Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методические рекомендации для преподавателя. Предлагается следующее содержание лекционных тем:




Предлагается следующее содержание лекционных тем:

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Предмет и задачи курса. Понятие «культуры», этимология слова «культура». Культура как «доведение вещей до совершенства». Многомерность содержания и многообразие форм культуры. Основные подходы к осмыслению культуры. Освоение (осмысление) мира как культуротворчество. Разнообразие методов культурологии. Рациональная и иррациональная методологические программы. Разум как единство рационального и иррационального подходов к осмыслению мира в культуре. Культура как форма жизнедеятельности человечества (по отношению к себе) и как «пастух бытия» (Хайдеггер) (по отношению к миру).

Тема 2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Проблема возникновения человеческой культуры. Основные условия возникновения мифологического сознания и мифа. Культура как результат освоения мира и различения «своего» и «чужого». Роль «ночного» существования и «правополушарности» психики человека. Имя тотема как символ надежды на выживание и гармонию со средой, из которой человек «выпал». Истоки потребности в «иллюзиях». Основные черты мифа. Мифологическая реальность. Мифология как обнадеживающе-оптимизирующий потенциал культуры, повышающий уверенность в своих силах, в успехе жизнедеятельности, «щит» от безнадежности и бессмысленности существования. Основные функции мифа в культуре.

Тема 3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Понятие «функции» как многократно, регулярно решаемой задачи по удовлетворению потребности. Культура как ценностная картина мира. Объективное и субъективное в ценностной картине мира. Ценность как опосредованное отношение средства, предмет а потребности к самой потребности. Основные функции культуры. Важнейшие общечеловеческие ценности. Нравственные основания культуры. Нормативный аспект культуры. Нравственность как инстинктивные и сознательно принимаемые ограничения и рекомендации, создающие рамки оптимального поведения, гарантирующего или способствующего достижению общего блага. Истоки агрессивности в поведении человека.

Тема 4. ТВОРЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯКУЛЬТУРЫ

Понятие «новизны», «уникальности», «оригинальности». Информация как выражение новизны. Психологический закон потребности в информации, в разнообразии впечатлений, в информационном обмене. Информационное взаимодействие как закон космоса (антиэнтропийная функция культуры). Творчество и энтропия. Творчество как фундаментальная функция культуры. Деавтоматизация функционирования. Антинормативность творчества. Творчество и свобода. Роль интуиции, установки, ассоциаций, эмоций, ценностных ориентаций, эмпатии в процессе творчества. Методики решения творческих и изобретательских задач (АРИЗ). Техническое и художественное творчество.

 

Тема 5. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Зарождение и эволюция представлений о культурном человеке. Основные модели культурного

человека: мифологический герой и трикстер, конфуцианский, античный, средневековый, ренессансный, просвещенческий, романтический, буржуазный образы культурного человека. Антропология и этнология. Три вида гуманизма (К. Леви-Строс). Философская антропология и

ее «отцы»: «незавершенность» человека (М. Шелер), «символическое животное» (Э. Кассирер), «пересечение двух миров (Н. А. Бердяев). Э. Мунье о двух тенденциях существования современного человека в мире: обезличивание и персонализация. Персонализация как долг человека перед человечеством. Человек как творец культуры и ее творение (К. А. Свасьян). Три

лейтмотива самотворения человека: универсальность, естественность, невозможность. В. фон

Гумбольдт о программе системы образования: свобода, разнообразие, органичность и естественность. Обучение учеников на Западе и на Востоке.

 

Тема 6. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Общество как результат единства противоречивыхинтересов, реализующихсявобщении. Сообщение и понятие «информации». Информация как мера разнообразия космоса. Информационное взаимодействие как закон космоса. Рациональное и иррациональное в информации. Возникновение общения: эмоциональное общение, жестовая (линейная), вербально-звуковая речь, письменные формы коммуникации и общения. Межличностное общение и взаимопонимание. Паралингвистические и вербальные средства общения. Проблема понимания Другого («чужого») идиалога (М. М. Бахтин). Изоляционизм и культурный обмен. Диалог культур. Диалектика «своего-чужого», «освоения-очуждения» в развитии культуры. «Своя» культура в зеркале «чужой». Тексткакспособфиксациииреализациикультуры. Устные и письменные тексты, их преимущества и недостатки. Проблема трансляции ценностей культуры в пространстве и во времени. Традиция как инструмент преодоления времени. Тексты культуры как «киматоиды».

Тема 7. ИГРОВЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Возникновение и сущность игры. Основные теории возникновения игры: избыток сил, сталость, тренировка, наслаждение, подражание. Основные виды игр: игры освоения, учебные, спортивные, развлекательные, деловые, военные, математические, политические, любовно эротические, сакрально-священные (ритуальные). Функции игры: освоение, освобождение, релаксация, учебно-тренировочная, компенсаторная, мифологическая, самоутверждение.

Основные игровые формы культуры: искусство, религия, образование, мода, праздник, политика, война. Праздник как игра. Карнавальные и зрелищные праздники. Источники привлекательности праздника -подкрепление, утверждение надежды и отключение ответственности и заботы ради свободного самовыражения во внесоциальном пространстве и времени. Выход за пределы Детерминации морали в сферу свободы для творчества.

 

Тема 8. ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯКУЛЬТУРЫ

Различные подходы к пониманию духовности: дыхание, Св. Дух, сознание, устремленность к абсолютам, энергия. Духовность как энергия стимулирования творческой активности. Вера, надежда, любовь - как формы духовной активности. Духовность как облагораживающее и очищающее начало культуры. Религиозная духовность как вера. Религия как духовное основание культуры. Душа человека как «бездна». «Жизнь после жизни» (Р. Моуди). Задача религии -защита духовного мира человека от «бездны». Многомерность духовного опыта. Второе, духовное рождение человека. Святость.

 

Тема 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Психологические основания поведения человека. З. Фрейд о природе поведения человека, структуре его психики, основных мотивах поведения. Принцип «удовольствия» и принцип «реальности». Культура как защита от «звериных» инстинктов и как сублимация антисоциальных влечений. Метафизика Фрейда: Эрос (влечение к жизни, биофилия) и Танатос (влечение к смерти, некрофилия). Концепция

психологических оснований культуры К. Г. Юнга. Понятие об архетипах «коллективного бессознательного». Архетипы образы и архетипы-отношения. Психологические типы: экстравертный иинтровертный, рациональный и иррациональный, мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный. Э. Фромм о способах «бегства от свободы»: авторитаризм, конформизм, деструктивность. «Анатомия человеческой деструктивности»: биофилия и некрофилия. Исследования С. Грофом глубин человеческого бессознательного. Травма рождения и четыре «базовых перинатальных матрицы». Внутриутробный опыт как источник социальных утопий. Психологические особенности различных культур: интровертных, экстравертных, миролюбивых, агрессивных (пассионарных), зрелых, молодых, старых.

 

Тема 10. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Понятия «знака» и «языка». Истоки способности символизации: абстрагирование, типизация, ассоциация, память, подражание. Язык как система знаков. Языки естественные и искусственные. Теорема К. Гёделя о неполноте. Метафора и сравнение. Культура как система языков. Основные языки культуры. Культура как система смыслов, выраженных и зафиксированных в знаковых системах. Культура содержания и выражения, грамматик и текстов. Социальная память. Вопрошание о смысле как потребность человека, осваивающего мир. Герменевтика. Пороги выражения и понимания смысла. Ф. Шлейермахер и правила понимания: герменевтический круг, компаративность, «горизонт» интерпретатора и вживание в «горизонт» автора. Символ как выражение ценностей. Многомерность смысловых полей культуры. Символ как аккумулятор, конденсатор ценностных смыслов и их транслятор, медиатор, посредник между пластами культуры (Ю. М. Лотман). Язык символов как универсальный язык культуры.

 

Тема 11. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Понятие «эстетического». Эстетическое отношение и эстетическая ценность. Эстетическое переживание. Эстетический вкус и шкала эстетических норм как основание для эстетических оценок. Эстетические установки и критерии как ценностные ориентации для упорядочения и гармонизации культуры «по мере человека». Художественная культура как система. Искусство в системе культуры как выразитель важнейших ценностей культуры. Основные функции искусства в культуре: обогащение опыта культуры альтернативными вариантами поведения и ценностей, прогностическая, эстетическая, компенсаторная, мировоззренческая, воспитательная, познавательная, коммуникативная, праксеологическая и др.

Тема 12. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Этнос и нация. Эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Пассионарность и пассионарии: агрессивность, «длинная воля» и жертвенность. Уровни пассионарности. Основные фазы этногенеза. Роль этнического мифа в культуре. Концепция Э. Геллнера о роли культуры в аграрном и индустриальном обществах. Взаимоотношения культуры, экономики и государства. Культурная унитарность, однородность и автономия, изоляционизм. Регионализм и провинциализм против унификации и стандартизации культуры. Культурный обмен, диалог культур и национальные образы мира. Русская идея и ее истоки. В. С. Соловьев о «русской идее». Н. А. Бердяев о судьбе России и «русской идее». Евразийство и его современные интерпретации. Понятие этнической и этнорегиональной идентичности. Основные критерии этноидентичности, их роль в современных культурных процессах.

 

Тема 13. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВАНИЯКУЛЬТУРЫ

К. Н. Леонтьев и его концепция культуры как организма и трех этапов в жизни культуры: первичная простота, цветущая сложность и вторичное смесительное упрощение. Эстетизм Леонтьева. Теория локальных культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Четыре вида заданий, лежащих в основе зародыша культуры: религиозное, художественно-культурное, политическое и нравственно экономическое. Изоляционизм.

Освальд Шпенглер и его теория локальных культур, переходящих в цивилизацию. Три вида души, лежащих в основе культуры: аполлоновская, фаустовская и магическая. Цивилизация как закат культуры, начало ее конца. Творческий потенциал культуры и его историческое предназначение. Возрасты культуры. Понятия «культуры» и «цивилизации». Культура как духовно аксиологическая и творческая, а цивилизация как организационно технологическая и охранительно-эксплуатационная сторона жизни общества. Единство и многообразие культур. Понятие «метакультуры». Основные модели развития общества. Принципы типологии культур: исторический (хронологический); синхронический; синэргетический; локальный (топологический); функциональный (аксиологический); динамический.

Бинарные и тернарные культуры. Особенности культур Запада и Востока. Традиционные и динамические культуры. Исторические типы европейской культуры.

 

Тема 14. «ДНЕВНАЯ» И «НОЧНАЯ» КУЛЬТУРЫ

«Дневная» культура и потребности практической, экономической деятельности, биологические и физические потребности человека и общества. «Дневная» культура как технологическая сфера жизнедеятельности, «совокупность способов человеческой деятельности» (Э. С. Маркарян). Практицизм и прагматизм. Исполнительность. «Ночная» культура как аккумулятор духовных смыслов и ценностей. Творческий потенциал «ночной» культуры. Алхимия о трех сферах сознания и культуры: альбедо, нигредо и рубедо. «Ночная» культура как носитель духовных смыслов и ценностей. Молчание. Диалог между двумя сферами сознания и культуры. Сновидения, их природа и творческий потенциал. Вероятностный и прогностический смысл сновидений. Астрология и предсказание будущего.

Тема 15. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА

Противопоставление природы (естественного) и культуры (искусственного). Детерминированность природы и свобода духа. Различное отношение духа к природе: погруженность духа в природу, выделение духа из природы и образование особой сферы духовности, активное овладение духом природы, господство над нею. Н. А. Бердяев о трех стадиях в истории человечества: природно-органической, собственно культурной и технически-машинной. Неизменность и иерархичность космоса для древнего грека и средневекового человека. Истоки враждебного отношения человека природе, противоположности духа и материи. Переход от органической жизни к организованной жизни, от растительности к конструкции. Организм и организация. Техника и культура. Гибель «Титаника» как урок человеческой гордыне. Информационные технологии. Рациональное и иррациональное в информационной культуре. Причины технократизма и сциентизма. Взаимодействие природы и культуры, биологического и социального в человеке. Отказ от роли царя, господина природы. «Русский космизм» и ноосфера как осознание ответственности за природу. «Дао» как путь естественного бытия, доверия к мудрости природы и ее законам. Жизнь в единстве с природой, в гармонии с ней.

Тема 16. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

Индустриальное общество и конвейерное производство. Стандартизация условий жизни и потребления, нивелирующее влияние урбанизации, массовой коммуникации. Масса и толпа. Человек «массы»: исполнительски-нетворческий стереотип поведения, безудержный рост потребностей, принципиальная неблагодарность и неспособность оценить творчество (Х. Ортега-и-Гассет). Массовая культура и мифологические потребности современного общества. Условия современного мифотворчества. Массовая и популярная культура. Понятие «субкультуры». Ф. Ницше о контркультуре. Нигилизм и нигилисты. Антибуржуазная и антитоталитарная направленность контркультуры. Маргиналы, хиппи, панки. Банальное, обыденное, тривиальное. Китч. Два измерения культурного пространства: широта (поверхностность) и глубина. Культураэлиты: глубина, утонченность, рафинированность, узкая специализация, творчество, уникальность, неповторимость, разобщенность, индивидуализм, непонимание и нежелание услышать другого.

 

Тема 17. ТЕЛЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Кризис культуры современного общества: тупик или кризис роста? Э. Фромм об ориентации на обладание и бытие. Антитоталитарные утопии Д. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина и А. Шнитке. Основные ценности культуры индустриального и постиндустриального общества: рационализм, прогресс, атеизм, обладание, редукционизм, технократизм, равенство, свобода как цель, господство над природой, социальная стабильность, монизм. Необходимость пересмотра, переоценки ценностей и формирование новой ценностной картины мира в свете нового смысла культуры. Человек как смысл культуры: интровертный аспект –построение человека как храма, экстравертный –построение мира как человеческого храма, одухотворение мира (культура как смысл человека). Христианство: потерять, чтобы обрести. Интегративная и дифференцирующая тенденции в развитии культуры, расширение и углубление многомерности культуры. Надежда и мифологичность смысла и целей культуры.

Структура курса.

Разделы дисциплины Лекции Практич.  
  Методология осмысления культуры.   1  
  Мифологические основания культуры. 1    
  Функционально-аксиологические основания культуры. 1    
  Творческие основания культуры.      
  Антропологические основания культуры      
  Коммуникативные основания культуры      
  Игровые основания культуры      
  Духовные основания культуры      
  Психологические основания культуры.      
  Семиотические основания культуры      
  Эстетические основания культуры.      
  Этнологические основания культуры.      
  «Дневная» и «ночная» культуры      
  Природа и культура      
  Типологические основания культуры      
  Массовая и элитарная культуры      
  Телеология культуры      
  ВСЕГО:      

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 504 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2161 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.