В Новое время (XVII-XIX в.в.) господствующее влияние на материальную, социальную и духовную жизнь Западной Европы начинает оказывать идеология либерализма, главным носителем которой является буржуазия. В политике либерализм противостоит тирании, абсолютизму, консерватизму и реакции; как экономическая доктрина выступает за равноправное свободное соревнование и за неограниченный государством товарообмен; в области мировоззрения – за космополитизм, терпимость и гуманность.
Сильный толчок к своему развитию либерализм получает на рубеже Средневековья и Нового времени в период Реформации (XVI в.). Утрата католицизмом своих позиций в ряде западноевропейских стран (Англия, Германия, Швейцария и др.) способствует началу всеобъемлющих социокультурных перемен. Поднимается авторитет разума, рационального отношения к хозяйственной и политической деятельности. Легальным становится религиозный плюрализм, что открывает дорогу свободомыслию, демократии и научным исследованиям. Рассматривая проблему взаимоотношений Бога и человека, протестанты заявляют: «Не я, но Бог во мне». Таким образом, Бог из внешней опоры, коей он был у католиков, превращается во внутреннюю опору и предоставляет человеку возможность самостоятельно строить свою жизнь.
Новый взгляд на человека, освободившегося от непререкаемого авторитета церковной доктрины, подталкивает науку всерьёз заняться проблемами познания. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии, то со времени Реформации на первый план в философских системах выходит гносеология.
Среди философов того времени, занимавшихся теорией познания, особого внимания заслуживают Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и Рене Декарт (1596-1650), давшие толчок развитию естественнонаучных знаний и оказавшие существенное влияние на развитие педагогической науки и практики.
Ф. Бэкон и Р. Декарт были людьми одной эпохи и их философские системы имели много общего. Они положили начало раскола всей действительности на субъект и объект. Главное же, что их сближало, – это разработка проблем методологии научного исследования.
Ф. Бэкон был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался на признании ведущей роли опыта в познании. Познание, по мнению учёного, является ничем иным как отображением внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных восприятий, которые, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке. Опыты (наблюдение и эксперимент) должны осуществляться по определённому методу. Таким методом в философии Ф. Бэкона выступает индукция (движение мысли от частного к общему).
Р. Декарт, так же как и Ф. Бэкон, подчёркивал важное значение опыта в научном познании, но приоритет отдавал деятельности разума, который направляет эти опыты. Выдвинутый им тезис «cogito, ergo sum» (мыслю, следовательно, существую) означал не только убеждённость в превосходстве умопостигаемого над чувственным, но и утверждал, как главную сущностную характеристику человека, его способность к независимому мышлению. Преимущественная ориентация на деятельность человеческого разума в процессе познания сделала методологию Декарта рационалистической. Суть разработанного им рационалистического метода сводится к двум основным положениям. Во-первых, в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений вывести на основе дедукции (движение мысли от общего к частному) все необходимые следствия и сделать выводы.
Р. Декарт сформулировал три основных правила дедуктивного метода:
· Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.
· Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.
· В вопросе также должно содержаться нечто известное.
Таким образом, дедукция, по Р. Декарту, – это определение неизвестного через ранее познанное и известное [9].
Наряду с новым философским осмыслением гносеологических проблем в западноевропейском образовании того периода начинают усиленно разрабатываться теоретические основы процесса обучения. Одним из первых учёных, который внёс существенный вклад в становление педагогики как самостоятельной отрасли научного знания, был Вольфганг Ратке (1571-1635). В своих работах («Франкфуртский мемориал», «Всеобщее обучение по способу Ратихия» и др.) он изложил реформаторские взгляды по поводу реорганизации школьного дела, отдавая приоритет изучению родного языка и предлагая новую методику обучения чтению и письму.
Из практики использования новых методов Ратке вывел 25 важнейших «указаний к действию», носивших характер дидактических принципов, которые можно свести к следующим общим положениям:
· обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;
· в обучении следует постоянно использовать повторение;
· первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;
· обучение должно вестись без принуждения детей;
· заучивать ученики должны только то, что ими понято;
· в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному;
· в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт[5].