Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в.




План:

1.Воспитание и обучение у восточных славян.

2.Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.

3.Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.

4.Педагогические памятники Киевской Руси X – XII вв.

5.Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.

 

Глоссарий:

1. Христианство (от греч. Christos, букв. помазанник) – одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Главные идеи: искупительная миссия Иисуса Христа; предстоящее второе пришествие Христа; страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

2. Православие – одно из основных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом). Православное вероучение базируется на Священном писании (Библия) и Священном предании. В специфике вероучения, церковной организации православия нашли отражение особенности исторического развития Византии.

3. Католицизм – разновидность христианской религии, в которой признаются ее основные догмы и обряды; в то же время имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации церкви. Католическая церковь источником своего вероучения признает не только Священное писание, то есть Библию, но и Священное предание (традицию). При этом в Священное предание включается помимо древней устной традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (как то делает православие) и решения последующих церковных соборов, папские послания; это способствует возвышению папства, а также позволяет католической церкви более гибко приспосабливаться к меняющимся историческим условиям.

3.1. Воспитание и обучение у древних славян. В сердце Европы, на востоке континента, издревле проживали славяне. Цементирующей силой славянства являлась, прежде всего, языковая общность.

Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII – IX вв., когда возник новый славянский письменный язык (старославянский или староболгарский). Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий (византийские просветители). Этот язык был единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии, предназначался для "книжного учения".

Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863г. Обучение было более простым и легким, чем то, которое велось в школах Западной Европы на латыни, поскольку в основе преподавания находился не мертвый, а живой, разговорный язык. Ученики Кирилла и Мефодия (славянские книжники) расселились по всему славянскому миру и создали свои школы. Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, его раскол на православие и католицизм. Восточные и южные славяне оказались под влиянием греко-византийской религиозной и культурно-образовательной традиции, западные славяне испытывали воздействие римско-католической, западноевропейской традиции образования.

Воспитание детей у славян осуществлялось, прежде всего, в семье. Воспитывали родители, особая роль в воспитании детей отводилось матери. Развивалось и домашнее обучение: "мастера грамоты", учителя, учили детей на дому. Такое обучение называли еще "школами грамоты".

В VI – IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество:

- учащиеся жили в семье ремесленника, обучались ремеслу, немного грамоте, помогали по хозяйству, приобретали нравственно-религиозные качества, соответствующие духу своей новой семьи.

- Дети военных, дружинников обучались в специальных домах, в которых жили воины, могущие дать детям военную подготовку.

- Дети жрецов получали интеллектуальную подготовку в святилищах и храмовых (костеловых) мастерских, обучались языческой религии и письму.

Сначала у славян существовало пиктографическое знаковое письмо, а с IX столетия под воздействием византийского алфавита (кириллицы) стало складываться древне – русское звукобуквенное письмо.

3.2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв. На рубеже VIII - IX веков возникла крупнейшее в Европе раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве (просуществовало до периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания, до начала XIV века). В этот период был создан мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные племена от Карпат – до Урала, от Черного – до Белого морей. В 988 г., в основном по инициативе киевского князя Владимира Святославовича, произошло крещение Руси. Вместе с Христианством, воспринятым из Византии, пришли и византийские просвещение и культура. Постепенно стало разрушаться язычество, вместо святилищ появлялись церкви, назначались священники. При церквях и монастырях создавались школы. Князем Владимиром в Киеве была открыта первая школа "учения книжного". Образование на первых порах насаждалось среди населения по княжескому приказу, «сверху». Школа для России была явлением новым, поэтому воспринималась русичами с опаской. Но князья и их окружение были заинтересованы в распространении новой религии, а, следовательно, и образования, которое сопутствовало ей. Именно школы должны были способствовать укоренению христианства на Руси. Обучение религии и обучение вере воспринималось как единый процесс. Образование получали в основном дети господствующих сословий (дружинников, священнослужителей, княжеского окружения, дети князей).

Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела. В Новгороде открывал школы князь Ярослав Мудрый. В XI веке в Киеве было создано в женском монастыре училище для девочек, где обучали чтению, письму, пению и швейному делу. К XIII веку школы уже существовали во Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове и во многих других городах Древней Руси. Содержанием обучения в обычных школах являлось чтение, письмо, церковное пение, основы арифметики.

При дворе Ярослава Мудрого и в Киево-Печерском монастыре открыты повышенные школы, где получали образование писатели-летописцы, переписчики, переводчики (как их тогда звали – толмачи), проповедники и т.д. Была открыта повышенная школа в Киево-Печерском монастыре для обучения монахов и высшего духовенства. В повышенных школах изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки, диалектику. Учебниками служили переведенные с греческого языка рукописные книги. При Киевском Софийском соборе Ярославом Мудрым была создана первая библиотека.

Таким образом, в период развитого средневековья воспитание и обучение, просвещение на Руси развивалось достаточно быстрыми темпами, испытывая некоторое влияние западноевропейской культуры, но в основном по своему собственному оригинальному пути.

3.3. Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского. Большую роль в развитии письменности в Полоцком княжестве и в соседних с ним местах сыграла княжна Прадслава, известная в истории как Ефросиния Полоцкая (1110? – 23.05.1173). Она была внучкой князя Всеслава Чародея и с малолетства имела способности к науке, а ее любовь к чтению удивляла родителей, которые считали, что чтение – занятие не для женщин. Ефросиния уже тогда мечтала сама переписывать книги. Сколько книг переписано ею за свою жизнь, истории неизвестно, но известно, что результатом большой и кропотливой работы Ефросинии стали рукописные книги, по которым обучались и ее современники, и те, кто жил после нее. Другого способа "издать" книгу, кроме того, как переписать букву за буквой, ряд за рядом, страницу за страницей, тогда не существовало. Этому делу и посвятила свою жизнь полоцкая просветительница. Более того, мечтая расширить переписку книг, она основала в Полоцке два монастыря (женский и мужской), а при них организовала мастерские по переписыванию книг и школы для девочек и мальчиков. Этим она помогла развитию школьного дела. По написанным и переписанным ею книгам дети учились грамоте, а ее школы носили очень демократичный и прогрессивный для своего времени характер. Демократичным было содержание образования – в основном чтение и письмо на родном языке, изучение основ арифметики. Демократичным был контингент учеников: большая часть детей, посещавших школы Ефросинии Полоцкой, жили в небогатых простых семьях.

Культурно-просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой проявилась и в других направлениях.

o она объединяла вокруг себя талантливых зодчих (архитектор), живописцев, поддерживала их новаторские идеи.

o По ее инициативе в Полоцке был построен Спасский храм, а также собор при основанном ею Богородицком монастыре.

o С именем Ефросинии Полоцкой связано и создание полоцким мастером Лазарем Бокшей подписного креста для храма Святого Спаса.

Ефросиния призывала князей Киевской Руси к окончанию междоусобиц.

В конце своей жизни отправилась в далекое опасное путешествие в Палестину. В Иерусалиме она заболела и умерла 23 мая 1173 года пятидесяти трех лет отроду. Ефросиния Полоцкая была канонизирована как святая, ее тело перевезли в Киев и захоронили в Киево-Печерской Лавре. За свою просветительскую деятельность Ефросиния Полоцкая была признана святой опекуншей полоцкой земли, а 5 июня отмечают День памяти небесной заступницы за Беларусь.

Другим известным представителем белорусского Просвещения XII века является Кирилла Туровский ( 1130 - 1182), который за свое мастерство красноречия и художественность слова был прозван вторым Златоустом. Он был очень образованным человеком: очевидны его познания в грамматике, диалектике, богословии. Кирилл глубоко изучил Ветхий и Новый Заветы и многочисленные их толкования, что давало ему возможность и самому составлять серьезные богословские комментарии. Еще в детстве великий просветитель овладел греческим языком. Его отец был богатым человеком и знал цену образованию, поэтому заранее побеспокоился, чтобы сын научился читать и писать. Учился Кирилла Туровский в Турове, так как там находилось немало приезжих греков. Особенно много их приехало во время правления Святополка Изяславовича. С приходом из Византии христианства Кирилла Туровский сразу принял новую веру.

Чтобы постичь книжную мудрость, просветитель стал послушником одного из монастырей, где продолжил образование и самообразование. Там он решил посвятить свою жизнь благородному делу – помочь людям понять смысл их существования и содействовать нравственно-духовному усовершенствованию общества. Более тринадцати лет Кирилла Туровский был в епископском сане, за это время он создал свои лучшие произведения. Все его творчество проникнуто идеей возможности нравственно-духовного усовершенствования каждой личности и общества в целом.

Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь, которая возвышает человека над другими живыми существами и очищает душу. Важнейшим проявлением любви является милосердие. Эти два качества просветитель объединял в понятии служения Богу, в чем видел смысл существования и предназначение человека.

Большое внимание Кирилла Туровский уделял образованию, учительскому делу, учительствовал сам. Как учителя, его волновало то, что грамотность и образование становились привилегией только отдельных (богатых и знатных) сословий. В связи с этим он замечал, что знания не являются товаром, который могут купить только избранные, они нужны всем без исключения людям, а знающий человек – богатый и знатный не по рождению, а по уму.

Большую педагогическую ценность имели "Поучения" Кириллы Туровского о воспитании в человеке положительных качеств. Его произведения вместе с "Поучениями Владимира Мономаха" имели большое значение в развитии педагогической мысли на Руси.

Исследования историков показали, что Кирилла Туровский не выработал какой-то целостной педагогической системы. Его мысли о воспитании и обучении «золотым зерном» разбросаны в произведениях просветителя. Почти все высказывания Кириллы Туровского на предмет обучения и воспитания носят поучительный характер, они направлены против обмана, лживости, обжорства, дармоедства, зла и насилия.

Выступления Кириллы Туровского перед широкой аудиторией с речами против людских пороков (с намеками на высокопоставленных особ) имели большое социально-бытовое значение.

Просветитель стремился приобщить своих земляков к книге и знаниям. В одном из своих поучений он призывал не отказываться от чтения книг, советовал читать сознательно, с "разумом".

o До нас дошли многие произведения и педагогические мысли Кириллы Туровского сохранились восемь сказаний, двадцать одна молитва, два канона на смерть княгини Ольги

o наиболее замечательной среди них является "Притча о человеческой душе и теле", которая известна также под названием "Притча о слепом и хромом". О ее педагогической глубине и современности мы поговорим на практических занятиях.

o Нам, современникам XXI века, Кирилла Туровский является писателем, оратором, просветителем и педагогом, чье наследие можно назвать классикой педагогики, фундаментом для развития современного педагогического дела.

3.4. Педагогические памятники Киевской Руси X – XII вв. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеалы и программы воспитания.

- образца поучений указывались "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников.

- Распространялись поучения византийца Иоана Златоуста (344-407). Выдержки и пересказ этих поучений оказались основой многих сборников, имеющих педагогическую направленность "Златаструй", "Измаград", "Златауст".

- Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям".

- К памятникам педагогической литературы того времени можно отнести и "Житие Ефросинии Полоцкой", проповеди-"словы" Кириллы Туровского.

Особое значение в истории развития древнерусской культуры и пед. мысли имеют:

o "Повесть временных лет",

o "Ипатьевская летопись",

o "Слово о полку Игореве" (конец XII в.), которое поражает не только литературным достоинством, но и пронзительной силой любви к Отечеству.

Изучение содержания и литературных достоинств этих памятников древнерусской культуры дает возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси.

Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно, о чем свидетельствуют семьсот берестяных грамот, датируемых XI веком, которые были найдены в различных славянских городах.

Расшифровка этих грамот, изучение памятников древнерусского слова позволяют сделать выводы, что семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций, а его методы и приемы были достаточно разнообразны. Это нашло отражение также в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, обрядах, играх, праздниках. Педагогическая мысль, школа Древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранила свою национальную самобытность.

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси снизился. "Учение книжное" пришло в упадок. Огню и мечу подверглись многие монастыри – очаги просвещения. В 1240 был сожжен Киев – центр Древней Руси. Во многих городах гибли культурные ценности, горели книги, были угнаны в монгольский плен умельцы, мастера грамоты, книжники. Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура, просвещение продолжали развиваться, в особенности в тех княжествах, которые не были разорены. В этот период была в почете профессия книжных писцов. Книги находили сбыт не только в богатых семьях, но и у простого народа, что способствовало распространению грамотности.

3.5. Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв. Педагогическая мысль средневековой Руси XIV - XVI вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: "Пчела", "Домострой", "Послание Геннадия" и др.

Воспитание того времени требовало держать ребенка в "страхе божьем", повиноваться наставникам и старшим. Основными способами воспитания признавались суровая дисциплина, систематичные наказания, в том числе и физические. И все же, многие русские просветители-патриоты провозглашали высокую идею изначального равенства всех людей, были за гуманное отношение к детям, к людям вообще (к ним относится Епифаний Славинецкий, Семион Полоцкий, Селивестр Медведев, Карион Истомин и др.).

Федор Курицин создал гуманистическое произведение "Написание о грамоте", в котором сформулировал ряд интересных демократических идей антифеодального и антицерковного содержания. Автор «грамоты» был членом московского еретического кружка. Еретическое движение было тогда политическим движением. Его представители составляли богословские "ереси", где с научной точки зрения поясняли многое о жизни человека, явлениях природы и т.д. В собрания рукописных книг имелись сочинения по астрономии, естествознанию, философско-богословским вопросам. В XIII – XV вв. при монастырях и церквях существовали школы грамоты, но их было недостаточно, поэтому народные массы пользовались услугами "мастеров грамоты". Мастерами грамоты становились дьячки и "мирские люди". За плату они обучали детей чтению, письму, счету у себя на дому или в домах учащихся. Небольшое количество таких мастеров были способны к обучению на более высоком уровне, они учили детей богатых сограждан не только грамоте, но и "словесным наукам", математике.

В конце XVI века на Руси появились первые печатные книги: учебники – азбуки. Основоположником русского книгопечатания считается Иван Федоров. В 1574 г. им был издан знаменитый букварь. Этот учебник впитал в себя опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к букварю были изложены некоторые методические требования к использованию книги-учебника. Само оглавление послесловия – "Обращение к детям и родителям" – говорит о том, что букварем могли пользоваться в семье люди разных поколений, обучение грамоте рассматривалось как семейное дело.

За религиозное воспитание отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям. Но в целом в этот период огромная часть населения пребывала в невежестве и неграмотности.

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем заключалась специфика обучения и воспитания у древнерусских славян (VIII – IX вв.)?

2. Какова роль христианства в развитии обучения и воспитания в Киевской Руси (X – XIII вв.)?

3. Докажите, используя исторические факты, изложенные в курсе лекции, что Ефросиния Полоцкая и Кирилла Туровский являются выдающимися просветителями своего времени.

4. Составьте таблицу «Педагогические памятники Киевской Руси X – XII вв.» с целью систематизации знаний о развитии педагогической мысли этого исторического периода на Руси:

 

Время возникновения письменного памятника Название памятника Основные идеи обучения и воспитания, изложенные в письменном памятнике
     

 

5. В каких письменных памятниках XIV – XVI вв. определяются основные идеи обучения и воспитания на Руси? Определите основные положения этих идей.

 

Литература:

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до XVII века. – М., 1989. – 634 с.

2. Джуринский, А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учебное пособие для высшей школы / А.Н. Джуринский. – М.: Совершенство, 1999. – 224 с. – С.146 – 168.

3. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

4. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – 603 с.

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.

6. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 432с.

7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – С. 5- 123.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3088 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2370 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.