Для того чтобы понять ту или иную культуру, необходимо выявить ее мировоззренческие, идеологические основания. События далекой древности трудно постичь, осмыслить, соотнести, если хотя бы приблизительно не представить себе, как мыслил и чувствовал человек того времени, что он думал о мире и о себе самом. Дошедшие до нас памятники свидетельствуют о том, что мировосприятие человека в древнем обществе определяли миф и религия. Миф играл исключительно важную роль в восприятии и объяснении окружающей действительности, а также в сохранении и трансляции культуры.
Коллективный опыт предков, выраженный в форме мифов, формировал мировоззрение и социальную психологию людей. Мифологическая картина мира характеризовалась определенными чертами:
• синкретизмом, нераздельностью человека и природы. Человек еще не отделял себя от окружающей природы и собственной телесности, поэтому для ранних мифологических сюжетов характерен синкретичный образ – человеко-животно-растительный;
• авторитарностью – миф передавался слово в слово из поколения в поколение и диктовал, как должны вести себя люди в разных жизненных ситуациях, четко определял, что хорошо, а что плохо. Поскольку человек был прочно связан со своей социальной группой и всецело подчинен ей, то близкие и понятные ему общинно-родственные отношения он переносил на весь окружающий мир, который ему представлялся в виде универсальной родовой общины. Так возникли мифологические образы богов – покровителей природных стихий, земледелия, ремесел и т.п. Мифологические сказания и образы служили средством передачи социального опыта, традиций, навыков, обслуживания ритуалов;
• тесной связью мифа, культа и ритуала, поскольку за всяким явлением мира древнему человеку виделось разумное движущее им существо (божество), которое можно умилостивить в свою пользу.
На последней особенности следует остановиться более подробно, так как на Древнем Востоке она имела свою специфику.
Отправление культов, соблюдение ритуалов воспринималось в древнем обществе как естественная необходимость, поскольку стабильность мира определялась правилом: делать так, как делали боги или предки при создании мира. Поэтому попытки воздействовать на олицетворенные силы и закономерности природы эмоциональными, ритмическими словами, жертвоприношениями, обрядовыми телодвижениями воспринимались столь же необходимыми, как и любой другой полезный труд. Именно здесь следует искать объяснение, почему профессиональные исполнители религиозных обрядов играли в эту эпоху развития человечества такую огромную роль, почему жрецы занимали верхние ступени в восточной общественной иерархии, почему им доставалась значительная часть впервые созданного прибавочного продукта. Именно жрецы наблюдали за небесными светилами, предсказывали разливы рек и определяли время начала сельскохозяйственных работ.
Таким образом, мифологическое мировосприятие человека в древнем обществе тесно связано с его хозяйственным укладом жизни, социальными, а в дальнейшем и политическими отношениями, в особенности со становлением государственности. Рассмотрим это более конкретно на примере Древней Месопотамии и Древнего Египта.
В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала общинным культам. Каждая община особо почитала местных богов, покровителей своей общины. Наряду с этим всюду почитались и общие космические божества. Поэтому можно говорить об определенной преемственности в развитии мифологии религии шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев, населявших в те времена Месопотамию.
Наиболее распространенными тогда были так называемые этиологические (т.е. объясняющие) мифы, в которых рассказывалось о создании мира, как это виделось древним шумерам, а также о религиозных верованиях последних. В шумерском пантеоне первое место занимала триада богов: бог неба Ан (аккадцы называли его Ану), божество Мирового океана Энки (у аккадцев – Эйл, Эа), бог земли Энлиль (у аккадцев – Эллиль, Белом). Энлиль почитался богом шумерского племенного союза с центром в Ниппуре, а также считался изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользовались боги солнца, луны, а в особенности богиня любви и плодородия Инанна (у вавилонян и ассирийцев – Иштар).
В шумерской мифологии нет особой поэтизации божеств, даже, наоборот, подчеркивается низменность и грубость натуры богов, непривлекательность их облика. В эпоху ранней древности человеку, подавленному неограниченной властью стихий и ощущавшему собственную беспомощность, более близки были образы богов грозных, непредсказуемых, способных погубить созданный ими мир, устроив потоп. Таким же хаотичным и безнадежным представлялся шумерам подземный мир: там нет суда над мертвыми, нет иллюзий посмертной справедливости. Однако в дальнейшем, по мере усиления социального расслоения, выделения крупных правителей и образования территориальных государств, появилась необходимость в обожествлении правителей. Менялась идеология, изменялись мифологические сюжеты, рождались новые герои. Наряду с героями-богами появляется герой-человек, например родственник богов или могучий царь с чертами бога. Такой герой Гильгамеш – царь города Урука, озабоченный поисками бессмертия для себя и других людей.
Следует заметить, что идея обожествления царя в Месопотамии не получила такого развития и размаха, как в Древнем Египте, где очень рано сформировалось единое государство. Здесь тоже существовали многочисленные местные божества и культы, а также общеегипетские боги, почитаемые по всей стране. Среди них Ра – бог Солнца, Амон – покровитель власти фараонов, Осирис – бог умирающей и воскресающей природы. Тот – бог мудрости, письменности и колдовства, Анубис – покровитель умерших и др.
Некоторые боги почитались египтянами в виде животных и птиц. Так, защитник фараонов бог Гор (иногда его называют Хор) представлялся в виде сокола. С древнейших времен Гор считался могучим небесным божеством, приносящим победу, и изображался на племенных штандартах. После образования единого государства Гор выступает неизменным покровителем фараонов, которые стали теперь называть себя потомками Гора.
Такими были религиозные представления, на которые опиралась идея государственной власти в Египте. Однако она имела еще один аспект, тесно связанный с древнейшей верой египтян в загробную жизнь. После смерти фараон уподоблялся Осирису и получал вечную жизнь. Вера в божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после смерти, получила свое достойное отражение в архитектуре и искусстве. Грандиозные усыпальницы фараонов – пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры и явились ее своеобразным символом, сосредоточием достижений египтян в области архитектуры и строительства, математики и астрономии, мифологии и религии.
Таким образом, религиозные верования древних египтян и жителей Месопотамии определяет общая тенденция: переход от политеизма, т.е. веры в множество богов, через поиск новых богов-спасителей к монотеизму, идее единого и всемогущего бога, что вполне отвечало новым общественным потребностям в условиях создания мировых империй в период упадка и разложения древнего общества.
Поэтому на рубеже нашей эры в ряде религиозных течений Востока появилось стремление создать новые религиозные и нравственные ценности. Среди этих течений следует особо выделить зороастризм (Персия) и иудаизм (Палестина), которые были уже монотеистическими и догматическими (т.е. исключающими веру в какого-либо другого бога) религиями. В процессе становления этих течений формировались основные идеи и этические нормы, которые затем впитала нарождающаяся мировая религия – христианство.
Древний Восток был не только лоном зарождения мировых религий, но и средоточием научных знаний, воплощавших мудрость тысячелетий. Одним из выдающихся достижений древних шумеров было изобретение письменности – клинописи, названной так из-за сходства формы ее знаков с клиньями. Клинопись не была алфавитом, т.е. звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали целое слово или слоги. Египетская письменность была буквенно-слоговой и насчитывала около 700 иероглифов. На этой базе возникло алфавитное письмо, создателями которого были древние финикийцы. От него берут свое начало древнегреческий алфавит и латинская азбука.
В древности наука была тесно связана с практическими нуждами, в частности с культом, поэтому на Востоке не было резкой границы между медициной и религией. Шумеры считали врачевание даром богов. Как свидетельствуют записи различных рецептов на глиняных табличках, им были известны многие способы лечения болезней. Вавилоняне и египтяне владели магическими знаниями в области гипноза, психотехники, применения лечебных трав, бальзамирования и мумификации.
Художественная культура
Древневосточные цивилизации оставили не только ценные научные знания, но и уникальную художественную культуру: памятники архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладное искусство. Особое место в этом ряду, несомненно, занимают египетские пирамиды. Как гласит восточная пословица, «все на свете боится времени, только время боится пирамид». Древние пирамиды воплощали собой идею вечности и божественной гармонии Вселенной. Вот уже сорок пять веков стоят грандиозные сооружения, однако время не в силах нарушить идеально устойчивую монолитную форму этих «домов вечности». Отдельные каменные блоки массой около 2,5 тонн каждый настолько плотно пригнаны друг к другу, что и сегодня нельзя между ними просунуть даже лезвие ножа. Всего в Египте сохранилось около 80 пирамид. В пригороде Каира Гизе находятся три крупнейшие пирамиды (фараонов Хеопса, Хафры и Менкаура), отнесенные греками к семи чудесам света.
Искусство Древнего Египта было прочно связано с культом и выражало основные идеи религии: беспредельное могущество богов, включая бога-фараона, тему смерти, подготовки к ней и дальнейшее загробное существование.
Скульпторы воплощали свои идеи в канонических формах. Их статуи всегда строго пропорциональны, фронтальны и статичны. Среди древнеегипетских скульптур особенно известен большой сфинкс – существо с телом льва и головой человека, имеющего портретное сходство с фараоном Хафрой. Сфинкс высотой 20 м и длиной 57 м, высеченный из целой скалы, охранял покой мира мертвых.
Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в Древнем Египте высокого уровня развития достигла архитектура, ярко проявлявшаяся в монументальных храмовых постройках. Наиболее известными памятниками архитектуры этого периода являются величественные храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. От Луксора к Карнаку вела знаменитая аллея сфинксов длиной почти 2 км.
Наряду с архитектурой высокого развития достигло изобразительное искусство. В XV в. до н.э. в период правления фараона-реформатора Аменхотепа IV (Эхнатона) появляются изящные рельефы, изображения бытовых сцен, скульптурные портреты, поражающие своей психологической достоверностью. Таковы портреты фараона Эхнатона и его супруги Нефертити в высоком головном уборе. Они отличаются от традиционного египетского канона, так как пронизаны светскими мотивами и жизнелюбием.
В отличие от египетской скульптура древних государств Двуречья менее известна. В основном сохранились небольшие статуэтки, выполненные из различных пород камня. Скульптурные изображения не имеют портретного сходства с оригиналом: для шумерской скульптуры характерны преувеличенно укороченные, а для аккадской – вытянутые пропорции фигур. У шумерских статуэток подчеркнуто большие уши, которые считались вместилищем мудрости. Часто встречаются статуэтки с подчеркнуто женскими, а также материнскими формами, воплощающие понятие земного плодородия.
В шумерском искусстве ведущее место занимала расписная керамика с геометрическим рисунком и глиптика. Глиптика – это пластическое искусство создания печатей-амулетов, выполненных в виде выпуклого или глубокого рельефа, предназначенного для отпечатывания на глине.
Особого расцвета пластическое искусство достигает в новоассирийскую эпоху (VIII-VII вв. до н.э.). В этот период появляются знаменитые ассирийские рельефы, которыми отделаны царские покои. Рельефы запечатлели с большой тонкостью и детальной отделкой сюжеты военных походов, захват городов, сцены охоты.
К наивысшим достижениям культуры Древней Месопотамии этого периода следует отнести успехи в сооружении дворцовых и храмовых комплексов. Еще в шумерский период сформировался определенный тип храмового зодчества, связанный с применением искусственных платформ, на которых устанавливался центральный храм. Такие храмовые башни – зиккураты были в каждом шумерском городе. Шумерские зиккураты состояли из трех ступеней-платформ в соответствии с триадой божеств (Ану– Энке–Энлиль) и строились из сырцового кирпича. Этот архитектурный прием у шумеров переняли аккадцы и вавилоняне. Знаменитая вавилонская башня – это семиступенчатый зиккурат, на вершине которого располагалось святилище верховного бога Мардука. А знаменитые висячие сады, еще в древности названные чудом света, представляли собой искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опиравшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с разными экзотическими деревьями. Висячие сады были достопримечательностью дворца вавилонского царя Навуходоносора II (605–562 до н.э.). Жаль, что они не сохранились до наших дней.
Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек и архивов. Еще в древнейших городах Шумера – Уре и Ниппуре в течение многих веков писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки. Одна из самых больших библиотек того периода – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669–ок. 633 до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Это была действительно библиотека: книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек в каждой серии текстов.
Итак, культурное наследие древних цивилизаций Востока чрезвычайно многообразно и обширно. Мы рассмотрели только небольшую его часть. Но даже такое краткое и фрагментарное знакомство с культурой Древнего Египта и Месопотамии поражает уникальностью, художественным совершенством, глубиной содержания. Здесь, на Востоке, были накоплены важнейшие практические знания в области математики, астрономии, медицины, строительной техники, архитектуры, искусства задолго до того, как они стали известны европейцам.
Достижения древних египтян, ассирийцев, вавилонян были восприняты, переработаны и усвоены другими народами, в том числе греками и римлянами, создавшими античную цивилизацию. Чтобы приобщиться к знаниям, накопленным на Востоке, и сделать их достоянием своей культуры, в Египте побывали древнегреческие философы, государственные деятели, ученые – Фалес, Пифагор, Солон и др.
Таким образом, трансформируясь и переплавляясь, наследие древних «доосевых цивилизаций» Востока смогло сохраниться до наших дней, являясь неотъемлемой частью мировой культуры.