Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Педагогическая мысль в Древнем Риме




 

В целом, практика обучения и воспитания в Древнем Риме долгое время опиралась на педагогические традиции Древней Греции. «Отцом» же римской образованности называют Марка Теренция Варрона (116-27), который определил новое содержание школьного образования из девяти учебных дисциплин, а именно: диалектики, арифметики, архитектуры, астрономии, геометрии, грамматики, медицины, музыки и риторики. Это во многом содействовало тому, что к I веку н.э. начала складываться собственно римская система образования, имевшая для последующих периодов значение самостоятельной культурной традиции. Семь из предложенных Варроном наук (за исключением архитектуры и медицины) в дальнейшем стали основой школьного образования в Средние века, получив название «семи свободных искусств».

Известный римский философ, оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43) обратил внимание на разницу в целях воспитания у греков и римлян. По его мнению, греки посвящают себя искусствам и изобретениям и с их помощью стараются привить юношам начала гуманности и добродетели, тогда как римляне в своих детях хотят видеть, в первую очередь, людей полезных отечеству, а значит и изучать им надо только те искусства, которые могут принести благо государству.При этом Цицерон продолжал развивать идеи софистов и, впервые в истории, ввёл в научный оборот понятие «гуманизм», обозначавшее для него своеобразный образец достойной человеческой жизни. Исходя из чего им формулируется культурный идеал свободного человека, соединяющего в себе образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство общественного воздействия), что также задало вектор дальнейшему развитию античной педагогики.

Наиболее видный след в истории всего античного образования оставил древнеримский педагог-гуманист Марк Фабий Квинтилиан (35-96), автор известного педагогического трактата «О воспитании оратора». Вслед за греческим стоиком Хрисиппом, он обосновывает в своём труде необходимость правильного воспитания ребёнка уже с момента рождения, подчеркивая при этом определяющую роль личности наставника, который, по его мнению, должен быть высоконравственным, любящим детей и обладающим необходимыми способностями человеком. Следуя гуманистическим идеалам, Квинтилиан призывает воспитывать в ребёнке, прежде всего, человеколюбие и доброту и, ломая сложившиеся в практике образования стереотипы (к примеру, уже упоминавшийся Орбилий, благодаря своему ученику Горацию, вошёл в историю как «не жалеющий розг»), резко осуждает телесные наказания, которые, по его убеждению, глубоко травмируют детскую душу и порождают в ней чувство ненависти к окружающим. Квинтилиану принадлежит приоритет в разработке новых способов привития любви к учению через похвалу, поощрение и вознаграждение, а также путём выделения значительного времени в процессе обучения игре и отдыху. Он сформулировал принцип индивидуального подхода к ученику с учётом его наклонностей и возможностей, считая, что все дети, за редким исключением, обладают природными способностями для получения полноценного образования. Не удивительно, что в последние годы древнеримской республики, а также позднее, во времена принципата и империи, достойное образование получают не только мальчики, но и девочки, не только дети свободных граждан, но и дети рабов, для которых, как уже отмечалось, открывались специальные школы-педагогиумы.

Таким образом, в Древнем Риме впервые в истории было признано, что все люди без исключения, независимо от пола и социального положения имеют «добрую природу», которую необходимо раскрывать и развивать посредством правильно организованного воспитания. Тогда же был сформулирован гуманистический принцип общедоступности образования и были предприняты конкретные шаги для его реализации.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чём состоит общее и особенное в идеалах и практике воспитания и обучения в Древней Спарте и Афинах?

2. Кто из древнегреческих философов занимался проблемой обучения и воспитания? Расскажите о педагогических взглядах и деятельности одного из них.

3. «Платон мне друг, но истина дороже», – сказал Аристотель. В чем состоит эта истина, и как она отразилась на педагогических воззрениях данных философов?

4. В чём проявилась преемственность древнегреческих педагогических традиций и опыта в Древнем Риме?

5. Подготовьте рассказ об одном из учебных заведений Древней Греции или Древнего Рима.

6. Какие педагогические идеи и опыт античного мира получили своё развитие в истории образования.

 

Литература

1. Аристотель Этика. Политика. Поэтика. / Собр. Соч.: В 4-х т. –М., 1984. – Т. 4.

2. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. –М., 1988.

3. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1999.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХв. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.

5. Платон, Государство / Соч.: В 3-х т. – М., 1972. – Т. 3. – Ч. 1.

6. Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. – М., 1964. – Т. 3.

7. Сенека, Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М., 1977.

8. Цицерон О старости, о дружбе, об обязанностях. – М., 1974.

9. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981.

10. Юммель, Ш. Платон // Перспективы: вопросы образования. – 1989. – № 4.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1407 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2288 - | 2113 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.