Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество как социальная система.




Социальная система – это сложно упорядоченное и сложно организованное целое, включающее отдельных индивидов и соц-ые общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями.

Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

 

Cуществует много различных значений термина “общество”, в том числе и в социологии. В отечественной науке сложились несколько подходов к пониманию того, что такое общество.

 

В узком смысле под обществом понимают:

- определённую группу людей объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

- конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

- сложно организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты.

 

В более широком смысле общество это:

- обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

- динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость

 

Наиболее полный список необходимых и достаточных условий, которым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дал известный американский социолог Э. Шилз:

- объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества)

- браки заключаются между представителями данного объединения

- оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями

- объединение имеет территорию, которую считает своей собственной

- у него есть название и своя история

- оно обладает собственной системой управления

- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида

- его объединяет общая система ценностей, которую называют культурой

 

Общество – система, так как это – совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующая единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Эта система социальная, так как связанна с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями.

 

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, духовную и т.д. подсистемы, называемые социальными системами. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и т.д. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие системы.

Социальные изменения.

Социальные изменения – одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественной экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

 

В социологии с начала её возникновения выделяется и исследуется, как правило, два типа социальных изменений:

1) эволюционные - совершаемые без насилия

2) революционные – при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок

 

Эволюционный подход берёт своё начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания.

 

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнение, усиление его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту индивидов к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

 

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведёт к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

 

К. Маркс определяющим фактором считал производственные силы общества, рост которых ведёт к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественной экономической формации. С одной стороны, производственные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречия с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих.

 

М. Вебер движущую силу социальных изменений видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создаёт определённые социальные структуры, облегчающие общественное развитие или затрудняющие его.

 

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимание разнообразных причин, определяющих развитие общества. В тоже время они не могли объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур. Ограниченность этих теорий в 20 веке преодолелась путём поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития(О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса.

 

В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась как своеобразный замкнутый цикл подъёма, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая таким образом свою стабильность.

 

Теория социального изменения по Т. Парсонсу строится на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по принципу кибернетической иерархии различных систем-организмов и личностей как ступеней растущей степени сложности. По Парсонсу действительно глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 615 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2489 - | 2155 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.