Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-философской доктрины О. Конта




«Все труды в области наук и искусств как в одном поколении, так и из поколения в поколение неразрывно связаны между собой так, что открытия одного поколения подготавливают открытия другого»1. Так считал основоположник позитивизма Огюст Конт. Поэтому, формулируя цель философского исследования и задачи, которые должны при этом быть решены, Конт анализировал идеи своих философских предшественников. Он указывал на «великое движение, возникшее в человеческом уме два века тому назад, под совокупным воздействием учений Бэкона, умозрений Декарта и

1 Конт О. Система позитивной политики // Родоначальники позитивизма. СПб., 1910. Вып. 2. С. 116.



История социологии


открытий Галилея как на момент, когда в мире начал проявляться дух позитивной философии»1.

Конт особенно высоко ценил Декарта, так как последний особо превозносил разум, предпочитая его воображению. Но Конт и критиковал Декарта, когда анализировал его попытку приме­нить математические законы при исследовании общественных явлений. Основатель позитивизма постоянно подчеркивал, что явления социальной жизни относятся к разряду самых сложных и поэтому их анализ с помощью одной математики является не­достаточным. Кроме Декарта, Бэкона и Галилея, Конт еще ряд мыслителей называл своими «духовными отцами»: Дидро, Юма, Монтескье, Галля, Лейбница, Кондорсе и др.

Существенная роль в духовном становлении Конта принадле­жала французским просветителям XVIII в., философские теории ко­торых были полны веры в торжество разума. Общей для философов эпохи Просвещения являлась идея борьбы с религиозной традицией и неприятие любой системы, построенной на отвлеченных принци­пах. Конт продолжил эти традиции, критикуя не только религиоз­ные умозрения, но и самый дух отвлеченных рассуждений в науке. Он часто подчеркивал, что успешное движение человеческой мысли вперед возможно лишь при условии постоянной борьбы с метафи­зикой, теологией и умозрительностью, свойственных современной ему науке и в особенности проявляющихся в науке об обществе.

Наибольшее влияние на творчество Конта оказали произве­дения тех французских философов XVIII в., в которых при анализе исторических явлений на первый план выдвигалась идея эволю­ции. Это были работы Кондорсе и Тюрго.

Конт приветствовал эволюционный взгляд Кондорсе на исто­рию, но в то же время критиковал своего соотечественника за то, что он не смог использовать его в конкретном анализе развития человеческого общества.

Причину неудачной попытки Кондорсе создать теорию обще­ственного прогресса Конт видел в применении им математичес­кого метода для исследования явлений социальной жизни, вмес­то того чтобы с этой целью прибегнуть к историческому методу2.

1 Спенсер Г. О причинах моего разногласия с Контом. СПб., 1906. С. 5.

2 Исторический метод, в понимании Конта, означал наблюдение исто­
рии развития человеческого разума с целью выработки таких идей, которые
явились бы основополагающими при построении политического учения.
Математический же метод Кондорсе предполагал рассмотрение социальных
явлений с точки зрения математической достоверности.


социология франции



Вместе с тем Конт считал философскую теорию Кондорсе едва ли не единственной попыткой создания науки об обществе, которая заслуживает серьезного внимания. «Несмотря на ее преждевремен­ность, — подчеркивал основатель позитивизма, — и неминуемый провал, философскую теорию Кондорсе можно рассматривать как направляющую на пути, который может окончательно привести к позитивной организации позитивной науки»1.

В произведениях другого интеллектуального предшественни­ка Конта, Тюрго, идея эволюции была представлена более после­довательно. Эволюционный взгляд Тюрго на историю во многом совпадал с учением Конта о прогрессе. Тюрго, как впоследствии и Конт, указывал на то, что жизнедеятельность определенного по­коления не есть результат случайных взаимодействий между отде­льными членами общества, она в значительной степени определена деятельностью предыдущих поколений. В основе учения Тюрго о прогрессе лежали принципы последовательности, постепенности, непрерывности и преемственности, т. е. те самые, которые нашли место в теории общественного прогресса Конта.

Тюрго рассматривал развитие человечества по аналогии с раз­витием человеческого разума, причем эволюция последнего оказы­валась определяющей. Тюрго представлял последовательный ход развития человеческого разума как последовательную смену тео­логического, метафизического и позитивного мышления2. Идею Тюрго о трех стадиях развития человеческого разума Конт положил в основу своей социальной доктрины и придал ей значение «вели­кого философского и социологического закона».

Кондорсе и Тюрго сыграли значительную роль в интеллекту­альном становлении Конта. Но если Кондорсе и Тюрго явились предшественниками Конта на поприще философии истории, то Сен-Симон стал идейным вдохновителем основателя позитивизма и в других областях человеческого знания.

Сен-Симон видел предмет своей философской деятельности в том, чтобы анализировать исторический процесс и разъяснять его смысл. При оценке любой области человеческой деятельности определяющей для него являлась история человеческого разума. Конт положил данную теоретическую установку в основание своего социологического учения.

1 ComteA. Cours de philosophie positive. Т. Г/. Р. 192.

2 У Тюрго нет определения первой и последней стадии, но характеристика
их по существу полностью совпадает с той, которую мы находим в социологичес­
кой теории Конта.



История социологии


Как Тюрго и Кондорсе, Сен-Симон строил науку об обществе на основе идеи прогресса. Данная идея и структура социологичес­кой теории Сен-Симона, состоящей из социальной динамики и социальной статики, была заимствована Контом и использована им при создании теории общественного развития.

Но не во всем основоположник позитивизма был солидарен со своим идейным наставником. По некоторым вопросам соци­ального анализа взгляды их не совпадали. Сен-Симон, например, рассматривая социальные отношения как физиологические, не вы­делял учение об обществе в особую отрасль человеческого знания. Конт в данном случае сделал шаг вперед: он четко разделил науки об органической природе на физиологию и социологию.

Отдавая должное заслугам Кондорсе, Тюрго и Сен-Симона в деле развития общественной мысли, Конт тем не менее пришел к выводу о неудовлетворительном состоянии социальной науки XVIII в. В этой связи характерна следующая мысль Конта, которая пронизывает все его рассуждения и оценки прошлого и современ­ного ему состояния общественной мысли: «...великий первона­чальный кризис новейшей положительной философии оставил вне научного движения в собственном смысле слова только моральные и социальные теории, пребывающие поэтому в неразумной изо­лированности под бесплодным господством теолого-метафизи-ческогодуха»1.

Конт не отрицал, что философские концепции французских просветителей являли собой систематическое изложение опреде­ленного ряда явлений и строились на базе определенной осново­полагающей идеи. Но в своем стремлении создать цельную систе­му взглядов французские просветители XVIII в. не были, да и не могли быть, считал Конт, до конца последовательными. Причину их научной непоследовательности Конт видел в игнорировании метода наблюдения и абсолютизации метода воображения, что, по его мнению, приводило к теоретическим противоречиям, а в итоге — к метафизическим поискам конечных причин.

Таким образом, в результате анализа идейного наследия сво­их теоретических предшественников Конт четко противопоставил опыт и умозрение, научный и спекулятивный подходы. Это помог­ло ему сформулировать задачу, стоящую перед наукой его времени: окончательно лишить метафизического содержания конкретные науки. По мнению Конта, решение этой задачи являлось необхо­димым условием для приведения всех областей человеческого зна-

1 Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. С. 39.

 


социология франции 53

ния в тесную взаимосвязь и позволяло проследить взаимодействие, существующее между ними1.

Основатель позитивизма не только формулировал задачи, сто­явшие перед научным сообществом того времени, но и указывал также пути их решения. Он был убежден, что необходимо рассмат­ривать мир как единое целое, базирующееся на основе единого принципа или закона2. Кроме того, Конт полагал, что следует иметь на вооружении метод наблюдения. Наконец, он призывал посто­янно апеллировать к данным естествознания.

Конт хорошо понимал важность каждой из перечисленных задач и сложность их решения. Но это его не смущало. Конт всегда оставался познавательным оптимистом. Его сознание, его разум стремились к заветной цели: создать позитивную науку об обще­стве. Он был глубоко убежден в том, что социальная наука способ­на стать такой же сферой применения точных методов исследова­ния, какой были науки о природе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 597 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2230 - | 2116 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.