Наряду с организованным педагогическим воздействием семьи и школы на детей и подростков большую роль в их формировании играет свободное общение, формы стихийно складывающейся жизни молодежи в социальной среде. На бытовом языке обыденного сознания можно сказать, что воспитывает школа, семья и улица. «Улица» — это товарищи во дворе, районе, это неформальные движения, группы и объединения по увлечениям, интересам, это также события разного масштаба, социальная обстановка в селе, городе, это частично и детские, подростковые организации. К этому институту социализации личности примыкают в какой-то степени и учреждения дополнительного образования — различные клубы, центры внешкольных занятий для детей и молодежи. Итак, свободное общение, жизнь подростка среди сверстников являются сильными, необходимыми и вместе с тем проблематичными факторами формирования личности.
Молодежь примерно от 10 до 20 лет составляет особую возрастную группу населения страны, трудную для учителей и общества в педагогическом и социально-психологическом плане и требующую особого внимания и работы. Подростки активно осваивают мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. Подростка отличает от взрослого неразвитое чувство ответственности за свое поведение, соблюдение норм, закона, работу, отношения с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым и нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях. Теперь он, как и все взрослые, свободен (от родителей прежде всего, чего не было раньше) в выборе действий, но и отвечает за них. Конечно, и взрослые часто поступают безответственно, но они за это расплачиваются. За подростка же больше отвечают взрослые, чем он сам.
Проблему социализации молодежи можно понимать как проблему поколений. Вопрос в том, что новое поколение должно, с одной стороны, усвоить традиции, нормы, ценности отцов, с другой стороны, молодежь должна быть свободна и готова идти дальше, отвечая на вопросы своего времени. Более того, по мнению М, Мид, исследовательницы проблем детства, социализации поколений в разных обществах, в настоящее время в мире преобладает префигуративная культура: опыт старших мало годится для молодых, поскольку очень быстро развиваются техника, культура. Иначе говоря, человек рождается в одних условиях, а умирает, когда за окном совсем другая жизнь, что и делает особо острой проблему поколений.
Подростки во все времена составляли отличительную социальную группу, но в наше время сложилась особая подростковая культура, которая наряду с другими социальными факторами играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура — система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила особенное развитие в середине XX в. в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация — и является одним из институтов, факторов социализации школьников. Субкультура молодежи представляет сложное, противоречивое социальное явление и оказывает столь же неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей, «большой» культуры, с другой — способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей, облегчает подросткам вхождение в жизнь.
Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит в основном развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности «высокой» мировой и национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыкой диско и другими ее «легкими» жанрами. Эти вкусы и «безнравственные» ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает также наличие молодежного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, он помогает молодежи осваивать мир, выражать себя и одновременно создает барьер между ними и взрослыми. Субкультура молодежи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Обществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, поскольку отвергают привычное и угрожают стабильности, спокойствию, вместе с тем молодежная среда и контркультура несут в себе тенденции обновления, Динамику развития.
Неформальные объединения молодежи — это одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями. Неформальные отношения есть в формальных группах — классных, студенческих коллективах; наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем нельзя поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Как правило, эти сообщества сверстников представляют собой контактные группы в 5—-15 человек, собираются в определенном месте.
Группы характеризуются по разным признакам: возрасту, социальной принадлежности, форме организации, по направленности. Согласно последней группы бывают просоциальными (социально одобряемое направление, например экология, охрана памятников, исторический клуб), асоциальными (в стороне от общественных проблем — рэперы), антисоциальными (криминальные, агрессивно-националистические). В печати можно читать о многих молодежных группах, течениях, увлечениях. Например, байкеры ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скинхеды («бритоголовые нацисты») очень агрессивны, имеют форму, маршируют под «фашистскую» музыку, обычно идут кого-нибудь бить, выпив водки. Есть также металлисты, панки, роллеры и др. Увлеченность каким-либо течением подвержена законам моды, имеет часто характер психической эпидемии. Представителей всех течений отличают особенности одежды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора и пр.
2. Одно из самых старых течений — хиппи, или «Система», — по существу, стало историей. Когда-то это было наиболее интеллектуальное и творческое движение (философские и религиозные поиски, протест против ценностей «отцов» в обществе потребления и пр.). В какой-то степени некоторые функции и традиции «Системы» наследует движение толкиенистов, которое постепенно, однако, приобретает черты формальной организации, образует исторические клубы.
Толкиенисты — это неформальное движение, которое получило в Москве статус Клуба любителей фэнтэзи (1997 г.). Оно объединяет около десяти тысяч человек, большая часть которых неформально участвует в движении, время от времени появляясь преимущественно в своих группах по симпатиям и интересам в определенных местах сбора: в Нескучном саду, Царицыно и др.
Движение возникло в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. и получило свое название по имени любимого писателя Толкиена, произведения которого обсуждали и разыгрывали участники движения. Круг их занятий постепенно расширился: конкурсы «менестрелей» и «ролевиков» (тех, кто разрабатывал и представлял публике какой-либо образ книжного или сказочно-мифологического героя); издание газет, журналов, сборников прозы и стихов и многое другое.
Движение превратилось в устойчивую саморазвивающуюся систему, которая оказывала в целом положительное социализирующее воздействие на его участников. Они приходят в движение в основном по таким причинам: проблемы в семье, непризнание в школе или студенческой среде, стремление к творческой деятельности, к саморазвитию и общению. В движении, в Клубе, сложились разнообразные виды деятельности, с педагогической точки зрения весьма целесообразные. Это изучение какой-либо области знаний путем обмена информацией и мнениями; единоборства, театрализованное фехтование, изготовление доспехов, исторические игры, инсценировки; занятия музыкой, литературой, изобразительным и прикладным искусством. Многие приходят сюда, чтобы учить и учиться. Получается что-то вроде системы взаимного обучения в неформальной обстановке в свободном общении, похоже на систему дополнительного образования. Движение довольно благотворно влияет на его участников, хотя порой оно может слишком уводить человека от действительности в мир игры и фантазии и тем самым затруднять его адаптацию к реальной окружающей среде1.
В настоящее время сколько-нибудь мощных движений, кроме названных, незаметно, мода на увлечения быстро меняется. Подростки, особенно московские, ориентированы на потребление массовой культуры, на «буржуазный» стиль жизни. Обычно школьники, увлекшиеся своей группой, выпадают из сферы влияния школы и родителей, их социализация и воспитание становятся проблематичными. Такая излишняя погруженность в подростковую культуру, отрезающая человека от мира, часто приводит к одной из форм девиантного поведения.
Девиантное, или отклоняющееся, поведение — система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам. Различают две категории девиантного поведения: отклонение от нормы психического здоровья и отклонение от социальных, нравственных, правовых норм. Последнее проявляется чаще всего в виде алкоголизма, наркомании, агрессии, вандализма, сексуальной распущенности, сверхувлечения субкультурой или чем-либо еще. В сверхувлечениях, правда, следует выделять позитивные, творческие увлечения: творчество ведь всегда нарушение нормы, поиск нового.
Также довольно трудно выделить норму и патологию в психике человека, в его поведении. Дети школьного возраста только еще усваивают нормы, поэтому они, особенно подростки, составляют группу риска. Для юношества характерны психические нарушения в виде акцентуаций характера и личностных расстройств, связанных с формированием Я-концепции, самосознания1. К последним относят специфические реакции подростков на окружающую среду, на близких, самого себя, свой внутренний мир и свое тело.
Например, синдром отчуждения — дистанцирование от реальности, утеря связей с другими, отстранение от привычного. Мир воспринимается подростком как чужой, странный и непривычный. Деперсонализация — отчуждение, направленное на собственное Я, когда школьник сам в себе видит непривычное, непонятное и странное, отчего испытывает апатию, эмоциональную подавленность. Дисморфомания — бред физического недостатка, повышенная озабоченность собственной внешностью и страх перед изменениями своего тела, особенно у девочек. Синдром философской интоксикации — погруженность в глобальные проблемы, склонность к поиску вечных истин и универсальных законов, смысла жизни, сопровождающиеся созерцательностью, мечтательностью, уходом от реальности.
Эти и другие расстройства сопровождаются депрессией, неврозами, которые выражаются в тревоге, плохом настроении, подавленности и пр. Причиной школьных неврозов являются ситуации в школе: плохая успеваемость, конфликт с учителем, отношения с товарищами. Учитель может видеть и акцентуации характеров, не зная при этом психологической терминологии. Например, гипертимный подросток отличается повышенной активностью, частой сменой увлечений, сверхобщительностью; астенонев-ротический тип характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, ипохондрией и т. д. Учителю следует замечать особенности поведения детей и, если не действуют педагогические методы, обращаться к помощи специалиста.
Одним из видов девиантного поведения является противоправное, криминальное поведение, преступность молодежи, которая растет в настоящее время по причинам социальным и педагогическим. Ученые находят связь между воспитательным потенциалом семьи и преступным поведением: как правило, воспитательно слабые, «неблагополучные» семьи порождают преступность.
С точки зрения педагогики одним из проявлений девиантного поведения следует считать педагогическую запущенность — поведение и уровень социально-нравственного развития, не соответствующие требованиям общества, школы к учению и поведению школьника. Этому тоже есть причины в обществе, семье и школе. От педагога зависит, как не допустить педагогических ошибок, ведущих к педагогической запущенности, работать без ди-дактогений. Под этим словом понимают последствия неправильных дей ствий учителя, ведущих к утрате контактов учащегося со школьным окружением, систематической неуспеваемости и часто к правонарушениям. Иначе говоря, это методические и особенно психологические ошибки учителя: грубые замечания, агрессия по отношению к ребенку, бестактность — действия, при которых учитель, не зная состояния ученика, событий в его жизни (например, смерть близких, болезнь, развод), наносит ему обиду, психологическую травму.
К факторам, причинам девиантного поведения школьников относят, помимо сказанного, следующие:
• дегуманизация современной цивилизации в целом как общества потребления, в котором наблюдается упадок духовных ценностей, падение авторитета церкви;
• глобальный кризис в России, социально-политический, экономический, культурно-идеологический;
• кризис образовательной системы и семьи.
Следует осознавать последствия отклоняющегося поведения молодежи и его влияние на личность. Незначительные проявления девиантного поведения, как было отмечено, свойственны многим подросткам: они только усваивают нормы, со временем «странные» поступки уходят. Опасна и разрушительна для личности глубокая, фанатичная, от всего отрезающая, чрезмерная вовлеченность в субкультуру, в жизнь замкнутой группы. Постоянное пребывание на грани нормы ведет к закреплению нежелательных стереотипов поведения во взрослой жизни. В этом случае требуются коррекционно-педа-гогические меры, которые должны принять психологи, врачи, педагоги.
Наличие подростковой культуры требует адекватной педагогической позиции. Учитель должен знать ее, знать привычки, нормы, ценности учеников — их мир и, как это ни трудно, не относиться к нему агрессивно, допускать, что подростки имеют право иметь свои взгляды, культуру. Вместе с тем учитель должен делать так, чтобы школьники от молодежной культуры, во многом маргинальной, шли к культуре общечеловеческой и таким образом усваивали бы ценности, нормы общества, в котором живут. Это тем более так, потому что, взрослея, подростки все же в массе усваивают и наследуют общечеловеческие, базовые ценности и проходят свой жизненный путь, как и их отцы.
Иначе говоря, педагог, работая с подростками, должен придерживаться следующих принципов-правил.
■ Принцип знания, согласно которому учителя должны знать социокультурную ситуацию в молодежной среде, знать характер культуры, проблемы, тенденции развития, увлечения и многое другое.
• Принцип терпимости, толерантности, что требует уважительного отношения к их праву делать свою жизнь по-своему, требует неагрессивного, сдержанного восприятия всего того, что происходит с подростками.
• Принцип деятельного контакта, по которому учитель должен сохранять психологический и педагогический контакт с «незнакомым племенем» и вовлекать подростков в развивающую деятельность в разных формах.
Главным в работе воспитателя является формирование установки учеников на самостоятельность, способности каждого делать свою жизнь, отвечать за себя, быть личностью, а не членом довольно примитивной группы людей, современно одетых и умеющих говорить только о футболе и рок-группах.
Вообще же педагогическую и социально-психологическую помощь трудным подросткам оказывают различные социальные службы, работники и в том числе социальные педагоги. Социальный педагог ведет свою работу непосредственно в среде детей группы риска, педагогически запущенных, социально неблагополучных подростков.