Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дополнительная литера тура. Панарин А. С. Политология: Учебник




Панарин А.С. Политология: Учебник. М., 1997. Разд. IX. Гл. II, III.

Геополитика: теория и практика. М., 1993.

Лукин В.П., Уткин А.И. Россия и Запад: общность или отчуждение. М., 1995.

Россия и Европа: тенденции развития на пороге III тысячелетия / Гл. ред. Т.Г. Пархалина. М., 1995.

Страны мира. Краткий политико-экономический справочник / Под ред. И.С. Иванова. М., 1997.

Цыганков П.А. Международные отношения. М., 1996.

Ковалкин B.C. Россия в новых геополитических реалиях на пороге XXI века. М.,1995.

Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1994.

Митрохин В.И. Концептуальные основы стратегии национальной безопаснос­ти России // Социально-политический журнал. 1995. № 6.

Панарин А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы // Вопросы философии. 1994. № 12.

Сорокин К.Э. Геополитика России в «ближнем» и «среднем» зарубежье: праксиологические измерения // Полис. 1995. № 3.

 

 

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Структурасловаря

Слова в Словаре расположены в алфавитном порядке.

Заглавное слово словарной статьи дается полужирным прописным шрифтом.

Знак < означает «происходит от...», «на основе...».

Если заглавное слово повторяется в тексте статьи, то оно обозначается первой буквой этого слова с точкой.

Список сокращений

амер. — американский

англ. — английский

греч. — греческий

итал. — итальянский

лат. — латинский

напр. — например

нем. — немецкий

рус. — русский

проч. — прочий

франц. — французский

 

А

АБСЕНТЕИЗМ (< лат. absentia от­сутствие) — уклонение от полити­ческого участия, политическая апатия. Причинами абсентеизма счи­таются: отсутствие у личности об­щепринятых норм политической культуры; утрата или отсутствие групповой идентичности; крайняя степень недоверия к политическим институтам; чувство собственной беспомощности и неспособности повлиять на власть; высокая сте­пень удовлетворенности личных интересов, порождающая ощуще­ние ненужности политики. А. может быть следствием крайней степени удовлетворенности или не­удовлетворенности социально-экономическими условиями жизни. А. можно рассматривать и как свиде­тельство политической стабильности и как следствие утраты поддержки власти со стороны общества. В со­временной России достаточно вели­ка доля населения, для которого ха­рактерен политический А.

АБСОЛЮТИЗМ (< лат absolutus безусловный) — форма правле­ния, разновидность авторитаризма, характеризующаяся сосредоточе­нием в руках монарха законодательной, исполнительной и судеб­ной властей. А. был наиболее рас­пространен в период позднего сре­дневековья в Западной Европе. Современными абсолютистскими монархиями являются Саудовская Аравия, Марокко, Непал. В России А. окончательно утвердился в пери­од правления Петра I и просущест­вовал до 1917г.

АВТАРКИЯ (< греч. autarkeia самоудовлетворение) — политика замкнутости и самоизоляции государства. Чаще всего проявляется в стремлении государства создать самодостаточную экономику, спо­собную функционировать вне ми­ровой хозяйственной системы. А. также может сводиться к культурной изоляции, борьбе с «космополитизмом», утверждению традици­онализма. В Советском Союзе черты автаркии проявлялись в по­литике «железного занавеса», про­водимой с 20-х по 70-е гг.

АВТОНОМНОСТЬ — развитость, дифференцированность и относи­тельная независимость политических институтов. Высокая степень автономности присуща в основном стабильным демократическим режимам. Низкая степень — для неконсолидированных демократий и диктатур.

АВТОРИТАРИЗМ (< лат. auctoritas власть, влияние) — политичес­кий режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. При авто­ритаризме, в отличие от тоталита­ризма, сохраняются дифференци­рованные отношения между госу­дарством и обществом. К автори­тарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, оли­гархии, диктатуры древней римской империи; феодальные государства средневековой Европы; абсолю­тизм Нового времени; политичес­кие режимы части европейских стран в период между I и II мировы­ми войнами, а в наши дни — большинство государств Азии, Африки, Востока. А. считается антиподом демократии. Его отличительными признаками являются: 1) сильная централизация власти; 2) монопо­лия на власть одной группы, лица или партии; 3) формирование элиты на основе наследования или кооптации; 4) полный или частич­ный запрет оппозиции;5)насильст­венный характер смены власти; 5) ограниченный плюрализм; 6) широкое использование силовых структур для удержания власти. При авторитаризме могут сущест­вовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Одна­ко их функционирование достаточ­но ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость граждан­ского общества и экономическая отсталость; преобладание верти­кальных связей и отношений патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической культуры; высо­кая степень конфликтности в раз­вивающихся обществах. Существу­ют различные типы авторитариз­ма — военный, олигархический, популистский, бюрократический, развивающийся (А. развития).

АГРЕГАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ — функция политической системы, заключающаяся в придании однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработке общих требований и их иерархизации. А.И. также связана с согласованием разнонаправленных интересов (например, требований наемных работников и предпринимателей). Функцию А.И. в демократических политических систе­мах выполняют группы интересов, политические партии, парламент. В процессе агрегирования интересов могут вырабатываться как общие соглашения, так и поляризованные позиции, крайние альтернативы политики.

АДАПТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕС­КАЯ — приспособление полити­ческой системы, политических структур к требованиям, исходящим от окружающей среды, выра­жающееся в изменении функций, определении новых целей и выра­ботке новых подходов к решению проблем.

АЛМОНД Габриэль (1911) — амер. политолог, специалист в об­ласти общетеоретической и сравнительной политологии. Основные работы: «Сравнительная политика: концепция развития» (1966), «По­литика развивающихся регионов» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). Наибольшую из­вестность Алмонду принесли рабо­ты по теории политической системы и политической культуры. В мо­дели политической системы, разра­ботанной Алмондом, наибольшее внимание уделялось функциям «входа» и «выхода». Американско­му политологу удалось убедительно показать взаимосвязь между поли­тическими ориентациями, состав­ляющими содержание политичес­кой культуры, и характером функционирования политической сис­темы.

АНАРХИЗМ (< греч. anarchia без­властие) — политическая идеоло­гия, провозглашающая необходимость уничтожения государства и замены любых форм принудитель­ной власти свободной и доброволь­ной ассоциацией граждан. Государ­ство в А. отождествляется с наси­лием и принуждением, несовмести­мыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками А. были П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др.

АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ — одна из функций политической сис­темы, заключающаяся в формули­ровании требований, предъявляе­мых к структурам, принимающим решения. В демократических поли­тических системах эту функцию вы­полняют группы интересов, поли­тические партии, парламент, в ав­торитарных — корпоративные ин­ституты. Различают несколько видов требований, предъявляемых политической системе: 1) требова­ния о распределении благ и услуг (напр., принять законы о прожи­точном минимуме, об образовании, охране окружающей среды и т.п.); 2) требования о регулировании по­ведения (напр., об обеспечении правопорядка, регулировании тру­довых отношений, предоставления права на забастовки); 3) требова­ния, касающиеся коммуникации и информации (например: свободы слова, принятия законов о средст­вах массовой информации, информирования населения о целях про­водимой политики). А.И. способст­вует установлению коммуникации между окружающей средой и поли­тической системой.

Б

БИХЕВИОРИЗМ (< лат. behaviour поведение) — подход в политологии, основывающийся на изучении политического поведения, применении количественных методов к изучению и сравнению политичес­ких объектов. Б. возник и активно развивался в политической науке в 30—50-е гг. как реакция на неудовлетворенность историческим и институциональным подходами, страдавших описательностью и бессистемностью. Его основопо­ложниками считаются американ­ские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. «Единицей» полити­ческого исследования в рамках дан­ного подхода было признано наблюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях. Основные принципы бихевиорального движения были сформулированы Д. Истоном: 1) стремление к обнаружению элементов единообразия в политичес­ком поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и про­гностическую ценность; 2) любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе; 3) для получения дан­ных необходимо использовать аде­кватные методы; 4) интерпретация полученных данных и их оценка должны быть дифференцированы, их нельзя путать; 5) исследование должно носить системный харак­тер, т.е. стремиться раскрыть ос­новные причинно-следственные связи, все многообразие наблюдае­мых структур; 6) политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д. Значительный вклад Б. внес в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия ре­шений. Б. сыграл заметную роль в становлении и развитии сравни­тельной и прикладной политологии. В то же самое время неодно­кратно высказывались критичес­кие замечания по поводу злоупотребления количественными мето­дами анализа. Подчеркивалось, что увлеченность методами мате­матического и статистического анализа в ущерб качественным снижает потенциал и результативность исследований.

БЮРОКРАТИЯ (< франц. bureau бюро, канцелярия и греч. kratos сила, власть, господство) — прослойка людей, профессионально занимающихся вопросами управ­ления и выполнением решений высших органов власти. Деятель­ность этой прослойки основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и про­цедур.

В

ВЕБЕР Макс (1864—1929) — один из крупнейших представите­лей западной социологии и политологии. В. нередко называли вели­ким буржуазным антиподом К. Маркса или «Марксом буржуа­зии». Труды В. сегодня являются классикой западной социальной и политической науки. В центре по­литической социологии Вебера — проблема власти. Власть, основан­ную на приказе и подчинении, В. называл господством. Основой гос­подства является легитимность. Проблема легитимного господ­ства — одна из главных в научном творчестве Вебера. Методологи­ческие подходы, сформулирован­ные выдающимся ученым, оказали большое влияние на характер и направление развития всей после­дующей политической науки.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — один из видов власти в обществе, отличительными чертами которого являются: а) легальность в исполь­зовании силы и других средств властвования в пределах страны; б) верховенство, обязательность решений В.П. для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; в) публичность, т.е. всеобщность и безличность, обра­щение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права(закона); г) моноцентричность, т.е. наличие единого центра при­нятия решений (в отличие, напри­мер, от власти экономической); д) многообразие ресурсов (прину­дительных, экономических, ин­формационных и др.). В.П. под­разделяется на государственную и общественную власть. Государст­венная власть обеспечивается со­ответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (армия, прокуратура и т.д.), а также юриди­ческой базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средст­вами массовой информации, общественным мнением.

Г

ГЕОПОЛИТИКА (< греч. gё Земля, politike политика) — наука, изучающая обусловленность политических процессов в больших со­циальных системах географичес­ким положением страны (региона) и другими физико- и экономико-географическими факторами. В геополитическом анализе выделяются три аспекта: исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географи­ческих и временных условий их раз­вития; сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории; про­гноз и рекомендации по проведе­нию политической стратегии преобразования пространства. Основ­ными геополитическими фактора­ми выступают: географические (пространственное положение, природные ресурсы); политические (политический строй и особенности государства, его границ, социаль­ная структура общества, наличие основных свобод и т.д.); экономи­ческие (мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стра­тегические запасы и др.); военные (величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил и т.д.); культурные (конфессио­нальные, национальные традиции, уровень развития науки, образова­ния, здравоохранения, урбанизации и др.); демографические (плотность и состав населения, динамика его развития); экологические (демографическое давление на ограни­ченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности насе­ления различных стран и т.д.).

ГЛОБАЛИСТИКА — система междисциплинарных научных зна­ний о жизненно важных общечеловеческих проблемах. Глобальные проблемы: а) затрагивают жизнен­ные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого отдельного жителя нашей планеты; б) выступают в качестве объектив­ного фактора развития современ­ной цивилизации; в) приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибе­лью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их преодоления; г) требуют для своего разрешения коллективных усилий всего мирового сообщества. К гло­бальным проблемам современнос­ти ученые относят такие, как предотвращение ядерной войны и со­хранение мира во всем мире, охра­на окружающей среды, этнополитическая, энергетическая, сырье­вая, продовольственная и демографическая проблемы, мирное освое­ние космоса и богатств Мирового океана, ликвидация опасных болез­ней и т.д. В рамках исследований по Г. оформляется новое научное на­правление — политическая глобалистика, изучающая мировые про­блемы, которые имеют политичес­кий характер или связаны с полити­ческой сферой.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — нижняя палата Федерального Со­брания. Включает 450 депутатов, избираемых по смешанной избира­тельной системе. Депутатом Госу­дарственной Думы может быть избран любой гражданин, достигший 21 года. К сфере ведения Государственной Думы относятся: утверж­дение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам чело­века; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; принятие федеральных законов; ра­тификация или денонсация междуна­родных договоров РФ; вопросы войны и мира. Г.Д. может быть распущена Президентом РФ в случае трехкратного отклонения кандидату­ры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом, а также в случае двукратного выраже­ния недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев.

ГОСУДАРСТВО — центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обла­дающая суверенитетом, монопо­лией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управ­ление обществом с помощью спе­циального механизма (аппарата). Важнейшими конституирующими элементами государства выступают территория, население (народ) и суверенная власть. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна, неотчуждаема. Население как эле­мент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и под­чиняющееся его власти. Государст­венная власть суверенна, т.е. обла­дает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи су­веренной, государственная власть, во-первых, является универсаль­ной, распространяясь на все насе­ление и все общественные органи­зации; во-вторых, обладает преро­гативой отменить любые проявле­ния всех иных общественных влас­тей; в-третьих, имеет исключитель­ные средства воздействия, которы­ми никто, кроме нее, не располага­ет (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

ГРАЖДАНСКОЕ общество -совокупность социальных образо­ваний: групп, коллективов, организаций, ассоциаций, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, рели­гиозными и др. интересами, реали­зуемыми вне сферы деятельности государства. По некоторым сведениям термин Г. О. был впервые употреблен в Англии в 1594 г., а свое специфическое значение он приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально Г. О. трактовалось как общество в недеспотическом государстве, но уже в философии Гегеля Г.О. опре­деляется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством. Согласно Гегелю, Г.О. возникает из физических и со­циальных потребностей, в нем ин­дивиды преследуют свои интересы в установленных пределах. В современной науке принято считать, что в структуру гражданского общества входят: частная собственность и различные негосударственные эко­номические структуры, семья, ас­социации, образованные по этническому, религиозному или какому-либо другому признаку, органы местного самоуправления и т.д. Г.О. выполняет ряд важнейших функций: обеспечивает автономию человека и возможности реализа­ции частных интересов независимо от государства, обеспечивает га­рантии прав человека, ограничива­ет сферу деятельности государства, является социальной основой де­мократии и правового государства. Впервые Г.О. возникло в Западной Европе. Его формирование нача­лось в период зарождения капита­лизма. Отсутствие и неразвитость гражданского общества является одной из причин существования и воспроизводства авторитаризма. В России Г.О. начинает формиро­ваться в период царствования Александра I. Именно в это время возникают отдельные сферы граж­данской жизни, не связанные с го­сударством. Частная жизнь светского общества начинает протекать в салонах, клубах и др. относитель­но самостоятельных учреждениях. После реформ Александра II Г.О. формируется в виде земств, различ­ных союзов предпринимателей, ин­ститутов милосердия, обществ, содействующих развитию науки и ис­кусства. Процесс формирования Г.О. был прерван Первой мировой войной, революцией 1917 г. и гражданской войной. В 30-е гг. процесс тотального огосударствле­ния всех сфер человеческой дея­тельности довершил разрушение остатков еще неразвитого Г.О. Тоталитаризм блокировал саму воз­можность возникновения и разви­тия Г.О. Становление правового государства связано с формированием Г.О., предпосылками которо­го являются: переход к рыночной экономике, появление специфичес­ких групповых интересов, рост чис­ленности среднего класса, появление независимых гражданских ас­социаций, создание правовых га­рантий для свободной деятельности независимых общественных объ­единений, установление горизон­тальных связей между социальны­ми группами, коллективами, организациями.

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — объ­единения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений. Главными функциями групп интересов являются: артикуляция и агрегирование интересов, коммуни­кация и рекрутация. Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл подразделяют Г.И. на: 1) аномические и институциональные. Группы первого вида плохо организованы, возникают спонтанно и имеют склонность к насильственным ме­тодам деятельности (толпы, демон­страции, митинги и т.п.). Вторые действуют на постоянной основе, имеют высокую степень результа­тивности, хорошо организованы (профсоюзы, предпринимательские ассоциации и др.). 2) Ассоци­ативные (добровольные) и неассоциативные (недобровольные). Французский политолог Ж. Блондель выделяет среди групп интере­сов: 1) группы по обычаю, возникающие на основе общинных, кас­товых или плановых связей; 2) ин­ституциональные группы, основы­вающиеся на формальных организа­циях внутри государственного аппа­рата (лоббистские группировки в парламенте и правительстве);3) группы защиты, стремящиеся к реализации своих интересов (проф­союзы, банковские союзы, общества защиты прав потребителей и т.п.);4) группы поддержки, ориентиро­ванные на строго ограниченные цели (экономические и антивоенные движения, ассоциации защиты прав потребителей). По сферам деятель­ности выделяют экономические, со­циальные, социокультурные Г.И. По сферам влияния Г.И. делятся на об­щегосударственные и региональные. В отличие от политических партий Г.И. не ставят своей целью борьбу за власть. Деятельность Г.И. получила название «лоббизм».

Д

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яков­левич (1822—1885) — философ, публицист, естествоиспытатель. Д. — создатель оригинальной философско-исторической системы, известной в научной литературе как теория культурно-исторических типов. Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. В исто­рии русской мысли антизападная позиция Д. выделяется своей последовательностью и радикализмом. Европа и Россия, по Д., принадле­жат к совершенно различным культурно-историческим типам. В цент­ре геополитической концепции Д. — идея славянства, остаивание славянской независимости и само­бытности, Россия как «солнце сла­вянства». Согласно Д., в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константи­нополе, который мог стать «Тре­тьим Римом» в образе «славянско-православного Рима». Основные работы Д.: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политичес­кие отношения славянского мира к германо-романскому» (1871), «Сборник политических и экономических статей» (1890).

ДЕЛЕГАТИВНАЯ ДЕМОКРА­ТИЯ — одна из разновидностей гибридных режимов. Понятие «Д.Д.» было введено в политичес­кую науку аргентинским политоло­гом 0'Доннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и авторитаризма. Его отличительными чертами явля­ются: 1) регулярные выборы главы исполнительной власти, который на несколько лет становится выс­шим толкователем интересов нации; 2) низкий уровень институализации власти; 3) отсутствие каких-либо ограничений исполни­тельной власти, кроме неформаль­ных отношений и сроков переиз­брания ее главы; 4) наличие граж­данских прав и свобод; 5) формаль­ный характер законодательной власти; 6) радикальный характер политики, проводимой общенацио­нальным лидером; 7) отсутствие механизмов согласования интере­сов. Д.Д., по мнению автора кон­цепции, отличается от представи­тельной отсутствием горизонталь­ной подотчетности исполнительной власти. В представительной демо­кратии существует как вертикаль­ная подотчетность власти (выбо­ры), так и горизонтальная (система разделения властей, «сдержек и противовесов»). Отсутствие гори­зонтальной подотчетности при Д.Д. обусловлено низкой степенью институализации власти. Поскольку Д.Д. является промежуточным типом политического режима, по­стольку существуют две потенци­альные альтернативы его развития. Одна их них сводится к регрессии Д.Д. и откату к авторитаризму; дру­гая — к постепенной институализации режима и переходу к представительной демократии. В настоя­щее время понятие «Д.Д.» исполь­зуется некоторыми политологами для характеристики режима, сложившегося в современной России.

ДЕМАГОГИЯ (< греч. demagogia, demos народ, ago вести) — заявле­ния, высказывания, выступления, в которых для достижения полити­ческих целей используются ложь, обман, спекуляции, методы манипулирования сознанием.

ДЕМОКРАТИЯ (< греч. demos народ, kratos власть; власть наро­да) — политический режим, характеризующийся следующими при­знаками: 1)гарантиями прав и сво­бод человека; 2) наличием всеоб­щего избирательного права и сво­бодных выборов; 3) уважением прав меньшинства; 4) политичес­ким плюрализмом; 5) публичнос­тью власти; 6) разделением влас­тей; 7) политической конкурен­цией. В политологии выделяются две основные линии, две трактовки демократии: идентитарная и представительная. Первая из них, беру­щая свое начало от античной тради­ции, была наиболее полно разрабо­тана Ж.Ж. Руссо. Ее главными по­ложениями являются: тождество (идентичность) правителей и уп­равляемых, стремление власти к выражению общего интереса, единой воли народа и реализации всеобщего блага, подчинение частных интересов всеобщим, меньшинства большинству. Согласно представи­тельной теории, при демократии сохраняются различия между пра­вящими и управляемыми. Однако власть осуществляется всенародно избранными представителями. Представительная демократия сво­дится к совокупности способов вы­явления и согласования различных социальных интересов. Вторая трактовка является доминирующей в современной политической науке. Существует несколько теоретичес­ких моделей демократии: теория элитистской демократии (демократического господства элит), теория либеральной демократии, теория плюралистической демократии, теория плебисцитарной демокра­тии, теория партисипаторной демо­кратии, теория полиархии Р. Даля.

ДЕПРИВАЦИЯ — состояние недо­вольства, вызываемое расхождени­ем между реальным и/или оценива­емым состоянием, к которому стре­мится субъект. Концепция депривации является исходной для объ­яснения протестных форм полити­ческого поведения. Существует несколько моделей Д. Согласно Дж. Дэвису и Т. Гурру, «относи­тельная Д.» — это представления людей о несправедливом характере распределения ценностей, порож­дающие недовольство и готовность к действию. Т. Гурр определяет Д. как результат расхождения между «ценностными ожиданиями» и «ценностными возможностями». При изменении ценностных ориен­таций социальные возможности и уровень потребления, считавшиеся ранее удовлетворительными, ста­новятся неприемлемыми. Возни­кающее стремление к новым стан­дартам жизни значительно расхо­дится с существующими возмож­ностями. Данный феномен получил название «революции растущих ожиданий». Вторая модель строит­ся на допущении сохранения преж­него типа ориентации и уровня на­дежд при резком падении жизнен­ных стандартов, сокращении объе­ма ценностей, которыми распола­гает субъект. Такое состояние об­разно обозначается как «револю­ция отобранных выгод». Третья модель, известная под названием «прогрессивной депривации», включает в себя концепты первой и второй модели. Дж. Дэвис связывает прогрессивную Д. с таким пе­риодом, когда возраставшие и удов­летворявшиеся ранее потребности начинают блокироваться, что вы­ывает раздражение и озлоблен­ность.

ДЕСПОТИЯ — одна из разновид­ностей авторитарного режима, су­ществовавшая в странах Древнего Востока. Специфическими чертами этого режима являлись: концентра­ция власти в руках деспота, опирав­шегося на широкий слой государст­венных чиновников; теократичес­кий характер государства; государственная и общинная собствен­ность на землю.

ДИКТАТУРА (< лат. dictatura не­ограниченная власть) — полити­ческий режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назна­чавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения осо­бых поручений или в случаях угро­зы государству широкими полномо­чиями. Время правления диктатора было строго ограничено — не более 6 месяцев, но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений. Само правле­ние диктатора и обозначалось сло­вом «Д.». Первыми диктаторами были Тит Ларций (498 г. до н.э.) и Марк Рутий (356 г. до н.э.). Пос­ледним историческим диктатором в Римской империи был Марк Юний Каннах (82 г. до н.э.). Д. Юлия Це­заря (47, 45—44 гг. до н.э.) носила уже более «современный» харак­тер и была, по существу, бессроч­ной узурпацией власти. После смерти Цезаря Антоний навсегда отменил диктатуру как форму правления. Однако история диктатуры на этом не заканчивается. Тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, Д. пролетариата, фашизм, авторита­ризм, тоталитаризм и др. — исто­рические разновидности диктатуры. Всем им присущ ряд общих черт: неограниченный и бесконтрольный характер власти, отсутствие разде­ления властей, монополизация власти, бесправность человека, низкая степень легитимности власти, применение преимущественно репрессивных форм и методов со­циального контроля. XX в. знает две разновидности диктатуры — авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения диктатур весьма разнообразны. Их усмат­ривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсут­ствии развитого гражданского общества.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (< лат. discriminatio различение) — ограни­чение или лишение прав определенной категории граждан по при­знаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. Д. нарушает права человека. Формами дискриминации являются: сегрегация — переселение лиц какой-либо наци­ональности на специально отведенные территории (резервации, гетто) и геноцид — намеренное и систематическое физическое унич­тожение представителей опреде­ленной этнической, религиозный или социальной группы.

ДИССИДЕНТ (< лат. dissidens не­согласный) — лицо, находящееся в нравственно-политической оппозиции к существующей власти и официальным политико-правовым нормам и ценностям. Диссидентами называли в средневековой Европе вероотступников и еретиков, а в более поздние исторические перио­ды — тех индивидов, которые не придерживались господствующей религии. В Советском Союзе дис­сидентами называли членов право­защитного движения, которое уделяло основное внимание отстаива­нию таких прав и свобод, как сво­бода совести, слова, передвиже­ния, право на честь и достоинство личности и др.

ДЮВЕРЖЕ Морис (1917) — франц. социолог и политолог, спе­циалист в области политической социологии. Основные работы: «Политические партии» (1951), «Идея политики. Применение власти в обществе» (1966) и др. Наибольшую известность ему принесли работы, посвященные иссле­дованию партий. Д. предложил под­разделять современные партии на массовые и кадровые. Им также были сформулированы «три социо­логических закона» взаимосвязи избирательных и партийных сис­тем. Их содержание сводится к сле­дующим положениям:1)пропорци­ональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характе­ризующейся существованием автономных партий с жесткой внутрен­ней структурой; 2) абсолютная ма­жоритарная избирательная систе­ма порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу; 3) относительная ма­жоритарная избирательная систе­ма влияет на формирование двухпартийной системы.

Е

ЕВРАЗИЙСТВО — идейное и общественно-политическое движение русской эмиграции 20—30-х гг. XX в. Главные представители евразийской мысли — Н.С. Трубецкой (1890—1938), П.Н. Савицкий (1895—1965), Л.П. Красавин (1882—1952), Г.В. Флоровский (1893—1979) и др. представители Е. обосновывали развитие России как особой цивилизации — Евра­зии — нового историко-культурного и геополитического феномена. Евразийцами было разработано учение об идеократическом государстве с «единой культурно-государственной евразийской идеоло­гией правящего слоя», выдвигае­мого путем отбора из народа.

З

ЗАПАДНИЧЕСТВО — идейно-политическое течение русской обще­ственной мысли. Существует предположение, что термин «З.» ввел в оборот Н.В. Гоголь. Идеалом за­падников было приобщение России к ценностям и достижениям запад­ной цивилизации. По своему содер­жанию, идейной направленности 3. было неоднородно. В нем просле­живаются два основных течения: умеренное и радикальное (револю­ционное). Представители первого течения — Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков и др. — провозглашали целью общественного развития утверждение правового порядка, парламента­ризма и конституционной монар­хии. Сторонники второго — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский — видели бу­дущее России в утверждении социалистического идеала.

И

ИДЕНТИЧНОСТЬ (< лат. Identifico отождествление) — осознание личностью своей принадлежности к определенной группе, своего стату­са и роли. Понятие «И.» было вве­дено в науку 3. Фрейдом. Более по­дробно концепция идентичности была разработана Э. Эриксоном. Американский ученый выделял персональную И. как результат осознания личностью подлинности и неизменности бытия, своей принадлежности к определенному вре­мени и пространству и социальную

И. как ощущение личностью своей принадлежности к некоей группе, сообществу, осознание некоторых групповых ценностей. В политологии под идентичностью понимается чувство принадлежности личности к определенной группе, согласие с определенными политическими ценностями, выражение симпатий к определенной политической пар­тии или лидеру и оказание им под­держки.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в пред­ставительные органы власти или высших должностных лиц. При демократии выборы носят всеоб­щий, равный и тайный характер. Существует три типа избиратель­ных систем: мажоритарная, про­порциональная и смешанная. При мажоритарной системе избран­ным считается депутат, набрав­ший большинство голосов в своем избирательном округе. В зависи­мости от законодательной трак­товки понятия «большинство», мажоритарные системы подразде­ляются на: а) абсолютные, в кото­рых для победы кандидата на вы­борах необходимо собрать как ми­нимум 50% +1 голос избирателей (Австралия) и б) относительные, где для избрания необходимо со­брать простое большинство голо­сов (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия). В случае использования абсолютной мажо­ритарной системы выборы, как правило, проводят в два тура. Если в первом ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинст­ва голосов, проводится второй тур. В нем принимают участие два кан­дидата, набравшие наибольшее ко­личество голосов. Победитель определяется здесь простым большинством голосов. При пропорци­ональной системе избиратели отдают свои голоса за партии, включенные в избирательный бюллетень (Бельгия, Швеция). Партия, перешагнувшая процентный барьер (более 5% голосов в Германии и России или более 4% в Швеции) получает депутатские мандаты, пропорционально доле голосов избирателей, полученных на выборах. Пропорциональные избирательные системы могут действовать на двух уровнях: а) на общегосударствен­ном уровне и б) на уровне много­мандатных округов. При смешан­ной избирательной системе часть депутатов избирается по мажори­тарному, а часть по пропорцио­нальному принципу. В России вы­боры в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной системы: 225 депутатов избирают­ся по абсолютной мажоритарной системе и 225 по пропорциональной.

ИЛЬИН Иван Александрович (1883—1954) — религиозный фи­лософ и правовед. Область политических исследований И. не ограничивалась философскими трактата­ми о власти, государстве и праве и включала в себя поиски политичес­кого идеала, решение проблемы со­отношения нравственности и политики, анализ вопросов перехода от тоталитаризма к демократии. И. — идеолог неомонархизма. Монархи­ческий идеал, по И., не обязательно должен быть воплощен для всех стран и народов, так как основу мо­нархии составляет определенный уклад нации, ее правосознание. Те народы, у которых эти качества раз­рушены или отсутствуют, не способны воспринять монархию как высший политический строй. Для России после крушения коммуниз­ма И. считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры». Основные работы И.: «Понятие права и силы: опыт методологичес­кого анализа» (1910), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Наши задачи» (1956).

ИМПЕРИЯ (< лат. imperium власть, государство) — одна из древнейших форм государственно­го устройства. Признаками импе­рии являются: высокая концентра­ция власти, ее распространение на обширную территорию; значитель­но этнически и культурно разнород­ный состав населения; экспансионистские стремления элиты; силь­ный бюрократический аппарат. Империи возникают в результате широкой территориальной экспансии, осуществляемой правящими элитами. Для создания и сохране­ния империй политические элиты вынуждены не только осущест­влять физическое насилие, но и создавать мощный и эффективный бюрократический аппарат, способ­ствовать экономическому развитию провинций и периферии. Примера­ми империй могут служить Римская империя, империя инков, Россий­ская империя.

ИМПИЧМЕНТ (< англ. impeachement обвинение) — процедура вы­движения обвинения против президента и отстранения его от должнос­ти. Как правило, отрешение президента от власти возможно в случаях нарушения Конституции или госу­дарственной измены. Для отстране­ния президента от власти необходимо решение не менее 2/3 депутатов обеих палат парламента. Затем дело передается на рассмотрение в выс­шие судебные органы власти.

ИНАУГУРАЦИЯ (< лат. inaugurare посвящать) — процедура вступле­ния в должность главы государства.

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — организация политической дея­тельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур. В политические институ­ты включаются: 1) общепринятые и признанные политические нормы и ценности: 2) общепринятые модели политического поведения: 3) формы организации политических от­ношений; 4) контроль за соблюде­нием правил и норм. К политичес­ким институтам относятся государ­ственные органы власти (парла­мент, правительство, суд), структу­ры, осуществляющие представи­тельство интересов (политические партии, группы интересов, лоббизм), способы избрания долж­ностных лиц (избирательные систе­мы) и др. Каждый И.П. специали­зируется на выполнении специфических функций.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — процесс образова­ния, закрепления и признания основными политическими акторами политических норм, процедур, цен­ностей и эталонов политического поведения, а также способов кон­троля за их соблюдением. И.П. — важнейшее условие политической стабильности. Она зависит от степени автономности политических структур, их адаптации и интегра­ции.

К

КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Алек­сандрович (1868—1920) — рус. юрист, правовед. Один из представителей рус. «возрожденного естественного права», либерализма. Одна из главных тем творчества К. — правовое государство, кото­рое он считал высшей формой госу­дарственности, выработанной человечеством. Суть правового госу­дарства, по Кистяковскому, — ог­раниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, непри­косновенных прав. Наиболее характерными признаками правового государства являются: безличность и абстрактность власти, ее пре­стиж, обаяние, авторитет, тради­ция, привычка, сила, нравственное оправдание. Последнее — главный признак власти, закрепленный в правовых нормах. Отсюда следует вывод о том, что правовая идея, связанная с нравственным оправ­данием, — это идея должного. И главная проблема состоит в приведении фактических реальных обще­ственных отношений в соответст­вие с идеей должного, т.е. с право­вой идеей. Основным содержанием правовой идеи выступает свобода. По мне­нию Кистяковского, неосвоенность комплекса правовых идей русской интеллигенцией — причина того, что она полностью упустила из виду правовую природу конституцион­ного права и, тем самым, продемон­стрировала свое правовое убожест­во. Поскольку, как считал Кистяковский, правосознание народа от­ражается в его способности созда­вать организации и вырабатывать для них известные формы, постоль­ку убожество правосознания, низ­кий уровень правовой и политичес­кой культуры приводят к примитив­ному толкованию права как чисто нормативных актов, а воплощени­ем подобного толкования права яв­ляется полицейское государство. Не случайно, отмечал русский мыс­литель, государство в русском по­нимании — это всеохватывающее государство. Но такое государст­во — отклонение от должного. Во­площением же должного Кистяковский считал правовое государство, которое, с одной стороны, ограни­чено правами личности, а с дру­гой — обеспечивает их соблюде­ние. В правовом государстве народ и государство разделены не как нечто чуждое друг другу, а как стороны, основой взаимного существования которых являются общие интересы.

КЛИКА (< франц. clique шайка, банда) — небольшая группа людей, основанная на неформаль­ных и личных связях и объединен­ная вокруг определенного полити­ческого лидера. Как правило, целью деятельности клики являет­ся захват и удержание государст­венной власти насильственным путем.

КОАЛИЦИЯ (< лат. coalitio союз) — политический союз, воз­никающий в результате соглаше­ния различных политических сил, партий относительно целей и мето­дов проводимой политики. Существуют государственные, партийные и правительственные коалиции. Государственные коалиции образу­ются на основе общих внешнеполи­тических интересов и целей. Партийные коалиции возникают в ус­ловиях многопартийности (см. пар­тийная система), когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте. Прави­тельство, формирующееся из пред­ставителей различных политических сил, называется коалиционным или правительственной коалицией.

КОММУНИЗМ (< греч. сommunis общий) — политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, социального ра­венства и социальной справедли­вости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др. Анализ общест­венного положения классов, слоев, социальных групп в К. является ис­ходным пунктом для понимания политического поведения масс, от­дельных лидеров, их интересов. Стержень коммунистической идеологии — учение о классовой борь­бе, ориентация на преимуществен­но насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содер­жание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приво­дящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства.

КОММУНИКАЦИЯ (< лат. communicatio связь) — совокупность процессов и институтов, осуществляющих информационную связь между политической системой и ок­ружающей средой, а также между элементами политической системы. Коммуникативную функцию осу­ществляют партии, группы интере­сов, средства массовой информа­ции. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к ут­рате поддержки и нестабильности.

КОНСЕНСУС (< лат. consensus согласие, единодушие) — состоя­ние согласия большинства общест­ва, основных социально-полити­ческих сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения цен­ностей, власти и прав в обществе. Чаще всего идея консенсуса трактуется в форме «справедливости», т.е. приемлемости того или иного положения. Ее прообразом счита­ется концепция «общественного договора» Гоббса, Локка и Руссо. У философов Нового времени и эпохи Просвещения общественное согласие основывается на знании большинством того, что делает правительство в его интересах. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Достижению консен­суса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод че­ловека, наличие толерантности в обществе, существование институ­циональных форм разрешения кон­фликта, этнолингвистическая и ре­лигиозная однородность общества. Выделяют три объекта консенсуса: ценности, процедуры и политика. К. по поводу ценностей означает согласие по базовым нормам и принципам большинства общества. К. по поводу процедур означает со­гласие большинства относительно главных «правил игры» (напр., признание результатов состояв­шихся выборов). К. по поводу по­литики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (напр., согласие с сущест­вованием данной формы правле­ния). Кризис консенсуса обычно связан с кризисом отношений церковь — государство, традици­онной политики и включением в нее нетрадиционных групп, пере­распределением ролей и статусов, политизацией масс.

КОНСЕРВАТИЗМ (< лат. conservare сохранять, охранять, заботить­ся о сохранении) — политическая идеология. Термин «К.» впервые был употреблен французским писа­телем-романтиком Ф.Р. Шатобрианом, который в 1818 г. стал изда­вать журнал «Консерватор». «Отцом-основателем», «проро­ком», «Миллем и Марксом» клас­сического К. считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк (1729—1797). Наряду с ним, большой вклад в раз­работку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др. Основные «заповеди», принципы консерватизма: 1) ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность универ­сального морального порядка, сан­кционированного и поддерживае­мого религией; 2) «то, что можно не менять, менять не нужно», 3) вера в «право давности» и тра­диции народа; 4) убеждение в том, что существование строгих границ между классами и сословиями не­обходимо для социальной стабильности; 5) частная собственность — продукт человеческого разнообра­зия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель; 6) рассмотрение человека как не­совершенного и неразумного суще­ства, подверженного греховному поведению; 7) презумпция «в поль­зу любой установленной системы правления против любого неис­пользованного проекта» и др. «Быть консерватором... означает предпочитать известное неизвест­ному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт — выдумке, действитель­ность — тому, что возможно, огра­ниченное — безграничному, близ­кое — далекому, достаточное — изобилию, сегодняшнее веселье — утопическому блаженству» (М. Оукшотт) В конце XIX — начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либера­лизма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции. Во второй половине XX в. консерваторы стали руководствоваться принципами, которые раньше от­вергали (разделение властей, пар­ламентаризм, всеобщее избира­тельное право). Консерватор в от­личие от либерала — носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, об­щности выше, чем интересы инди­вида или какой-либо группы. По­требность в переходе от «индустри­ального общества» к «постинду­стриальному» («информационно­му»), в более радикальных средст­вах для обеспечения экономическо­го подъема привела в 70-х гг. к оформлению «неоконсерватиз­ма». В экономической области не­оконсерваторы обратились к классической либеральной теории рыночного хозяйства, предусмат­ривающей решительное ограни­чение вмешательства государства. В противовес либеральной док­трине «государства всеобщего благоденствия» неоконсерваторы разработали концепцию «право­вого социального государства». Они выступают за сильное государство, рассматривая его прежде всего как охранительный инсти­тут, обеспечивающий порядок и стабильность. В современном К. органически сочетаются две тен­денции: уважение классического либерализма к свободе отдельно­го индивида и традиционная для консерваторов защита таких цен­ностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.

КОНФЕДЕРАЦИЯ — форма го­сударственного устройства, представляющая собой союз суверенных государств. В точном смысле конфедерацию нельзя назвать единым государством, так как в ее состав входят суверенные образования. В рамках конфедерации каждое государст­во — участник сохраняет свою политическую самостоятельность, конституцию, правовую и национальную финансовую системы, собственные вооруженные силы. Для выработки общей по­литики учреждаются общие ор­ганы власти, в которые делеги­руются представители от каждо­го государства-участника. Одна­ко решения этих органов носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения каждым членом конфедерации. К. до­статочно неустойчивый союз, ко­торый со временем либо распада­ется, либо преобразуется в феде­рацию. Историческими примера­ми конфедерации являются Швейцарский союз (1291—1798 и 1815—1848), Рейнский союз (1806—1813), существовавший под протекторатом Наполеона, США (1781—1789).

Л

ЛЕГАЛЬНОСТЬ — законность. Понятие «Л.» означает формаль­но-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, полити­ческая деятельность.

ЛЕГИТИМАЦИЯ (ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ) — процесс, в результате которого обеспечивается легитимность власти. В политической науке выделяются несколько уни­версальных механизмов легитимации власти: 1) социально-пси­хологический, основанный на пси­хологических свойствах групп и больших масс. При обеспечении легитимности акцент делается на конформизм массы, стремление «маленького» человека ориенти­роваться на авторитеты и мнение большинства, веру в «справедли­вость» существующего порядка и принципы распределения ценнос­тей, чувство компетентности и ил­люзии контроля, т.е. на представ­лениях о контроле за властью; 2) политическое участие и, преж­де всего, участие граждан в выбо­рах; 3) политическая социализация; 4) демонстрация эффектив­ности власти; 5) убеждение в су­ществовании серьезной угрозы обществу со стороны внешних и внутренних врагов.

ЛЕГИТИМНОСТЬ (< лат. legitimus согласный с законами, закон­ный, правомерный). Смысл поня­тия Л. переводится на рус. язык как правомочность власти, лояльность и поддержка со стороны граждан. История понятия Л. восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленными нормами поведе­ния. Преимущественно Л. трактовалась как право должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже около XIV в. начинает употреб­ляться в смысле правомочия вы­борной власти. Указанный термин ввел в политическую науку и де­тально его разработал М. Вебер. Немецкий ученый указывал на то, что любая власть нуждается в само­оправдании, признании и поддерж­ке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся распределе­нием ценностей и ресурсов состав­ляет, по Веберу, основу легитим­ности. Основоположник концепции легитимности выделял три ее «чис­тых» типа: традиционный, харизматический и рационально-легаль­ный. Традиционный тип легитим­ности означает, что индивиды, общество подчиняются власти в силу традиций, обычаев и привычки. Харизматический — основан на вере в необыкновенные качества поли­тического лидера. При рациональ­но-легальном типе общество ориентировано на поддержку закона и власти, которая носит легальный характер. В реальной политической жизни можно обнаружить различные комбинации этих типов легитимности. Д. Истон выделяет три источника легитимности: а) веру в существующие политические цен­ности; б) убеждение в законности установленных процедур, норм и политических структур; в) призна­ние и одобрение личности, осу­ществляющей власть. Им также были выделены основные объекты легитимности: режим и авторитеты. Выделяют три формы легитимнос­ти: «народная», «внешняя» и «для себя». Народная Л. означает под­держку элиты со стороны общест­ва. «Внешняя» Л. — международ­ное признание режима. Л. «для себя» представляет собой набор идеологем, с помощью которых элита обосновывает власть в своих собственных глазах. Кризис леги­тимности — серьезная угроза стабильности политической системы. Его результатом могут быть массо­вые неповиновения властям; протестное поведение, связанное с на­силием; государственные перевороты; революции; гражданские войны и др. Признаками кризиса легитимности являются: рост пре­ступности; «бегство» капиталов за рубеж; рост оппозиционных на­строений в обществе; рост абсенте­изма.

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николае­вич (1831—1891) — известный рус. мыслитель консервативного направления. Оценки Л. в литера­туре: «Кромвель без меча», «дик­татор без диктатуры», «политичес­кий Торквемада», «более Ницше, чем сам Ницше», «самый острый ум, рожденный русской культурой в XIX веке» (П.Б. Струве). Развитие государства, согласно леонтьевскому закону «первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения», вы­глядит следующим образом: снача­ла совершается обособление свой­ственной ему политической формы, затем наступает период «наибольшей сложности и высшего единст­ва», а после происходит падение го­сударства. На начальной стадии развития государственности, как правило, превалирует аристократи­ческая форма; на стадии цветущей сложности «является наклонность к единоличной власти... а к старости и к смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либераль­ное начало». Формула сильного го­сударства — диктатура, жесткая централизация, слабого и умираю­щего — уравнение, «демократиза­ция жизни и ума». Особенность России Л. осознавал и деклариро­вал через концепцию византизма. Основание России (по Л.) состави­ли три исходных начала: византий­ское православие, византийское самодержавие и византийские нравы. В отличие от славянофилов Л. считал государственное начало в России более самобытным, чем об­щественно-народное. Политичес­ким кредо Л. могли бы стать слова Данилевского: «Если дерево нача­ло расти криво, то, чтобы его вы­прямить, надо насильственно пере­гнуть его в противоположную сто­рону». «Леонтьев — выдающийся представитель великой контрреволюции XIX века, которая защищала качество от количества; даровитое меньшинство от бездарного боль­шинства; яркую мысль от серой массы; дух от материи; природу от техники; истину от рекламы и про­паганды; творческую свободу от плутократии и бюрократии...» (И.П. Иваск). Основные работы Л.: «Восток, Россия и славянство» (Т. 1—2, 1885—1886), «Нацио­нальная политика как орудие все­мирной революции»(1889).

ЛИБЕРАЛИЗМ (< лат. liberalis свободный) — политичес­кая идеология. Основоположники Л. Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, А. Смит, Дж. С. Милль. В центре внимания Л. — проблема свободы. Свобода трактуется в негативном смысле как «свобода от...», как ос­вобождение человека от социаль­но-политических форм контроля со стороны государства. Свобода че­ловека предполагает незыблемость таких принципов, как достоинство личности, ее автономность, терпи­мость. Идея индивидуальной свобо­ды связывалась с частной собст­венностью, которая рассматрива­лась как гарант и мера свободы. Доктрина Л. воплотилась в прин­ципах свободного рынка, конкурен­ции. К указанным принципам присоединяются и политические: плю­рализм, парламентский демокра­тизм, разделение властей, равенст­во перед законом. Государству от­водилась роль «ночного сторожа». Предполагалось, что свобода, ра­венство (понимаемое как равенство перед законом), конкуренция и ин­дивидуализм в рамках саморегу­лирующегося рынка гарантиру­ют социальную гармонию и про­гресс. Кризисы конца 20-х — нача­ла 30-х гг. XX в., потрясшие основы западного общества, заставили пересмотреть либеральные трак­товки рыночных сил как основы гармоничного развития общества. Возникло стремление ограничить власть монополий и гарантировать определенный минимум социально-экономических прав каждому чело­веку. Во второй половине XX в. раз­витие Л. привело к возникновению неолиберализма, более терпимо относящегося к государственному вмешательству (концепция «госу­дарства всеобщего благоденст­вия») и усилившего этические тре­бования к политическому поведе­нию граждан и правительства. Со­временный Л. — весьма сложное и неоднородное явление, которое развивается под влиянием и во вза­имодействии с другими идейно-политическими течениями, прежде всего с консерватизмом.

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЕМО­КРАТИИ — концепция, согласно которой демократия — это полити­ческая организация, гарантирую­щая права и свободы человека. Ос­новными признаками демократии в рамках данной теории считаются: 1) автономия личности; 2) ограниченность власти правами человека; 3) максимально широкие и равные возможности для политического участия; 4) представительный ха­рактер власти; 5) политическая от­ветственность власти. В отличие от радикальной теории власти демократии, здесь акцент делается на представительном характере влас­ти. Воля народа выражается не не­посредственно, а через избираемых посредников, которые представля­ют специфические интересы. Госу­дарству отводится роль «ночного сторожа» и третейского судьи, регулирующего возникающие соци­альные конфликты.

ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (< англ. leader руководитель, вождь) — постоянное, приоритет­ное влияние определенного лица на общество, политическую организа­цию или социальную группу. Специфическими особенностями ли­дерства в политике являются: 1) от­сутствие, как правило, прямого взаимодействия между лидером и обществом; 2) многоролевой ха­рактер, т.е. ориентированность на согласование различных социаль­ных интересов; 3) корпоратив­ность, т.е. влияние на решения, принимаемые лидером, его ближайшего окружения, советников, экспертов; 4) институциональный характер, т.е. ограниченность дея­тельности лидера существующими социальными и политическими отношениями, традициями, нормами. Политический лидер выполняет ряд функций: а)определяет и формули­рует социальные интересы, наме­чает способы и методы их реализа­ции; б) принимает наиболее важ­ные решения; в) мобилизует массы на достижение политических целей; г) осуществляет интеграцию и ком­муникации; д) обеспечивает леги­тимацию власти. В политической науке выделяется ряд теорий поли­тического лидерства: теория «лич­ностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными чертами характера; си­туативные теории, утверждающие, что лидерство зависит от ситуации, каждая новая ситуация требует и порождает новых лидеров; личностно-ситуативные теории, основ­ным положением которых является соотнесение особенностей пережи­ваемой ситуации с необходимыми качествами лидера для решения ак­туальных проблем; теории конституентов, рассматривающие лидер­ство как производную от ожиданий последователей; психологические теории, ориентирующиеся на изу­чение психологических качеств и мотиваций лидеров. Существуют различные типологизации полити­ческого лидерства. По характеру легитимности политическое лидер­ство подразделяется на традицион­ное, харизматическое и рациональ­но-легальное. Согласно М. Херманн, лидеров можно типологизировать по имиджу на «знаменос­цев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». По стилю подразде­ляют лидерство на авторитарное, демократическое и невмешивающееся. Р. Такер различает два типа лидеров: «реформаторов» и «рево­люционеров». Для «реформато­ров» характерно стремление к мир­ной тактике постепенных измене­ний, в основном путем убеждения. Лидер-«реформатор» верит в об­щественные идеалы и видит проти­воречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому он при­зывает их изменить свое поведение. Лидеры-«революционеры» стре­мятся разрушить влияние на умы людей провозглашенных общест­вом принципов, чтобы обеспечить себе желанную поддержку.

ЛИПСЕТ Сеймур (1922) — амер. социолог и политолог, специалист в области политической социологии и сравнительной политологии. Ос­новные работы: «Политический че­ловек» (1960), «Класс, статус и власть в сравнительной перспекти­ве» (1966), «Диалоги об американ­ской политике» (1978), «Конти­нентальное различие. Ценности и институты США и Канады» (1990). Значительный вклад Л. внес в ис­следование современных демокра­тических режимов. Он выдвинул гипотезу и убедительно доказал, что возникновение и утверждение де­мократии зависит от уровня и дина­мики экономического развития. Значительное внимание им было уделено проблеме политической стабильности. Липсетом была обо­снована зависимость политической стабильности от эффективности и легитимности власти.

ЛОББИЗМ (< англ. lobby кулуары, крытые галереи) — целенаправ­ленные воздействия групп интере­сов на органы власти с целью реализации своих специфических ин­тересов. Существование лоббизма обусловлено функциональным представительством интересов. Методами лоббистской деятель­ности являются: 1) работа по под­готовке законопроектов в комите­тах и комиссиях парламента; 2) парламентские слушания и дебаты; 3) личные встречи, контакты и переговоры; 4) использование средств массовой информации для формирования общественного мнения; 5) организация кампаний «давления с мест»; 6) подготовка и распространение результатов науч­ных (прежде всего социологических) исследований; 7) организация деятельности «своих» людей внут­ри органов власти; 8) финансирова­ние избирательных кампаний; 9) прямой подкуп должностных лиц. Л. подразделяется на легальный и нелегальный. Под последним понимается прямой подкуп долж­ностных лиц. В ряде демократичес­ких стран с целью отделения лоббизма от коррупции приняты зако­ны о лоббизме (США, Канада), ко­торые регулируют лоббистскую де­ятельность. По целям, преследуе­мым группами интересов, Л. подразделяется на экономический, со­циальный и социокультурный. В за­висимости от объектов лоббирова­ния выделяются президентский, парламентский и правительствен­ный Л. По отношению к политичес­ким институтам Л. делится на внешний (давление на органы влас­ти со стороны) и внутренний (когда лоббистами выступают депутаты, члены правительства, президент). К лоббистским организациям относятся многие юридические фирмы, различные консультативные бюро и агентства по связям с обществен­ностью. Основным источником их кадров являются профессиональные адвокаты, специалисты в об­ласти рекламы, бывшие депутаты и чиновники.

М

МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНА­НИЕМ — скрытое воздействие на политическое сознание в целях формирования определенного политического поведения. Американ­ским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипу­лирования — «рациональная» и «психологическая».Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чер­той этих методов являются либо полное или частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятие решений, либо ее искажение. Наряду с вышеописан­ными методами используются и такие, как предоставление слиш­ком обширной информации, в кото­рой индивид не может сам разобраться и потому нуждается в ее интерпретации. Еще один метод — это «лингвистические ловушки», т.е. навязывание нужных представ­лений и оценок событий через их соотношение с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод «лин­гвистической депривации», состоя­щий в исключении из политическо­го лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет терми­на — нет проблемы). Широко используется в политической практи­ке и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номи­нация — целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впе­чатление. К методам манипулирования сознанием относятся также технологии по созданию имиджа ведущих политических лидеров, по­литических мифов и политических стереотипов. Для второй, «психологической» модели характерно ис­пользование бессознательных ре­акций индивида, которые «прово­цируются» специально смоделиро­ванным поведением. Так, напри­мер, в предвыборной кампании используется такой метод, как «якорение пикового опыта». Суть его за­ключается в следующем: выступаю­щий перед избирателями кандидат вызывает у слушателей положительные эмоции и в момент пика пережи­ваний аудитории подкрепляет свою речь запоминающимся жестом (яко­рем). В дальнейшем жест повторяет­ся, вызывая у аудитории положи­тельные переживания. Последние могут воспроизводиться для позитивного восприятия наиболее важ­ных положений выступления.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (< лат.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 423 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2320 - | 2275 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.