Лекции.Орг


Поиск:




Технологии развития творческого потенциала личности.




Важнейшими вопросами педагогикиявляются:«как научить творчеству каждого обучающегося?», «как развить заложенный в каждом ребенке его творческий потенциал?». Теоретические исследования и педагогическая практика показывают, что всех психофизически здоровых людей можно научить творчеству, особенно если эта работа начата еще в детстве. И.Я. Лернер приводит убедительные аргументы, подтверждающие, что часто слабоуспевающие учащиеся учатся мыслить творчески и, естественно, благодаря этому улучшают свои успехи в учении. Но для этого их надо обучить приемам нестандартного мышления, которые являются общими для научного и прикладного творчества.

Напомним, что главная цель образования – усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента:

1. знания о природе, обществе, технике, способах деятельности;

2. опыт осуществления основных способов деятельности;

3. опыт творческой деятельности;

4. опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.

Значит, процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечивать освоение учащимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются:

1. Самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию.

2. Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации.

3. Установление целостной структуры объекта.

4. Видение новой функции объекта.

5. Разработка и учет альтернатив при решении проблемы.

6. Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.

Педагогический опыт убеждает, что творчество на учебных занятиях есть не что-то уникальное, свойственное лишь отдельным «творчески» работающим педагогам, а обязательный компонент профессиональной деятельности преподавателя (учителя), призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных жизненных ситуациях.

Среди теоретических подходов к организации образования школьников как учебно-творческой деятельности особое место принадлежит личностно-ориентированному подходу. Суть этого подхода заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью, что требует от школы, обучающих ребенка педагогов признания его уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Деятельностная доминанта личностно-ориентированного подхода требует от педагогов поиска продуктивных образовательных технологий освоения знаний с целью их практического применения в непредвиденных ситуациях. Эти технологии призваны «выращивать» в ребенке творческие способности и потребность в творчестве (социальном, этическом, техническом, художественном), ориентировать его на самоопределение и самоактуализацию, помогать раскрытию уникальности и неповторимости его личности. В теории и практике образования они называются личностно-ориентированными или развивающими технологиями.

Необходимым условием организации образования как учебно-творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей и нестандартного мышления учащихся, выступает создание развивающей, образовательно-воспитательной среды в учреждениях.

Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, ориентирующая на развитие творческого потенциала каждого учащегося, создается с опорой на следующие принципы:

1 принцип адаптивности, т.е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка!);

2 принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации своих способностей;

3 принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы;

4 принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире;

5 принцип ориентировочной функции знаний, требующий от школы, «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» (П.П. Блонский). Ориентировочной основой различных видов познавательной практико-преобразующей деятельности для школьника являются приобретаемые им знания. Личность формируется не только как знающая, но и как созидающая;

6 принцип обучения деятельности, требующий не просто действовать, но и ставить цели деятельности, и определять задачи, решение которых ведет к достижению цели, контролировать и корректировать ход деятельности;

7 креативный принцип, направленный на обучениеребенка способности и потребности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач.

Известно, что психологическими механизмами любой деятельности, требующей творческого подхода, являются:

1 ассоциации, то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте;

2 анаксиоматизация, то есть отбрасывание каких-либо несущественных признаков для достижения решения. Поэтому способами организации учебно-познавательной деятельности, стимулирующими развитие творческого потенциала личности через реализацию ассоциации и анаксиоматизации выступают следующие эвристики: прием завышения оценки удачного способа решения задачи, брейнсторминг («мозговой штурм»), проблемно-диалоговое, индивидуализированное обучение, прием «остранения» (выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).

Еще раз подчеркнем, что в педагогике под творчеством понимают решение проблемы в условиях, когда алгоритмы решения субъекту не известны. Творчество не возможно без вдохновения, эмоционального подъема, которые стимулируют этот процесс. Творчество раздвигает границы возможностей человеческого развития, способствует все более богатому и глубокому проявлению индивидуальности.

Развитию творческих способностей содействуют эвристические методы учебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанных с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач. Широко распространены такие, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.

Цель метода «мозговой атаки», разработанного А.Ф. Осборном, заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода – запрет всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное количество участников – от 4 до 15 человек. Отбор идей производят специалисты-эксперты (учителя школы, преподаватели, учащиеся с более высоким уровнем развития).

Сущность метода «мозгового штурма» состоит в активизации творческого потенциала учащихся при коллективном генерировании идей. Методика использования данного метода такова:

1 этап – распределение учащихся по группам (по 7-8 человек, психологически совместимых);

2 этап – выделение группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи;

3 этап – генерирование идей по правилам «мозговой атаки»;

4 этап – отбор, систематизация и классификация идей;

5 этап – деструктирование идей, т.е. оценка идей в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» здесь имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей.

6 этап – окончательный выбор идей.

Метод коллективного поиска оригинальных идей требует соблюдения следующих педагогических принципов: сотворчества, доверия творческим силам и способностям учащихся; оптимальное сочетание интуитивного и логического.

Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») используется для сбора дополнительной информации или для систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы – дополнительный стимул для формирования новой стратегии и тактики решения творческой задачи. Школьные учителя называют эти вопросы наводящими и широко используют их в своей практической деятельности. Приведем в качестве примера варианты эвристических вопросов.

1. Для осмысления предложенной задачи, надо поставить перед собой вопросы: что известно? Что дано? В чем состоит условие?

2. Для осуществления поиска решения задачи: как найти связь между данными задачи и неизвестным? Известна ли вам похожая задача? Можно ли ею воспользоваться? Можно ли воспользоваться методом ее решения? Можно ли сформулировать задачу иначе? Можно ли найти более доступную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную? Что полезное можно извлечь из данных? Все ли данные уже использованы?

3. При осуществлении плана решения контролируйте каждый свой шаг: правильно ли вы поступили? Обосновывайте, что ваши шаги правильные.

4. Контроль и самоконтроль полученного решения: нельзя ли проверить результат? Как проверить ход решения? Как и где можно использовать полученный результат? Можно ли решить задачу, обратную данной?

Достоинства метода эвристических вопросов – в его простоте и эффективности для решения любых задач. Недостаток – мало оригинальных идей и решений.

Метод аналогий – важный эвристический метод решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т.д. Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результаты дает такой прием, как гиперболизация (значительное увеличение чего-либо).

Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять поэтапно.

Эффективным направлением учебно-творческой деятельности учащихся являются деловые и ролевые игры.

Деловая игра – это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определенной профессиональной деятельности. Достоинством деловых игр является включенность учащихся в конкретную ситуацию, возможность творчески проявить себя. В деловых играх формируется особый мир отношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это – отношения конструктивного сотрудничества, созидания и взаиморазвития личности каждого участника. Деловая игра способствует тому, что учащийся обретает свое собственное творческое лицо, иногда неожиданное для соучеников и преподавателя.

Моделирование и проигрывание различных ситуаций и ролей, отражающих сложность жизни, вариативность решения возникших проблем позволяет играющим осмыслить полученные теоретические знания применительно к конкретной ситуации, способствует развитию рефлексивных способностей, формируют умение решать возникающие задачи с учетом своей индивидуальности. Технология деловой и ролевой игр – это конкретная «технология» проблемного обучения. Алгоритм проведения деловой или ролевой игр может быть следующим: подготовка к игре ответственных за ее проведение, выделение ведущей идеи игры, построение имитационной модели; «ввод в игру» (распределение ролей, создание доброжелательной атмосферы, постановка задач, знакомство с правилами и ролями); процесс игры (разрешение проблемы, проверка решения, оценка полученных результатов); подведение итогов игры (создание целостного представления о путях решения рассматриваемой проблемы, реализация творческих подходов и проявление мастерства).

Важным направлением в развитии творческого потенциала учащихся является обучение умениям решать задачи, через которые формируется способность анализировать, оценивать действия и поступки, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.

Одним из обязательных условий развития творческого потенциала учащихся является достаточно высокая степень проблемности предлагаемых им задач. Проблемность задач и уровень познавательной самостоятельности важно увеличивать так, чтобы не вызвать эффект непосильности как субъективной характеристики. При высокой проблемности учебно-познавательной задачи большое внимание должно уделяться различным эвристикам: подсказке, дополнительным вопросам и др. В этой связи целесообразным выступает разработка учащимися задач, в процессе которой они упражняются в умениях ориентироваться в обстановке, выбирать из многих вариантов самый рациональный, проигрывать его в своем воображении, моделировать ход решения, предусматривать последствия принятого решения. Учащийся учится правильно осуществлять диагностику создавшейся ситуации, которая включает в себя: анализ задачи или ситуации, выяснение причин возникновения, условий и характера развития, постановку целей и поиск путей решения задачи, определение целесообразных путей выхода из создавшейся ситуации.

Процесс решения учебных задач, кроме интеллектуальной и практической готовности, включает в себя эмоциональный компонент. Связь эмоций и мышления в процессе решения творческих задач исследована О.К. Тихомировым. Им введено понятие «эмоциональное решение задачи», которое означает состояние человека до того, как он сформулирует словесно принцип и ход решения задачи. Это один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие творческой направленности учащихся. Положительные эмоции, чувство удовлетворения, вера в себя – это те стимулы, благодаря которым возникает желание творить.

Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, правомерно использование примеров из художественной и научной литературы, шутки, загадки, головоломки, аналогии, интересных фактов, игр, опоры на опыт выдающихся личностей.

Эмоциональную готовность к решению учебных задач возможно создать при использовании на занятиях: фрагментов конкурсов, соревнований, блиц-турниров. Стимулируют поиск нестандартных решений номинации, которые присваиваются учащимся: самое оригинальное решение, самый лаконичный ответ, самое логичное решение, самое хитроумное решение, виртуальное решение, решение-мечта, самое практичное решение и т.д.

Эмоциональная готовность к творческому решению учебно-познавательных задач начинается с постановки цели предстоящей деятельности.

Весь внешний облик учащегося, экспрессивность его речи, уместная энергичность, спокойный и одновременно настойчивый взгляд в сочетании с четкостью поступков и риторики, их логичностью и проникновенностью – все это и многое другое свидетельствует о динамичности личностного роста учащихся.

Одним из методов включения учащихся в диалоговое взаимодействие является «метод трансформации когнитивного содержания в эмоциональное» состояние познающего субъекта. Учащимся предлагается (после прочитанной лекции, практического занятия, урока) ответить на вопросы типа: какие чувства вы испытали во время лекции (урока)? Как менялись ваши чувства по ходу занятия? Какое положение лекции (урока) вызывает у вас наибольшее приятие (неприятие)? Как вы это почувствовали?

Уважение, приятие эмоциональных состояний учащихся, их поддержка демонстрируют признание за каждым из них права испытывать именно эти чувства, их эмоциональные реакции принимаются как адекватные данной ситуации, данному содержанию. Интерес к эмоциям, чувствам, эмоциональным состояниям учащихся на занятиях формируют у них представление о сущности учебно-познавательной деятельности как средства развития личности. А сущность развития проявляется в смене эмоций, чувств, знаний, умений, мотивов.

Самоанализ эмоциональных состояний описывается как рефлексивная практика личности, а рефлексивные способности – как системообразующий компонент личностного роста.

Успешное развитие творческого потенциала учащихся невозможно без обогащения их рефлексивного опыта. Поэтому овладение рефлексивными технологиями в учебно-познавательной деятельности учащихся должно занимать важное место.

Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта, рефлексия может быть рассмотрена как культуросозидающая способность личности.

Поскольку рефлексия собственных действий является незаменимым компонентом творческой деятельности и условием ее эффективного осуществления, то развитие рефлексивных способностей учащихся также составляет задачу каждого занятия. Интеллектуальная рефлексия включает осознание и оценку своих действий, составляющих сущность его интеллектуальной деятельности: объем знаний, характер их систематизации, способы применения в различных областях. Показателями развития рефлексивных способностей являются следующие показатели: 1) уяснение для себя содержания материала, представленного в виде текста (схемы, рисунка); 2) владение приемами отработки изучаемого содержания (пересказ своими словами, понимание логики изложения, выделение ключевых понятий усвоенного материала); 3) владение приемами систематизации (составление обзоров, резюме, аннотаций, схем, таблиц, карточек, папок); 4) умение осуществлять логическую квалификацию текста (вычленять факты, теоретические постулаты, объяснительные принципы, выдвигаемые следствия); 5) умение составить систему проверочных заданий для определения уровня усвоения.

Учащиеся по-разному усваивают учебную и научную информацию и способы оперирования ею: одни – правильно и достаточно быстро овладевают теоретическими положениями и умело применяют их на практике; другие – понимают, но не умеют применить в конкретной ситуации; третьи – с трудом усваивают учебный материал и не всегда понимают его. Эти различия важно учитывать при организации занятий.

Знания могут быть предъявлены на нескольких уровнях: І – ученический (учащийся воспроизводит усвоенный материал с опорой на конспект или учебник); ІІ – типовой (учащийся воспроизводит содержание без подсказки, но по заданному образцу); ІІІ – эвристический (учащийся может не только воспроизводить материал, но и дополнить его, применить знание в новых ситуациях); ІV – творческий (учащийся владеет приемами проверки глубины, гибкости своих знаний, отчетливо рефлексирует каждое из интеллектуальных действий, способен применить знания в незнакомых ситуациях, самостоятельно сформулировать проблемы).

Общей и личностно значимой для всех учащихся сферой деятельности является обогащение их эмоционального опыта, расширение коммуникативного репертуара, эмоциональной культуры как поведенческой раскованности, грациозности. Дж. Локк подчеркивал: «Грация – это полное соответствие внешнего поведения, манер, привычек, поступков естественным свойствам души, внутренним качествам характера. Грация является проявлением свободы и естественности в поведении человека, сделавшего нормы и правила поведения своей внутренней культурой».

Учебные занятия могут рассматриваться как «гимнастический зал» для обогащения опыта поведения учащихся, адекватного выражения их индивидуальности.

Эмоциональные состояния рассматривают как механизм развития творческого потенциала личности.

Развитие эмоциональных способностей осуществляется в субъект-субъектном взаимодействии. Внешними признаками осознания и проявления индивидуальности личности является ее способность назвать свои эмоциональные состояния, осознать их как правомерные в данной ситуации, поддерживать как адекватные ей. Коммуникативное творчество всегда проявляется как адресованное другому. Поэтому субъект-субъектные отношения на занятиях важно направлять как на выявление собственных эмоциональных состояний, так и на поддержку индивидуальности другого. Логика управления развитием творческой направленности учащихся выстраивается от безоценочного принятия эмоциональных состояний учащихся к поддержке их эмоциональных реакций, а затем – к помогающим отношениям.

Безоценочное принятие эмоционального состояния переживаемых чувств учащихся подчеркивает их реальную возможность различными способами прийти к решению поставленной задачи. Позиция преподавателя в данной ситуации заключается в представлении учащимся образцов разнообразных средств самовыражения.

Так, на занятиях по педагогике, работая над темой «Умственное воспитание», учащиеся могут быть включены в рефлексию своих эмоциональных состояний при помощи вопросов – заданий типа: расскажите, что вы чувствовали во время занятия? По его ходу? Что нового узнали? Чему научились? Что услышали впервые? Оцените по пятибалльной шкале степень своей активности на занятии. Учащиеся называют самые разные, подчас прямо противоположные чувства («удовлетворение», «интерес, что дальше будет», «раздражение», «удивление», «обычное состояние перед изучением нового» и т.п.). Педагог принимает эмоциональные состояния каждого, не комментируя их, не оценивая как правильные и неправильные. Принимая эмоциональные состояния, реакции учащихся на осваиваемую информацию или методы работы с нею, педагог тем самым создает психологическую обстановку признания за каждым из них права испытывать именно те чувства, которые они сами называют, что стимулирует осознание собственных эмоций.

Существенным моментом осознания учащимися своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка, то есть не только принятие в безоценочной манере, но и признание их соответствующими данной ситуации.

Рефлексия собственных эмоциональных состояний должна стать компонентом каждого практического занятия. Сам факт трансформации усваиваемой информации в эмоциональное переживание познающей личности приобретает смыслообразующий статус в учебно-познавательной деятельности. На таких занятиях им открывался принципиально новый опыт познания, в котором особую значимость имеет проявление собственных чувств, собственной индивидуальности.

Традиционно внимание педагогов сосредоточено на интеллектуальном развитии учащихся. Но именно эмоциональное развитие личности раскрепощает ее интеллектуальные возможности, стимулирует развитие творческих способностей. Систематическое обращение к собственным эмоциональным переживаниям и их подтверждение дает человеку ощущение своей «правильности», собственной адекватности.

Обогащение рефлексивной практики учащихся обеспечивается введением в содержание занятий различных рефлексивных технологий: «Рефлексивный круг», «Ключевое слово» и др.

Рефлексивная игра «Ключевое слово» требует назвать одно слово, которое в наибольшей мере ассоциирует у них с изучаемой темой.

Среди эмоциональных характеристик интеллекта творческой личности, наряду со способностью распознавать собственные эмоции, владеть ими, выделяют способность распознавать эмоции других людей. Развитию такой способности содействует установка занятий на формирование умений понимать и принимать другого человека, обеспечить ему приятие и поддержку.

Научить видеть проблему, ставить вопрос, связывать теорию с практикой, анализировать задачу, расчленять ее на условия и требования с последующим преобразованием структурных компонентов в процессе решения – таков психолого-педагогический подход к составлению заданий, которые представляют известную трудность для учащихся и требуют от них творческого подхода. Творческое мышление наиболее активно развивается в задачах нетрадиционных и значимых для практической деятельности.

Познавательная деятельность учащихся при решении задач творческого характера включает две стадии: первую, где они обосновывают идею, принцип или пути решения задачи; вторую, где анализируют схему или идею, чтобы убедить в ее правильности. При этом возможно возникновение так называемого познавательно-психологического «барьера», связанного с инертностью знания. У некоторых учащихся, признаваемых педагогами как «сильные», прочные знания имеют статичный характер; в то же время у более слабых их поверхностные (неглубокие) знания могут быть динамичными (подвижными), позволяющими превзойти своих сильных соучеников по оригинальности мысли и творческому подходу к решению выдвинутых задач.

Таким образом, развитие творческого потенциала и нестандартного мышления обучающихся в учебном процессе может эффективно осуществляться, если учебно-познавательная деятельность учащихся осуществляется эвристическими, проблемными, исследовательскими, игровыми методами и приемами. При этом важным представляется дать учащимся возможность проявить себя, показать свою эрудицию, творчески подходить к решению поставленных задач. На занятиях немаловажную роль играет переключение внимания учащихся на собственную личность, на познание самого себя, на определение тех качеств, которые будут помогать или тормозить процесс личностного самосовершенствования. Большинству учащихся следует интенсивно работать над формированием у себя таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, направленность на достижение цели, потребность повышения компетентности.

Полученный опыт учебно-творческой деятельности поможет личности решать жизненные и профессиональные задачи, предвидеть и предупреждать неудачи и ошибки, тем самым обеспечит эффективность любого вида деятельности.

Глоссарий

Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.

Воспитание гуманистическое личностно-ориентированное – это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей (Е.В. Бондаревская).

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Воспитание личностно-ориентированное – развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей с учетом индивидуальных особенностей.

Воспитание рассматривают в узком смысле – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Воспитаниесемейное ( в узком смысле слова как воспитательная деятельность родителей) – взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности.

Воспитаниесемейное ( в широком смысле слова) – одна из наиболее древних изначальных форм социализации и воспитания детей, органически соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев, нравов народа, семейно-бытовых условий на их становление и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное развитие их личности.

Гуманизация – это принцип реформирования системы образования, который означает «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; преобразование учебно-воспитательного процесса учебного заведения на основе признания личности и ученика (студента), и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, защита ее достоинств, прав и свобод.

Гуманизм совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.

Гуманитаризация – это принцип реформирования системы образования, который предполагает увеличение в учебных планах и программах социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у обучающихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира.

Демократизация – принцип реформирования системы образования, который обеспечивает образовательный выбор личности в обществе; аналитико-прогностическое управление системой образования на всех уровнях; включение всех участников образовательного процесса в управление делами учебных заведений; развитие школьного (вузовского) самоуправления.

Деятельность творческая обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

Дидактика – отрасль педагогики, изучающая теорию и практику обучения. Дидактика отвечает на вопросы о целях, содержании, способах обучения по всем предметам и на всех уровнях.

Дифференциация – это принцип реформирования системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, содержания и методов образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др.

Закономерности – объективно и постоянно существующие связи между явлениями.

Знания – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, закономерностях, законах, фактах, идеях, символах, гипотезах, теориях, концепциях.

Коллектив (от лат. collectivus – собирательный) – группа людей, объединенных на основе общественно и личностно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Компетентность профессиональная – личностная характеристика специалиста, важнейшими составляющими которой являются профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.

Компетенция – это способность личности, которая основана на ценностях, личностной направленности, знаниях, опыте, приобретенных личностью в процессе обучения, и выражается в мобилизации личностью полученных знаний и опыта в конкретной ситуации.

Конкурентоспособность специалиста – это его личностная характеристика, определяющая четкость личных целей и ценностных ориентаций, высоко развитые организаторские и коммуникативные умения, открытость новациям, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, готовность к непрерывному саморазвитию и самообразованию, стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда.

Концепция – совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих научно-теоретическую сущность какого-либо явления или процесса.

Культура мира – это новое развивающееся направление педагогики – педагогика мира, главной целью которой является воспитание целостной личности, гражданина мира, человека-миротворца, ответственного не только за свою судьбу, но и за судьбу человечества в целом. Культура мира как концепция – это совокупность этических ценностей и норм, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражение следующие личностные характеристики: уважение к человеческой личности, ее достоинствам и правам; отказ от насилия; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, плюрализма. Важнейшей задачей педагогики мира является формирование у обучающихся кросс-культурной грамотности, которая характеризуется пониманием и принятием личностью различий между людьми в культуре, нравах, обычаях и верованиях, взаимопониманием между народами, этническими, религиозными и иными группами.

Культура специалиста психолого - педагогическая – это совокупность психолого-педагогических знаний и средств, с помощью которых человек сознательно, целенаправлено и свободно создает и реализует самого себя, организует свое взаимодействие с другими в процессе совершенствующейся деятельности и общения.

Метод (в переводе с греческого языка означает путь к чему-либо) – способ деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Метод обучения – это способ деятельности учителя (преподавателя) и учащегося (студентов, слушателей); совокупность действий и приемов работы педагога и обучающихся; путь, по которому педагог ведет учащихся от незнания к знанию; способ обучающей работы учителя (преподавателя) и организации учебно-познавательной деятельности учащихся (студентов) по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Методология –это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в науке; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Существует два уровня методологии: I уровень – практической деятельности; II уровень – науки. В науке признано существование иерархии методологий: общенаучная методология, частно-научная, предметно-тематическая.

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и способах познания и преобразования педагогической действительности. Основными методологическими принципами являются: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), аксиологический, культурологический, антропологический.

Методы обучения активные – это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обученияповышают степень мотивации и эмоциональности учащихся, обеспечивают постоянное взаимодействие учащихся и педагога в процессе диалоговых и полилоговых форм организации учебного процесса, рефлексию результатов собственного учения, совместной коллективной деятельности.

Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Образование – в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью; это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

Образование гражданское – это направление педагогической практики, обеспечивающее обучение детей, молодежи и взрослых ценностям и нормам жизни в номенклатурном мире в условиях правовой демократии с целью формирования у подрастающего поколения гражданской культуры, гражданских качеств личности и гражданских компетенций.

Образование как система – это специально организованное взаимодействиекультурно-просветительных, образовательно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием информации и опыта поколений согласно целям, стандартам, планам и программам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего осуществляется управление развитием человека.

Образование личностно-ориентированное – не аккумулятивный (простое сложение) процесс обучения и воспитания, а единый процесс развития индивидуальности личности, в котором сама личность становится субъектом собственного становления и созидательной деятельности по отношению к окружающей действительности. Дидактические основы личностно-ориентированного образования лежат в гуманистической психологии (К.Роджерс, А. Маслоу), развивающем обучении (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Обучение – это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и учащихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя).

Обучение развивающее – это педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения и направленная на реализацию потенциальных возможностей учащихся («….обучение… идет впереди развития личности»); обеспечивает не только полноценное усвоение учащимися знаний, но и формирование у них способов учебной деятельности; при этом ученик выступает не только как объект обучающих воздействий учителя, но как самоизменяющийся субъект учения.

Обычаи семейные общепринятые в определенной семье или группе семей способы поведения, которые регулируют взаимоотношения родителей и детей, членов семьи, родственников.

Ориентацииценностные – направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Отношения включают оценочные суждения и эмоциональные отношения личности к окружающей действительности, различным сторонам жизнедеятельности.

Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец)– совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем. В практике образования выделяются: «знаниевая» и «культурологическая», «технократическая» и «гуманистическая», «социетарная» и «человеко-ориентированная», «педоцентристская» и «детоцентристская» образовательные парадигмы.

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни; это наука о 1) путях, способах, методах саморазвития личности; 2) способах и технологиях косвенного управления процессом развития личности посредством технолого-прогнозируемых воздействий, направленных на личность.

Педагогика семейная отрасль педагогической науки, изучающая особенности, закономерности, пути, средства, методы и формы воспитания детей непосредственно в условиях семьи, в совместной деятельности семьи и микросоциума.

Подход деятельностный в образовании – это совокупность принципов организации образовательного процесса, направленных на использование активных форм и методов обучения, личностно-ориентированных (развивающих), а также компьютерных технологий. При этом деятельностный подход противостоит вербальным (словесным) методам обучения, догматическим формам передачи «завершенной» системы знаний, умений и навыков, монологичным и обезличенным способам взаимодействия педагога и обучающихся.

Потребности – это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем либо и являющиеся источником психических сил и активности человека.

Приём – это деталь метода, то есть частное его проявление.

Принцип – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения.

Пространство социальное протяженность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего.

Процесс воспитательный целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Процесс педагогический – 1) специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе; 2) это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания.

Работа воспитательная целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Семья объединение лиц, основанное на браке, кровно-родственных отношениях, усыновлении, других формах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной и духовной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями, выполняют функции рождения и воспитания детей.

Системапедагогическая совокупность необходимых и достаточных элементов, характеризующих сущность педагогической деятельности (воспитатель и воспитанник как субъекты педагогического процесса), цель, содержание, способы (формы, методы, средства) осуществления этой деятельности.

Ситуация социокультурная – это сложная, постоянно развивающаяся система взаимосвязанных элементов, характеризующих окружающую действительность. Понятие социокультурной ситуации в Республике Беларусь используется для характеристики происходящих в обществе социальных, экономических, культурных изменений.

Содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Содержание образования деятельностное ­ – это не только информация, знания (учебный материал), которые подлежат усвоению, но и способы овладения этими знаниями. В деятельностном содержании образования теоретическое понятие выступает не как теоретическая категория, а как обобщенный способ деятельности, овладеть которым возможно при восстановлении процессов происхождения знаний и включении обучающихся в моделирование и проектирование.

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Социум ( от лат. socium – общий, совместный) – сообщество, социальное окружение человека.

Способности – такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной и исследовательской деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Способности личности универсальные – это способности к самоопределению, т.е способности, позволяющие человеку 1) самостоятельно жить и работать в постоянно меняющихся условиях («в мире изменений»), адекватно формулировать и решать возникающие в новых условиях новые проблемы и задачи; 2) осуществлять постоянное самообразование и саморазвитие; 3) продуктивно общаться и сотрудничать. Развитие универсальных способностей осуществляется, прежде всего, в универсальной (деятельностной, личностно-ориентированной, инновационной) образовательной модели, направленной на подготовку обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления и сознания.

Средство обучения – это приспособление, орудие действия, которое помогает учителю (преподавателю) учить, а ученику (студенту, слушателю) учиться.

Тенденция социокультурная – это направление развития социальной сферы, характеризующее изменения в области образования, науки, культуры.

Технология педагогическая – это проект последовательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на достижение заранее спроектированных целей (результатов) образования и развития личности обучающегося.

Традиции семейные ( от лат. tradicio – передача) – установленный порядок, преемственность, правила поведения, которые передаются от одного поколения семьи к другому.

Умения – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки.

Форма организации обучения (организационная форма обучения) – это дидактическое понятие, которое означает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает порядок и режим взаимосвязи участников образовательного процесса.

Я-концепция личности это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3626 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

822 - | 697 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.