После Второй мировой войны политическая мысль развивалась в контексте собственно политической науки. Ведущую позицию в развитии политической науки в период до 60-х годов ХХ века заняло бихевиористическое направление. Для бихевиоризма главным является не разработка понятий, объяснение общественных явлений и процессов, а описание фактов, усовершенствование методики наблюдения. В таком понимании методология бихевиоризма предполагает, во-первых, рассмотрение только поведения (англ. behaviour—поведение), которое зафиксировано; во-вторых, усовершенствование методики регистрации фактов, которая основывается на математических и статистических данных; в-третьих, проводятся работы непосредственно на месте нахождения объекта исследования; в-четвертых, предпочтение отдается процессам, которые можно наблюдать (подвергать учету), а именно: структуре выборов, распределению голосов, деятельности политических партий, группам давления, механизму принятия решений.
В направлении бихевиоризма выделяется концепция массовых коммуникаций и концепция плюрализма элит. Наиболее известным представителем концепции массовой коммуникации является американский политолог Гарольд Лассуэл. Он рассматривал политику как поведение общественно-политических групп, а власть—как явление межличностного взаимодействия. Политолог изучал влияние средств массовой коммуникации на воспроизводство и распространение символики политической власти, и вывел формулу, которая раскрывается в таких составляющих: кто говорит—что сообщает, при помощи какого канала—кому, с каким эффектом? В такой последовательности изучается коммуникатор (т.е. институт, который организовывает, контролирует); сообщение (так называемый контент-анализ); способы, аудитория (её качественные и количественные характеристики); результат (т.е. изменения сознания аудитории). В таком понимании средств массовой информации человеческое общение рассматривается Г.Лассуэлом как открытый форум для постоянного обсуждения вопросов доступа к оснонвым жизненным цінностям. Проблемы общественного мнения и средств массовой коммуникации исследовали также политологи Поль Лазарсфельд и Девид Рисмен.
Что касается концепции плюрализма элит (т.е. полиархии) определенные выводы сделал Роберт Даль, а именно:
· управляют не массы;
· управляет не элита, т.к. ни одной из элитарных групп не удалось монополизировать власть во всех сферах жизни общества;
· управляют обществом дифференцированные и специализированные элитные группы, которые одновременно являются соперниками и сообщниками и во главе которых стоят более или менее предприимчивые лидеры.
По мнению Р.Даля, полиархическая модель правления свойственна всему американскому обществу и в определенной степени всей мировой цивилизации.
В 60-х года ХХ века бихевиоризм подвергся критике и был частично откинут самими американскими политологами. Эта критика сводилась к таким моментам:
1) бихевиоризм—это чрезмерная цифромания, из-за которой можно упустить важные проблемы, которые не поддаются прямому измерению;
2) бихевиоризм—это фрагментарный подход к анализу фактов, который мешает глобальному подходу к политическим проблемам;
3) бихевиоризм—псевдополитизм, поскольку он, опираясь только на факты, не может критиковать общественный порядок, потому что таким образом будет подсознательно отстаивать его сохранение.
Новые течения постбихевиористического направления руководствуются такими принципами:
Реальность должна брать вверх над техническими приемами исследования
Главное задание политической науки заключается не столько в том, чтобы описывать и анализировать факты, сколько в том, чтобы трактовать их с точки зрения актуальных проблем общественно-политического развития;
Ученые должны объединять как познавательные, так и нормативно-ценностные аспекты политологии. Среди этих политических течений выделяется систематизм Девида Истона, который сформулировал учение про политическую систему. По Д.Истону, главное назначение систем заключается в распределении ценностей и вынужденном признании этого большей частью общества на длительное время. Невозможность системы осуществлять распределение ценностей приводит к возрастанию напряженности в ней и даже к её разрушению.
Для понимания системных процессов, по мнению Д.Истона, необходим, кроме определенного объема эмпирических данных, высокий уровень теоретических обобщений.
К современным политическим концепциям принадлежат концепции тоталитаризма и общественно-политической модернизации. Проблемы природы тоталитаризма глубоко исследованы в работах политологов Ханны Арендт, Раймона Арона, Збигнева Бжезинского, Фридриха Гаека и др.
Например, Х.Арендт объясняла происхождение тоталитаризма из атомизированного общества, которое состояло не из граждан, а из массы, которая возникла вследствии разложения классовой системы и, находясь в стадии всеобщей растерянности, ищет вождя, без которого она яляется толпой. В то же время вождь без массы—ничто. В таком обществе, где существует движение ради движения, террор становится главным стержнем политической деятельнсоти.
Х.Арендт различала «террор революционной диктатуры», направленный против противников режима, и тоталитарный террор, направленный против всех. Она считала, что основное отличие тоталитарных диктатур от предыдущих заключается в неразрывной связи идеологии и террора. К тоталитарным режимам Х.Арендт относила только национал-социалистическую Германию начала 40-х годов ХХ ст. и сталинскую Россию.
Р.Арон исследовал тоталитарный режим в сравнении с либеральным. В качестве критерия сравнения он брал тип организации политических партий. Исходя из этого, Р.Арон различал два типа режима—конституционно-плюралистический и монополистический. Доминирующей чертой конституционно-плюралистического режима он считал юридическую организацию мирной конкуренции для завоевания власти и управления государством.
Основная черта монополистического режима—обеспечение одной единственной партии монополии на узаконенную политическую деятельность, которая приводит к таким последствиям:
· монополия власти влияет на характер государства, делает её своевольной, государством-партиею;
· монополия власти требует огромных идеологических усилий для своего узаконивания;
· монополия власти отрицает существование оппозиции в своей основе;
· монополистический режим приводит к тому, что в основе общественного сознания лежат вера и страх.
Нельзя путать историю политических учений и идей, накопление политического знания с политической наукой в собственном смысле слова. Если первые в той или иной форме возникают с возникновением государства, то политическая наука формировалась по мере вычленения политики как самостоятельной подсистемы человеческого социума. А это начало происходить лишь в новое время в процессе формирования капиталистического общества.
Политология как наука берет отчет с таких 3 событий:
1857 Френсис Лейбер в Колумбийском университете начал читать лекции по теории политических процессов
1880 Джон Берджес открывает первую политическую школу
1949 В СССР под эгидой ЮНЕСКО образовывается международная Ассоциация политической науки