Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
Система – это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
Таким образом, социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Признаки общества как социальной системы таковы:
1) Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).
2) Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.
3) Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
4) Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
5) У него есть собственное название и своя история.
6) Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).
7) Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
8) Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия – страна, государство, общество.
Страна – это часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.
Государство – политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).
Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура
Формы социального развития. Теория эволюционного развития Спеснера и Парсонса.
Общество индустриального типа основывается на добровольном сотрудничестве и индивидуальном самоограничении. Оно характеризуется во всем той же индивидуальной свободой, которую подразумевает любая коммерческая сделка. Сотрудничество, за счет которого существует многообразная активность общества, становится добровольным сотрудничеством.
Спенсер подчеркивал, что степень сложности общества не зависит от воинственно-индустриальной дихотомии. Относительно недифференцированные общества могут быть "индустриальными", по Спенсеру (не в сегодняшнем понимании "индустриального общества"), а современные сложные общества могут быть военными.
Спенсер выдвигает концепцию однолинейного развития человечества, в соответствии с которой этапы человеческого прогресса жестко предопределены, так же как эволюция индивида от детства к зрелости.
Спенсер в целом не настаивал на необратимости развития общества па предопределенным этапам. Наоборот, он придерживался мнения, что они развиваются как ответ на их социальное и естественные, природное окружение.
Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится, несомненно, более гибкой, хотя и теряет свою цельность
Общая теория действия должна служить основой кодификации социально- научных знаний, руководством для исследования и базой для социализации
Социальных наук.
Общая теория действия представляет собой понятийные рамки, связанную схему
понятий, исходным пунктом которых являются действия людей. Рассмотрим
основополагающие понятия теории Парсонса.
Действие – целенаправленное, нормативно регулируемое и
мотивированное поведение в ситуациях, которое состоит из окружающего мира
(объекты) и ситуации (деятели и объекты).
Организм – биофизические основы поведения как деятельности,
которые связаны с предметами вне организма = поведенческий организм.
Деятель – как Ego – Alter, как эмпирическая система
действий = система личности, часть социальной системы.
Ситуация – часть внешнего мира, значимая для анализируемого
в этот момент деятеля; часть мира из перспективы Ego.
Ориентация на ситуацию – значение ситуации для деятеля для
его планов и стандартов.
Мотивационная ориентация – те аспекты ориентации деятеля на
ситуацию, которые связаны с ожиданием вознаграждения и депривации в зависимости
от потребности деятеля: когнитивный, катектический, эвалюативный способ
мотивационной ориентации.
Ценностная ориентация – аспекты ориентации деятеля в
ситуации, которые характеризуются соблюдением норм и стандартов; три способа
ориентации: когнитивная, эстетическая, морально-ценностная ориентация.
Социальная система – система действий с одним или большим
числом деятелей (индивидами или коллективами), причем для каждого деятеля
ситуация определяется существованием других деятелей и происходят
взаимозависимые действия, которые "концентрируются" в зависимости от того,
насколько велико согласие относительно общих целей, ценностей, нормативных и
когнитивных ожиданий.
Система личности – система, состоящая из совокупности
действий индивидуального деятеля, причем действия индивида определяются
структурой его потребностей и организацией целей и ценностей.
Система культуры – организация ценностей, норм и символов,
которые определяют действия деятелей; это не эмпирическая система, как личность
или социальная система, а некая абстракция их элементов; образцы культуры
состоят из взаимосвязанных элементов, которые образуют системы ценностей,
системы верований и системы символов. Они институционализированы в социальных
системах и интернализированы в системах личности