Социология
Конспект лекций, методические материалы для студентов дневной и заочной форм обучения, образовательно-квалифицированного уровня «бакалавр».
Симферополь-2012
Одобрено к печати решением кафедры социологии и социальной философии
ТНУ им. В. И. Вернадского. 27 декабря 2011 года.
Социология
Конспекты лекций, методические материалы
Учебно-методическое пособие
Рецензент
Хриенко Т.Г. – доктор социологии, профессор ТНУ им. В. И. Вернадского
Автор-составитель
Доцент кафедры издательского дела и редактирования
кандидат исторических наук Пащеня В.Н.
Оглавление
Вступление
Ι. Конспекты лекций
1.1. Социология как наука, её предмет, методы
1.2. История становления и развития социологии
1.3. Методология и методика конкретных социологических исследований
1.4. Структура социологического знания
1.5. Личность и общество
1.6. Социальные взаимосвязи в обществе
1.7. Социальные группы в современном человеческом обществе
1.8. Социальные процессы и движения в обществе
1.9. Социальная мобильность: природа, проблемы, пути решения
II. Методические рекомендации и вопросы к самостоятельной работе студентов.
III. Методические указания и тематика научно-исследовательской работы (НИРС) студентов
IV.Варианты модульной контрольной работы для студентов дневной формы обучения
V. План комплексной контрольной работы для студентов заочной формы обучения
VI. Терминологический словарь (глоссарий)
VII. Список рекомендованной литературы
Вступление
Социология, как учебная дисциплина социально-гуманитарного блока, изучается студентами образовательно-квалификационного уровня «бакалавр». Целью её изучения является рассмотрение механизмов формирования и развития многообразных проблем, возникающих в обществе на определенной стадии его развития. Оно включает в себя эмпирические (опытные) знания, содержащие методику, технику, организацию социологических исследований и теорию проблемы.
Курс социологии неразрывно связан с изучением таких дисциплин как «Философия», «Культурология», «Политология», «Правоведение», «История Украины», «История украинской культуры», «Политэкономия» и рядом других.
Оценка знаний студентов дневной формы обучения по данной учебной дисциплине осуществляется по модульной системе согласно нижеуказанным шкалам оценки качества знаний:
Шкала №1.
№ | Формы проведения занятий | Количество баллов |
1. | Семинарские занятия | |
2. | Материал, вынесенный на самостоятельное изучение студентов | |
3. | Модульная контрольная работа | |
Всего: |
Шкала
По стабильной шкале (баллы) | По шкале ECTS | По национальной шкале |
90-100 | A | 5 (отлично) |
83-89 | B | 4 (хорошо) |
75-82 | C | 4 (хорошо) |
68-74 | D | 3 (удовлетворительно) |
60-67 | E | 3 (удовлетворительно) |
35-59 | FX | 2 (неудовлетворительно с возможностью повторной сдачи) |
1-34 | F | 2 (неудовлетворительно с обязательным повторным курсом обучения) |
Оценка знаний по темам семинарских занятий осуществляется из расчёта от 0 до 5 баллов по каждой теме (8 семинаров × 5=40 баллов). Студент должен иметь по каждой теме не менее 2-х баллов, после чего он допускается к написанию модульной контрольной работы.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение, сдаются студентами письменно в часы, определенные для индивидуальной работы. По каждой из 10 тем студент должен набрать не менее 10 баллов, после чего допускается к написанию модульной контрольной работы.
Студент дневной формы обучения допускается к выполнению модульной контрольной работы только после получения указанного выше минимума баллов по темам семинарских занятий и самостоятельной работы. Модульная контрольная работа выполняется письменно, по вариантам. В каждом из них содержится по 2 теоретических вопроса и по 5 терминов, ответы на которые оцениваются от 0 до 10 баллов по теории и от 0 до 4-х по терминам. Время написания – 45 минут.
Итоговая оценка выставляется после сложения всех баллов, полученных студентами за семинарские занятия, темы СРС и модульную контрольную работу по шкале № 2.
Студенты заочной формы обучения самостоятельно изучают курс социологии, после чего выполняют в аудитории комплексную контрольную работу по вариантам. Каждый вариант содержит 2 теоретических вопроса и 3 термина. Время написания – 45 минут. Оценка знаний осуществляется по следующей шкале:
-«5», если даны исчерпывающие ответы на все вопросы;
-«4», если даны ответы на все вопросы в сжатой форме;
-«3», если даны ответы на один теоретический вопрос и один термин;
В других вариантах выставляется «неудовлетворительная» оценка с повторным написанием работы.
Раздел I. Конспекты лекций по курсу
Конспект 1. Социология как наука, её предмет, методы.
Цель: рассмотреть социологию как обязательную учебную дисциплину социально - гуманитарного блока учебного плана, её объект и предмет, категории и законы, место в системе наук об обществе.
Время: 2 часа
Вопросы:
1. Научный статус социологии как учебной дисциплины, её объект, предмет, метод.
2. Методы познания в социологии, её категории и законы, функции.
3. Место социологии в системе наук об обществе, её структура.
Й вопрос
Термин «социология» происходит от греческих слов «societas» (общество) и «logos» (учение). Таким образом, термин понимается как учение об обществе, его элементах и условиях существования, также тех социальных процессах, которые протекают в его структурах.
В понятие социальной структуры входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, но и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальной структуры понимаются, прежде всего, физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей (индивидов, их групп, партий, объединений) в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие. Как самостоятельная наука, социология появилась в конце XVIII – начале XIX веков, когда в обществе шли глубокие социальные изменения, связанные с индустриализацией, переходом от феодализма к капитализму, появлением интеллигенции как отдельной группы.
Основоположником социологии как самостоятельной науки выступил французский философ Огюст Кант, отождествляющий социологию с обществоведением. Идеологи марксизма XIX века понимали социологию преимущественно как общественную науку в целом. Однако уже в начале XX века марксисты понимали социологию как особую науку – науку о социальных общностях, социальных процессах.
Во второй половине XX века появляются новые оценочные показатели социологии как науки:
А) как наука об общих законах развития общества;
Б) как наука о социальных отношениях, механизмах функционирования и развития социальных общностей.
В структуру социологического знания входит общесоциологическая теория, её специальные социологические течения. Теория рассматривает основные определяющие закономерности функционирования и развития общества в целом, социальных общностей, слоёв и групп населения, личностей. Она является фундаментом, на котором основываются специальные социологические теории, отраслевые социологические знания, прикладные социологические исследования.
Таким образом, объектом социологии можно определить как теоретическое, так и эмпирическое исследование закономерностей функционирования и развития общества как целостного социального организма. Это - общесоциологическая наука об обществе.
Предмет социологии, как науки, не имеет однозначного определения. Основными из них являются:
1. В западноевропейской литературе – как наука о различных социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри их.
2. Ученые США определяют социологию как науку об обществе, группах, их социальном поведении.
3. Советская наука определяла предметом социологии исследование структуры и развития человеческого общества как системы социальных отношений, структуры и развития общественно-экономических формаций и их элементов, а также источников социальной активности классов, групп и индивидов в обществе.
4. Российский социолог В. А. Ядов даёт следующее определение социологии как предмета: «Социология, - пишет он, есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, организации и социальных процессов как модусов их существования; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между разнообразными социальными общностями, между личностями и обществом, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения».
5. Харьковские социологи определяют предметом социологии науку о становлении и функционировании социальных общностей и организаций, объединений и социальных процессов, как науку о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между разнообразными социальными общностями, между личностью и обществом.
6. Последнее издание Вебетеровского словаря предметом социологии определяется изучение истории, развития, организации и проблем социальной жизни людей как представителей социальных групп.
Наиболее тесно социология взаимодействует с историей, т.к. обе науки исследуют социальную действительность в единстве необходимого (закономерного) и случайного. Различие же состоит в том, что история изучает социальные процессы post factum, а социология – in factum. Задача социологии состоит в изучении не только социальных отношений, но и системы общественных отношений.
Таким образом, предметом социологии является изучение закономерностей функционирования и развития общества, социальных общностей, различных слоёв и групп; их отношений между собой в процессе жизнедеятельности.
Что касается метода социологии как науки, то она использует в своих исследованиях как всеобщие, так и свои, специфические методы.
Й вопрос
Метод в социологии – это способ строительства и обоснования социологического знания, совокупность приёмов и способов, операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Методы социального познания, возможно, классифицировать на две основные группы: а) всеобщие; б) конкретно-научные.
К числу всеобщих методов, используемых в социологии, относятся:
1. Материалистическая динамика, согласно положениям, которой экономический базис – первичен, а идеологическая надстройка – вторична. Изменяется форма собственности, меняется и социально - классовая структура общества, политическая надстройка, сознание людей.
2. Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей, которыми определяются процессы социального развития, не зависящие от сознания человека.
3. Принцип историзма предполагает изучение социальных явлений, процессов возникновения, становления, развития, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств.
4. Принцип противоречия движущих сил, изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей, которые дают возможность извлечь уроки из прошлого опыта, самим разработать обоснования современной политики.
5. Системный метод как способ научного познания и практической деятельности, при которой части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Он предполагает выделение определённого самообразующего свойства (признака), обуславливающего поиск совокупности элементов системы, сеть связей и отношений между ними, её структуру. Он обязательно предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними, способов влияния друг на друга.
6. Сравнительный метод, с помощью которого раскрываются соотношения тождественности, схожести и различия между предметами и явлениями объективной действительности. При этом возможно и необходимо сравнивать не только объекты, а и стадии развития и таким образом устанавливать направления их эволюции.
В число специфических методов социологии, как науки, входят:
1. Метод эмпирического (опытного) социологического исследования, который представляет собой способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приёмов, процедур и операций теоретического и опытного познания социальной реальности.
Данный метод включает в себя: а) теоретическую связь, связанную с обоснованием цели и задач, определением гипотез и этапов исследования;
б) инструментальную, связанную с получением и обработкой социологической информации. Она связана с разработкой методики и техники конкретного социологического исследования, определением способов сбора, обработки и анализа информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперименты.
Категория – это научное понятие, выраженное в наиболее общих свойствах, связях явлений действительности. При этом следует найти, выделить основную категорию, отражающую качество объекта науки как целого. Для социологии – таковой является категория «социальная», которая отражает специфику бытия общества как субъекта жизненного процесса, а соответственно и специфику всех социальных субъектов и процессов.
Основной категорией «социальное», обслуживающей её, является категория «общество», которое обслуживает в свою очередь: а) конкретное состояние социальных субъектов, входящих в социальную структуру общества: социальная общность, нация, классы, семья, коллектив, личность; б) категории, выражающие социальные процессы: социальная дифференциация, интеграция, социальное равенство (неравенство), социальные противоречия и конфликты, социальная стратификация и мобильность, другие.
Второй категорией раздела социологии являются такие, которые обслуживают специальные отраслевые теории: социальная, экономическая, политическая, бытовая, управленческая; а также социальные организации, институты. Внутри них используется иерархия таких явлений, как труд, быт, политика, воспитание, демография, экология, менеджмент и другие.
Третей категорией являются социологические исследования, включающие в себя такие формы и методы как наблюдение, опрос, эксперимент, социальная инженерия, проектирование, социальная технология и т.п.
Социология, как наука, изучает большую группу специфических законов, к которым относятся:
1. Социальный как выражение существенной, необходимой, повторяющейся связи социальных явлений, процессов, прежде всего, социальной деятельности людей, их отношений.
2. Закон, определяющий роль способа производства в развитии общества; соответствия производительных сил характеру и уровню их развития.
3. Законы, функционирующие длительное время (например - товарно-денежные отношения); а также работающие в отдельных социальных структурах: в экономике – закон конкуренции; в социальной сфере – воспроизводства населения; в политической – зависимость политических отношений от уровня экономического развития; в духовной – зависимость от экономических и социальных условий жизни людей.
4. Динамические законы, определяющие направления, факторы и формы изменения в конкретных условиях развития общества: взаимозависимость его социальной структуры от форм собственности; миграционные и демографические процессы, текучесть рабочей силы.
5. Статические законы, выражающие взаимодействие между отдельными субъектами или субъекта с социальной средой (например – стабильность семьи, отношения между её членами).
Как самостоятельная отрасль знаний, социология использует в своей теории и практике ряд базовых функций. В их числе следующие:
1. Теоретико-познавательная, критическая сущность, которой состоит в создании целостной картины социальной жизни на базе накопления и обобщения знаний отдельных процессов и явлений.
2. Описательная, суть, которой состоит в систематизации и описании исследований в форме аналитических записок, отчётов, статей и т.п.
3. Прогностическая, проявляющаяся в выдаче социальных прогнозов как краткосрочного, так и долгосрочного характера.
4. Созидательная, т.е. такая, которая составляет основу для выработки и принятия решения органами управления.
5. Информационная, представляющая собой собрание, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований.
6. Международная, обеспечивающая, с одной стороны, исследование объективного исторического процесса, выработку перспективных и текущих заданий; с другой – подача материалов для дискуссий с концепциями другого рода; с третьей, распространение научных итогов исследований среди населения; с четвёртой, подготовка компетентных специалистов, способных глубоко и всесторонне усваивать социальные теории.
Исходя из вышеизложенного, вытекает определение роли и места социологии в системе наук об обществе, её функции и структура как учебной дисциплины. Социология – одна из большой группы общественных наук об обществе, изучающая то общее, что является характерным для социальной философии, демографии, истории и других наук.
Й вопрос
Своеобразие социологии, её особенности как науки в системе социально-гуманитарных знаний, проявляется по следующим основным направлениям:
а) является наукой об обществе и выступает общей теорией и методологией всех других общественных наук;
б) техника и методика изучения социальных явлений, методы социального измерения, разрабатываемые ею, используются иными общественными науками;
в) способствует созданию целой системы исследований, проводимых на стыке других наук: социально-экономических, социально-политических, социально-демографических, социально-психологических и ряда других.
В комплексе с философией социология на более высоком, конкретно-научном уровне изучает социальные общности и личности как объекты и субъекты деятельности. Социология ориентируется не на абстрактный, а конкретно-аналитический материал, анализ, исследование сложной и разнообразной деятельности социальных общностей, личности, на их взаимоотношения в процессе этой деятельности, используя свои эмпирические методы исследования.
В комплексе с политэкономией социология уточняет и конкретизирует на данном этапе те общенаучные законы, которые господствует на данном этапе те общенаучные законы, которые господствуют в сфере производства и обмена материальных средств жизни в обществе. Если политэкономия изучает только одну сферу – экономическую и один вид общественных отношений – производственные, то социология изучает весь комплекс взаимоотношений человека и общества.
Во взаимодействии с политологией, социология изучает не только политическую сферу, политику, политические отношения, процессы и закономерности их развития, но уточняет их сущность как общественных явлений. Социология изучает политические системы с точки зрения их социальной базы, устанавливает социальные предпосылки возникновения определённых партий, их связи с определёнными социальными группами.
Наиболее близкими к социологии наукам также называют антропологию и социальную психологию. Однако антропология занимается изучением происхождения и процессов развития человеческой цивилизации. Социальная психология изучает мысли, чувства, поведение индивида, обусловленные существованием и поведением других людей.
О взаимоотношении и соотношении истории и социологии сказано выше.
Структурно, социологию как самостоятельную науку, возможно, представить следующим образом:
Общая социологическая теория |
Социальные социологические теории, которые изучают специальности | Специальные социологические теории, которые изучают институты | Спецсоциологические теории, изучающие элементы социального механизма |
Социология: а)труда; б)управления; в)девиантности поведения |
Социология: а) науки; б) образования; в) семьи; г) общественной мысли |
Социология: а)города; б)села; в)этносоциология |
Теория, методика и техника конкретно-социологических исследований. |
Общая социологическая теория как начало начал:
а) раскрывает роль и место основных социальных связей;
б) формулирует принципы социального познания, основные методологические подходы к социальному анализу.
Специальная социологическая теория уточняет основные положения общей её части относительно отдельных механизмов социального взаимодействия. Она подразделяется на три основные группы:
1-я – изучающая социологию городов, сёл и этносоциологию;
2-я – изучающая социологию социальных институтов и организаций: науки, образования, семьи, общественной мысли и других;
3-я – анализирующая отдельные элементы социального механизма: труда, менеджмента, девиантного поведения и других.
Отдельным структурным элементом социологии выступает конкретно-социологический анализ (теория, методика и техника конкретно-социологических исследований) или эмпирическая социология, где исследования определяются как масштабами (международные, общенациональные, региональные, местные, профессиональные), так и по времени (длительные, оперативные и т.д.).
Весь этот комплекс в ряде случаев дополняется прикладной социологией как одного из элементов усовершенствования социальных процессов, протекающих как на макро, так и на микроуровне.
Таким образом, указанная выше структурная схема позволяет наглядно увидеть роль и место социологии как самостоятельной, специальной общественной науки.
В целях уяснения сущности и задач социологии как науки следует уяснить соотношение понятий «социальная система» и «общество».
Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их взаимосвязи и взаимоотношения; они развиваются, совершенствуются, переходя из поколения в поколение.
Социальные взаимосвязи – это процесс, в котором люди живут и чувствуют влияние одного на другого. Механизм её включает индивидов, которые совершают те или иные действия, смены в социальном сообществе или обществе в целом.
Общество – это совокупность людей, объединённых исторически сформировавшимися формами их взаимодействия с целью удовлетворения своих потребностей. Как большая система, оно органично объединяет в себе сферы общественной деятельности, составляющие свои подсистемы: экономическую, политическую, социальную, духовную.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- определение социологии как науки, объекта предмета и методов социологии;
- структуру и уровни социологического знания;
- функции социологии, её место в системе общественных наук;
- основные направления западноевропейских, американских и российских социологических теорий; отечественной социологии;
- основные подходы в оценке социологии современного украинского общества;
- теоретические положения теории конфликта в современном обществе.
Студент должен уметь:
- дать характеристику социальной структуры украинского общества начала XXI века;
- выделить общее и отличное в политической социологии и политологии;
- дать определения социологии культуры, этнонациональных отношений в Украине и Крыму в историческом аспекте;
- раскрыть типологию современной отечественной личности, семьи, города и села, расселения и миграции населения;
- составить план, программу социологического исследования, обработать их результаты;
- владеть основными методами социологического опроса респондентов;
- владеть терминологией, применяемой в социальных исследованиях, науке в целом.
Конспект 2. История становления и развития социологии.
Цель: рассмотреть исторические предпосылки возникновения социологии, основные этапы её развития в различные эпохи, учения представителей отдельных школ.
Время: 2 часа.
Вопросы:
1. Исторические предпосылки возникновения социологии как науки.
2. Основные этапы становления социологии в различные исторические эпохи, их школы.
3. Теории индустриального общества и конвергенции, реиндустриализации.
Й вопрос
Сформировавшаяся как наука во второй половине XIX века, социология за короткий срок прошла сложный путь становления и развития. Выделившись из философии, она сформировала целый ряд научных школ и направлений, как в международном, так и региональных масштабах со своими «национальными школами».
Субъективные предпосылки возникновения социологии берут своё начало одновременно, а возможно и реже, чем появилась государство. Уже в период родоплеменного строя существовала реальная необходимость опроса, выявления общественного мнения в период подготовки к проведению выборов вождя (вождей: военного и гражданского). Уже на том этапе в обществе складывались и решались как межличностные, семейные так и весь комплекс политических, экономических, религиозно-нравственных и других вопросов.
Данные субъективные предпосылки нашли своё развитие в период возникновения, становления и развития государственности во всех районах земной Ойкумены: в Египте, Вавилоне, Индии, Греции, Риме, средневековый и последующие периоды государственного строительства. В древнем Египте взаимоотношения государства и общества постоянно находились в движении:
а) в конце Древнего царства (2800-2280 гг. до н.э.) происходит ослабление центральной и усиление провинциальной (номовой) власти;
б) в период Среднего царства (ок. 2250-1700 гг. до н.э.) намечается усиление центральной власти, постепенно ограничивавшей власть местных органов управления;
в) период Нового царства (1575-1087 гг. до н.э.) вновь утверждается полное господство фараонов, его аппарата в центре и на местах. В это время в состав Египта вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и ряд других территорий. Фараонам приходилось решать этнонациональные и этнорелигиозные проблемы. Их недорешённость ослабляла многонациональное государство, которое пало под ударами сначала персов, а в 30 г. до н.э. вошло в состав Римской империи.
Столь же сложно развивались меж- и внутригосударственные отношения в Вавилонском государстве. После разгрома державы третьей династии Ура, единое государство Шумера и Аккада распадаются на два самостоятельных царства на севере и юге Двуречья, где господствующими стали вторгшиеся аморейские племена.
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4-х тыс.лет до н.э. в долине Инда с центрами в Хараные и Махенджо Даро. Здесь в середине I тыс. до н.э. на смену язычеству пришёл буддизм. Он сплотил отдельные племена и народы в империю Маурьев (IV в. до н.э. – II в. До н.э.). Отличительными чертами её стало общественное деление на касты (варны). Их было 5:
а) варна жрецов (брахманов);
б) военная знать (кшатрии);
в) вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы);
г) шудры (обнищавшие общинники, отпущенники, иноземцы и другие, то есть полусвободные граждане);
д) рабы (абсолютно бесправная социально-классовая категория населения).
Во II тыс. до н.э. в Китае, по берегам рек, возникают города, которые постепенно становятся военно-политическими центрами или царствами. К I в. н.э. китайское общество, пройдя рабовладельческий период, трансформировалось в феодальное общество.
К VI в. до н.э. в Греции развитие товарно-денежных отношений привело к социально-классовому расслоению населения на:
а) богатых землевладельцев;
б) крестьян-общинников;
в) геоморов – крестьян, обрабатывавших арендованные земли за 1/6 часть урожая
г) торгово-ремесленную верхушку;
д) простых ремесленников и мелких торговцев;
е) рабов.
Такой расклад заставлял правящую государственную верхушку идти на проведение различного рода реформ, чтобы сгладить обостряющие противоречия между богатыми и бедными, но свободными.
В Греции функционировало два государства: одно с центром в Афинах, другое – Спарта.
Своего наивысшего расцвета дофеодальные государства нашли своё отражение в Риме. В 509 году до н.э. здесь устанавливается республика, сменившая власть царей (рексов). В VI в. до н.э. общественный строй Рима раскололся на следующие категории населения:
а) патрициев – верхушку общества, владельцев крупных земельных наделов;
б) плебс – пришельцев, чужаков, но лично свободных;
в) клиентов – общих крестьян;
г) рабов.
До нашего времени в различных формах дошли философские работы таких античных мыслителей, как Платон (~ 347 г. до н. э.) и Аристотеля (~332 г. до н.э.). Социальные взгляды Платона были изложены в его трактате «Государство», где главной идеей была правление обществом интеллектуальной элитой (мудрецы и философы). У Аристотеля основой государства выступает зажиточное среднее сословие, но бедняки не отстраняются от власти.
Сложно развивалась государственность Рима, прошедшая следующие этапы:
1-й: период возникновения («период царей») – середина VIII – VI вв. до н.э.;
2-й: переход к республике – V в. до н.э. – 27 год до н.э.;
3-й: период империи – 27 г. до н.э. – 476 г. н.э., делившийся на два подпериода: принципат и доминат.
В последний подпериод Римская империя раскололась на Западную, в 476 г. н.э. разгромленную германскими племенами и Восточную, просуществовавшую ещё почти тысячу лет.
На каждом этапе своей истории римское общество расслаивалось на свои специфически-характерные категории. Это, как и в Греции, обязывало правящую верхушку проводить комплекс реформ. Так, в VI в. до н.э. Сервий Туями разделил всё мужское население Рима на 5 классов:
а) тех, кто владел имуществом в 100 тысяч асов;
б) тех, кто имел его до 75 тысяч асов;
в) владевших имуществом в 50 тысяч;
г) имевших имущество на 25 тысяч;
д) имевших имущество в 12,5 тысяч асов.
Неимущие, но лично свободные, не входили ни в один из классов и получили название «пролетарий» (от лат. рroles – потомство). Отдельную категорию населения составляли рабы.
Правом участия в публичном праве, т.е. управлении государством, пользовались только те, кто имел 3 обязательных статуса – свободу, гражданство и семью. Свободу не имели рабы как из числа военнопленных, так и разорившиеся римляне. Права римского гражданства были лишены все завоёванные народы. Эту категорию населения называли перегрины. Лица, не вступившие в брак и не являвшиеся домовладыками, также не являлись политически полноправными.
Таким образом, с распадом родоплеменного строя, переходом от военной демократии к государству, шёл процесс, требовавший:
а) в экономическом аспекте – разделять граждан на горожан и сельчан, внутри которых шло собственное расслоение;
б) в политическом аспекте – изыскивать формы и методы управления, позволявшие поддерживать «мирное» сосуществование лиц с различными объемами собственности;
в) постоянно совершенствовать формы экономического развития, учёта и контроля за производством, продажей различной продукции в целях её налогообложения.
Как известно, в целом, с V в н.э. в истории человечества наступает новый период его истории – Средневековье. Он подразделялся на 3 основные части: а) раннее
(V-XI вв.); б) развитой феодализм (XI-XV вв.); в) позднее (конец XV – середина XVII вв.). Главной особенностью данного периода стало господство схоластики и теологии. Однако и в этот период государство вынуждено было усовершенствовать общественно-политическое устройство. На смену рабам в сельской местности приходит крестьянство, которое лишают былой личной свободы, закрепляют за землей, которая становится собственностью феодалов.
Основными чертами европейского феодализма являлись:
1. Аграрный (в основном) тип экономики.
2. Основа общественного строя – крупное феодальное землевладение.
3. Основными классами общества являлись:
- члены государственного аппарата;
- феодалы – землевладельцы;
- феодально-зависимые крестьяне;
- горожане: купцы, ремесленники и другие, объединённые в цеха;
- духовенство различных конфессий;
- воинское сословие;
- люди без определённых занятий.