Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Западноевропейская культура XIX века




Социально-политические коллизии революционной эпохи.

Формирование и развитие общественного сознания, основных

философских направлений, культурологических концепций.

Реорганизация системы образования и науки. Расширение

технического оснащения художественной культуры.

От ампира к романтизму. Эволюция импрессионизма.

 

Развитие капитализма в странах Западной Европы первой половины XIX века сопровождалось формированием мощного рабочего движения. Во Франции дважды восставали ткачи г. Лиона. В Англии была создана первая в мире рабочая партия. В этих условиях возник марксизм, оказавший огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под руководством К. Маркса и Ф, Энгельса был образован I Интернационал - Международное товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в ней свою власть. После поражения Парижской Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали возникать социал-демократические партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании XIX столетия марксизм занял ведущее место.

В общественном сознании формируются и иные взгляды. В философии складываются основные идеи позитивизма. Позитивизм (латин. - positivus - положительный, фактический) - одно из главных направлений, по которому развивается западная философия на протяжении XIX-XX веков, исходящее из того, что только используя данные научного опыта, человек способен познать факты и явления жизни. Основоположники позитивизма — французский философ Огюст Конт(1798-1857) и английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903) сформулировали ряд культурно-эстетических теорий, которые оказали серьезное влияние на становление в конце века в США «массовой культуры».

В западноевропейской культуре второй половины XIX в. достойное место занимает иррационалистическая линия в философии, представленная трудами Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900). В своих философских и культурологических сочинениях они:

- подменяли разумное основание мира неразумной, иррациональной, интуитивной волей;

- принижали значение разума и мышления, акцентируя имморальный произвол личности.

Шопенгауэру и Ницше принадлежит авторство т. н. «элитарной концепции» развития культуры. Производителем и потребителем элитарной культуры, с их точки зрения, является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мысли философов, обеспечивает общественный прогресс. Поэтому культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части:

- «людей гения», то есть способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности;

- «людей пользы», то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность.

В культурологической концепции Ф. Ницше, сформулированной им в известных трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной творческой восприимчивостью.

В XIX веке а Европе окончательно утверждается капиталистическая форма хозяйствования, в сознании людей прослеживается стремление быть полезным обществу, а культура приобретает демократические и светские черты. Доминирующая городская культура способствовала не только интенсивному развитию промышленного производства: машиностроения, энергетики, металлургии и пр., но также стимулировала процессы образования и науки. По всей Европе формируется система школьного и профессионального образования, возрастает количество студентов, обучающихся в университетах. Нормой европейской культуры становится стремление повышать свой образовательный уровень.

С начала XIX в. наука становится востребованной европейским сообществом в полном объеме. Наиболее фундаментальными научными достижениями века являются:

- открытие немецким микробиологом Робертом Кохом(1768-1839) возбудителя туберкулеза (палочка Коха);

- описание английским ботаником Робертом Броуном(1773-1858) ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение);

- создание английским физиком Майклом Фарадеем(1791-1867) учения об электромагнитном поле;

- обоснование английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным(1809-1882) основных факторов эволюции органического мира от обезьяны к человеку;

разработка французским микробиологом и иммунологом Луи Пастером (1822-1895) метода профилактической вакцинации против сибирской язвы и других инфекционных заболеваний;

- предсказание английского физика Джеймса Максвелла (1831-1879) существования электромагнитного поля.

Со второй половины XIX века меняется социальный статус науки. В Европе появляются государственные научные центры, включавшие в себя научно-исследовательские институты и лаборатории. В практику входит проведение научных конференций, симпозиумов и всемирных выставок, как новых форм международного культурного обмена.

В последней четверти XIX в. происходит расширение технического оснащения художественной культуры. Результатом массовизации производства и достижений научно-технической революции стало возникновение современного дизайна или художественного конструирования. Своим появлением данный вид художественно-творческой деятельности обязан, с одной стороны, бурному развитию техники и совершенствованию технологических производственных процессов, с другой - проникновению художественного творчества в новые области деятельности и расширению границ эстетической действительности. Именно эти процессы формировали и новое отношение человека к окружающей его среде, в которой любые технические конструкции и предметы должны были стать носителями гармонии и красоты.

Предпосылкой появление киноискусства явилось возникновение в конце XIX в. кинематографической техники. В марте 1895 года во Франции, с помощью киноаппарата, братья Люмьер осуществили первый киносеанс. С небывалой активностью в конце века осуществлялись эксперименты по соединению музыки и цвета. Цветовая энергетическая динамика в творчестве А. Скрябина, М. Чюрлениса становилась новым конструктивным методом музыкальной композиции.

В художественной культуре XIX века функционировал ряд общеевропейских стилей и направлений. Дадим им краткие характеристики.

Ампир (франц. empire - империя) - стиль в европейской архитектуре и декоративном искусстве, завершивший эпоху классицизма и наиболее ярко проявивший себя во времена империи Наполеона I (1804-1815). В основу мотивов декора и архитектурных форм стиля ампир легли образцы древнегреческой архаики, древнеегипетской архитектуры, искусства императорского Рима. Разработали ампир в наполеоновскую эпоху французские архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен. Правда, свои идеи они воплотили не в теоретические концепции, а реализовали через издание в Париже в 1801 и 1812 годах альбомов архитектурных и декоративных образцов.

Для архитектуры ампира характерны массивные объемы, геометрически правильные формы, великолепный лепной и резной декор, что нашло свое воплощение в дворцовых сооружениях, триумфальных арках, колоннах. Художественные приемы ампира способствовали развитию серийного производства тканей, фарфора, столового серебра.

Романтизм (фр. romantisme) - широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества, начавшееся на рубеже XVIII-XIX вв., просуществовавшее до 40-х годов XIX в., а затем не раз возрождавшееся в разнообразных неоромантических формах.

Романтизм, зародившись в Германии, распространился по всему миру, был национально многолик, сложен, внутренне противоречив и неоднороден. В начале XIX в. в Европе существовали:

- романтическое искусство (Д. Байрон, В. Гюго, В. Жуковский);

- романтическая философия и эстетика (братья А. и Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг, С. Кьеркегор);

- романтические политико-экономические концепции (речь идет о взглядах представителей европейского утопического социализма и русских народников).

Романтизм нашел свое выражение не только в сфере идеологии, но и в области общественной психологии, выступая как определенное мироощущение и мировосприятие эпохи. Он создавал новое представление о богатстве и неисчерпаемости духовного мира человека. Романтизм постулировал неприятие действительности, политическую индифферентность, мистицизм, меланхолию, внимание к внутренней жизни личности.

Романтизм - это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Сутью романтического мировосприятия является признание драматически неразрешимого противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым. В романтизме главное - не показ индивидуализма, а героика - патетическое прославление одиночества.

Для романтизма как художественного стиля характерно противопоставление классицистскому «подражанию природе» творческой активности художника, с его правом на преображение реального мира. Романтизм стимулирует отрицание нормативности в создании произведений искусства и выступает за обновление художественных форм. Художник создает именно свой особый мир, более прекрасный, чем реальный. Понимая искусство как высшую реальность, романтизм стимулирует ассоциативность художественного мышления и взаимопроникновение различных видов и жанров искусства. Произведения романтиков наполнены чувствами восторга и разочарования, воодушевления и отчаяния. Эти душевные колебания создавали ощущение непостижимости действительности, вечной загадки мира, признание невозможности его полного духовного познания. Гетерогенность романтического стиля породила неустойчивость всей художественной системы в целом.

Романтическая эпоха - это время небывалого расцвета музыки (Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Ф. Шуберт, Ф. Лист), живописи (Э. Делакруа, Т. Жерико, Д. Констебл, О. Кипренский) и литературы (В. Скотт, А. Дюма, Э. Гофман, Г. X. Андерсен, Ф. Купер). В романтическую эпоху люди почувствовали движение времени, общественные перемены, что сопровождалось небывалым интересом к народной культуре, ее истокам и к росту национального самосознания во многих европейских странах. Классическими странами романтизма являлись Германия, Франция, Англия.

Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) – творческий процесс и метод, характерный для художественной культуры европейских стран, согласно которому, задачу искусства составляет всеобъемлющая жизненная правда.

Понимание реализма как правды жизни имеет давнюю культурную традицию и проходит ряд исторических этапов. Первой попыткой теоретического осмысления понятия «реализм» можно считать античный мимесис («подражание природе» в трактовке Аристотеля), затем эта проблема стала ключевой в теоретическом наследии мыслителей Возрождения. Особое истолкование реалистическое «свободное подражание» получает в трудах Г. Лессинга и Д. Дидро. Однако целостное понимание и сам термин «реализм» возникает в 20-е годы XIX в. и его значение усиливается к середине столетия.

Реализм XIX в. принято называть критическим реализмом. Ему свойственно:

- глубинное постижение жизни;

- широкий охват действительности;

- художественное осмысление всех ее противоречий.

Художник-реалист показывает взаимоотношения и взаимовлияния человека и среды, проявляя подлинно энциклопедические познания. Не случайно многие сочинения приобретают характер социального исследования: («Красное и черное» Ф. Стендаля, «Ревизор» Н. Гоголя). В реалистическом искусстве характер человека трактуется как противоречивое и развивающееся единство. Проявление характера обусловлено средой обитания и обстоятельствами жизни. Характер может меняться от содержания этих условий, в зависимости от переживаемого момента. Для реализма XIX века характерен обостренный интерес именно к социальному началу в действительности (О. Бальзак, Ф. Достоевский, И. Крамской, А. Чехов, Л. Толстой и др.). Искусство этой эпохи активно на этом сосредоточено.

В XX в. искусство столкнулось с усложнившейся действительностью, с глобальными (политическими, экологическими, нравственными) проблемами, затрагивающими интересы каждого человека. Реализм XX в. наполняется гуманистическим содержанием, помогая человеку преодолеть абсурдность бытия и одиночество.

Натурализм (франц. naturalisme, от латин. Nature – природа) – художественный метод, сложившийся в западноевропейской и американской культуре последней трети XIX века под влиянием философии позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, И. Тэна и др.

В соответствии с методологией позитивизма, природа искусства объяснялась посредством представлений, заимствованных у естествознания. В своих произведениях художник-натуралист должен абсолютизировать первооснову бытия, стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию, изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явно преуменьшается. Первостепенное значение натуралисты придавали точному описанию фактов действительности, «кусков жизни», усматривая в подобном описании непременное условие правдивости искусства. Таким образом, натурализм ставил перед художником две задачи:

- достигнуть правдивого, а точнее жизнеподобного изображения современной жизни;

- дать в художественном произведении ее правдивую интерпретацию, основанную на методе и достижениях естественных наук.

Натурализм возник и программно оформился прежде всего во Франции. Своеобразным манифестом натурализма стала работа И. Тэна «Введение в историю английской литературы» (1864), в которой автор выдвинул триаду - «раса», «среда», «момент» как единственно возможные и реальные причины эволюции индивида в области культуры. Причем, своеобразие «расы» сводилось к воздействию на человека как на биологическую особь - среды, климата, питания, характера местности и т. д. Приверженцы натурализма в искусстве рассматривали человека как пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды. Следует заметить, что в этот период натурализм начинает тяготеть к документальности, достаточно широко вводит документ в искусство. В 70-80-е годы XIX века натурализм поднимал очень важные темы:

- детально показывал жизнь обездоленных и угнетенных;

- исследовал механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации;

- активизировал внимание на роль бессознательных моментов в человеческой психике.

На рубеже XIX-XX веков художественные приемы натурализма будут востребованы в отдельных направлениях модернизма. Среди писателей наиболее известными приверженцами натурализма являются французы - братья Э. и Ж. Гонкуры, Э. Золя, Г. де Мопассан; немцы – А. Хольц и Г. Гауптман; англичанин –





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 610 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.