Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сведения из жизни Хосе Ортега-и-Гассета




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2

 

1.1. Сведения из жизни Хосе Ортега-и-Гассета………………………………..3

1.2. Понятие массовой культуры в книге «Восстание масс»…………………6

1.3. Массовость общественной жизни как основные тенденции XX века …9

1.4. Основные черты массовой культуры по Хосе Ортеги-и-Гассета………..11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..20


 

Введение

На мировой арене XX века было очень много выдающихся интеллектуалов, но одним из наиболее цитирующихся, без сомнения, является великий испанский публицист, журналист, философ, культуролог и политолог Хосе Ортега-и-Гассет.

Ему, как никому другому, удалось подметить многие сущностные стороны социальных процессов, происходивших в мировом пространстве прошлого века, и отразить их в прессе своим неповторимым публицистическим стилем.

Философские взгляды Ортега-и-Гассет складывались под влиянием марбургской школы неокантианства. Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историческом бытии, которое он вначале в духе философии жизни трактовал антропологически, затем под влиянием немецкого экзистенциализма — как духовный опыт непосредственного переживания, как «вслушивание» в жизнь с помощью «жизненного разума» (свой синтез различных философских концепций Ортега-и-Гассет называл «рациовитализмом»)[1].

В социологии наибольшую известность получило сочинение Ортега-и-Гассет «Восстание масс» (1929—30), которое и является предметом анализа настоящей работы.

Исходя из противопоставления духовной «элиты», творящей культуру, и «массы» людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, он считает основным политическим феноменов XX в. идейно-культурное разобщение «элиты» и «масс», а следствием этого — общую социальную дезориентацию и возникновение «массового общества». Задача данной работы состоит в критическом анализе данного произведения.


 

Сведения из жизни Хосе Ортега-и-Гассета

 

Ортега-и-Гасет Хосе (1883— 1955) — испанский философ, занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и современным экзистенциализмом.

Хосе Ортега-и-Гассет родился в Мадриде. В 1891 году маленький Ортега был отдан в иезуитский колледж Мирафлоресдель Пало, близ Малаги, где его необычные, блестящие способности почти сразу привлекли внимание товарищей и наставников.

В 1902 году Хосе Ортега-и-Гассет получил степень лиценциат по философии и языку Мадридского университета, а в декабре 1904 года защитил диссертацию «Ужасы тысячного года» о хилиастических настроениях во Франции эпохи раннего средневековья и породившей их исторической обстановке, получив докторскую степень.

Ортега продолжил свое философское образование в Германии: Лейпциг (1905), Берлин (1906), Марбург (1906 - 1907, 1910-1911). С 1910 по 1936 гг. X. Ортега возглавляет кафедру метафизики факультета философии и языка Мадридского университета.

В центре внимания Ортега-и-Гасета стояли социальные проблемы. В своей работе «Восстание масс» (1929—30) Ортега-и-Гасет впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов.

Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы. Ортега-и-Гасет критикует данную духовную ситуацию «справа». Он считает ее неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты — людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом» (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»). Рационализм Ортега-и-Гасет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к до-научным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной «любви к мудрости».

Получив образование в Мадридском университете, Ортега в начале века продолжил обучение в Германии — в Берлине, Лейпциге, Марбурге.

С молодых лет он занял место слева от центра политического спектра, постоянно и последовательно защищал либерально-демократические ценности. Философский интерес Ортеги — строительство моста между историческим укладом жизни и современным ее обустройством. Материалом для этого является культура, а инструментом – знание. Важно лишь, чтобы человек созидающий понимал дух своего времени и видел, что из накопленного культурой может быть сдано в музей или архив и что из рождающегося нового достойно включения в возводящееся здание. Опасно лишь голое отрицание, ничего с собой не несущее. опасно невежество, отвергающее прежнюю культуру и мораль, провозглашающее вседозволенность, утверждающее нравственный нигилизм и насилие. Ортега активно выступает с республиканской политической программой, становится депутатом парламента, отстаивая эти идеи. Триумф республиканизма, однако, был недолгим, и начало гражданской войны обрекает Ортегу на изгнание. В 1948 году он возвращается на родину, где проводит последние свои годы.

В 1930 году Хосе Ортега-и-Гассет основывает вместе со своими единомышленниками «Союз защиты республики». С 1936 по 1937 годы он активно выступает против фашизма. Вторая мировая война вынуждает эмигрировать Ортегу в Аргентину. Лишь в 1945 году он возвращается в Мадрид. Последние годы жизни философ проводит в португальской столице Лиссабоне. Вместе со своим учеником Хулианом Мариасом, Ортега-и-Гассет

основывает в 1948 году «Институт гуманитарных наук».

Умер Ортега в Мадриде 18 октября 1955 года. После себя Хосе Ортега-и-Гассет оставил большое публицистическое наследие, которое по праву относят к лучшим образцам мировой публицистики. Заявленные в них темы, яркие образы, ни на кого не похожий стиль – все это притягивало и до сих пор притягивает к ним читателей всего мира. Хосе Ортега-и-Гассет, будучи крупной фигурой в гуманитарном пространстве Испании, неоднократно оказывался в фокусе внимания исследователей, которые анализировали его творчество с разных сторон.

В своих многочисленных публикациях он не только ставил проблемы, но и искал путь к их конструктивному решению. Это было особенно важно в самом начале XX века, когда перед Испанией стояло множество труднейших вопросов, требовавших срочного решения, поскольку речь шла о судьбе государства. Пресса в такой социальной ситуации является форумом, где ставятся проблемы, в общественной дискуссии апробируются пути их решения.


 

1.2. Понятие массовой культуры в книге «Восстание масс»

 

Наиболее законченная и целостная концепция массового общества с прямым выходом на вопросы культуры была предложена испанским философом, искусствоведом и критиком Хосе Ортегой-и-Гассетом (1883—1955) — автором знаменитого эссе «Восстание масс» (1930), переведенного на все основные языки мира.

Если признать, что одним из главных признаков подлинной культуры являются неоднородность и богатство ее проявлений, основанные на национально-этнической и сословие-классовой дифференциации, то в XX веке врагом культурной «полифонии» оказался не только большевизм, по своей природе не приемлющий какого-либо плюрализма. В условиях индустриального общества человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности и самобытности, идет ли речь об отдельной личности или об определенных социальных слоях и группах.

Современное государство, подобно гигантской машине, с помощью единых систем образования и столь же скоординированной информации непрерывно «штампует» безликий и заведомо обреченный на анонимность человеческий «материал». Если большевики и их последователи стремились насильственно превратить людей и некое подобие «винтиков», то с середины нашего столетия процессы стандартизации повседневной жизни приобрели во всем мире, за исключением отдаленной периферии, непроизвольный и всеобъемлющий характер.

Ортега как философ создал собственную доктрину «рациовитализма», суть которой — не раздельное существование философии и жизни, науки и искусства, а их взаимооплодотворение: человек формируется и существует как «Я» и его жизненные обстоятельства.

В своем труде «Восстание масс» Ортега развивает мысль о том, что современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам.

По Ортеге, обезличенная «масса» — скопище посредственностей, — вместо того чтобы следовать рекомендациям естественного «элитарного» меньшинства, поднимается против него, вытесняет «элиту» из традиционных для нее областей — политики и культуры, что в конечном счете приводит ко всем общественным бедам нашего века. При этом взгляды Ортеги-и-Гассета отнюдь не следует уподоблять марксистскому учению о «революционных массах», делающих историю.

Для испанского философа человек «массы» — это не обездоленный и эксплуатируемый труженик, готовый к революционному подвигу, а прежде всего средний индивид, «всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но и доволен собственной неотличимостью». Будучи неспособным к критическому мышлению, «массовый» человек бездумно усваивает «ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека». Такого типа существо в силу своей личной пассивности и самодовольства в условиях относительного благополучия может принадлежать к любому социальному слою - от аристократа крови до простого рабочего и даже «люмпена», когда речь идет о «богатых» обществах.

Вместо марксистского деления людей на «эксплуататоров» и «эксплуатируемых» Ортега, исходя из самой типологии человеческой личности, говорит о том, что «радикальнее всего делить человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить — это плыть по течению, оставаясь таким, какой ни на есть, и не силясь перерасти себя».

Свои рассуждения о появлении «новой породы людей» — «массового» человека — испанский философ связывает прежде всего с европейской историей и подкрепляет весьма выразительной статистикой. «Славу и ответственность за выход широких масс на историческое поприще несет XIX век», — пишет он, ссылаясь на тот факт, что за все двенадцать веков своего существования — с VII по XIX столетие — население Европы ни разу не превышало 180 млн человек, а за время с 1800 по 1914 год, за сотню лет с небольшим, достигло 460 млн. Столь головокружительный рост, по Ортеге, означал «все новые и новые толпы, которые с таким ускорением низвергаются на поверхность истории, что не успевают пропитаться традиционной культурой». «Особенность нашего времени в том, — пишет далее Ортега, — что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду». Именно отсутствие традиционной культуры в современном обществе приводит к его духовной деградации и падению нравственности.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 547 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.