Вопрос №1. Формирование и развитие социального знания: от античности до 19 в.
Вопрос№2. Возникновение социологии как науки «о порядке и прогрессе» (О.Конт, Г.Спенсер).
Курс позитивной философии А.Конт.
1. Учение о статике и динамике(стр.порядка обществен.)
Динамика – теория прогресса
Статика - телоия общественного порядка
2. Классификация наук.
Абстрактные,конкретные
3. Закон 3-х стадий развития.
Одновременно описывает эволюцию общества и эволюцию мышления
Теологичес кая стадия – человечество ставит наиболее трудные вопросы(откуда все произошло? И т.д.)
Метафизическая\абстрактная\филосовская стадия – с 13 века.
Человечество ставит те же вопросы,но объясняет через философские абстракции. Вплоть до 18 века.
Позитивная стадия – с 18 века..появляется наука социология.
Позитивное знание- полезное точное достоверное,опирающиеся на факты,умеющая за фактами видеть характер.,не стремящаяся к абсолютному знанию..........................
А. Конт – считается основоположенником позитивизма в социологии.
Позитивизм – ориентирован на методы естественных наук.
Г. Спенсер – основоположенник социал-дервенизма в социологии. Борьба за существование в 2 типах общества:
1)воинственное
2)промышленное(проявляется ввиде конкуренции)
Органическая социология – органицизм – изучить общество по аналогии живого организма.
Вопрос№3 Основные типы познания социальной жизни. М.Вебер о соотношении философии и социологии.
Обыденное познание:
1. Является результатом повседневного житейского опыта.
2. Не оформляется ввиде теории.т.е. не систематизированное,фрагментальное, не выявляет закономерностей.
3. Не имеет доказательного характера.
4. Имеет оценочный характер(аксиологический)
5. Решает в 1-ую очередь практические задачи.
Философское познание:
1. Является результаттом совокупного культурного опыта человечества.
2. Теоритическое знание
3. Имеет доказательный характер, используя логические доказательства.
4. Аксиологический характер
5. Решает мировозренческие задачи.
Опытно-Рациональное познание:
1. Является результатом специально-организованного познавательного процесса
2. Теоритичное,но теория опирается на факты и опытное знание.
3. Имеет доказ. Характер, доказательства являются как логическими, так и эмперическими.
4. Не аксиологично
5. Решает познавательные задачи.
М.Вебер о соотношении философии и социологии.
Философия – еще более абстрактна,чем социология и еще более генерализирующая.
(абстрагирование – отвлечение от одних признаков и переход к другим,более важным, Генерализирующая – обобщение)
Социология изучает оценки,нормы,идеалы,ценности.
Философия – их дает нам.
Вопрос №4 Возникновение социологии: социально-исторические и научно-теоретические предпосылки.
1. Научно-теоритические:
Умозрительное познание (не опирающиеся на факты)
2. Социально-исторические:
1. Появление гражданского общества,элементов правового государства и демократии.
2. Основана на принципах самоорганизации.
3. Усложнение социальной структуры.
4. Появление рыночной экономики.
Вопрос№5 Классический период развития социологии (социологические идеи К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера).
К. Маркс.
1. Общая философия – диалектический материализм.(диалект – учение о разв.) Бытие определяет сознание (прежде чем думать человек должен удовлетворять жизненные потребности:есть,пить и т.д.) Не практика из идей, а идеи из мат. практики.
2. Социальная философия – исторический материализм. Общественное бытие – определяет общественное сознание.(то как мы живем определяет наши мысли,идеи)
3. Социально – политическое и социально-экономическое учение. Основное содержание общественного бытия – материальное производство(производственные силы – производственные отношения).
Производственные силы: орудия,предметы,люди труда
Производственные отношения->отношения по поводу собственности(их Маркс назвал - экономический базис) Вся эта система - общественно-экономическая формация или конктретный исторический тип общества. Всего 5 формаций: первобытная,рабовладельческая,феодальная,капиталистическая,коммунистическая.
Э.Дюркгейм.
«Правила социологического метода», «О разделении общественного труда», «Самоубийства».
1. Социология должна изучать социальные факты.Все то что может оказывать на индивида принудительное воздействие.
2. Соц. факты следует изучать как вещи(изучать не предвзято, относиться как к новому, отказаться от предварительный знаний)(с эмперических методов)
3. В первую очередь нужно устранить предпонятия.
Как следует объяснять соц.факты? – Соц. факты нудно объяснять др. Соц. фактами. Соц. факты имеют коллективную природу.
М. Вебер.
2 класса наук: науки о природе(изучают вещи), науки о культуре(социальные)(изучают людей)
Науки о природе->объяснение->выявление причинно -следственных связей->объективный характер.
Науки о культуре->понимание->выявление смыслов человеческих действий->субъективный характер(мы сами считаем).
Важнее не причина, а как и какой смысл вкладывает человек в свое действие.
Соц. традиция – связана с Дюргеймом – социологический реализм – признает подлинной\значимой реальностью общество или группу.
Соц.традиция связана с Вебером – Социологический номинализм(«номина» - имя,название,обозначение) – подлинная,основная реальность – это индивиды,а коллективность - результат наших собственных действий.