брака в крупном городе [306]
Устойчивый брак | Стабильный брак | |
Социальные установки супругов | ||
Эгалитарный, бикарьерный | Авторитарный, патриархальный, традиционный | |
Эмоционалъно-эмпатическая сфера | ||
Уважение, понимание интересов партнера | Равнодушие или враждебность к партнеру | |
Супружеская дружба сформирована | Супружеская дружба не сформирована | |
Часты проявления любви, нежности | Редки или отсутствуют | |
Раздражение минимально или отсутствует | Часто или постоянно присутствуют | |
Интимные отношения как игра | Равнодушие или повышенный интерес к сексу, возможно отсутствие | |
Постоянное доверительное общение по широкому кругу вопросов | Общение сводится к бытовым вопросам | |
Широкий круг общих интересов | Общие интересы редки и односто-ронни | |
Единство близости и автономии | Низкий уровень близости и низкий уровень автономии | |
Характер протекания конфликтов | ||
Конфликты быстро и конструктивно решаются | Конфликты затяжные, решаются в недемократической форме | |
Искренняя обида, дружеская дискуссия | Замкнутость, грубость, Фрустрация | |
Кооперация и принятие решений | ||
Высокий уровень сотрудничества | Жена имеет больше обязанностей по дому | |
Совместное принятие решений | Единоличное принятие решений, обычно женой даже в традиционной семье | |
Детско-родительские взаимоотношения | ||
Роль отца в семье снижена | Интенсивные контакты с обоими родителями | |
По отношению к детям дружеское лидерство | Негативизм или гиперопека | |
Дети спокойны, уверены в себе, дружелюбны | Дети закомплексованы, агрессивны или пассивны | |
Искренние доверительные отношения со взрослыми детьми | Взрослые дети часто тяготятся общением с родителями | |
Дружелюбное отношение к брачным партнерам детей | Подчеркнутая любезность, равнодушие или враждебность к брачным партнерам детей | |
Внесемейное общение, досуг | ||
Широкий круг внесемейного общения | Внесемейное общение ограничено или отсутствует | |
Увлечение как средство развития личности, общение с внешним миром | Увлечение не направлено на развитие личности | |
На людях спокойное дружелюбие, доброжелательство | Подчеркнуто дружелюбны или враждебны | |
Спокойны, уверены в себе, общительны, контактны | Скованны, неестественны |
Социологи, юристы, медики педагоги изучают причины нестабильности современной семьи. Чаще всего распаду семьи способствуют пьянство, неверность супругов, низкая культура поведения, отсутствие сексуальной культуры, неподготовленность к браку. По общему мнению, молодежный брак оказывается хрупким из-за завышенных ожиданий, которые разбиваются о "прозу жизни". Это свидетельство инфантильности, безволия, эгоистических установок у вступающих в брак молодых людей.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный проблеме нестабильности семьи, показывает, что развод стал неким альтернативным "контринститутом" брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений.
Среди объективных факторов дестабилизации семьи нужно отметить прежде всего "атомизацию" - сокращение среднего размера семьи и как следствие – ослабление внутрисемейных связей. Эти структурные изменения переплетаются с резкими функциональными сдвигами: эффект двойной занятости женщин, потеря мужского престижа в семье, снижение семейной воспитательной функции. Изменение традиционных ролей и функций привели к снижению уровня удовлетворенности браком.
Таким образом, развод является процессом, отражающим дисфункциональные изменения традиционной семьи.
Поскольку развод не привел к исчезновению института брака, можно считать, что дестабилизация семьи отражает не ее гибель, а интенсивное разрушение лишь традиционной семьи и переход семейных отношений в их историческом развитии к новому качественному состоянию – к демократической семье.
Наряду с высокими показателями разводимости – Россия занимает второе место после США – резко уменьшилась вероятность вступления в первый брак во всех возрастных группах. Доля никогда не состоявших браке у женщин – 7,9%, у мужчин – 13%. Уменьшается степень компенсации разводов повторными браками. В 1989 г. на : 100 разводов приходилось 54 повторных браков, а сегодня – 36.
Происходит опасный для института семьи процесс размывания системы поведенческих норм в сфере быта и семьи и представлений о семейных половых ролях.
Почти 40% супругов обвиняют друг друга в принижении их роли в семье[307], что является серьезной базой конфликта.
Так, известно, что домашним трудом в основном занимаются женщины. Женская бытовая занятость в 2–3 раза превышает мужскую. Разницу в затратах времени на домашний труд между супругами подтверждают результаты, нашего исследования.
Распределение домашних обязанностей между мужем и женой, % [308]
Вид работы семьи | Жена | Муж | Оба вместе | Другие члены семьи |
Покупка продуктов | 28,0 | 11,0 | 33,0 | 28,0 |
Приготовление пищи | 55,0 | 2,0 | 15,0 | 28,0 |
Мытье посуды | 30,0 | 5,0 | 36,0 | 29,0 |
Уборка квартиры | 35,0 | 4,0 | 31,0 | 30,0 |
Стирка | 59,0 | 1,0 | 11,0 | 29,0 |
В условиях массового привлечения женщин к общественному производству кооперация домашнего труда необходима. В семьях с четко распределенными совместными домашними обязанностями, как правило, хорошие отношения между супругами. Они удовлетворены браком.
Традиционно несправедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами резко отрицательно сказывается на воспитании детей. Специальное обследование показало, что половина мальчиков – восьмиклассников московских школ – не умеют готовить, стирать, чинить одежду, т. е. элементарно обслуживать себя[309].
Налаженная кооперация домашнего труда способствует стабильности брака. В дружных, счастливых семьях мнения мужчин и женщин о распределении бытовых обязанностей совпадают, в нестабильных – разница во взглядах мужей и жен на распределение обязанностей значительна. Неправильная установка супругов относительно распределения семейных обязанностей дестабилизирует семью.
Традиционные мужские функции в семье существенно изменились. Муж перестал быть единственным кормильцем, исчезли в городе многие виды мужских занятий – заготовка воды, топлива, сложный ремонт и т. д. Изучая характер внутренних отношений в семьях рабочих, мы отдельно опросили каждого из супругов о главенстве в их семье и получили следующие результаты в %[310].
Вопрос | Мужчины | Женщины |
В чьем ведении находится семейный бюджет? | ||
мужа | 6,0 | 2,0 |
жены | 59,0 | 55,0 |
обоих вместе | 32,0 | 38,0 |
Кто занимается повседневными расходами? | ||
муж | 7,0 | 4,0 |
жена | 58,0 | 70,0 |
оба вместе | 28,0 | 23,0 |
Кому принадлежит решающий голос в семье? | ||
мужу | 37,0 | 13,0 |
жене | 7,0 | 34,0 |
обоим вместе | 64,0 | 47,0 |
Из приведенных данных видно, что главенство мужа в семье исчезло в смысле единоличного принятия решений, распоряжений денежными средствами. Семейным бюджетом, повседневными расходами занимаются женщины.
Заметное расхождение во мнениях мужчин и женщин особенно четко проявилось при определении, кому принадлежит решающий голос в семье. Мужчины назвали себя главой семьи в шесть раз чаще, чем жену; женщины, в свою очередь, в три раза чаще назвали себя главой семьи, чем мужа. Мужчины явно заблуждаются, завышая свою главенствующую роль в семье, поскольку по одному из главных вопросов они откровенно признают, что не контролируют семейный бюджет и не ведуют повседневными расходами. Мужское главенство пока утратило экономическое обоснование и сохранилось лишь как морально-этическое явление, связанное с традицией. Однако изменения в социально-экономической обстановке могут создать предпосылки для упрочения власти мужчины в семье. Об этом говорят современные жизненные стратегии мужчин и женщин, ориентированные на мужа-кормильца, отвечающего за материальное благосостояние в семье.
Основа супружеской совместимости - это совпадение главных ценностных ориентации. Современные супруги должны быть единомышленниками, сотоварищами, и тогда исчезает проблема стирки, уборки, мытья посуды. Каждый добровольно берет на себя свою долю обязанностей.
Факт большой общественной значимости выявили социологи: только 5% супругов из семей с налаженной кооперацией домашнего труда считают свой брак неудачным[311].
Причины разводов определенным образом отражают общественные взгляды на функции брака. Изучая мотивы разводов, можно определить, каким семейным ценностям общество предает наибольшее значение, и наоборот.