Министерство образования РФ.
Образовательная область «Технология»
Творческий проект
Вышивка крестом
«Никольская башня»
Выполнила:
Туманова Анна
Ученица 9 «А»
МБОУ СОШ №9
Руководитель проекта:
Малкина О.Ю.
Год.
Содержание.
1 Цель, задачи………………………………………………………………….
2 Обоснование потребности……………………………………………
3 История возникновения ……………………………………………...
4 Выбор варианта…………………………………………………………….
5 Материалы и инструменты…………………………………………..
6 Технологическая карта………………………………………………….
7 Технология выполнения вышивки крестом…………………………
8 Виды вышивки счетным крестом……………………………….
9 Техника безопасности при работе……………………………...
10 Экономическая оценка………………………………………………..
11 Экологическая оценка……………………………………………..
12 Самооценка…………………………………………………………………..
13 Реклама……………………………………………………………………….
14 Список использованной литературы………………………….
Цель:
Создание своими руками оригинального украшения комнаты.
Задачи:
1. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
2. Воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие в изготовлении изделия.
3. Изучить историю возникновения вышивки крестом
Обоснование потребности.
Я выбрала эту тему для своего творческого проекта, потому что считаю, что вышивка крестом наиболее популярна и распространена в наше время. Ее очень удобно выполнять на канве, отсчитывая определённое число нитей.
Вышитые крестом картины смотрятся очень красиво, оригинально, они очень красиво вписываются в домашний интерьер. Вышивание крестом позволяет выразить свою индивидуальность.
История возникновения.
Вышивание – старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселение, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людями далёкого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода. Но узнать, кто и когда впервые догадался передать узорами мотивом красоту окружающего мира, свои переживания и ощущения, мы никогда не сможем. Наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства из-за недолговечности ткани и ниток.
Вышиванием занимались всегда исключительно женщины. Для матери и хозяйки – это был наиболее доступный вид прикладного творчества, в котором сочетались эстетические потребности, жажда творческой деятельности с пользой для семьи и дома.
Материалом для вышивки в разно время служили жилы животных, натуральные нити льна, конопли, хлопка, шёлка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блёстки, ракушки, золотые и медные бляжки, монеты.
Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.
Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.
Возникнув в голубой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.
Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI – V векам до нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шёлковых тканях шёлком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративными панно с изображением деревьев и птиц. Тончайший вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальных искусство Японии.
Одна из первых вышивальных школ была в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимира Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоёв городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.
До конца XVIII века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесла вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивания привело к образованию во многих районов страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционными решением. В XIX – начале XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.
Умение вышивать переходило от старших к младшим. Существует целые династии, передающие мастерство из поколения в поколение. В вышитых работах находят отражение национальные особенности. Искусство вышивания у разных народностей создало определённое, присущие только им, традиции узорной вышивки: знаменитые украинские ручники, белорусские полотенца отличаются от украшенных вышивкой узбекских и таджикских ковров(сюзане). Разнообразны по орнаментам и технике исполнения эстонские и латышские вышивки. В наши дни этот вид декоративно-прикладного искусства продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоевывает всё большую популярность. Современная вышивка отличается строгостью композиционного решения, простой цветовой гаммой, соответствует требованиям стиля убранства помещений, покроя одежды. Вышитые изделия оживляют помещение, являются тем декоративным элементом, который борется со стандартностью. Вышивка на одежде придаёт своеобразие самому обычному фасону, выполненному из широко бытующих тканей массового производства и пошива. Девочка, умеющая вышивать, может выглядеть оригинального среди сверстниц, проявив фантазию и отразив в оформлении одежды свой стиль и вкус. Главное, чтобы вышивка гармонично сливалась с тканью, моделью и соответствовала возрасту.
Выбор варианта.
1. Вышивка «Павлин» очень яркая работа, но мне она не подходит. Хотя я вышиваю достаточно давно и уже накопила некоторый опыт, но, боюсь, что могу запутаться в таком количестве цветов. Поэтому рассмотрю следующие варианы.
2. Вышивка «Тигры» очень красивая, но все же я не решилась делать эту работу, она достаточно крупных размеров, хотя и вышивается на мелкой канве. На ее выполнение потребуется очень много времени. Поэтому я отклоняю этот вариант.
3.Вышивка «Никольская башня» мне очень понравилась. Она очень хорошо вписывается в мой интерьер. Меня устраивает и цветовая гамма и размер работы. Я останавливаю свой выбор на этом варианте.
Материалы и инструменты.
Удача при выполнении любой вышивки во многом зависит от правильного выбора ткани и ниток: толстыми нитками вышивают по грубому полотну; тонкие применяют для более тонкой работы.
Для вышивания крестом используют и плательные ткани, поверхность которых легко делится на квадраты благодаря льняному переплетению нитей или подходящей окраске.
Нитки для вышивания выбирают в соответствии с толщиной ткани, характером рисунка и техникой выполнения вышивки. Они могут быть хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, синтетические, но отвечать единому требованию – быть крепкими и не линять при стирке. Наиболее распространённые и пригодные для любого вида техники вышивки нитки – мулине. Их изготавливают из лучших сортов хлопка. Бывают они разных цветов и оттенков и выпускают их в одно или шесть сложений. Блеск мулине приобретает в результате специальной обработки – мерсеризации. Для вышивания на холсте, сукне и других грубых тканях используют толстые бумажные или шерстяные нитки и ирис. Длина нитки вышивания не должна превышать 50 см.
Для вышивания необходимы ткань, нитки и несложный набор инструментов и приспособлений: иглы, ножницы, наперсток, линейка или сантиметровая лента, пяльцы, проколка, резец.
Чтобы качество вышивки было хорошим, используют пяльцы. Основное назначение их – держать ткань в натянутом виде и предохранять вышитый узор от стягивания (деформации). Пяльцы бывают круглые, овальные и прямоугольные. Пяльцы состоят из двух обручей (диаметром от 20 до 25 см), которые входят друг в друга. Для лучшего закрепления ткани в пяльцах меньший обруч плотно обвертывают тонкой тканью. Подготовленную для вышивания ткань накладывают на меньший обруч, сверху надевают большой и материал туго натягивают со всех сторон. Если необходимо выполнить вышивку на небольшом лоскуте ткани, то к нему пришивают другую ткань, затем равномерно натягивают, чтобы нитки не перекосились. Если же рисунок большой и не вмещается в границах пялец, его вышивают по частям.
Для вышивания надо иметь набор игл: толстые – для вышивания на плотных тканях ирисом, шерстяными нитками; средней толщины и тонкие – для вышивания мулине и катушечными нитками. Иголки лучше брать короткие с длинным ушком, чтобы нитка свободно протягивалась. Начинающие должны использовать иглы больших размеров. В дальнейшем иглы больших размеров. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с тканями и нитками (на тонких тканях вышивают тонкими нитками и иглами).
В работе (вышивании) используют обыкновенные бытовые ножницы и маленькие, с загнутыми острыми концами, отточенными лезвиями.
Напёрсток при вышивании облегчает и ускоряет проталкивание иглы сквозь ткань, предохраняет палец от накалывания ушком иглы, особенно при вышивании по грубым тканям. Надевают его на средний палец правой руки и подбирают так, чтобы он сидел плотно, не качался (не был просторным), но и не сжимал палец. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Предпочтение рекомендуется отдавать металлическому.
Сантиметровую ленту или линейку применяют для определения места вышивания и для разметки сетки.
С помощью проколки – костяной или пластмассовой палочки с заостренным концом – можно выполнять ажурную вышивку. Удобно пользоваться проколкой и для прокалывания дырочек в ткани.
Если нельзя пользоваться копировальной бумагой для перевода рисунка, используют резец.
Принадлежности для вышивания лучше хранить в отдельной коробке или корзинке, чтобы все было под рукой. Бережливость даёт возможность дольше ими пользоваться.
Технологическая карта
№ п/п | Последовательность выполнения работы | Рисунок | Материалы, инструменты и приспособления |
Выбор варианта | Интернет – ресурсы, журналы по вышиванию | ||
Подготовка рабочего места | |||
Обработка края канвы | Клей пва, канва, кисточка | ||
Найти центр канвы | Канва, простой карандаш | ||
Запяливание | Канва, пяльца | ||
Вышивание картины стежком «крест» | Канва, схема, иголка, нитки шерстяные, пяльцы, ножницы | ||
ВТО готового изделия | Вышитая картина, детское мыло, крахмал, махровое полотенце, утюг, гладильная доска | ||
Оформление работы | Вышитая картина, рамка |
Технология выполнения вышивки крестом.
Ткани и нитки для вышивки выбирают в зависимости от назначения будущего изделия, характера узора и способа его выполнения.
Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо видны нити основы. Один стежок крестом должен полностью заполнять один маленький квадратик ткани. Поэтому крестом вышивают на полотнах, сотканных на основе квадрата, то есть на полотнах, где нити основы и утка расположены под прямым углом друг к другу и где эти нити одинаковой толщины. Лучше всего в качестве ткани для счетной вышивки использовать полотна наподобие льняных.
Для выполнения вышивки применяются льняные и хлопчатобумажные мерсеризованные нитки и мулине разных цветов. Мулине имеет прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Пригодны также шерстяные, штапельные, шелковые, синтетические нитки (кашмилон, лавсан, капрон), ирис, хлопчатобумажный и шерстяной гарус. Моток мулине раскрывают и разрезают в том месте, где находится узелок. Моток состоит из 14 пасм, в каждой из которых 6 тонких ниточек.
Аккуратное и надежное закрепление нити – это основа вышивки. Это красота изнанки и долговечность вышивки. Плохо закрепленные кончики нитей вылезут при первой же стирке. Есть простые (даже где-то банальные) требования к этому важному аспекту вышивания:
Þ никаких узлов;
Þ стараться не прятать кончики темных нитей под стежки, выполненные светлыми нитями. Иногда, правда, это требование выполнить невозможно, например, единичный темный стежок глаза на светлом лице, и тогда нужно внимательно смотреть, чтобы спрятанный кончик не просвечивал на лицевую сторону;
Þ при окончании вышивки нитью, закреплять ее не менее, чем под 4-5 стежками на изнаночной стороне;
Þ уже закрепленный кончик нити обрезать вплотную к ткани, иначе к концу работы ваша изнанка будет похожа на махровое полотенце.
Если вы вышиваете четным количеством нитей, то стараться закреплять нить в начале вышивки, используя метод «петля».
Стремление к красивым и ровным крестикам, как и к красивой изнанке, может только вызывать уважение. Конечно, само понимание ровных крестиков приходит не сразу, но, вкладывая душу в вышивку, не стоит забывать и о технике. Добиться идеальных крестиков будет легче, если придерживаться некоторых правил:
Þ не использовать слишком длинную нить;
Þ внимательно следить за тем, чтобы верхние стежки были всегда направлены в одну сторону («/» – нижний стежок,» \» – верхний стежок);
Þ при вышивке нить скручивается, и это значительно ухудшает внешний вид крестиков. Дайте игле свободно повисеть несколько секунд, и нить раскрутится сама;
Þ при вышивке любым количеством нитей, кроме одной, нужно следить за тем, чтобы ниточки ложились ровно, не перекручиваясь между собой.