Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Античные и средневековые философы о политике




Первые представления о политике возникли уже в глубокой древности. Возникновение политических идей на Востоке связано с развитием общественного способа производства, классовой дифференциацией общества, возникновением государства. Особенность политической мысли этого периода – обоснование божественной сверхъестественной природы политической власти (Законы Ману, учение Конфуция, законы Хаммурапи).

Наивысшего расцвета политическая мысль достигла в творчестве философов Древней Греции – Платона и Аристотеля.

Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном в работах «Государство», «Законы» и др. В них Платон высказывает мысль об идеальном, справедливом устройстве государства. Такое государство представляет собой справедливое правление лучших и благородных. В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон. Он владыка над правителями.

Ученик Платона Аристотель в работе “Политика” осуществляет анализ существующих в его время форм государства. Он выделял правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага. В неправильных – реализуется воля и выгода только правителей. Правильные формы: монархия – единоличная власть государя; аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия; полития (республика) – выборная власть многих (большинства). К неправильным формам были отнесены: тирания – власть жадного правителя; олигархия – власть группы недостойных богачей; демократия – власть бедноты. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы.

Политическим идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы.

Во времена средневековья мыслители апеллировали к идее божественного сотворения мира, а, следовательно, политики и государства. Августин Блаженный написал известный трактат «О граде божьем», в котором утверждал, что человек, общество и государство есть плоды божественного творения. Власть и государство от Бога. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии и церкви, то оно имеет авторитет, полномочия для правления людьми. Другой мыслитель – Фома Аквинский развивает политические идеи в работах «О правлении государей» и «Сумма теологии». Сила и власть государства проистекают от бога. Лучшей формой правления он считает монархию. Духовная власть находится выше светской власти государства.

 

2. Политические идеи эпохи Возрождения и
буржуазных революций

Существенное изменения во взглядах на происхождение и природу государства произошли в эпоху Возрождения и Нового времени. Состоялся переход от религиозной к светской политической науке. Родоначальником этого процесса стал Н. Макиавелли. Он разработал концепцию политики, которая получила название «макиавеллизм». В ней обосновывается мысль о том, что в политике «цель оправдывает средства». В этой теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. Происходит постоянная смена форм государственного правления в соответствии с объективными законами общественного развития. Н. Макиавелли обосновал светскую концепцию государства, полагая, что политику определяет практика, естественные законы жизни и человеческая психология.

Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы политики и государства произошел в условиях Нового Времени с появлением и развитием теории естественного права и общественного договора. Выдающимися представителями нового подхода стали Томас Гоббс, Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. Т. Гоббс изложил свою теорию в трактате «Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению государства предшествовало естественное состояние людей, которое характеризовалось «войной всех против всех». Для выхода из естественного состояния люди вынуждены искать мира и формой такого мира является общественный договор об учреждении государства. По этому договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института, безоговорочно подчиняются государственной власти. Правитель этого сообщества становится сувереном, носителем верховной власти в государстве, а все остальные являются подданными. Государственная власть, следовательно, едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и ни за что не отвечает. Иную интерпретацию происхождения государства с позиций теории общественного договора предложил идеолог английской буржуазной революции Джон Локк. В труде «Два трактата о правительстве» он естественное состояние человечества представляет как царство свободы и равенства. Среди основных естественных прав Локк называет право частной собственности, которое возникло раньше государства и нуждалось в надежной защите и охране. Для осуществления этих естественных прав люди договариваются об учреждении государства, передавая ему полномочия. При этом не может быть и речи о полном отказе от естественных прав и свобод в пользу государства. Дж. Локк предпринял попытку обосновать исходные положения теории разделения властей.

Более детальное развитие названная теория получила в концепции Монтескье. Он изложил свои взгляды в трактате «О духе законов». Цель разделения властей, по его мнению, – гарантировать безопасность граждан от произвола правителей и злоупотребления власти. В государствах существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом законодательную власть целесообразно вручать собранию представителей народа.

В эпоху Просвещения идеи Т. Гоббса, Дж. Локка развивались в творчестве Вольтера, Жан-Жака Руссо и других мыслителей. Жан-Жак Руссо был приверженцем договорной теории государства и представлял радикально-демократическое направление. В трактате «Об общественном договоре или принципы политического права» он истолковывает свободу и равенство как высшие ценности, а политику как средоточие общественных интересов. Руссо обосновывает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Верховенство народа, по мысли Руссо, должно проявляться в том, что сам народ не связан никакими законами, кроме своей воли, поэтому он в любой момент может менять законы, сменять правительство, изменять формы государства.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 681 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2484 - | 2178 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.