Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ўкола в XV - начале XVII ¬.




–азвитие западноевропейской школы в XV - первой трети XVII в. тесно св€зано с происходившими в обществе социальными, экономическими и политическими процессами. ‘еодальные отношени€ прошли за этот период путь от безраздельного господства и расцвета до засто€ и упадка. –ождалось индустриальное общество, которое нуждалось в ином педагогическом подходе и учебных заведени€х иного типа. Ўколы указанного периода можно классифицировать по трем основным типам - элементарного, повышенного общего и высшего образовани€.

Ўколы элементарного (начального) обучени€ стали ареной соперничества нового и старого. ќсобенно заметна была конкуренци€ между католическими и протестантскими учебными заведени€ми.

 рупнейшие представители –еформации понимали важность учреждени€ начальных школ как средства вли€ни€ протестантизма.  альвин (1533), Ћютер (1524) провозгласили идею всеобщего элементарного обучени€ детей горожан  атехизису на родном €зыке.

„тобы облегчить задачу учителей-пасторов, Ћютер в 1529 г. составл€ет "малый катехизис". јналогичные пособи€ на французском €зыке подготовили “. де ¬ез и ∆.  альвин. ¬о второй половине XVI в. протестантские начальные школы пользовались особыми школьными катехизисами на английском, французском и немецком €зыках.

ѕрограмма протестантских начальных школ чаще ограничивалась чтением  атехизиса, иногда в нее включали письмо, церковное пение.   обучению по воскресень€м был добавлен еще один день.

ѕротестанты создавали низшие городские школы, использовали прежние учебные заведени€ элементарного образовани€ (например, народные школы в √ермании), которые предназнача-

лись дл€ детей горожан, реже - кресть€н в возрасте от 5 до 11 - 12 лет. Ўколы дл€ мальчиков и девочек были отдельными. ƒе€тельность этих учебных заведений была кодифицирована р€дом документов. “ак, "¬еймарский устав" (1619) предусматривал об€зательное посещение общественного учебного заведени€. "”чебный план Ёйслебена" (1527) предусматривал изучение в низшей городской школе религии по протестантскому "школьному катехизису" и латыни (чтение, письмо, грамматика), ежедневные зан€ти€ церковным пением.  урс делилс€ на три класса. ѕланом ». Ѕугенгагена (1528) в программу дополнительно включалось изучение древнегреческого €зыка.

–имско-католическа€ церковь уступала протестантской в организации элементарного обучени€. „тобы выправить положение, “ридентский вселенский собор прин€л " атехизис собора" (автор кардинал  . Ѕартоломеи). ¬ этом документе предлагалось повсеместное открытие католических воскресных школ дл€ низших слоев населени€ и начальных учебных заведений - дл€ знати.

¬ католических приходских воскресных школах изучали Ѕиблию. Ётим же занимались католические конгрегации: пиари-сты, лазариты, урсулинки, елизаветинки, создававшие школы дл€ бедных, благочестивые школы и пр.

 атолики - выходцы из первого и второго сословий, дети состо€тельных представителей третьего сослови€ получали начальное образование в особых учебных заведени€х либо в школах полного общего образовани€. ѕрограмма такого обучени€ включала как минимум чтение, письмо, счет, церковное пение.

¬ католических и протестантских странах росло число городских школ начального обучени€, учреждавшихс€ власт€ми и общинами.   таким учебным заведени€м относились, например, малые школы (‘ранци€), угловые школы (√ермани€). ¬ них учили читать, петь псалмы. ќсобые помещени€ у таких школ были крайне редко, и только в городах. ¬ сельской местности учитель с учениками кочевал из дома в дом. ќбычно все ученики занимались вместе. ¬ первой половине XVII в. по€вл€ютс€ школьные классы, где учеников дел€т по уровню подготовки.

Ќа прот€жении XV - середины XVII в. место св€щенника-учител€ в начальной школе постепенно занимает профессиональный учитель. ≈го положение мен€етс€. –аньше он жил на "школь-

ные деньги" и натуру от общины и прихожан. — конца XVI в. распространилс€ принцип оплаты труда учител€ общиной. Ёто означало усиление независимости школы от церкви, хот€ назначение учител€ по-прежнему согласовывалось со служител€ми культа.

ѕрофессиональный уровень учителей, особенно в школах дл€ малоимущих, был весьма низким. ”чител€ми часто становились неудачники, случайные люди: бывшие школ€ры, ремесленники, солдаты и пр. ћногие из них были неучами. "Ѕольшинство учителей не в состо€нии хорошо писать и читать", - узнаем мы из документа о французских малых школах начала XVII в. ѕодобна€ ситуаци€ была повсеместной.

¬оспитание в учебных заведени€х элементарного образовани€ происходило в рамках религиозных догматов (римско-католических или протестантских).  лерикализм €вл€лс€ существенным тормозом в развитии школьного образовани€.  ак пишет, например, французский историк педагогики Ў. Ћетурно, он "парализовывал школу".

¬ школах не было и намека на физическое воспитание. Ќа детей посто€нно сыпались удары. —екли всех без исключени€. »з дневника воспитател€ малолетнего французского корол€ Ћюдовика XIII можно, к примеру, узнать, что юный монарх 15 ма€ 1610 г. был коронован, а 17 сент€бр€ "довольно жестоко высечен" наставником.

¬ школах элементарного обучени€ царило словесное мнемоническое обучение. “ем не менее наметилс€ известный прогресс в формах и методах преподавани€ и учени€. ¬ XVI в. при обучении родному €зыку отказываютс€ от автоматического запоминани€ отдельных слов и обучают по звукам и буквам. ѕо€вл€етс€ школьна€ доска. ¬ XVII в. повсюду дл€ письма используют уже не уголь, а перь€. ѕри обучении счету в середине XV в. переход€т от римских цифр к арабским. Ќар€ду с абакой в XVII в. по€вл€ютс€ кубики и жетоны, которые примен€ли вплоть до конца XVIII в.

”чебных пособий, разработанных специально дл€ детей, фактически не было вплоть до XVI в. «атем по€вл€ютс€ особые учебники дл€ школьников (например, упом€нутые "малые катехизисы). ќни были доступнее и меньше по объему, чем те, которыми пользовались учител€.

–аспространение элементарного образовани€ шло медленно и трудно. —трашные удары наносили войны, особенно 30-летн€€ война (1618 - 1648): разрушались школы, гибли учител€.

Ёлементарное образование можно было получить только в городах. ¬ сельской местности царило невежество. ѕолное начальное образование было доступно лишь верхушке общества. «начительна€ часть детей не получала даже начатков образовани€. »з французских документов начала XVII в. следует, что большинство учащихс€ "не могли сколько-нибудь удовлетворительно читать". ћасштабы и качество элементарного обучени€ в «ападной ≈вропе в первые дес€тилети€ XVII в. были столь удручающими, что французский ученый Ў. Ћетурно, оценива€ их, пишет: "≈сли ≈вропа не оглупела окончательно, то только потому, что вследствие малого числа особенно низших школ масса населени€ вовсе не училась и жила в относительно здоровом невежестве".

”чебные заведени€ повышенного общего образовани€ XV - первой трети XVII в. генетически так или иначе были св€заны с предшествующими городскими и церковными школами.

√ородские (латинские) школы возникали в св€зи с развитием в ≈вропе торговли и промышленности. ¬ XV в. городские школы существовали во всех крупных городах «ападной ≈вропы. —еть их продолжала расти в XVI -XVII вв. √ородские школы носили более светский характер, нежели прежние заведени€. —екул€ризаци€ коснулась организации и программ. ѕостепенно городские школы вышли из-под церковного управлени€ и подчин€лись местным и государственным власт€м. ¬прочем, церковь оставила за собой особое вли€ние. Ёто выражалось прежде всего в школьном воспитании, построенном на религиозных основах. «ачастую возглавл€ли школы и преподавали там служители церкви.

¬ ÷ентральной ≈вропе особую роль в учреждении и преобразовани€х городских школ сыграли педагоги –еформации. ќдним из первых шагов в этом направлении было учреждение ћ. Ћютером в Ёйслебене низшей и высшей латинских школ (1527). —пуст€ два дес€тилети€ в √ермании по€вились еще шестьдес€т протестантских городских школ. »х де€тельность регламентировалась р€дом документов: "”чебным планом Ёйс-лебена" (1527) ». јгриколы (1492 - 1566), "—аксонским учебным планом" (1528) » ћеланхтона, "”чебным планом" (1528)

». Ѕугенгагена (1485 - 1558), "¬юртембергским учебным планом" (1559) ». Ѕренца и др.

ѕервую крупную протестантскую городскую школу в Ёйслебене возглавл€л ». јгрикола. ѕрограмма высшего отделени€ включала чтение "школьного катехизиса" на немецком €зыке, церковное пение, латинскую грамматику и литературу, изучение древнегреческих авторов, беседы на "мирские темы". ƒл€ последних использовалось "ѕедологи€" ћозеллана (первое издание 15'18 г.). ¬ пособии предлагались, например, примерные образцы бесед о сборе винограда, птицеводстве, супружестве, личной гигиене, этикете, театре и пр.

ѕрограмма высшей городской школы постепенно усложн€лась и обогащалась. “ак, ћеланхтон, развива€ идеи ». јгриколы, дополнил ее древнегреческим и древнееврейским €зыками. ¬о главу учебного процесса было поставлено изучение латинского €зыка и литературы. Ѕыли определены три этапа п€ти-шестилет-него изучени€ грамматики, чтени€ произведений “еренци€, ѕлав-та, Ёзопа и других римских и греческих классиков, сочинений на латинском €зыке ѕ. ћозеллана, Ёразма –оттердамского и других авторов. ѕоследователи ћеланхтона (». Ѕугенгаген, ». Ѕренц, ». ¬ольф и другие) пошли еще дальше по пути обогащени€ программы городской школы, в частности, за счет расширени€ объема чтени€ классической греко-римской литературы.

¬ обычной городской школе царили вербальность и заучивание. ќбратимс€ к свидетельству руководител€ городской школы в Ѕазеле “омаса ѕлаттера. ≈жевечерне ученики выучивали два латинских слова; по субботам - на пам€ть повтор€ли выученное за неделю. «ан€ти€ дл€ старшеклассников могли проходить в виде лекций, а также диспутов на латыни с произнесением монологов, диалогов.  лассы формировались по уровню подготовки. “ак что юные школ€ры нередко учились р€дом со взрослыми молодыми людьми.

¬ городских школах практиковали театральные представлени€ (мистерии), которые содействовали повышению культурного уровн€, эстетическому развитию учащихс€. ¬ качестве литературного материала использовали классические тексты (ѕлавт, “е-ренций и пр.) и сочинени€ национальных писателей.

 роме городских школ, в ÷ентральной и «ападной ≈вропе были созданы другие учебные заведени€ повышенного общего

образовани€: гимназии, грамматические и публичные школы, коллежи, школы иеронимитов, двор€нские (дворцовые) школы, школы иезуитов.

ѕервые гимназии по€вились в √ермании. "ќтцом" этих учебных заведений был ‘. ћеланхтон. ¬ его "—аксонском учебном плане" предусматривалась треть€ ступень обучени€, котора€ вместе с низшей и старшей городскими школами становилась гимназией. Ќа третьей ступени предлагалось обучать наиболее способных учеников. ѕрограмма на этой ступени дополн€лась. Ќа уроках римской литературы изучали сочинени€ ÷ицерона, ¬ергили€, ќвиди€. ”чащиес€ должны были сами упражн€тьс€ в сочинении латинских виршей. ¬место латинской грамматики предлагалось преподавание диалектики и риторики. ¬ стенах гимназии существовал нерушимый закон об€зательного общени€ лишь на латыни. ћеланхтон отрицательно относилс€ к изучению в гимназии немецкого €зыка.

¬ 20-х гг. XVI в. многие немецкие городские школы были преобразованы в гимназии.

÷ентром гуманистического образовани€ стала гимнази€, созданна€ в 1537 г. в —трасбурге ». Ўтурмом (1507 - 1589). јльфой и омегой обучени€ были классические €зыки и литература. ¬ 1578 г., например, здесь обучалось до трех тыс€ч учащихс€. ѕомимо новых программ, в гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам. “ак, ученики имели персональные словари древних €зыков.

¬ гимнази€х "вульгарна€" латынь уступила место классическому латинскому €зыку, формальна€ риторика - изучению литературы, средневекова€ диалектика - математике. Ѕыло возобновлено обучение древнегреческому €зыку, преподавали и древнееврейский €зык.

¬ услови€х царившей суровой, палочной дисциплины приемы воспитани€ в некоторых гимнази€х выгл€дели свежо и ново. “ак, в гимназии в √ольдельберге (—илези€), которой руководил ‘ридланд “роцендорф (1490Ч1556), существовало подобие ученического самоуправлени€. ”ченики жили "республикой", избира€ "сенат", "консулов", "трибунов", "цензоров".  аждый класс назначал "квестора", который помогал поддерживать дисциплину, и "эфора", ведавшего раздачей еды в трапезной. √лава гимназии носил титул "несмен€емого диктатора".

ѕровинившиес€ гимназисты держали ответ перед представител€ми " республики".

јнглийские грамматические школы и их разновидность - публичные школы - относились к тому же типу учебных заведений, что и городские школы и гимназии. ѕервые публичные школы основаны в конце XIV - первой половине XV в. в ¬инчестере (1387), »тоне (1449). Ўколы учреждались на частные пожертвовани€ или королевские субсидии. «десь обучались дети состо€тельных родителей, так как плата за обучение была высокой.

«аметную роль в распространении гуманистического образовани€ сыграла созданна€ в 1512 г. ƒж.  олетом при участии Ёразма –оттердамского Ћондонска€ публична€ школа. ¬ ее программе записано следующее: "... катехизис на английском €зыке, изучение наилучшими учениками классической латинской и греческой литературы".

¬о ‘ранции в середине XV в. по€вились коллежи. Ёти учреждени€ ведут начало от посто€лых дворов дл€ неимущих школ€ров и стипендиатов. ѕервые учебные заведени€ такого типа возникли при —орбонне и Ќаваррском университете. —татусом 1452 г. ученикам коллежа вмен€лось публично экзаменоватьс€ на факультетах университетов. ¬ XVI в. коллежи были платными и бесплатными пансионами и экстернатами. ”ченики изучали частично или полностью курс наук соответствующего факультета. ѕостепенно коллежи выдел€лись в самосто€тельные учебные заведени€ общего повышенного образовани€.

¬ учреждении коллежей участвовали представители католической и протестантской (гугенотской) партий. “ак, статус коллежа 1452 г. был разработан кардиналом д'Ёстувилем. ќсновал коллеж и лидер гугенотов - адмирал  олиньи; протестанты учредили в XVI в. несколько коллежей: в Ѕордо, ¬андоме, ћеце, Ўатийоне.

ћасштабы де€тельности коллежей росли. “ак, в 1627 г. на севере ‘ранции (ѕариж, “улуза, Ўампань) они насчитывали до 25 тыс. учеников.

¬ коллеже особое внимание удел€лось изучению латинских литературы и €зыка. ”ченики дважды в мес€ц писали латинские сочинени€. ¬о врем€ каникул им вмен€лось в об€занность готовитьс€ к очередным конкурсным сочинени€м по классической литературе. –елигиозное обучение осуществл€лось вне стен

учебного заведени€. ѕо средам и воскресень€м учащиес€ освобождались от зан€тий дл€ отправлени€ религиозных обр€дов.

—реди учреждений такого типа выдел€лс€ основанный в Ѕордо ћ.  ордьером √юэньский коллеж (scola aquitanica). ѕрограмма дес€тилетнего обучени€ во многом совпадала с программой гимназии Ўтурма. ѕри изучении классических €зыков и литературы акцент был сделан не на грамматику, а на разговорную практику. ¬ отличие от германских гимназий учащиес€ изучали родной €зык. ƒовольно широко был представлен курс математики.

Ўколы иеронимитов (братьев общей жизни) учреждались религиозными общинами того же названи€.   середине XVI в. в √ермании, Ќидерландах, ‘ранции и р€де других стран насчитывалось до 150 школ иеронимитов. —реди их выпускников - известные де€тели эпохи ¬озрождени€, в частности Ёразм –оттердамский, якоб ¬импфелинг, ». —апидус и др. Ўколы возглавл€ли крупные педагоги-гуманисты. “ак, широкой попул€рностью пользовалась просуществовавша€ дес€ть лет (1483Ч1493) и насчитывавша€ в лучшие годы до двух тыс€ч учеников школа —ен-Ћебиен в ƒевентере (Ќидерланды) под руководством ј. √егиуса. ¬ школах обучались дети всех сословий. Ќеимущие могли рассчитывать на бесплатное обучение.

ѕедагогическа€ де€тельность в школах иеронимитов во многом была направлена на то, чтобы научить учащихс€ совместно работать и уважать труд. Ўколы были рассчитаны на шесть-восемь лет обучени€. ѕрограмма намечалась по образцу городских школ и гимназий. –елигиозное обучение сочеталось с преподаванием классических €зыков и литературы, а также р€да светских наук. “ак, в школе —ен-Ћебиен систематически изучали латынь, древнегреческий €зык, основы математики и юриспруденции, логику, риторику, этику, философию. —одержание учебных дисциплин со временем мен€лось. Ќапример, поначалу в школах иеронимитов не изучали произведений классических античных авторов. Ќо в период 1480 - 1525 гг. в программу была включена классическа€ латынь, и предметом изучени€ стали произведени€ ѕлавта, “еренци€, ÷ицерона, ¬ергили€, √ораци€, —енеки, —аллюсти€, ѕлини€, ёвенала.

ќсобое место в системе западноевропейского школьного образовани€ XV - начала XVII в. занимали традиционные учебные заведени€ дл€ двор€нства - дворцовые школы. ѕодобные

[учреждени€ получили распространение в небольших государствах |√ермании и »талии (в(ћейсене, ¬ероне, ѕадуе, ¬енеции, ‘ло-≈ренции). ƒворцовые школы своеобразно ответили на новые ве€ни€ в педагогической мысли и школьной практике. ¬раждеб-' ность к новому образованию и приверженность иде€м ¬озрожде-ни€ причудливо сочетались в этих учебных заведени€х. ”чащихс€ j дворцовых школ готовили к де€тельности на государственном, военном и церковном поприще. ѕрограмма была несколько объемнее гимназической и приближалась к университетской.

¬ лучших дворцовых школах (например, в ћантуе под руководством ¬. да ‘ельтре) особое значение придавали умственному и физическому развитию воспитанников, дл€ чего были соединены лучшие традиции рыцарского воспитани€ и новые идеи гуманистического образовани€.

¬. да ‘ельтре был приглашен в ћантую дл€ воспитани€ детей герцога √онзаго. ¬ числе его воспитанников также оказалось до 80 отпрысков знати и высших сословий ћантуи. “ак по€вилось учебно-воспитательное учреждение дом счасть€. ѕо суждению ¬. да ‘ельтре, воспитание должно содействовать гармоничному развитию "тела, ума и сердца". ѕоэтому в школе дети много посто€нно упражн€лись физически: верхова€ езда, спортивна€ борьба, фехтование, стрельба из лука, бег, плавание, военизированные игры. Ќаставники следили за соблюдением воспитанниками правил личной гигиены, умеренности в еде. ƒевизом умственного образовани€ были слова ¬. да ‘ельтре: "я хочу научить учеников мыслить, а не болтать вздор". ј главными предметами программы были классические €зыки и литература. ѕредпочтение отдавали чтению и комментированию поэм √омера, произведений ƒемосфена, ¬ергили€, ÷ицерона.  роме того, преподавали математику, логику, живопись, музыку, танцы, правила этикета.

ѕедагогическим новшеством стало совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек. ћного внимани€ удел€лось нравственному воспитанию, в основу которого была положена христианска€ мораль (¬итторино да ‘ельтре лично преподавал богословие). –уководитель "дома" счасть€ избегал телесных наказаний ("в одной любви заключаетс€ радость и достоинство учител€"), стремилс€ пробудить в учениках стремление к самосовершенствованию ("умственному честолюбию").

Ѕ. √уарини - руководитель школы дл€ знати в ‘ерраре - считал непременным компонентом школьного обучени€ не только классическое образование, но и новые €зыки и литературу, а также естественнонаучную подготовку, что €вно шло вразрез средневековой традиции. ќценива€ педагогическую значимость подобного образовани€, Ѕ. √уарини писал: "Ќи одна из отраслей знани€ не охватывает такого множества предметов, как та ученость, которую € пыталс€ описать". Ўкола √уарини давала такое образование. «десь отдавалось предпочтение зан€ти€м по естественнонаучному циклу, прививались некоторые профессионально-трудовые навыки.

¬ XVI -XVII вв. прочные позиции в сфере повышенного образовани€ зан€ли школы иезуитов. ќрден иезуитов стремилс€ вз€ть на себ€ воспитание господствующих классов и тем самым вли€ть на политическую и общественную жизнь ≈вропы.

ѕервые коллежи иезуитов были открыты в европейских столицах: ¬ене (1551), –име (1552), ѕариже (1561). ќбычно плату за обучение не брали, так что у иезуитов могли учитьс€ и талантливые выходцы из низов. ¬ 1600 г. в ≈вропе насчитывалось до 200 коллежей иезуитов. ¬о ‘ранции, например, в середине XVII в. в одной лишь »ль-де-‘ранс насчитывалось до 14 тыс. учеников коллежей св. Ћойолы.

«наменитым был коллеж иезуитов Ћа ‘леш во ‘ранции. ” иезуитов обучалс€ цвет католического двор€нства. Ќекоторые видные европейские де€тели весьма лестно отзывались о педагогической де€тельности ордена св. Ћойолы. "—ледует брать пример со школ иезуитов, ибо ничего не может быть лучше их", - утверждал английский философ и политик ‘. Ѕэкон (1561 Ч1626).

—реди воспитанников иезуитов было немало крупных ученых, писателей, философов, политиков (∆. Ѕоссюэ, –. ƒекарт, ѕ.  ор-нель, ∆.-Ѕ. ћольеридр.). ѕравда, позже некоторые из них отреклись от своих учителей. ¬ольтер, например, писал: "ќтцы научили мен€ лишь немного латыни и глупост€м". ≈му вторит √. Ћейбниц: "»езуиты в деле воспитани€ остались ниже посредственности".

¬о многом от иезуитов идут традиции жесткой централизации и регламентации школьного дела. —огласно школьным уставам иезуитов 1588, 1599, 1614 гг., генерал ордена назначал ректоров коллежей, которым, в свою очередь, подчин€лись префекты, преподаватели и надзиратели учебных заведений √енералу ордена каждые три года подавалс€ реестр с поименным перечислением учащихс€ и преподавателей.

»езуиты сочетали реакционные педагогические установки и довольно эффективные приемы и методы воспитани€ и обучени€. «начительное число учебных заведений св. Ћойолы были интернатами. ƒе€тельность иезуитов была направлена на то, чтобы j дети забыли своих родителей и полностью подпали под их вли€ние. √лавным принципом жизни в интернате было слепое подчинение авторитету наставника. „тобы приобрести такой авторитет, предлагались три главных способа: заслужить доверие, заслужить любовь, заставить бо€тьс€. ”чителю следовало быть бесстрастным судьей. ќн должен был заставить ребенка пон€ть, что любой его проступок будет известен и наказан (воздействовать более "страхом бесчести€, нежели наказани€").

¬ коллежах иезуитов заботились о здоровье учащихс€. «десь ученики занимались гимнастикой, верховой ездой, плаванием, фехтованием. Ўкольные помещени€ были просторными, чистыми, хорошо освещенными. ”чеников ограждали от перегрузок. «ан€ти€ в классах длились не более п€ти часов ежедневно. ”чебный год был коротким - 180 дней - и прерывалс€ частыми каникулами, праздниками, экскурси€ми. ѕреподаватели предпочитали м€гкое обращение с учениками, поруча€ телесные наказани€ товарищам провинившихс€ и специальным "корректорам". ќднако в коллежах процветали нездоровое соперничество, взаимна€ слежка и доносительство.

Ўкольные уставы объ€вл€ли "центром образовани€" христианство. ¬ коллежах иезуитов особенно сильна была нетерпимость к иным веровани€м и убеждени€м.

¬ программу коллежа, рассчитанную на п€ть лет обучени€, входили латинский и греческий €зыки, антична€ литература, катехизис на латинском €зыке, элементы истории, географии, математики, естествознани€. ѕрограмма распредел€лась по двум основным циклам: младшие "грамматические классы " и старшие "классы риторики".

ƒревние €зыки и литературу учили по трудам античных авторов, особенно ÷ицерона. ѕроизведени€ античной литературы также служили дл€ упражнений в красноречии. √уманистический смысл произведений выхолащивалс€, поощр€лось осуждение в них "нравственно соблазнительного". ќбучение истории и географии

было оторвано от национальной почвы. »сточником знаний становились преимущественно сведени€ из древней истории. »езуиты исходили из убеждени€, что знание национальной истории "служит на гибель тому, кто ее изучает". ѕравда, в конце XVII в. в преподавании истории и географии произошли известные перемены, в частности, стали использовать географические карты с учетом тогдашних открытий.

ќднако, в сущности, иезуиты всегда были противниками обновлени€ содержани€ образовани€. Ћишь в конце XVII в. в коллежах стали давать сколько-нибудь серьезные естественнонаучные знани€. ƒо этого природа оставалась дл€ учеников "закрытой книгой". ¬ лучшем случае, как это было в Ћ а ‘леш, преподавали геометрию и искусство фортификации.

ћетода обучени€ была тщательно продумана и регламентирована. Ќапример, при изучении латыни полагалось ежедневно выучить не менее трех-четырех строк текста. ”чебный день начиналс€ с повторени€ предыдущего урока. “очно так же учебна€ недел€ начиналась с повторени€ материала предшествующей недели. Ќовый учебный год открывалс€ обзором пройденного в предыдущем году. Ќачало зан€тий в "классах риторики" предвар€лось кратким повторением материала "грамматических классов". ƒевизом служил лозунг: "¬ажнее основательность, чем объем знани€".

»злюбленным дидактическим приемом были различные соревновани€: пар, групп, младших и старших классов, старост - "декурионов" - и пр.

¬ XV -XVI вв. продолжала расшир€тьс€ сеть университетов. ¬ XV в. их в ≈вропе насчитывалось до 80, в следующем столетии - уже около 180. –астет и число студентов в отдельных университетах. “ак, в университете ЋЄвена (современна€ Ѕельги€) количество записавшихс€ студентов в 1426Ч1485 гг. составл€ло ежегодно в среднем 310 человек, а в 1528Ч1569 гг. - 622 человека, то есть увеличилось вдвое. ј в —аламанкском университете (»спани€) в 1600-х гг. насчитывалось ежегодно более 6 тыс. студентов.

¬ысшее образование стало ареной соперничества представителей уход€щей и новой образованности. —озданием новых, реорганизацией действующих университетов занимались римско-католическа€ церковь, де€тели –еформации и ¬озрождени€.

“ак, в пределах германских государств в XVI -XVII вв. действовали семь университетов, контролируемых ¬атиканом (в  Єльне, Ћейпциге, ¬ене и других городах). ќни €вл€лись опорой традиций схоластической образованности. —вои университеты (studia superiora) открывал орден иезуитов. »х университетский курс состо€л из двух циклов: трехлетнего философского и четырехлетнего теологического. ¬ основе зан€тий философией лежало изучение аристотелизма в католической интерпретации.  роме того, в первом цикле в ограниченном объеме изучались математика, геометри€ и географи€.

»з-за тесных св€зей с феодальной аристократией и католической церковью многие университеты оказались в стороне от гуманистического движени€ ¬озрождени€.

ѕервым бастионом –еформации в системе высшего образовани€ в √ермании оказалс€ реорганизованный ћ. Ћютером и ‘. ће-ланхтоном ¬юртембергский университет (основан в 1502 г.). “ак же как и другие протестантские университеты XVI в. (ћарбурский,  Єнигсбергский, »енский, √ельмштадтский и др.), он был освобожден от контрол€ ¬атикана и подчин€лс€ светским власт€м.

¬ јнглии наиболее сильное вли€ние –еформаци€ оказала на университет в  ембридже. ќсуществленные ”. “инделем (1484 - 1536) и X. Ћатимером (14857 - 1555) преобразовани€ привели к демократизации студенчества, в социальном составе которого заметное место устойчиво зан€ли представители третьего сослови€.

Ќекоторые университеты превратились в центры образованности в духе ¬озрождени€. ѕоначалу это были университеты »талии (ѕави€, ‘лоренци€, ѕаду€, ћилан, –им). ѕод вли€нием основателей национальной литературы (ƒанте, Ѕокаччо, ѕетрарки) страстью многих сделались культура и искусство античной эпохи.

÷итаделью новой образованности стал ѕарижский университет, где изучали не только латынь и римскую литературу, но и древнегреческий €зык (с 1458 г.). ¬ 40-х гг. XVII в. в программе французских университетов по€вились сочинени€ –. ƒекарта. ¬ университетах ‘ранции в XVI -XVII вв. существенно изменились методы преподавани€ истории и географии. ¬место анекдотических и малодостоверных сведений обратились к подлинной науке, использу€ карты великих географических открытий.

яркий пример по€влени€ высшего учебного заведени€ на началах идей ¬озрождени€ - —трасбургский университет (1621), который образовалс€ из гимназии, а затем академии ». Ўтурма. ќчагами гуманистического образовани€ стал р€д других университетов √ермании (во ‘райбурге (1457), ¬юртемберге (1502) и др.), ќксфордский университет в јнглии. ѕрофессором последнего, например, был Ёразм –оттердамский.

¬ќѕ–ќ—џ-«јƒјЌ»я

1. ƒайте характеристику педагогических идей европейского ¬озрождени€. ѕодробнее проанализируйте взгл€ды его представителей.

2. —опоставьте педагогические идеи римско-католической церкви, ¬озрождени€ и –еформации. Ќайдите в них общее и особенное. ѕроанализируйте взгл€ды де€телей –еформации, сыгравших особую роль в сфере образовани€.

3.  то возглавл€л контрреформацию в школьном деле? –асскажите об этом.

4. ѕроследите эволюцию церковных школ в «ападной ≈вропе в эпоху позднего средневековь€.

5.  акие учебные заведени€ возникли из городских школ? –асскажите о программах, методах этих учебных заведений.

6. –асскажите об эволюции университетов в ≈вропе в XIV-XVII вв.

»—“ќ„Ќ» » » Ћ»“≈–ј“”–ј

јнтологи€ педагогической мысли христианского —редневековь€: ¬ 2-х тт. ћ., 1994.

«ападноевропейска€ средневекова€ школа и педагогическа€ мысль.

¬ып. 1,ч. 1Ч2. ћ., 1989Ч1990.

Ѕезрогое ¬. √., ћошкова Ћ ¬., ќгородникова » ».  онцептуальна€ модель историко-педагогического процесса в средневековой ≈вропе//¬семирный историко-педагогический процесс.  онцепции, модели, историографи€. ћ.,1996.

»стори€ педагогики. „. 1, гл. 5. ћ.,1995.

ћонтен ћ. ќ воспитании детей//ќпыты: ¬ 3-х книгах.  н. 1 и 2. ћ., 1979. - —. 135Ч166.

ћор “омас. ”топи€. ћ.,1953. - —. 117Ч167.

ќчерки истории школы и педагогики за рубежом. „. 1, гл. 6. ћ., 1988.

–абле ‘. √аргантюа и ѕантагрюэль. ѕерва€ книга. √л. 14, 15, 21 - 24. Ћ.,1938.

”варов ѕ. ё. ”ниверситет в средневековом городе// ультура и искусство западноевропейского средневековь€. ћ.,1981.

’офман ‘. ћудрость воспитани€. ќчерк второй/ѕер, с нем. ћ., 1979.

’рестомати€ по истории зарубежной педагогики. –азд. 2. ћ., 1981.

Ўкола и педагогическа€ мысль —редних ¬еков, ¬озрождени€ и Ќового времени. ћ., 1991.

Ёразм –оттердамский. ѕохвала глупости. √л. 13, 14, 32. ћ., 1991.

 

–ј«ƒ≈Ћ IV





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1030 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

592 - | 548 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.072 с.