Первой любовью Аполлона была Дафна, – однако из-за Эрота (также известного под именами Амур и Купидон) эта любовь не принесла счастья богу солнца. Аполлон высмеивал Эрота, утверждая, что тот не умеет метко стрелять из лука. Разгневанный бог любви пустил золотую стрелу любви в сердце Аполлону, а отвращающую любовь свинцовую стрелу – в сердце Дафны. Объятый страстью Аполлон стал преследовать Дафну, и когда уже почти настиг ее, девушка воззвала к своему отцу, речному богу, и тот обратил ее в лавровое дерево. Однако любовь Аполлона к Дафне не угасла. Лавр стал его священным деревом, а венок из его ветвей украшал голову бога.
Самая известная женщина, отвергшая любовь Аполлона и поплатившаяся за это, – Кассандра. Кассандра – дочь троянского царя Приама и царицы Гекубы. Аполлон научил Кассандру искусству прорицания, взяв с нее обещание отдаться ему. Кассандра дала слово, но не сдержала его. Аполлон не мог отнять у нее дар пророчества, но в отместку за обман сделал так, что ее прорицаниям никто не верил. С самого начала Троянской войны Кассандре являлись видения о бедствиях, грозящих городу, но троянцы не верили пророчице и считали ее безумной.
Несколько большего успеха добился Аполлон в отношениях с молодой красавицей Коронидой, которая даже забеременела от него. Аполлон приставил белого ворона присматривать за возлюбленной, и тот сообщил богу, что возлюбленная ему изменяет. Аполлон сделал перья ворона из белых черными, а Корониду убил. Он совершил это убийство в порыве гнева и впоследствии жалел о содеянном. Однако вернуть девушку к жизни было уже невозможно. Когда Коронида лежала на погребальном костре, Аполлон извлек из ее лона нерожденного сына и передал его на воспитание кентавру Хирону. Сына назвали Асклепием, и впоследствии он стал богом целительства и медицины.
Однополая любовь тоже принесла Аполлону страдания. Однажды он настолько увлекся юношей по имени Гиацинт, сыном спартанского царя, что совсем забросил Дельфы и стал проводить все время с ним. Однажды во время состязания в метании диск Аполлона отскочил рикошетом от камня, попал в Гиацинта и убил юношу. Опечаленный смертью возлюбленного Аполлон поклялся, что Гиацинта будут помнить всегда. Из крови юноши вырос цветок и поныне носящий его имя.
Аполлон и пророчества
Аполлон был богом пророчеств, хотя, согласно мифам, сам изначально не занимался предсказаниями. Он просто экспроприировал пророческое искусство у более древних богов. В свое время Аполлон взял под контроль дельфийский оракул – место, издавна знаменитое пророчествами. До Аполлона Дельфы были доэллинистическим святилищем Богини – возможно, богини-змеи. Согласно мифам, Аполлон завладел Дельфами, убив великую драконицу, или змею, по имени Пифон. Впоследствии его называли Аполлоном пифийским, а его жриц – пифиями.
Медиумами в храме Аполлона были женщины, и считалось, что способность к предсказаниям у пифий обусловлена их связью с богом солнца. На практике же контроль над пифиями осуществлял экзегет – жрец-толкователь, получавший от них информацию. Когда пифия входила в транс, жрец задавал ей вопросы и записывал ответы. Затем слова пифии передавали другому жрецу, который, как правило, излагал их в стихотворной форме. Часто пророчества были смутными и двусмысленными. Оракула нередко использовали в политических целях.
Дельфы
У подножия горы Парнас в священном зале храма, наполненном дымом ячменных, конопляных и лавровых листьев, пожилая пифия усаживалась на треногий стул и входила в транс.
В этом же зале находился Омфалос, или серединный камень (слово "дельфус" означает "матка"). Дельфы считались маткой земли и серединой мира еще до того, как Зевс решил отыскать центр мироздания. Действуя в полном соответствии с духом научного исследования, он отослал навстречу друг другу двух орлов – одного с восточного края земли, а другого с западного. Вылетев одновременно и летя на одинаковой скорости, они встретились прямо над Дельфами.
И еще во внутреннем святилище храма Аполлона находилась могила Диониса. На три зимних месяца Аполлон передавал свой храм под начало Диониса, а сам удалялся на север, в легендарную страну гипербореев.
Люди приходили в храм Аполлона по двум основным причинам (помимо желания поклониться богу): посоветоваться с оракулом и очиститься после совершения преступления. Законодатели просили совета у Аполлона, который был одновременно и создателем, и толкователем законов. Ему же греческие города приписывали создание своих конституций. Аполлон являлся божественным авторитетом в сфере законности и порядка.
Помимо двух наиболее известных заповедей, были на стенах его храма начертаны и другие, в которых отражены такие аполлоновы ценности, как умеренность и авторитет:
Укрощай свой дух.
Соблюдай границы.
Не терпи высокомерия.
Будь почтителен в словах.
Бойся власти.
Склоняйся перед божественным.
Не возгордись своей силой.
Держи женщин в узде.
Аполлон был панэллинским богом, чей авторитет во всей Греции был вторым после Зевса. Города Греции посылали в Дельфы своих эмиссаров в поисках совета, а из Дельф в города рассылали служителей Аполлона для толкования гражданских и религиозных законов.
Аполлон как архетип
Аполлон мог ясно видеть издалека, обозревая картину жизни в целом и примечая отдельные детали. Он мог попасть точно в цель своей выпущенной из лука стрелой или создать гармонию при помощи музыки. Как архетип, Аполлон олицетворяет тот аспект человеческой личности, который ищет точных определений, стремится в совершенстве овладевать навыками и искусствами, ценит порядок и гармонию и предпочитает смотреть на поверхность, не особенно заботясь о том, что скрывается за внешним покровом.
Архетипический Аполлон предпочитает мышление чувствам, отстраненность близости, объективную оценку субъективным интуитивным решениям. Мужчина, наиболее близко отвечающий архетипу Аполлона, обладает атрибутами, которые позволяют ему быть востребованным в этом мире. Он делает карьеру и овладевает классическими искусствами легче, чем большинство людей.
Лучник
Для того чтобы быть хорошим лучником, требуется воля, навык и практика. Совершенный лучник, стреляя в отдаленную цель, уверен в попадании. Образно говоря, такая уверенность от природы свойственна мужчине, который архетипически подобен Аполлону.
Аполлон обладает логическим складом ума и легко ориентируется в объективной реальности. Ему не приходится постигать причинно-следственные связи на горьком опыте или через родительские наставления. Они словно изначально запрограммированы в его уме. Это программирование и есть архетип – маленький мальчик, знающий, чего он хочет, и обладающий достаточной волей, чтобы добиться желаемого, воплощает в себе архетип Аполлона.
Для того чтобы поразить цель, необходимо обладать ощущением будущего. И оно у мужчины-Аполлона есть. Мужчинам других типов бывает сложно строить планы на далекое будущее – но не Аполлону. Он знает, куда хочет прийти, чего достичь, чего добиться. Он не мечтатель. Его цели реалистичны и требуют определенных усилий. Кроме того, эти цели понятны окружающим. Мальчик может поставить перед собой задачу выиграть на олимпиаде по определенному предмету или в спортивных соревнованиях. Следующей целью может быть поступление в Гарвард, Массачусетский технологический или в Оксфорд, чтобы впоследствии занять престижную должность в избранной сфере. Качества Аполлона способствуют обретению признания в обществе.
Наверное, в наиболее чистом виде архетип Аполлона проявляется в старших классах школы и в колледже, ибо в это время молодой человек, четко сориентированный на успех, еще не травмирован опытом неудач и не успел научиться смирению. Возможно, вы можете вспомнить успешного во всех отношениях Аполлона – симпатичного, элегантного, собранного молодого человека с отличными оценками, играющего на музыкальных инструментах, занимающегося спортом и, скорее всего, выполняющего какие-нибудь общественные функции, – в общем, мечта любого ректора.
Любопытно, что большинство участников космической программы "Аполлон" напоминают Аполлона. Вспоминая Джона Глена, Эдгара Митчелла или Нила Армстронга, я всякий раз представляю себе бога Аполлона. Они и их космическая программа подобны богу солнца, выполняющему волю своего отца, Зевса. Астронавты выполняли волю президента, и их достижения были предметом гордости многих президентских администраций.
Любимый сын
Аполлон – любимый сын Зевса и второй после него по значению бог греческого пантеона. Белокурый любимчик отца, он необычайно старательно выполнял волю Зевса.
В Соединенных Штатах традиционные патриархальные ценности отстаивает республиканская партия. Джордж Буш-старший и Дэн Кейли – кандидаты в президенты и вице-президенты от этой партии в 1988 году – оба подобны Аполлону. Буш, сын могущественного сенатора, и Кейли, чья семья владеет едва ли не всеми газетами в штате Индиана, – они оба обаятельные мужчины из привилегированного класса, привыкшие побеждать. Бушу, для того чтобы стать Зевсом, пришлось преодолевать имидж Аполлона – вечного второго номера в команде. И почти невозможно представить себе, чтобы избиратели выбрали президентом архетипического мальчика-любимчика Кейли. Любимые сыновья, как правило, не поднимаются высоко, поскольку окружающие видят их только на вторых ролях. Архетипически такой человек играет роль сына или брата, ему не хватает амбиций, чтобы утвердить свою власть и править беспощадной отцовской рукой Зевса.
Архетип любимого сына не омрачается болью и борьбой. Это достигается благодаря склонности мысленно дистанцироваться от чужих страданий и не особенно проникаться собственными чувствами. Однако, когда окружающие воспринимают мужчину как Аполлона, на него проецируются все атрибуты этого архетипа и тогда им уже сложно видеть его иначе.
Музыкант
Аполлон ассоциируется с двумя струнными атрибутами: луком и лирой. Одно из них позволяет ему выпускать стрелы, другое – создавать музыку. В.Ф.Отто в своей книге "Боги времен Гомера" отмечает, что греки видели родство между этими двумя искусствами: "В обоих случаях присутствует полет к цели: безупречно направленная стрела и безупречно направленная песня"2. Песня самого смышленого из богов не похожа на сон опьяненной души, но прямо летит к ясно видимой цели.
Музыка Аполлона, как и он сам, ассоциируется с ясностью и чистотой. В противоположность дионисийской музыке, в которой отражается хаос, экстаз, буйство, эмоциональный конфликт и страсть, Аполлон ценит чистоту ноты и прозрачность звука, когда музыка, подобно математике, несет через время гармонию и меру, поднимая человеческий дух. Идеалы Аполлона отражаются в музыке Баха. Те, кто слышал виолончелистов XX века Пабло Казалеса и Йо-йо Ма, нередко говорят, что их музыка дарит духовное прозрение – словно вместе с мелодией приходит бог и безошибочно попадает в цель.
Сущность и плод музыки Аполлона – умеренность и красота. Она укрощает любую дикость, зачаровывая даже хищных зверей. Когда мучимый болью библейский царь Саул попросил юного пастуха Давида сыграть ему на струнном инструменте, чтобы унять страдания, очевидно, Давид исполнил музыку того типа, какую играл Аполлон.