Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление теории коллектива




В системе наук о человеке существуют разнообразные определения кол­лектива. В самом общем философском смысле коллективэто социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. В социологии изучают преимущественно трудовой коллектив, в психологии — контакт­ные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике — организованные общности детей и взрослых.

Понятие ученического и детского коллектива в педагогике складывалось постепенно, по мере осознания его роли в жизни и развитии ребенка. Еще Я. А. Коменский в «Великой дидактике» подметил значимость влияния детей друг на друга и советовал учителю объединять «более медлительных с более быстрыми, более тупых с более умными, упрямых с послушными». В оте­чественной педагогике также обосновывалась необходимость поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи. П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. видели в стихийно скла­дывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, развивающих детей. Анализируя этот феномен, использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».

С. Т. Шацкий в начале XX в. рассматривал развитие коллективных от­ношений как одно из главных направлений воспитательных усилий педаго гов для создания оптимальных условий развития личности ребенка. Рабо­тая с подростками во внешкольных объединениях, он убедился в том, что дети инстинктивно стремятся к объединению, к совместной созидательной деятельности, оказывая при этом друг на друга более сильное воспитатель­ное воздействие, чем педагоги. Это позволило С. Т. Шацкому сделать вы­вод о том, что детское сообщество (коллектив) является могучим воспита­тельным инструментом, поэтому главной задачей воспитания должно стать сплочение детей на основе разнообразной интересной детям деятельности. Организуя внешкольную эстетическую, спортивную, трудовую, обществен­но направленную работу, С. Т. Шацкий нашел формы детского самоуправ­ления, ведущей из которых считал общее собрание.

Н. К. Крупская разделяла позицию С. Т. Шацкого о том, что содержа­тельная, полная радости жизнь детей в коллективе способствует воспита­нию людей с хорошо развитой общественной направленностью. Она счита­ла, что социально значимые цели способствуют сплочению и развитию коллектива, если дети работают сообща, помогают друг другу, хорошо вы­полняют свои общественные обязанности. Н. К. Круспкая рассматривала коллективную деятельность детей как богатый источник коллективных пе­реживаний, которые вызывают повышенный интерес к явлениям обще­ственной жизни. Она обратила внимание на значимость цели деятельности коллектива как перспективы его развития. Надежда Константиновна утверж­дала в работе «РКСМ и бойскаутизм», что большая цель не достигается сразу, а ее надо разбить на части и последовательно двигаться от ближай­шей цели к дальней. В организации жизни детского коллектива важную роль играет самоуправление. Н. К. Крупская разработала методику работы школьного самоуправления (совета школы, учкома). Идеи воспитания де­тей в коллективе были достаточно полно раскрыты ею в теории детского и юношеского движения.

Идеи С. Т. Шацкого и Н. К. Крупской, являвшиеся основой теории детского коллектива, получили дальнейшее развитие в практической дея­тельности и в теоретическом наследии А. С. Макаренко. Антон Семенович указывал на то, что коллектив выступает как форма, инструмент и средство воспитания, как источник развития каждой отдельной личности. Он постоян­но подчеркивал, что в коллективе обеспечивается свобода и достоинство личности, ее защищенность и широкие социальные связи. Вот почему он утверждал, что гуманное воспитание — это коллективистское воспитание. Он дал четкое определение воспитательного коллектива, под которым по­нимал сложное социальное образование, живой социальный организм со своими задачами, уполномоченными, органами самоуправления, традиция­ми, стилем и тоном отношений. Великий педагог сформулировал принци­пы, утверждающие гуманистический характер воспитания в коллективе: опора на положительное в ребенке, принципы параллельного воздействия, сочетания требовательности с уважением к личности ребенка, принцип ин­дивидуального действия и др. А. С. Макаренко обосновал закон развития коллектива на основе системы перспективных целей (от «ближайшей радо­сти» к средней и дальней перспективе), ввел понятие первичного коллек­тива и рассмотрел этапы формирования первичного коллектива. Он предо­стерегал педагогов от опасности замыкания первичного коллектива в своих рамках, утверждая, что первичный коллектив, контактный коллектив, со­храняет все свойства большого коллектива и через него тесно связан с об­ществом.

В развитие теории коллектива значительный вклад внес Я. Корчак, ко­торый под целью воспитания имел в виду 'полное, свободное и гармонич­ное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребен­ка, обладающего внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. Мощным фактором этого процесса он считал демократически организованный самоуправляемый детский коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребенка, включение его в нормы коллективной социальной жизни, коррекцию его поведения, направление его самовоспитания. Роль воспитателя он видел в умении наблюдать за ребенком, понимать мотивы его поведения, строить свои отношения с ним на основе разумной любви и уважения.

Таким образом, созданная в 20—30 гг. XX в. теория коллектива включа­ла в себя определение «коллектива», понятие первичного и общего коллек­тива, закономерности, принципы и этапы его развития, методику работы с органами самоуправления и содержание коллективной деятельности. Практическая деятельность педагогов в эти годы убедила их в огромном воспитательном потенциале детского сообщества. Общий итог состоял в том, что детский коллектив является той естественной благоприятной средой общения, которая помогает детям выбрать достойный идеал, до­биться коллективных и личных успехов в его достижении, познать себя.

Согласно теории коллектива и на основе практики воспитания уче­нический коллектив рассматривался как цель и объект воспитательных воздействий педагогов. В теории исследовались преимущественно коллек­тивистские, деловые, функциональные связи между детьми, в которых лич­ное подчинялось общественному. Однако в сложившейся теории коллекти­ва недостаточное внимание уделялось изучению личности ребенка как субъекта этих отношений.

В послевоенные годы В. А. Сухомлинский и другие исследователи ак­центировали внимание на самочувствии ребенка в коллективе, на качестве взаимоотношений, существующих в классном и школьном коллективах, содержанием которых должны были стать яркие эмоциональные пережива­ния в осуществлении разнообразных общих видов деятельности. Воспита­тельная система В. А. Сухомлинского была основана на идее ценности каждой личности в развитии, сплочении и жизни коллектива. Он сделал акцент на развитии у ребенка собственной позиции, на сохранении своеоб­разия личности в процессе коллективной деятельности. Вся практическая деятельность В. А. Сухомлинского доказала правильность исходных пози­ций теории коллектива и позволила ему внести свой вклад в ее развитие в работах «Мудрая власть коллектива», «Рождение гражданина».

В 60-е гг. теория и практика коллективного воспитания получила раз­витие в опыте Фрунзенской коммуны (Ленинград), читинской «Бриганти­ны», лагеря «Орленок» и других очень разных объединений коммунарского типа. Появилась коммунарская методика коллективных творческих дел. Принципы коммуны, коммунарской жизни И. П. Иванова и его коллег включали в себя служение людям, жизнь для улыбки товарища, творческое отношение к любому делу. В основе жизнедеятельности детей были игры, фантазия, творчество. Коммунарский опыт в основном использовался при проведении массовых мероприятий в лагерях труда и отдыха, туристских походов, лагерных сборов.

В 70—80-е гг. исследования педагогов и психологов развивались по раз­ным направлениям. Ряд исследователей (Л. Ю. Гордин, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев) продолжали линию 30-х гг.: рассматривали коллектив как педагогическое средство, структуру, организующую различные виды дея­тельности детей, настаивая на приоритете коллектива перед личностью. Группа ученых под руководством Л. И. Новиковой разрабатывала свою концепцию о природе коллектива как социальной организации и психо­логической общности детей как средстве разностороннего развития, само­познания, развития творческой индивидуальности, коммуникативности школьников.

В последние годы коллектив рассматривается многими исследователями как социально-педагогическая система (А. В. Мудрик, Л. И, Новикова, Н. Е. Шуркова и др.). Воспитательная система, по их мнению, включает дифференцированное единство разнотипных коллективов детей и взрос­лых: класс, кружок, спортивная секция, учебно-производственная бригада, общественная организация, неформальные объединения. И, как было ска­зано вначале, ученые исследуют проблему воспитания в коллективе в усло­виях, когда в отечественной педагогике принята концепция личностно ориентированного образования и идет модернизация системы образования Российской Федерации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 995 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2552 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.