Типы учебных проектов
1. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
2. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
3. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
4. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
Другими признаками для типологизации проектов могут быть:
- характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта), открытый;
- характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);
Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);
Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.
Возможности использования информационных технологий позволят сделать презентации подобных проектов особенно яркими и интересными.
Используя различные типы проектов, учитель совместно с учеником решает разные педагогические задачи: учебные, развивающие, воспитательные.
Проекты вовсе не обязательно должны быть долгосрочными и объемными, главное – вовлечения ребенка в увлекательный процесс познания и созидания.
Классификация творческих заданий, применяемых мной на уроках
1. Рефлексивные 5. Поисковые
2. Игровые 6. Стилизации
3. Ассоциативные 7. Аналитические
4. Иллюстративные 8. Театрализации
1. Театрализация - самая любимая учениками формой творческой работы.
Так проводятся зачетные уроки по изученной теме. Ученики сами готовят костюмы, выучивают роли, с удовольствием ходят на репетиции. Часто бывает так, что знакомство с ролью становится поводом для более глубокого знакомства с жизнью своего героя. Старшеклассники часто сравнивают себя, свой образ мыслей с тем, как думает его персонаж, возникают вопросы, ответы на которые помогают понять эпоху прошедшую, настоящую, да и самого себя лучше и больше. Традиционно мы проводим зачеты в такой форме по окончании полугодия. Темы наших театрализаций:
«Пиросмани, Пиросмани…», «Французский салон», «Кабаре «Бродячая собака», «Вечер с поэтами Серебряного века», «Салон Екатерины Великой», «Салон Жорж Санд», «Пушкинский салон», «Декабристы», «Великие Дионисии».
Участие в подобных театрализациях способствует введению старшеклассников в культуру. Быть в культуре – значит вступать с общение с прошлым и будущим. Ведь культура всегда нуждается в собеседнике, восприемнике. Ее развитие требует обмена ценностями. Она подразумевает сохранение предыдущего опыта и непрерывный анализ человека. Мне очень близко утверждение ШДК о том, что Культура – прежде всего система ценностей, которые постигаются через смыслы, а наиболее доступное средство реализации ценностей и смыслов через символ, слово. Поэтому для меня и моих учеников это не просто игра – это уроки искусства, уроки жизни.
2. Игровая форма эффективна при проведении зачетных уроков по промежуточным темам.
Готовясь к такому зачету, в классе выбираются консультанты, которые будут принимать зачет у одноклассников. Все остальные получают список вопросов, по которым готовят ответы дома самостоятельно (часто вопросы к зачету составляют ученики сами). Каждый ученик в классе получает перед началом карточку с указанием маршрута. Группа экспертов состоит из 4-х человек. Эксперт и счетчик садятся за определенный стол (всего 4 стола и 4 группы по 4 человека). Ученики отвечают по порядку, по соответствующему в карточке номеру. В задачу эксперта входит: отмечать лучшие ответы, определять наиболее сложные вопросы, направлять ответы. Через положенное время, играющие переходят к следующему столу (согласно маршруту, указанному в карточке). Подобная форма способствует активизации учащихся в поиске информации и умении ее интерпретировать. У тех, кто назначается экспертом, появляется ответственность, повышается статус в классе.
3. Ассоциативные задания помогают учащимся передать собственное понимание произведение искусства средствами искусства. Как это происходит?
Ученики на уроках знакомятся с видом искусства или определенной эпохой, происходит эмоциональное восприятие, анализ произведений с точки зрения стиля, средств выразительности, материала. Затем учитель дает задание создать произведение – ассоциацию. Это может быть либо живописная работа, либо литературная (стихи, хокку и т.п.). Часто ученики передают свои впечатления беспредметными живописными композициями (использовали технику аппликации, живопись по-сырому), которые позволяют передать внутренние ощущения ребенка, его образные впечатления, подобные невербальные впечатления бывают более сильными и яркими по сравнению с обычными высказываниями и могут лучше продемонстрировать уровень восприятия учеником произведения искусства.
1. Иллюстративные задания применяются в основном в начальной и
подростковой школах.
Ученики рисуют эскизы костюмов для оперных героев или эскизы декораций к музыкальным спектаклям. Самое простое задание – нарисовать иллюстрацию к программному музыкальному произведению. Подобные задания помогают ученикам лучше запомнить музыкальный и литературный материал, а так же осуществить эмоциональный отклик на прослушанное произведение.
2. Поисковые задания позволяют учащимся совершенствовать навыки работы с
документами и информационными источниками. Работа может проводиться на уроке. Тогда она содержит 3 этапа: деление на группы, поиск информации, оформление. Информационные источники – справочники, энциклопедии, журналы, иллюстрации, словари и другую подобную литературу учитель выкладывает на отдельный стол. Ученики, разделившись на группы, выбирают тему и форму оформления. Сообщают результаты обсуждения учителю, затем начинается самый сложный этап – подбор информации. Научить выбирать, выписывать самое главное, экономить время в процессе групповой работы – основная задача учителя. Не сразу, но ученики понимают алгоритм работы и с удовольствием (при нехватке времени) готовы продолжить ее дома, чтобы к условленному сроку представить результаты своего труда. Готовые задания ребята защищают перед классом – проводят конкурс или игру, дают задания классу и проверяют их выполнение. В результате подобной работы ученики создают пакеты проверочных заданий по пройденной теме, сценарии и задания интеллектуальной игры или конкурса для класса. Занятия такого рода активизируют самостоятельную работу с источниками, мотивируют учащихся на поиск дополнительного материала, расширяя их кругозор.
3. Стилизациями я называю такие задания, когда ученики выполняют
литературную или изобразительную работу в определенном стиле. Например, после знакомства с народными промыслами, ученики стилизуют росписи по готовым шаблонам. Подобная теме изучается в рамках курса «История русской культуры» в 8-х класса. Надо сказать, что ученики с удовольствием выполняют подобные работы. Они позволяют отследить, на сколько внимательны были ученики при знакомстве с технологиями декоративно-прикладных росписей. Опираясь на практические навыки, полученные на ИЗО и черчении, учащиеся 8-х классов стилизуют орнаменты, народную письменность (создают буквицы или пишут собственное имя древнерусским шрифтом). Эти задания повышают интерес к изучаемой теме. Лучшие работы всей параллели выставляются в классе. Выставка неделю находится в кабинете и доступна для просмотра всех, кто приходит на уроки.
4. Аналитические творческие задания связаны с вычленениями основных
характеристик определенной эпохи или стиля в искусстве и составление опорных схем, таблиц и конспектов. Подобные задания предпочтительнее давать для старшеклассников. В 10-11 классах использую так же задания на «Паспортизацию». Ученики получают иллюстрацию незнакомого произведения знакомого автора (иногда и автор бывает им так же не знаком) и определяют его стиль, жанр, эпоху, авторство, особенности колорита, композиционного построения, техники письма и т. п. Описывая картину, они тем самым могут продемонстрировать знания, полученные на уроках.
Еще одна форма работы на уроке – учебное проектирование. Метод проектов
сегодня является одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе учения.
2. На всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
– консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
– мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
– помогает. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получить, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
– наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Следует признать, что каждый ученик имеет право:
– не участвовать ни в одном из текущих проектов;
– участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
– в любой момент начать новый проект.
3. 1. Важно, чтобы тема проекта была близка всем участникам, независимо от возраста. Следовательно, она должна опираться на общечеловеческие ценности, региональную общность и особенность субкультуры учащихся (возможно, конкретного образовательного учреждения). Например: “Зачем люди украшают себя?”, “Почему Троянский конь не стал чудом света?”, “Кинематограф – это искусство или индустрия?”.
4. Дискуссия как речевой жанр и форма проведения урока
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы в беседе, на собрании, в печати; спор.
Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Уроки-дискуссии способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Уроки-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.
Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффективной, необходимо, чтобы выбранная проблема имела различные варианты решения, которые заслуживают обсуждения, и относительно которых нет однозначных ответов;
· была актуальной, острой, важной (для данной группы людей, региона или страны в целом);
· требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;
· имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).
Главной целью дискуссии является рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий.