Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕон€тие, признаки и сущность государства




¬ различные исторические эпохи сложились многочисленные научные концепции, в которых теоретически реконструируетс€ государство в любых его про€влени€х Ц причины происхождени€, форма, функции, государственна€ власть, перспективы и судьбы. ѕри этом важно учесть, что данные теории могут иметь и действительно имеют несхожие, а порой просто противоположные методологические основы (вплоть до идеи о непознаваемости государства). »наче говор€, ответы на вопросы: Ђчто такое государство?ї, Ђкаким может быть определение или пон€тие государства?ї Ц естественно и неизбежно предполагают множественность подходов к поиску такого рода ответов.

ѕон€тие государства неразрывно св€зано, по меньшей мере, с двум€ методологически очень важными обсто€тельствами:

1. √осударство Ц это всегда итог, результат социальноЦдуховного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. ќно представл€ет собой материальноЦпредметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. ќднажды возникнув, государство не может оставатьс€ неизменным навсегда. ќно Ц объективно мен€ющийс€ и противоречивый внутренне реальный факт исторического движени€ общества. √осударство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании Ц становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградаци€, упадок. Ёти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. ¬ св€зи с этим, естественно, может со стороны общества или исследовател€ мен€тьс€ не только субъективна€ оценочна€, ситуативна€ характеристика государства, но и само его пон€тие. ƒругими словами, невозможно сформулировать пон€тие государства, одинаково успешно Ђработающееї и объ€сн€ющее государства в различные эпохи, в различных формаци€х и цивилизаци€х его существовани€.

2. ¬ процессе познани€ нельз€ смешивать пон€тие (или определение) и понимание государства. ќдно из назначений определени€ государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. ќпределение государства лежит в самом начале познани€ государства. ѕонимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы пон€тий и определений, в которых наход€т свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движени€ государства Ц сущность, формы, функции, государственна€ власть, государственный аппарат, государственный орган и др. ѕон€ть государство Ц это значит создать развернутую и целостную систему пон€тий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.

»з истории политический мысли известны сотни пон€тий и определений государства, которые были сформулированы философами, теологами, теоретикамиЦгосударствоведами, социологами, практическими политическими и государственными де€тел€ми. ¬от лишь некоторые из них: государство Ц это Ђсообщество равных людей дл€ достижени€ возможно лучшей жизниї; государство Ц это Ђсовершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдени€ права и общей пользыї; государство Ц это Ђвласть, население, территори€ї; государство Ц это Ђнечто разумное в себеї, или Ђнравственный универсумї; государство Ц это политическа€ форма социальноЦэкономически дифференцированного общества; государство Ц это аппарат (машина) дл€ поддержани€ господства единого класса над другим. Ўироко известны определени€ государства метафорического характера: Ђгосударство Ц это €ї; Ђгосударство Ц это мыї.

¬ыработанные политической мыслью многочисленные пон€ти€ и определени€ государства позвол€ют сделать следующие методологически значимые выводы:

1) государство Ц это продукт жизнеде€тельности общества в целом (здесь не касаемс€ чисто теологических доктрин);

2) государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развита€ и противоречива€ структура на всех уровн€х (экономика, собственность, формы сознани€, личность, социальные классы, социальные группы и др.);

3) общество, в котором есть государство, Ц это государственноЦорганизованное общество; дл€ такого общества государство Ц это форма его существовани€;

4) на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;

5) при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в де€тельности которых зан€ты специфические социальные группы;

6) развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определ€ют и само назначение, функции, цели, задачи, де€тельность государства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь Ц достижение Ђлучшей жизниї, Ђобщей пользыї, Ђобщего благаї или же самоорганизации, самоуправлени€ общества с помощью государства.

ƒанные выводы позвол€ют сформулировать такое определение государства: государство Ц это организаци€ политической суверенной власти, осуществл€юща€ управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

“радиционно в литературе чаще всего выдел€ют следующие признаки государства Ц публична€ власть, административноЦтерриториальна€ организаци€ населени€, суверенитет. Ёти признаки нередко включаютс€ и в содержание самих пон€тий или определений государства.

ѕублична€ власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. ѕублична€ власть включает в себ€ и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материальноЦфинансовой основе осуществл€ют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды де€тельности.

ѕублична€ власть как признак государства называетс€ публичной по следующим основани€м.

¬оЦпервых, она €вл€етс€ предметноЦинституциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве.

¬оЦвторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне Ц монарх, президент, парламент, правительство, суд, арми€, даже в случа€х ошибки) от имени общества, народа, нации.

¬Цтретьих, по своему назначению, цел€м, задачам, функци€м она действует, призвана действовать в интересах общества.

¬Цчетвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движени€ вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

¬ своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их де€тельности публична€ власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движени€.

јдминистративноЦтерриториальна€ организаци€ населени€ как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосв€зь таких пон€тий и реальностей, как власть, население (общество), территори€. ƒанный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориальноЦпространственных и социальных (население, общество, наци€, народ) границах. ѕоэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

—уверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам.  ак политикоЦправовое €вление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представител€м, Ц например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

«а последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета Ц доктрины Ђгосударственного суверенитетаї, Ђсуверенитета народаї, Ђсуверенитета нацииї, Ђограниченного суверенитетаї, Ђабсолютного суверенитетаї вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в услови€х глобализационных процессов своего научного и политико-практического значени€.

 ак признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. ќн есть непосредственное выражение самосто€тельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составл€ющим его социальным классам, группам, сослови€м, наци€м, этносам, политическим парти€м, общественным организаци€м, отдельной личности. Ѕез самосто€тельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. ѕравда, такие теоретические и политикоЦправовые конструкции, как Ђсуверенитет народаї, Ђнарод Ц единственный источник властиї, Ђправо нации на самоопределениеї, Ђгосударственное образованиеї показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, котора€ реально зависит от формы правлени€ государства, формы государственного устройства, социальноЦэкономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретноЦисторического типа общества.

—уверенитет государства стремитс€ быть абсолютным, т.е. неограниченным. ќднако в реальной жизни он ограничиваетс€ факторами различного свойства Ц внешними, внутренними, объективными, субъективными. —реди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

¬ качестве признаков государства в литературе называютс€ также налоги, займы, иногда Ц даже право и государственный €зык. Ќесомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или измен€ет налоговую систему. ќднако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социальноЦэкономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социальноЦэкономических механизмов и процессов. «десь же нар€ду с налогами возникают и такие институты, как Ђденьгиї, Ђприбыльї, Ђпроцентыї, Ђзаработна€ платаї и т.п. — такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

√осударство существует в обществе всегда в единственном числе. ≈го трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Ёто верно и в той ситуации, когда какойЦлибо государственный орган образно называют Ђгосударством в государствеї. ѕоэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.

 роме названных признаков в теории выдел€ют формальные атрибуты, символику государства.   последним относ€т герб, флаг, гимн, столицу.  ак показывает историческа€ практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Ёто происходит в силу различных причин и обсто€тельств Ц мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. јтрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерени€, предпочтени€; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

ѕуть к познанию сущности государства может двигатьс€ по таким внешним выражени€м качественной, сущностной стороны государства, как форма правлени€, форма государственного устройства, государственный режим, государственный аппарат, государственный орган, функции государства и др. »менно на этих ступен€х познани€ обнаруживают себ€ сущностные свойства государства. «аметим при этом, что на этих ступен€х (формы, функции и т.д.) сущность государства не всегда про€вл€етс€ точно. “ака€ исходна€ методологическа€, теоретикоЦпознавательна€ позици€ позвол€ет сделать следующий вывод. —ущность государства Ц это государственна€ (политическа€) власть. √осударство по своей сущности €вл€етс€ политическим властным суверенным институтом (организацией).   какому бы типу или какой исторической эпохи государству ни обратитьс€ Ц мы всегда будем иметь дело с властной, властвующей организацией.

Ћюбые варианты монархии или республики Ц это внешнее оформление властной сущности государства. ”нитаризм или федераци€ Ц это внешнее оформление государственной власти. ƒемократический, авторитарный или тоталитарный государственные режимы Ц это нагл€дные способы про€влени€ свойств сущности государства. „то значит вз€ть государственную власть в свои руки? Ёто значит подчинить себе государственный аппарат. „то значит утратить государственную власть? Ёто значит потер€ть контроль над государственным аппаратом. ¬ признаках государства также выражаетс€ его сущность. ѕравда, здесь нельз€ забывать положение о том, что природа сущности государства не всегда находит свое точное выражение в своих внешних про€влени€х и формах. “ак, демократическа€ по своей сущности государственна€ власть может внешне выступать как один из вариантов монархии, тогда как республика может €вл€тьс€ формой тоталитарного по своей сущности государства.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 588 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

804 - | 660 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.