Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Субъекты и факторы формирования политической культуры.




Политические: - государство- политические партии и политические движения- СМИ- политическая символика и государственные ритуалы- политический режим

· Неполитические: - семья- система образования- церковь

· - деловые круги и мир бизнеса

· - научная и культурная элита общества

· - язык

· географический фактор

32. Политическая социализация и политическое поведение личности

Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности»[1]. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина

Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом

Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение “агентов”, влияющих на процесс социализации, и в третьих, исследование продукта, который получается на “выходе” процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки.

Типы политической социализации.

В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.

Плюралистический тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.

Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей.

Этапы политической социализации

Политическая социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.

"Допартиципаторный" - индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Данный этап охватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно "первичная" политическая социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры. В свою очередь, этот этап подразделяется на ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.

Американские политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделяют четыре таких стадии: "политизации", "персонализации", "идеализации" и "институализации". Первая из них, охватывающая примерно первые пять лет жизни ребенка, характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры как крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), так и лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики.

Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне.

Агенты политической социализации.

Передача политических ценностей, установок и моделей политического поведения осуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов политической социализации.

Агенты политической социализации подразделяются на политические и неполитические. Политические. Неполитические. В реальной жизни действие политических и неполитических агентов политической социализации тесно переплетается.

На первом этапе политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным источником социализирующей информации. В странах с довольно стабильной политической системой (США, Великобритания) существует сильная корреляция политических ориентаций детей и их родителей. Воспитываясь в семье, ребенок рано входит в контакт и с другими агентами политической социализации. Сначала это детские дошкольные учреждения, а затем и школа, которая играет не менее важную роль, чем семья в процессе политического становления личности.

Школа не только дополняет, но и в чем-то может перестраивать политическую информацию, полученную ребенком в семье. В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям. Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны, объясняются права и обязанности граждан. Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества. Американская школа, например, воспитывает молодых американцев в духе "американской" исключительности и мессианизма. В то же время учащиеся американских школ с детства ориентируются на достижение согласия в сфере внутриполитических отношений. В Китае с ранних лет детей в школе воспитывают в духе безоговорочного уважения к политическим лидерам, официальной идеологии. Формирование подобных политических установок крайне важно для воспроизводства господствующей в обществе политической культуры и обеспечения стабильности функционирования политической системы.

Важнейшим агентом политической социализации является внесемейное ближайшее окружение, персонифицированное в друзьях, группе сверстников. В определенных ситуациях воздействие этого агента может быть сильнее, чем семьи и школы. Например, в США велико социализирующее воздействие групп сверстников в рамках относительно замкнутых, локализованных пространствах типа негритянских гетто, китайских городков. Подобное влияние является одним из источников девиантного политического поведения.

В современном мире уже на первом этапе политической социализации важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой коммуникации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио. Вместе с тем СМК могут быть использованы и для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам. CМИ воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам.

Второй этап политической социализации – партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. В целом ряде стран учащиеся старших классов и студенты принимают участие в политической жизни общества. Это довольно сложный период становления личности. В этом возрасте происходит осознание собственного "Я" как осмысления своего места в жизни, сопровождающееся подчеркнутым стремлением к независимости и самостоятельности, непослушанием взрослым, в том числе и родителям. В результате выстраивается параллельная система ценностей, не пересекающаяся с взглядами родителей, а частично и с взглядами сверстников.

Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения.

На партиципаторной стадии число агентов политической социализации расширяется. В формировании политических взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации, церковь, деловые круги, армия.

Третий этап политической социализации - постпартиципаторный - начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом возрасте люди, если не происходит каких-либо экстраординарных событий в личной жизни или в жизни общества, обычно не меняют сложившихся и устоявшихся политических взглядов.

«Поведение политическое»

форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие.

Политическое действие есть форма активности политического субъекта, направленная на политические отношения, политическую систему общества и ее институты и другие объекты. Целевая направленность политического действия может быть конструктивной и деструктивной. Это зависит от многих факторов и условий объективного и субъективного характера. Субъективные факторы - это совокупность политических знаний, идей и других компонентов духовного мира, определяющих собственную позицию, способность и возможность выбора субъектом политической линии действия или бездействия. Объективные - это внешнезаданные факторы типа политической организации, к которой принадлежит личность, занимаемая ею должность и т.п.

Политическое действие может быть прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, осознанным и неосознанным, открытым и закрытым и т.п. Наиболее массовыми политическими действиями являются выборы, референдумы, митинги, манифестации, демонстрации. Индивидуальное политическое действие - это политический акт индивида, имеющий общественно-политическое значение, смысл, или способ выражения суждения, мнения личности о политике и политиках, который выражается практически. Любая форма политического действия различается по степени активности ее субъектов, мере воплощения в ней качества политичности.

Политическое бездействие - это способ выключенности из политической жизни, который может проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия.

Политическое поведение по своей субъектности может быть индивидуально-личностным и коллективным, каждый тип которого свидетельствует о разнообразии форм активности людей, не сводимых только к действию или бездействию. В политической жизни порой трудно однозначно определить мотивацию политического поведения субъектов, в результате чего формы последнего могут смешиваться, взаимоисключаться и т.п. Вместе с тем следует политическая практика фиксирует. Что наиболее распространенными формами политического поведения личности является роль избирателя, члена партии, партийного функционера, политического активиста, профессионального политика. Для большинства населения характерен тип пассивного потребителя политической информации, результатом которого выступают разговоры в тесном кругу друзей, соратников по работе <о политике и политиках> не выходящие на сферу активных политических действий.

Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие:

· - реакция, когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди или институты;

· - периодическое участие, связанное с делегированием полномочий во всякого рода выборах, полит. кампаниях;

· - Деятельность в политических организациях, партиях;

· - выполнение политических функций в рамках государственных органов: служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка;

· - посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

· - прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности как митинги, демонстрации, забастовки;

· - воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Известна мощная побудительная сила интереса как важнейшего стимула политической деятельности. Источником мотивации политического действия служит наличие определенной проблемы в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Но для того, чтобы интеллектуальный факт понимания перерос в действие на его основе, требуется новое звено - психологический импульс готовности к действию, который складывается из желания принять участие в действии и уверенности в возможности его успеха. Двигателями этой цепочки - от проблемы к действию по ее решению - могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели. В зависимости от доминирования основного мотива и формируется облик, характер политического поведения: оно может выглядеть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, или быть продуманной, прагматичной системой акций по последовательной реализации принятой программы.

Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов (оснований) как:

· - роль, это та формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

· - статус, или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов принять на себя в политике;

· - принадлежность к группе, социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений;

· - участие в организации - группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.

В политологии существует стойкая традиция анализа политического поведения с акцентом на выявление его подсознательной мотивации, неосознаваемых оснований, таких как влечение к агрессии, сексуальное утверждение, чувство вины. Такая установка позволяет выявить личностный, причем далеко не рациональный смысл политики и политического поведения. Она была заложена политологом Г. Лассуэлом в работе "Психопатология и политика" применившим метод психоанализа к истолкованию политических явлений.

Признание значения подсознательной мотивации политического поведения, высокой степени его зависимости от состояния психики человека и его жизненного пути не означает ограничения факторов детерминации политического поведения только этой сферой, требует учета многих других факторов и обстоятельств, от которых оно зависит.

Это тем более важно делать, имея в виду, что в политическом поведении как в коллективном действии люди ведут себя по-разному, и среди основных его участников обычно выделяют следующих:

· - лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей; характер лидерства, способы влияния на людей, формы организации последователей могут быть различными;

· - активисты - посредники между лидерами и последователями, они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения массы;

· - последователи - их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организации, они поддерживают выдвинутые лидерами цели, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко;

· - лидеры мнения - не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, делают проблемы объектом всеобщего внимания, к ним обращаются за советом, но не за директивой для действий.

Для характеристики различных модификаций политического поведения в политологии используется термин "политическая иммобильность", которым обозначают такие разнородные состояния деятельности людей как их выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития или их заорганизованностью; политическая апатия, являющаяся формой неприятия политической системы, отказом от каких-либо форм сотрудничества с ней; политический бойкот - выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.

Люди избегают участия в политических делах в силу действия не только внешних, но и внутренних факторов, мотивов. Социально-психологическим состоянием. блокирующим механизм политического поведения, служит АНОМИЯ - ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение. К причинам этого явления относятся:

· - безвластие - когда собственное поведение субъекта не определяет течения событий;

· - беззначимость (meaningless) - ситуация. когда теряются ориентиры веры и это важнейшие основание действия исчезает;

· - отсутствие норм (normless) - убеждение, что только неодобряемое, бросающее вызов другим поведение может способствовать достижению желаемого результата;

· - изолированность - отсутствие уважения к ценностям, господствующим в обществе, они просто не принимаются во внимание при решении жизненно значимых для политики вопросов;

· - самоотчуждение (self-estrangement) как реакция на неспособность влиять на события.

Наиболее широко распространенным видом негативного политического поведения служит феномен АБСЕНТИЗМА - отказа или воздержания от участия в выборах. Количество избирателей, отказывающихся от участия в голосовании, увеличивается, когда: 1) сам выбор приходится делать или из очень ограниченного (1-2), или из очень большого числа кандидатов; 2) на фоне экономической разрухи, деградации условий существования политический плюрализм выгладит просто раздражающе и оборачивается отказом от участия в выборах, которые на взгляд гражданина являются пустой тратой времени и ресурсов; 3) слишком частые выборы; 4) неприязнь к личности кандидата или тому движению, которое он представляет; 5) "противоречивые искушения", когда момент исполнения гражданами своего долга совпадает с периодом отдыха или отъездом.

Среди мотивов поведения, сдерживающего участие в выборах, доминирующую роль играет чувство безразличия к политическим делам, враждебность к политической системе, впечатление сложности, запутанности избирательного процесса.

В большинстве политических процессов люди участвуют будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования, представляя собой участников митинга, демонстрации, аудиторию передачи и т.п. Находясь в таком состоянии, они приобретают специфические черты массы, к которым относятся:

- статистичность - люди, собранные в массу, не представляют целостного образования, отличного от составляющих его элементов;

· - стохастичность, вероятность - случайность, неупорядоченность отношений, границы массы размыты, а состав неустойчив;

· - ситуативность - ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;

· - разнородность состава, его межгрупповая природа;

· - аморфность - отсутствие внутренней организации, структуры;

· - анонимность - члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными свойствами, личностными качествами.

При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух ее основных типов: публики и толпы. У публики отсутствует какая-либо специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен. Но практически она всегда формируется на более или менее устойчивой рациональной основе, ею, как правило, является или общая информация. или общий интерес. Ярко выраженные черты толпы: скученность на ограниченном пространстве, относительная длительность совместного пребывания в одном месте, отсутствие способности контроля над взаимодействием, все это создает возможность стремительного заражения - взаимной передачи чувств между собранными индивидами.

В толпе ограничиваются произвольные движения, что вызывает концентрацию внимания на словах оратора, но поскольку всякое сосредоточение внимания имеет определенные пределы, то наступает постепенное утомление внимания, а вслед за ним идет период когда открывается обширное поле для внушения, т.е. все менее критичного восприятия слов оратора, и, таким образом, спокойная толпа становится толпой возбужденной, происходит и усиливается общее взаимовнушение.

Знание этого простого механизма объясняет использование многих известных и широко распространенных атрибутов политического общения в массовых аудиториях: мимики, жестов, шумов и усилителей звука и др. Эти приемы ломают тонкую грань, отделяющую публику от толпы, увеличивают долю физического взаимодействия в ущерб интеллектуальному контакту.

Регуляция политического поведения должна носить властный характер, использовать механизмы принуждения и авторитета, но она не может быть уподоблена технологической операции слежения и постоянного контроля. Как только контроль за политическим поведением становится тотальным, инициатива. а вслед за ней участие и активность уходят, уступая место вялому исполнению указаний, или вообще замещаются политическим отчуждением. Поэтому регуляция обязательно должна оставлять место для инициативы и самостоятельности, ни в коем случае не сводиться к жестким предписаниям и давлению. К числу же факторов, степень влияния которых на политическое поведение массы практически всегда является очень большим, необходимо отнести следующие:

1) роль лидера;

2) характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику;

3) закрепление черт, норм, принципов регуляции политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы.

В круг факторов, от которых зависит регуляция политического поведения, включаются также:

· - уровень информированности участников, чем он выше, тем поведение рациональнее, и наоборот;

· - политическое образование, расширяющее в конечном счете широту навыков, способов достижения целей политического действия;

· - степень групповой идентификации участников политического действия, по мере ее роста возможности регуляции их поведения увеличиваются;

· - политизация деятельности различных общественных организаций способствует сплочению участников политического действия на основе той или иной программы, ограничивает возможность инициативных самостоятельных действий отдельных участников, повышая степень урегулированности политических процессов;

· - увеличение степени риска в ходе развертывания того или иного политического процесса, принятия политического решения способствует сплочению людей, стремлению к консолидации на основе приверженности к тем или иным основным ценностям, принципам при снижении значимости, внимания к оттенкам и нюансам во мнениях и позициях;

· - сходным по своим последствиям является и действие такого фактора как усиление влияния партий на ход политических процессов.

.35. Государственная политика и управление как категории политической науки.

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

· правовой подход;

· политический подход;

· управленческий подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

· следования принципу верховенства права (правовой подход);

· следования воле народа (политический подход);

· следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Государственная политика - основные принципы, нормы и деятельность по осуществлению государственной власти. Различают внутреннюю и внешнюю политики. (?)

36. Государственная молодежная политика в РБ

Молодежная политика является частью государственной политики в области социально – экономического, культурного и национального развития Республики Беларусь. Ее реализация – одно из приоритетных направлений деятельности белорусского государства.

Реализация государственной молодежной политики представляет собой целостную систему мер правового, организационно – управленческого, финансово – экономического, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в жизни и развитии белорусского общества.

Основные мероприятия по реализации молодежной политики осуществляются в соответствии с Республиканской программой «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 04.04.2006 № 200. [ 10, Приложение 1] Данная программа является продолжением комплекса мероприятий по реализации молодежной политики, отраженных в ранее действующих программах «Молодежь Беларуси» на 2000-2003 г.г. и на 2004 – 2005 г.г. [9, 10] Следует отметить, что ныне действующая программа принята на более длительный срок. Это позволит осуществлять плановый, системный и дифференцированный подход в осуществлении государственной молодежной политики.

Программа «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы разработана для улучшения социально – экономического положения молодых граждан и молодых семей, сохранения и повышения уровня духовно – нравственной, гражданско– правовой и физической культуры молодежи.

В реализации программы принимает участие целый ряд государственных органов: министерства, местные исполнительные и распорядительные органы власти, государственные комитеты, ведущие высшие учебные заведения страны, общественные организации и т.д.

Целью настоящей работы является обоснование выбора путей реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы отраженных в программе «Молодежь Беларуси».

1. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Обозначить приоритеты молодежной политики на современном этапе;

2. Изучить социально – психологические особенности молодежи;

3. Проанализировать содержание республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы.

4. Определить предполагаемые результаты от реализации программы и их актуальность.

Объект исследования: молодежь Беларуси как социально – демографическая группа, проходящая социализацию в конкретных условиях жизнедеятельности белорусского общества.

Предмет исследования: содержание республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы.

Методология исследования базировалась на проблемах реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь, политической, экономической и культурной социализации молодежи.

Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы

2.1 Направления реализации программы

Основной целью республиканской программы является развитие потенциала молодых граждан для их самореализации и участия в созидании сильной и процветающей Беларуси через создание оптимальных социально-экономических, правовых и организационных условий.

В рамках реализации республиканской программы предполагается решение следующих задач:

1. повышение образовательного уровня молодежи, ее готовности к труду;

2. патриотическое воспитание молодых граждан, формирование у них правовой и политической культуры, мотивации к осознанному, ответственному и активному участию в общественной жизни страны;

3. улучшение условий для активного и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни общества;

4. совершенствование позитивных молодежных инициатив, соответствующих идеологии и направлениям социально-экономического развития белорусского государства;

5. формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья молодежи;

6. совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодой семьи;

7. развитие молодежного туризма и международного молодежного сотрудничества.

Республиканская программа "Молодежь Беларуси" на 2006-2010 годы носит целевой характер и призвана обеспечить координацию действий всех органов государственного управления, а также детских и молодежных общественных объединений.

Ответственными исполнителями этой программы являются: Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство труда и социальной защиты, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство юстиции, Министерство финансов, Государственный комитет пограничных войск, Национальная академия наук Беларуси, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, Национальная государственная телерадиокомпания, местные исполнительные и распорядительные органы, Национальный банк, открытое акционерное общество "Сберегательный банк "Беларусбанк", общественное объединение "Белорусский республиканский союз молодежи", общественное объединение "Белорусская республиканская пионерская организация", Федерация профсоюзов Беларуси, республиканский союз общественных объединений "Белорусский комитет молодежных организаций", молодежные и детские общественные объединения.

1. Основными направлениями реализации республиканской программы являются:

1. повышение престижа и возможности получения качественного образования;

2. воспитание гражданина-патриота;

3. создание условий для активного и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни страны;

4. пропаганда здорового образа жизни, предупреждение пьянства, наркомании, правонарушений, в том числе торговли людьми;

5. развитие молодежного туризма, международное молодежное сотрудничество;

6. информационное обеспечение системы работы с молодежью. [10]

2.2. Ожидаемые результаты и мероприятия, направленные на реализацию республиканской программы

Ожидаемые результаты от реализации республиканской программы:

1. Оптимизация системы государственно-общественного управления

в сфере государственной молодежной политики;

Основным направлением государственной молодежной политики является разработка и принятие законов о правовых нормах и гарантиях для молодежи, соответствующих мировому уровню (с учетом белорусской модели развития общества). [17, с.38]

При этом необходимо исходить из специфики развития как на региональном, так и на республиканском уровне. [14]

Следует уделять особое внимание управлению в сфере государственной молодежной политики, которое должно представлять особый многоуровневый процесс, включающий деятельность всех ветвей власти. [8, с.46]. С этой целью разработаны региональные программы «Молодежь», в частности областная программа «Молодежь Гомельщины» [Приложение 4] и городская программа «Молодежь Гомеля» [Приложение 5]

1. Программа «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы разработана в целях дальнейшей реализации государственной молодежной политики.

2. Основными направлениями программы являются повышение престижа и возможности получения качественного образования, поддержка творческой и научной молодежи, воспитание гражданина-патриота, развитие системы трудоустройства молодежи на постоянной основе, пропаганда здорового образа жизни, помощь молодым семьям, развитие молодежного туризма, принятие упреждающих мер по нераспространению среди молодых людей криминала, пьянства, наркомании.

3. Программа предусматривает создание условий для более активного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитие позитивных детских и молодежных инициатив.

4. Ожидается, что в результате реализации данной программы повысится качество жизни сельской молодежи, снизится уровень миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах, уменьшится число безработных среди молодежи, будет развита система временной и сезонной занятости молодежи.

5. Воплощение в жизнь положений программы позволит укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности молодежи, возродить ценность и значимость семьи в общественном сознании, укрепить семью, увеличить рождаемость, консолидировать общественное молодежное движение в целях построения сильной и процветающей Беларуси.

37. Политика государства в сфере конфессиональных и национальных отношений в РБ.

Религиозные конфессии на территории Беларуси

В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, старообрядчество, католичество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии.

Девяностые годы ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречивыми процессами. Среди них следует выделить процесс религиозного возрождения. Многие люди начали искать для себя новые нравственные ценности.

Реализация принятого в 2002 году новой редакции Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» позволила укрепить государственные приоритеты в конфессиональной политике, не допустить распространение псевдорелигиозных, деструктивных организаций в республике.

 

Подписанное в июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью послужило предпосылкой к дальнейшему развитию и совершенствованию отношений государственных органов и религиозных организаций, укреплению влияния религиозных институтов в обществе и авторитета государства как гаранта конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и его роли в сохранении исторического, культурного и духовного наследия белорусского народа.

----------------------------------------------

По состоянию на 1 сентября 2009 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 3094 религиозные общины, которые представляют 25 конфессий и религиозных направлений. Кроме того, в соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). В последние годы отмечаются процессы стабилизации религиозности населения страны и рост авторитета исторически традиционных конфессий.

В Республике Беларусь созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных организаций, обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, сохранения межконфессионального мира и согласия в обществе, развития межрелигиозного диалога. Религиозные организации освобождены от уплаты земельного налога и налога на недвижимость.

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь (далее – БПЦ). Она составляет основу конфессиональной стабильности в республике. БПЦ объединяет 11 епархий, 1498 православных приходов, 5 духовных учебных заведений, 31 монастырь, 14 братств, 9 сестричеств. Действуют 1274 православных храма, еще 152 строятся. За период с 1990 года БПЦ передано более 820 бывших культовых и других зданий. В приходах служат 1499 священнослужителей. Священнослужители получают религиозное образование в пяти духовных учебных заведениях.

Активно развивается сотрудничество государства и БПЦ в соответствии с Соглашением, подписанным 12 июня 2003 г. Реализуются 14 программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления, оказывается значительная помощь в строительстве Духовно-образовательного центра, реставрации Жировичского Свято-Успенского монастырского комплекса.

В Республике Беларусь зарегистрированы 32 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий.

Укрепляются позиции Римско-католической церкви (далее – РКЦ), с которой государственные органы развивают конструктивные отношения.

РКЦ объединяет четыре епархии, которые насчитывают 470 общин. За последние 20 лет количество римско-католических приходов увеличилось в 4 раза. В республике действует 9 миссий и 9 монастырей РКЦ. Общины располагают 451 костелом, 35 строятся.

Нерешенной остается проблема пополнения католического клира из числа граждан Республики Беларусь: среди 407 священнослужителей насчитывается 168 иностранных граждан. Белорусские католические священнослужители готовятся в двух духовных семинариях РКЦ, открыт катехетический колледж для мирян.

Протестантские религиозные организации представлены 996 религиозными общинами, 22 объединениями, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14-ти направлений. Исторически традиционным на территории республики является лютеранство, которое насчитывает 27 общин. Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения христиан веры евангельской (501 община), евангельских христиан баптистов (271 общин), адвентистов седьмого дня (72 общины). Протестантские общины, как правило, немногочисленны (20-25 человек), исключения составляют общины в крупных населенных пунктах.

Отношения местных органов власти и протестантских организаций отличаются корректностью и взаимоуважением. Однако имеют место отдельные случаи нарушения законодательства Республики Беларусь со стороны протестантских организаций.

В 3 иудейских религиозных объединениях насчитывается 46 общин, которые располагают 7 культовыми зданиями.

В Республике Беларусь действуют 24 мусульманские религиозные общины суннитского направления и 1 шиитского. Действуют 6 мечетей, в 2008 году возобновились строительные работы на мечети в г. Минске.

Религиозная ситуация в стране остается устойчивой, прогнозируемой и управляемой, не отмечено каких-либо выраженных конфессиональных противоречий. Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями, в первую очередь с БПЦ.

Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. лично уделяет пристальное внимание вопросам деятельности религиозных организаций. Традиционными стали встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви (последняя состоялась в марте 2009 г.) и с руководством Римско-католической церкви в Республике Беларусь (последняя – в апреле 2009 г.).

Уполномоченный по делам религий и национальностей, местные исполнительные и распорядительные органы государственного управления осуществляют взаимодействие с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов, принимают меры по предотвращению нарушений действующего законодательства Республики Беларусь. С декабря 2008 г. действует Консультативный межконфессиональный совет при Уполномоченном по делам религий и национальностей.

*По состоянию на 01.01.2007 действуют 124 общественных объединения граждан 25 национальностей. В 2006 году зарегистрированы в установленном порядке грузинское, йеменское, эстонское объединения. Представителями общественных объединений национальных общностей создан Консультативный межэтнический совет при Уполномоченном, на заседаниях которого обсуждались актуальные вопросы межнациональных отношений и уставной деятельности объединений.

 

Продолжалось международное сотрудничество в сфере национальных отношений с аналогичными государственными органами Литвы, Молдовы, Латвии, Украины, Российской Федерации. В рамках конференции “Белорусские общественные организации в России: взаимодействие и пути дальнейшего сотрудничества” в г. Москве 27.11.2006 подписан Протокол о сотрудничестве на 2007 год между аппаратом Уполномоченного и Департаментом межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации. В мае 2006 г. в г.Москве организована презентация общественного объединения “Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами”.

В рамках подготовки к председательству Республики Беларусь в 2008 году в Центрально-Европейской Инициативе при финансовой поддержке данной международной организации в г.Гродно 8-9.12.2006 проведена 6-я международная научная конференция “Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе”.

Делегации представителей белорусских армян, молдаван, россиян, украинцев и цыган принимали в 2006 году участие во всемирных конгрессах соотечественников на своих исторических родинах, на которых доводили до широкой общественности объективную информацию о Республике Беларусь.

Уставная культурно-просветительная, образовательная, благотворительная и информационная деятельность национальных общественных формирований осуществлялась в рамках законодательства, при участии и поддержке республиканских и местных государственных органов.

Члены общественных объединений участвовали в государственных праздниках и общественно значимых мероприятиях страны, таких как III Всебелорусское народное собрание, проводили национальные праздники и научно-практические конференции, отмечали юбилеи писателей, общественных деятелей, художников и выдающихся личностей своих национальностей, которые внесли достойный вклад в мировую культуру. Так, украинцы посвящали культурно-массовые мероприятия 150-летию со дня рождения И.Франко и 335-летию со дня рождения П.Орлика, поляки – творчеству Э.Ожешко и А.Мицкевича, русские – юбилею Н.Рубцова, татары – М.Джалиля и Г.Тукая, дагестанцы – памяти Р.Гамзатова и т.д.

Еврейские объединения организовывали акции памяти жертв Холокоста на местах их гибели и захоронения, инициировали создание новых мемориалов, издали при поддержке Уполномоченного уникальный справочник “Встали мы плечом к плечу. Евреи в партизанском движении Белоруссии. 1941-1944 гг.”.

Республиканское общественное объединение “Ассоциация белорусских корейцев” отметило 15-летие со дня образования, 10-летний юбилей праздновали некоторые литовские, еврейские и польские объединения, Русский хор имени А.Никитиной.

В 2006 году в г. Гродно были проведены заключительные мероприятия VI Всебелорусского фестиваля национальных культур, ставшие в очередной раз ярким событием в культурной жизни страны, праздником межнационального согласия и дружелюбия.

Творческие коллективы большинства национальных объединений принимали участие в праздниках городов и районов, Международном фестивале искусств “Славянский базар в Витебске”. В отдельных регионах Брестской, Витебской, Гродненской и Минской областей были организованы дни польской и литовской культур. По инициативе общественного объединения немецкой культуры “Мосты” впервые в Минске был проведен вечер, посвященный Международному дню толерантности с участием еврейских, молдавских, польских и других национальных коллективов. Армянское и корейское объединения организовали сотрудничество с Белорусским государственным музеем народной архитектуры и быта и провели праздники своих культур на его территории.

Продолжалось сотрудничество с многими библиотеками в областях и г. Минске по формированию книжных фондов литературы разных народов и проведению этнокультурных мероприятий.

Органами по делам религий и национальностей совместно с заинтересованными проделан значительный объем работы по оказанию поддержки польским общественным объединениям, прежде всего общественному объединению “Союз поляков на Беларуси”, в реализации уставных задач.

За счет бюджетных средств, выделенных в 2006 году Уполномоченному, изданы сборники материалов научно-практической конференции “Народы СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.”, 5-й международной научной конференции “Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе”, 4-й международной научной конференции “Вопросы самосознания польского населения Беларуси”, справочник “Аб абароне правоў асоб, якія належаць да нацыянальных супольнасцей Беларусі”, буклет “Общественное объединение “Белорусская цыганская диаспора”, создан интернет-сайт общественного объединения “Союз поляков на Беларуси” и газеты “Глос знад Немна”. Была оказана финансовая поддержка общественным объединениям в изготовлении сценических костюмов для их творческих коллективов, выпуске печатных органов еврейских, польских, литовских, цыганских, украинских объединений, проведении культурно-массовых мероприятий, в том числе многонационального новогоднего телеогонька.

В рамках реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений Уполномоченным поддерживались и поощрялись инициативы, направленные на формирование у граждан взаимоуважения, понимания ценностей культурного разнообразия, а также негативного отношения к возможным проявлениям ксенофобии.

Так, большой общественный резонанс был у проведенного Уполномоченным республиканского конкурса среди журналистов печатных и электронных средств массовой информации на лучшее освещение вопросов о дружбе народов и межнациональных отношениях в Беларуси. Были учреждены специальные призы за вклад в укрепление межнационального согласия и популяризацию культур разных народов, которые вручены участникам фестиваля “Славянский базар в Витебске”, Республиканского туристского конкурса “Познай Беларусь”, фестивалей “Песни пограничья” и “Восточные сладости-2006”, турнира команд общественных объединений по мини-футболу и др. При активном участии аппарата Уполномоченного совместно с Национальным институтом образования подготовлен учебно-методический комплекс курса по выбору для старшеклассников “Национальные общности в Республике Беларусь”.

В результате сотрудничества аппарата Уполномоченного, органов по делам религий и национальностей облисполкомов и Минского горисполкома с СМИ, конкурса среди журналистов увеличилось количество публикаций, радио- и телесюжетов о государственной национальной политике, межнациональных отношениях, судьбах людей разных национальностей.

38. Политика и религия.

Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самых давних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так как эти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.

Научный подход к объяснению особенностей их сосуществования начался только во второй половине XIX в., когда политология и религиоведение сформировались как самостоятельные отрасли науки со своими предметами и методами. В работах некоторых политологов роль религиозных представлений на политическое бытие либо приуменьшается, либо совсем игнорируется, в связи с чем хотелось бы отметить, что игнорирование значения религиозных представлений, равно как и его абсолютизирование, приводит к довольно радикальным выводам, которые, конечно же, не подтверждаются общественной практикой. Современное общественно-политическое развитие человечества фиксирует возрастание влияния религиозного фактора на политическую жизнь государств и человеческой цивилизации. Поэтому выяснение закономерностей взаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов между политическими и религиозными факторами - одно из самых важных заданий политической науки.

1. Религия как фактор политической жизни общества

Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях - структурном и функциональном.

Структура политики охватывает политическое сознание, политическую деятельность, политические организации и политические отношения. А структура религии - религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные организации и религиозные отношения. Следовательно, составные религии и политики взаимосвязаны. Самое тесное взаимодействие существует между первыми тремя составляющими обеих систем.

Религиозное сознание. Имеет теоретический (концептуальный) и будничный (бытовой) уровни. Наибольшее влияние на формирование и развитие политики имеет теоретический уровень религии, который формируется в первую очередь на основе текстов Священных Книг: Веды, Трипитака, Авеста, Библия, Коран и тому подобное; Святого Перевода (произведения отцов христианской церкви, Сунна и др.), других книг веропоучительного характера. Теоретическая религиозность является основой не только богословских, а почти всех развернутых философских, этических и социально-политических учений. Она оказывает непосредственное влияние на формирование или обоснование определенного политического строя, общественных отношений, связанных с проблемой публичной власти. Со своей стороны институты публичной власти вместе с религиозными институциями утверждают сформированные стереотипы сознания и поведения верующих.

Религиозная деятельность индивидов. Разделяется на некультовую и культовую. Верующий человек в своей некультовой религиозной деятельности на теоретическом и практическом уровнях может влиять на политическую жизнь общества выполнением политических заказов власти или ее критики, прибегая к религиозным доктринам.

Религиозные организации. Теснее всего взаимодействуют с политической жизнью общества, являются институциализованной формой религиозных культовых систем. Как важные социальные институции, призваны упорядочивать сосуществование и деятельность людей, налагаясь на функции институций публичной власти.

Отношения институтов публичной власти с религиозными организациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественных институтов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплоть до полного подчинения светских институций религиозным. Зависит это от конкретного времени и места деятельности религиозных, светских институций, типа религиозных организаций. Церковь, которая имеет большое количество последователей в определенной стране, может диктовать благодаря своим многочисленным адептам выгодные ей условия, влиять на деятельность политических институций, партий. В более сложном положении находятся секты и харизматичные культы, функционирование которых всегда утруждалось именно на политическом уровне. Притеснения, репрессии против сторонников отдельных церквей, сект, культов нередко влеклись экономической, политической нестабильностью общества.

Тесная связь религии и политики обусловлена и основными функциями, которые выполняет религия в обществе. У религии есть множество различных социальных функций и большинство из них опосредовано через социум все же оказывают влияние на политику, но непосредственное отношение к ней имеют следующие:

Мировоззренческая функция. Сформированные с помощью религии миропонимание, мироощущение и тому подобное могут побуждать верующего человека к конфликту с носителями или субъектами политики (государством, партией, движением, лицом), если их принципы, конкретные действия противоречат взглядам, оценкам и нормам религиозного индивида или институции.

Регулятивная функция сориентирована на управление деятельностью, поведением верующих, благоустройство отношений между ними. До новейшего времени истории человечества религия единолично занималась выработкой определенных норм сожительства (мораль, религиозное право), стандартов поведения (воспитание) индивидов, устанавливала систему контроля над их деятельностью, поощрение и наказание, производила и внедряла в сознание желаемые мотивы деятельности членов общества. Это давало возможность соотносить конкретные ситуации, поступки с привитыми верующим системами ценностей.

Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.

Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм видел в религии средство укрепления общества за счет единения индивидуума и социума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди, совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).

Дифференцирующая функция обуславливает наличие раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое государство, или однородная по составу социальная группа.

Таким образом, политика и религия тесно взаимосвязаны как на структурном, так и на функциональном уровнях

2. Взаимовлияние политики и религии

Выясним, какое влияние могут оказывать и оказывают друг на друга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зрения политологии, влияние политики на религию.

Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

Не меньшее влияние оказывает и политика на религию. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними. Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.

 

Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии “исламского порядка". Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 1991 года заговор исламского террористического движения “Ан-Нахда" с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства.

Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.

Это были основные направления влияния религии на политику и наоборот. Любопытно, что на основе многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике, и в религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающее их взаимное существование. Более того, получилось так, что религия позаимствовала из общественно-политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно н





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1037 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2269 - | 2040 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.