Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гомеровский период XI – VIII вв.

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ ИКУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

 

РЕФЕРАТ

(по культурологии)

 

Выполнил: студент 7101 гр.

Емельянов Сергей

 

Руководитель: Михайлова Н.Д.

 

 

 

 

Новосибирск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………….....3

1.Гомеровский период XI – VIII вв…………………………….4

2. Архаика VIII – VI вв………………………………………….7

3. Греческие ордена……………………………………………..9

4. Классическая Греция в V в. до н.э………………………….115. Эпоха эллинизма…………………………………………….14Заключение……………………………………………………..15

Библиографический список……………………………….......16


Введение

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический иэллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры натерритории южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. - XII в. дон. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – этовремя разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений,что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античныхрабовладельческих государств. Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.)совпадает со временем окончательного сложения полиса и формированияосновных типов культовых и общественных зданий. Из второго периода,охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить времянаивысшего рассвета полисов (480-400 гг.),к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в этуэпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигаетсвоей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею –искусство и архитектура. Третий период — эпоха эллинизма (320-е годы IV в.— I в. н. э.) — времявозникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинскойкультуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрамиторговой и культурной жизни. Если говорить о самой архитектура, то в Древней Греции она развиваласьбыстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются жилыекаменные здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новоепоявилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественныхзданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложилиськлассические греческие архитектурные ордера. Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение,возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой ипокрытое двускатной кровлей, — вот что всплывает в памяти, как только мыпроизносим слова «архитектура Древней Греции». И действительно, построенныйпо правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой вгороде и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала егоархитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; онгосподствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-либо других важных местностях, например, в местах считавшихся у грековсвященными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческойархитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующуюисторию мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерныхпостроек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры истроительства Древней Греции. Итак, запомним сразу — ордер в ДревнейГреции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющейисключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной сдуховной жизнью общества. Как было сказано выше архитектура Древней Греции в основном охватываетVIII – I вв. до н. э. и получает своё наивысшее развитие в основном в такназываемый «классический период» и в архаике, в принципе об этом периоде ипойдёт речь в данном реферате, но сначала обратимся к более ранним временами посмотрим как же обстоит дело там.

 

 


Гомеровский период XI – VIII вв.

 

Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос,немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденныепри раскопках так называемых священных участков. Скудость археологическихданных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. Вотдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ- священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристикажилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора (“ауле”), разделенной намужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов;главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”-прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке ивходным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен(“антами”) и столбами между ними. Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма.Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровскойэпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глиныили сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута,скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершалиськриволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянныйкаркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте),что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храмаVIII в. до н. э. из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитиедвуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуютсамостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма,защищающий сырцовые стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса,ныне Тигани, здание в Гермоне). Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетическиевоззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел, aпредставления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера,сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда.Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сердцеОдиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствамиархитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбойпо дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом,искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всейусадьбы, наполненной творениями человеческих рук. 2. Архаика VIII – VI вв. В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма-“акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященнымбогу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы;их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селилисьотдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора”- место политических собраний граждан. В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываютсяразличные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее местопринадлежало храмам. Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий:“булевтерий” – дом для собрания совета общины; “Пританей”- дом со священнымочагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественныхтрапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с другихсторон, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданийотносились также “лесхи” (своего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы.Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимназий”- школ дляфизического и общего воспитания молодежи. Большинство общественныхсооружений свободно размещалось вокруг агоры. Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, болеевнушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных формзнаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии. Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехахзодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием ипоследовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особыйтип архитектурной композиции, характерными чертами которого являетсятрехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частейна несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордервозник как важный элемент архитектуры общественного здания. Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен,заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях,построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст. фолосв Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храмАполлона в Сиракузах). На первых порах дорические постройки имели многоместных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли ирезкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных.Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменныхсооружениях, но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян вОлимпии). Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-веЭгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, “базилика” ихрам Деметры в Пестуме. Важным элементом архаической архитектуры был декор: cкульптура,заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми краскамипо тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В дорических храмахфоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы, триглифыи регулы – в синий, нижние поверхности карниза, тении, под капителями – вкрасный. Основные, “работающие” части здания (архитрав, колонна) неокрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и в то же время придавалаархитектуре праздничный, мажорный характер. Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировалсяв богатых торговых городах островной и малоазийской Греции, испытавшихвоздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионическогоантаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля,уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находитсвой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверхархитрава. Ионический ордер встречается впервые в больших малоазийскихдиптерах середины VI в до н. э., возведенных из известняка и мрамора.Среди них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон иМетаген) в Эфесе. В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в созданииархитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с опорой иакрополем, было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся восновных чертах в VI в до н. э., важным элементом архитектурного образаявляется пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана навосприятие человека, который в составе торжественной процессии поднималсяпо зигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищницами и мотивнымистатуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданнокрупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего навысокой террасе. 3. Греческие ордена В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласнокоторому сочетаются друг с другом три основные части постройки: основание —стереобат, несущие опоры — колонны и несомую конструкцию — антаблемент. Дорический ордер (возник в начале VII в. до н.э.) имел три основные части(см. выше). Ему свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами,сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простойкапителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов иметоп. Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) резко отличается отдорического стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью сдвумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом;каннелюры здесь разделены плоской дорожкой. И дорический и ионический ордера использовались в Древней Греции вшироком диапазоне построек — от небольших галерей жилых зданий дограндиозных портиков храмов. Но помимо дорического и ионического ордеров в Древней Грециисуществовали и другие. Вот некоторые из них. Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложнойкапителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфскаяколонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне — Вассе в Пелопоннесе,сооруженном около 430 года дон.э. знаменитым зодчим Иктином). Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. — вНеандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкуюколонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепесткикоторой воспроизводят растительные мотивы. Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьмаобстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные,укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие ихдеревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильнуюдеревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордераможно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В болеелегком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелкихбревен. Вкапители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласнокоторому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. В ДревнейГреции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося поправилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всехсторонколоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла).Происхождение периптера можно проследить начиная от построек, близкихдревнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм «в антах», то естьхрам, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которымипомещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде,амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец,периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Грециинередко одновременно сооружались храмы разныхтипов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка-мегарон, а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм АполлонаТермиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времениеще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временемзаменялись каменными.Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие «из области шатких инеустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочныхзаконов «симметрии» или соразмерности составных частей здания». Так писалоб этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственногополностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мыможем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, сучетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на светэтого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчествеДревней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре сновавозрождался ордер, — то и на тысячелетия. 4. Классическая Греция в V в. до н.э. Развитие ордеров в Древней Греции было связанно главным образом сформированием основных типов зданий общественного назначения и прежде всегохрамов. В связи с представлениями о храме как о жилище божества егопервоначальная композиция формировалась под воздействием жилого древнейшегодома — мегарона с портиком перед ним и статуей внутри помещения. Простейшийтип храма — антовый. Он состоял из прямоугольного зала — целлы и входногопортика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен —антами. Развитием храма в антах служит простиль, у которого четырёхколонныйпортик выдвинут по отношению к антам, а так же амфипростиль — с двумяторцовыми портиками на противоположных сторонах. Наконец, в период архаикисформировался – периптер, имеющий колоннаду с четырёх сторон. Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическуюэпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композициии о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развитиястали храмы Афинского акрополя, который создаётся в V - IV вв. до н.э. игосподствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во временаперсидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до тогоразмахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведенысверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос(«Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрейхтейона строилосьпозже. Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику иКалликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса вОлимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность,изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешнейстороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился иархитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь,— Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, вархитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладаютионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрейхтейон,расположенный весьма живописно. Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе. На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всегоПарфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там жехранится казна. В здании Пропилей, служившем входом в Акрополь, в двух ихпристройках – крыльях находится библиотека и картинная галерея. Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек.Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой природой,и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармонические пропорции,светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе,утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения надокружающим миром. Акрополь воплощал представление о могуществе и величииАфинской державы и в то же время, впервые в истории Греции,выражал идею общеэллинского единства. Смысл планирования Акрополя можно понять, лишь представляя движениеторжественных процессий в дни общественных празднеств. Дорога вела вверх, кторжественным воротам — Пропилеям. Дорическую колоннаду Пропилей два неравных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылуприлегает храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»), начатый строительством в449 г. как памятник в честь победы Афин над персами. Это не большой поразмера, гармоничный и ясный по форме храм, словно отделившись от общегомассива холма, первым встречал процессию. Стройные ионические колонны накаждой из двух коротких сторон храма придают зданию черты изящества.От Пропилей главный храм Акрополя Парфенон, возведённый на самой высокойплощадке Акрополя, виден с угла. Большое здание Парфенона уравновешенностоящими по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмомЭрехтехоном, оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгостьПарфенона. Парфенон — совершеннейшее создание греческой классической архитектуры иодно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное,величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому как самАкрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самыйбольшой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри онрасполагает двумя большими залами — прямоугольным и квадратным, входы вкоторые располагались с противоположных сторон. Восточный прямоугольныйзал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъяруснымиколоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носилназвание «Парфенон». Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения,получил в Парфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих основныхформах — это дорический периптер с восемью колоннами на коротких исемнадцатью на длинных сторонах. Но он органически включает элементы иионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённыйантаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратовпентелийского мрамора. Раскраска подчёркивает конструктивные детали иобразовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп. Величавой ясности и строгой гармонии Парфенона словно противостоитизящество и свобода композиции Эрехтейона — асимметричного здания,сооружённого на Акрополе неизвестным мастером в 421 – 406 гг. до н. э.Посвящённый Афине и Посейдону, Эрехтейон отличается живописной трактовкойархитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных искульптурных форм. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храмсостоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трёх сторон онимеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) наюжной стене. Расчленённостью и живописностью форм Эрехтейон прокладывает путиискусству позднее классики, то более трагически взволнованному, толирически утончённому, но менее ценному и героическому, чем высокаяклассика. Помимо Афинского акрополя в архаический и классический периоды сложилосьмножество других ансамблей, включающих храмы, святилища и общественныездания (святилище Зевса в Олимпии, комплекс храмов в Посейдонии и др.). Ноуже с IV века храмы начинают терять ведущее значение и получают всё большееразвитие здания и комплексы светского назначения, формирующиеся какэлементы общей структуры городов. Особенно стоит выделить торговые изрелищно – спортивные комплексы, сочетавшиеся с природным ландшафтом.Стадионы устраивались в естественных впадинах, достигая иногда значительныхразмеров (Афины, Олимпия), театры использовали склоны гор для устройстваестественного полукруглого театрона с круглой площадкой — орхестрой, гдеобычно выступал хор. К орхестре примыкала прямоугольная сцена. 5. Эпоха эллинизма Для пластических искусств III – I вв. до н. э. ни в кое мере не быливременами упадка. Примером может быть знаменитая скульптурная группаЛаокоона, шедевр эллинистической пластики. Группа была создана в первойполовине I в. до н. э., т. е. тогда, когда греческая поэзия была ужеохвачена творческим бесплодием. В сакральной архитектуре эллинистической эпохи царил ионийский ордер.Немногочисленные дорические постройки отличались стройными колоннами илёгкими балками перекрытий — это, как и появление некоторых другихэлементов, указывает на разложение старого дорического стиля, который лишьна греческом Западе ещё сохранял древние традиции. Если в сакральнойархитектуре дорический орден был распространён мало, то в светскомстроительстве к нему прибегали часто, как это видно по колоннадам портиков. О торжестве ионийского ордера говорит монументальный храм Дидимайон вМилете: храм был окружён двойной колоннадой, состоящей из 210 ионийскихколонн. Ионийский стиль победил не только в жизни, но и в теорииархитектуры. Особенно горячо работал за него зодчий и теоретик этогоискусства Гермоген, работавший в середине II в. до н. э. и создавший новуюархитектурную формулу — псевдодиптер: постройка, обнесённая двойнойколоннадой, причём внутренний ряд колонн был до половины скрыт в стенездания. Эта форма — последнее творение ионийского стиля — воплощена была вбольшом храме Артемиды Левкофриены в Магнесии; позднее псевдодиптер былшироко заимствован римлянами и на практике и в теории.Помимо прямоугольных в плане построек в эпоху эллинизма всё чаще появлялисьпамятники круглые, продолжавшие традиции IV в. до н. э. Из сохранившихсяпамятников этого типа заслуживают внимания, прежде всего Арсиноэйон наострове Самофракия, хореический памятник Фрасилла, постройки в Олимпии иЭретрии. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда — вознесённый на100 м. с лишним в высоту морской маяк на острове Фарос близ Александрии.Александрийский маяк считался одним из семи чудес света, но до нашеговремени не сохранился. Заключение И так осталось только подвести итоги ко всему выше сказанному. Какследует из самой работы, развитие греческой архитектуры пришлось на времяправления Перикла или по-другому на «классический период». Здесь мы прослеживаем неоднократное изменение стилей возведения зданий,храмов. Переход от тяжёлого стиля к более лёгкому, изящному,непринуждённому. Так же мы можем здесь узнать о том, как в классическом периодепроисходит восстановление Акрополя, какие храмы он в себя включал,«пройтись» по нему торжественной процессией «увидев» расположение всехвеличественных храмов построенных в честь греческих Богов. Узнать о самомвеличественном и почётном храме того времени Парфеноне. В данной работе я попыталась в большей или меньшей степени раскрыть всеэтапы формирования и преобразования архитектуры в Древней Греции,рассматривая это подробно на некоторых сооружениях и храмах того времени. Библиографический список 1. Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима» - М.: «ВЫСШАЯ ШКОЛА», 1990 г.2. Н. Ф. Гуляницкий «Архитектура гражданских и промышленных зданий» в 5 томах: том 1 «История архитектуры» - М.: Стройиздат 1984 г.3. История зарубежного искусства – М.: Изобраз. искусство, 1984 г.4. А. Н. Бадак и др. «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Древняя Греция» – Минск: АСТ, 2000 г.5. Л. Любимов «Искусство Древнего мира» - М.: Просвещение, 1980 г.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Массовая культура и контркультура | Искусство в системе культуры.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2212 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.