общества. Властные отношения характерны для церкви, профсоюза, семьи, особенно для отношений между родителями и детьми, которые нельзя назвать политическими. Следует учесть и то, что часто понятие «власть» используется в качестве метафоры. Говорят, например, о власти традиций, предрассудков, идей, любви, о власти человека над самим собой и.т.д. Однако свое наиболее адекватное выражение понятие «власть» находит в политической сфере.

Политическая власть – важнейший регулятор человеческих отношений, необходимая для устойчивого существования любой общественной организации. Она отличается совершенством внутренней организации, монополией на регламентацию жизни общества и возможностью принуждения в отношении личности и общества. Именно поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.

Власть существовала задолго до возникновения государства. Как социально-политический феномен власть составляет антитезу состоянию безвластия, отсутствия власти. В период первобытнообщинного строя власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода, которые избирали старейшину. Таким образом, в примитивных обществах власть была анонимной (концепция Дюверже М.), распыленной среди членов рода и племени. Она проявлялась в совокупности верований и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. Однако власть не носила политического характера.

С усилением социальной дифференциации, интенсивности взаимодействий индивидов возникает необходимость концентрации власти в руках вождей, групп с тем, чтобы она была способна эффективно реагировать на возникающие проблемы. Анонимная власть уступает свое место индивидуализированной. Возникли аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые в лице государства отделились от общества и стали над ним.

Однако процесс нарастания социального неравенства обнаруживал неэффективность индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Это стимулировало процесс институализации власти, в ходе которого она все более стала опираться на специальные институты. Так власть постепенно становилась политической, выражаясь в деятельности государства, партий и других организаций.

Борьба за власть – тайная пружина политической истории. За пестрым калейдоскопом политических событий часто скрывается сильнейшая борьба за власть. Приход к власти монархов, диктаторов и президентов сопровождается напряженной закулисной борьбой, в которой могут использоваться самые разнообразные средства. Ученые утверждают, что политическая власть – это способность, право и возможность господства над людьми с помощью закона, авторитета и принуждения. Власть – это инструмент политика, поэтому самое главное заключается в том, в чьих руках находится данный инструмент.

Восточная мудрость гласит:

Проходя мимо подножия горы Тай, Конфуций заметил горько плачущую женщину. Учитель поспешил вперед и быстро подошел к ней. Затем он попросил Це Ю расспросить ее. «Ваши рыдания таковы, - сказал тот, - что заставляют думать о горчайшем из переживаний». Женщина ответила: «Отца моего мужа убил тигр. Мой муж также был убит, и сын погиб таким же образом». Учитель сказал: «Почему вы не покинете это место?» В ответ он услышал: «Здесь не гнетет правление». Тогда учитель сказал «Запомните это, дети мои. Угнетающее правление ужаснее тигров».

Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления.

Биологический подход переносит природные инстинкты животного мира на человеческое общество и, соответственно, считает, что стремление к агрессии и борьба за существование сублимируются в стремление к лидерству и подчинению слабого сильному. Многие ученые рассматривают феномен политической власти с рациональной точки зрения – как проявление присущей человеку разумности. Вместе с тем существует и противоположная, иррациональная концепция феномена политической власти. Муссолини и Гитлер были уверены в том, что люди по своей природе неразумны, охвачены первобытными страхами, ориентируются на примитивные стереотипы, их мышление иррационально. Поэтому людьми управлять необходимо с помощью массовых драматических зрелищ, символов, мифов. С точки зрения психологического подхода, как, например, считал Э. Фромм, «жажда власти коренится не в силе, а в слабости». По его мнению, во власти «проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой». Власть – это не что иное, как отчаянная попытка приобрести знаменатель силы, когда подлинной силы не хватает. Более того, «сила в психологическом смысле не имеет ничего общего с господством; … это слово означает обладание способностью…власть и сила - это совершенно разные вещи».[3]

Одной из точек зрения, объясняющей природу власти является телеологический подход (с точки зрения цели). Здесь власть характеризуется как способность достижения определенных целей, средство получения намеченных результатов.

В структурном отношении основными компонентами власти являются: субъект, объект, ресурсы власти.

Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение. Им могут быть индивидуум, организация, социальная общность и др. Субъектом политической власти являются государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, знать о настроении и состоянии подчиненных, обладать авторитетом.

Объект власти в свою очередь должен подчиняться, поскольку без этого условия просто не возникнет властного отношения. Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для укрепления власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы власти разнообразны. Широко распространена их классификация в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества.

Отличительными чертами политической власти являются:

- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны. М. Дюверже проводил различие между силой и властью: первая базируется исключительно на способности заставлять, принуждать других, а вторая – также на вере принуждаемого в законность такого принуждения и необходимости подчиняться ей. Сила и физическое принуждение – это закон сильного, который может принудить более слабого подчиниться просто вследствие неравенства сил. Что касается политической власти, то ей характерны следующие признаки:

- насилие - узаконенный механизм ее реализации;

- обязательность ее решений для всего общества;

- публичность, то есть всеобщность и безличность, что означает обращение ко всем гражданам от имени всего общества на основе права;

- наличие единого центра принятия решений (в отличие от власти экономической);

- многообразие ресурсов.

Ключевые термины по теме лекции: политика, власть, ресурсы власти, парадигмы власти, субъекты политики, внешняя политика, внутренняя политика, легальность, легитимность, насилие.

 

Тема 8





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1041 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2285 - | 1991 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.