Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая мысль XIX-XX веков




 

Современный облик политической науки с такими ее чертами, как интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался под влиянием работ ряда социологов и философов.

Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето (1848-1923), следуя за Н. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующие политики делились на "львов" и "лис". Невысоко оценивая результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, т.к. в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите - узкому кругу лиц, знаниями, способностями, успехами доказавших свою избранность.

Немецкий историк, философ и социолог Макс Вебер (1864-1920) предложил разделить все типы власти на аффективный (эмоциональный), религиозный и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рациональной, обезличенной системы управления, осуществляемой как посредством следования правилам и предписаниям.

Мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее проблем оказали идеи австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики - роль бессознательного в детерминации политических процессов. Политика все чаще оценивается как некий вид психопатологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими отклонениями.

Современная политология характеризуется разнообразием школ и направлений исследования. Центральное место в современной политологии занимают вопросы власти и демократизации общественной жизни в условиях перехода цивилизации к постиндустриальному обществу. Среди представителей этого направления видное место занимает Олвин Тоффлер (род. в 1928). Он утверждает, что в условиях постиндустриального общества человечество вступило в эру смещения власти, когда постепенно распадаются все существовавшие в мире властные структуры и зарождаются принципиально новые. Ведущим фактором формирования власти становятся знание, наука, а не сила и богатство.

Анализируя смещение власти на мировом уровне, Тоффлер выделяет три наиболее значительных структурных сдвига. Первый - распад монолитного Советского блока и смещение сконцентрированной в Москве огромной власти в независимые ныне страны Восточной Европы. Второй - крупная трансформация в группе развивающихся стран. Они делятся по уровню развития на несколько подгрупп: аграрные общества (африканские страны); индустриальные общества "второй волны" (Бразилия, Индия и др.) и, наконец, прошедшие стадию индустриализации и стремительно развивающие технологию "третьей волны" (Сингапур, Южная Корея и т.д.). Третьей - сформировавшиеся новые развитые страны, в результате чего США получили сильных конкурентов в лице Японии и объединяющейся Европы. Таким образом, структура отражавшая господство индустриальной мощи "второй волны", распадается в условиях становления суперсимволической экономики. Приоритет знания диктует новые принципы классификации стран: в качестве основного критерия выступают темпы развития. По мнению Тоффлера, власть от стран с богатыми природными ресурсами перейдет к тем, кто контролирует знания, необходимые для создания новых ресурсов.

Основные имена: Платон, Аристотель, Цицерон, св. Иоганн Златоуст, Августин Аврелий, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Т. Мор, К. Маркс, В. Парето, М. Вебер, З. Фрейд, О. Тоффлер.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. На какие вопросы, как правило, отвечает в своих трудах политический мыслитель, в какую бы эпоху он не жил?

2. В чем Аристотель был не согласен с политическими идеями Платона?

3. В чем, по вашему мнению, состоит вклад Н. Макиавелли в политическую науку?

4. Хотели ли бы вы жить в идеальном государстве Платона? Аргументируйте свой ответ.

5. В чем разница понимания общественного договора Т. Гоббсом и Дж. Локком?

6. О каких новейших глобальных политических тенденциях пишет в своих работах Тоффлер?

7. В чем специфика марксистского анализа политики?

 

ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Социально-экономические основы политики 1.Происхождение политики.

2. Сущность политики: основные теоретические подходы.

3. Функции политики и ее виды.

4. Политика и другие сферы общественной жизни.

5. Политика и экономика.

Студент должен:

Знать:

- о сущности политических интересов различных социальных, этнонациональных, конфессиональных групп, отдельной личности; влияние различных социальных групп на политическую ситуацию; типологию политических конфликтов;

иметь представление:

- о взаимосвязи политики и экономики; природе политических и этнополитических конфликтах;

- о роли социальной политике в преодолении кризисных ситуаций; мировом опыте формирования и развития многонациональных государств; взаимоотношениях религии и государства;

- о роли религиозного фактора в политике отдельных государств; роли молодёжи в политике;

уметь:

- разбираться в сути разнообразных общественных политических интересов;

- понять свой персональный политический интерес;

- привести примеры положительного разрешения этнополитических и конфессиональных конфликтов.

 

Происхождение политики

 

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город - государство). Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические, социальные отношения и мораль.

С чем был связан генезис политики?

Одним из распространенных подходов в истории политической мысли стала антропологическая трактовка необходимости политики. Так в трактовке античных мыслителей Платона и Аристотеля политика призвана обуздать эгоистическое, животное начало в человеке и воплотить общую пользу и справедливость. Аристотель прямо утверждал, что человек есть существо политическое, вне политики он либо животное, либо божество, ибо животное и бог не нуждаются в законах и правах. Близкую мысль в ХVII в. выскажет английский мыслитель Т. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывают людям необходимость создания такого политического института как государство. Таким образом, политика формируется благодаря возвышению человека над собственным звериным состоянием.

Согласно другому подходу, политика формируется в ходе исторической эволюции общества вместе с ростом его социальной неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально-однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики, хотя была власть, осуществляемая всеми взрослыми членами рода. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновения государства, а вместе с ним и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально-неоднородном обществе. Общественные изменения были производными от неолитической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей. С неолитической революцией связывают появление металлических орудий труда, переход от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появление городов. В конечном счете, это привело к изменениям во властных отношениях. Логику появления политики можно представить следующим образом:

1. Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным прибавочный продукт, который трансформируется в частную собственность. Частная собственность способствовала:

- дальнейшему разделению труда и развитию экономики, в частности росту обмена, торговли, появлению ремесел, городов. Тем самым складываются различные социальные группы, усложняются формы экономических взаимоотношений;

- росту автономии личности, ее независимости от власти "целого" (рода, племени). Политолог Р.Т. Мухаев указывает на то, что с тех пор социальный статус обособленного человека определяется не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это потребовало формирования институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности [5];

- усилению имущественного расслоения, складыванию различных классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.

2. Углубление социальной дифференциации по этническому и религиозному признаку.

3. Рост плотности населения и потребности расширения сферы земледелия и скотоводства породили территориальные притязания племен друг к другу. Появляется проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних посягательств.

Таким образом, политика формируется как результат неравного распределения богатства, различия статусов, несовпадающих интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с которыми столкнулось общество, уже не могли быть решены с помощью прежних регуляторов - традиций, обычаев, нравственных норм. Для решения этих проблем потребовались новые регуляторы (административно-правовые и политические) и новые организационные структуры - государство.

Политика непосредственно связана с такими явлениями как власть и государство.

Власть является главным инструментом политики и основным объектом политической борьбы. В первобытном обществе она не носила политического характера. Французский политолог М. Дюверже выделил три исторических формы власти:

1) анонимная, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племен даже не было старейшин, принятие решений осуществлялось всеми взрослыми членами рода);

2) индивидуализированная, связанная с выделением особого статуса вождя племени;

3) институционализированная, связанная с появлением особого института - государства.

Первые две формы власти носят догосударственный характер, а такие общества называют потестарными (от лат: potestas - власть). Как правило, возникновение политики исследователи ассоциируют с возникновением государства, когда власть приобретает государственно-публичный характер.

С появлением государства связан переход от неполитической (племенной кровно-родственной) к политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность общества, использующее рычаги административного и правового регулирования общественных отношений. Потребность в отстаивании своих интересов породила объединение людей в различные ассоциации (партии, общественные объединения).

 

2. Сущность политики: основные теоретические подходы

 

Существуют различные понимания политики:

1. Одним из распространенных является определение, которое исторически возникло первым - управление обществом. Например, американские политологи Д. Истон и Д. Алмонд считают, что политика это решение всех общественных проблем, за исключением только нравственных. В теории и на практике политика трактуется как деятельность по управлению какими либо общественными процессами, как способ управления.

2. Субстанциональный подход указывает на сущность политики. Сюда могут быть отнесены разнообразные "властные" трактовки политики. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, в марксизме, среди американских политологов. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе включает".

3. Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть[1].

5. Телеологический (целевой) подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в отношениях между супругами, в отношениях преподавателя и студента [2].

Существуют противоположные подходы к вопросу о назначении политики в жизни общества:

1. Согласно консенсусному подходу, политика это сфера объединения всех членов общества, сфера общего, когда общественные проблемы разрешаются ненасильственными средствами, путем компромиссов, без победителей и побежденных. Что такое консенсус? В политологии - это согласие между гражданами, их готовность к взаимным компромиссам и к уважению прав другой стороны. Это деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами.

2. Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов множества социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу концентрации и распределения материальных и духовных ресурсов общества.

Рассматривая проявления политики, следует признать недопустимость абсолютизации любого из подходов. В современном обществе одновременно присутствует дифференцирующее и интегрирующее начало. Первое связано с тем, что общество постоянно воспроизводит социальное неравенство, т.к. многие социальные блага являются дефицитными. Это порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Второе начало проявляется в поиске компромисса, интегрирующего начала, без чего общество распадается. В этом проявляется потребность ограничить влияние на общество фактора случайности и непредсказуемости. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1287 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2285 - | 1991 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.