Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Макиавэлли смотреть в Социологии.




Марксизм, как методология анализа политики.

Марксизм, как системный подход является глобальным подходом к социальной действительности. Учение Макса это синтез 3-х традиций:

- немецкой классической философии (Гегель, Шеллинг, Феербах);

- английской политэкономии (Смит и Рикардо);

- французской исторической науки и французского социализма (Тьери, Гизо, Сен-Симон, Фурье).

 

По Марксу капиталистическое общество характеризуется двумя видами противоречий:

1) Противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Этот вид противоречия порождает второе противоречие.

2) Противоречие между ростом богатства меньшинства и нищетой большинства, что ведет к революционному кризису.

 

Уничтожение классов в результате революции приведет к исчезновению политики и государства, т.е они являются выражением общественных конфликтов. Законы развития общества объективны, а само развитие общества представляет собой естественно исторический прогресс.

 

См. в Социологии о базисе надстройки и общественно экономических формациях.

Государство в марксизме понимается как инструмент принуждения и подавления, который используется господствующим классом для сохранения своего господства.

Господствующий класс – это класс владельцев средств производства, класс руководителей государственного аппарата. Общие интересы, общие блага – это всего лишь миф. Буржуазная демократия носит лишь формальный характер. Права и свободы существуют только во благо единственного господствующего класса. Для остальных это обман или ловушка.

 

Основные последователи Марксизма:

1. На первом этапе это Кауцкий, Плеханов.

2. Следующем поколении: Ленин, Троцкий, Бухарин, Бауэр, Лукач, Грамши, Маркузе, Одорно и др.

 

Серьезной критике Марксизм был подвергнут со стороны немецкого философа и методолога науки Карла Поппера.

 

4. Психологический подход.

Психологическое направление в качестве самостоятельного складывается к началу 20-го века.

 

Политической науки близок отсительно небольшой спектр направлений психологии:

 

- бихевиоризм и необихевиоризм или по другому «теория стимулов – ответных реакций»;

- фрейдизм и его версии.

 

В основе бихевиоризма лежит анализ психики через исследование поведения. Поведение понимается как реакции-ответы (R) на стимулы внешней среды (S). Основной метод этого направления – это наблюдение и экспериментальное изучение реакции организма в ответ на воздействие внешней среды.

 

Представители политического бихевиоризма предлагали производить исследования по схеме: социально политические условия порождают определенное политическое поведение. Исходя из этой концепции человек – это объект манипуляции политиков.

 

В 30-х гг. 20-го века в США возник необихевиоризм. Его представители расширили традиционную формулу (стимул-реакция) введя между ними понятия «промежуточные переменные» - это факторы, служащие опосредующим звеном между S и R – это наблюдаемые мотивационные компоненты поведения.

 

Психоанализ Зигмунда Фрейда.

В работах «Тотем и Табу», «Массовая психология и анализ человеческого «Я» Фрейд исследовал социально-политическую структуру общества.

 

Схема этой структуры такова:

Вождь - это элита – массы. В основе связи, которые объединяют массу, лежит идентификация ребенка с отцом. Отождествление вождя с отцом идет из семейных отношений. Фрейд сводит социальную организацию к патриархальному семейству.

 

 

История политических учений.

Политические идеи античности

Средневековье.

Политическая мысль эпохи Возрождения

Эпоха Нового времени.

 

 

1. Платон выделял 4 реально существующих сменяющих друг друга формы государства:

Тимократия – власть честолюбцев. Благо распределяется равномерно между всеми членами общества, все решения принимаются коллегиально. Но честолюбие ведет к обогащению и наступает Олигархия, т.е. власть не многих, благо распределяется между олигархами, меньшинством, что приводит к массовым недовольствам и наступает демократия. Постепенно выделяются несколько лидеров из толпы, их становится всё меньше и в конце концов побеждает один. Наступает Тирания и один правитель тиран распределяет благо по собственному усмотрению.

 

Платон создал теорию идеального государства, в котором должно быть 3 слоя населения:

1) Философы-мудрецы, они правят. У них преобладает разумная часть души. Они создают законы, которые ведут к установлению блага на Земле. Мудрецы не могут иметь частной собственности и семьи.

2) Воины. У них преобладает аффективная часть души. Они должны следить за порядком, за исполнение законов, оберегают государство. Им нельзя иметь частной собственности, семьи, но можно иметь несколько жен и детей.

3) Крестьяне, земледельцы, ремесленники, торговцы могут иметь семью и частную собственность и должны строго соблюдать законы. Преобладает вожделеющая часть души.

 

Аристотель говорил, что человек есть политическое животное. Государство имеет естественное происхождение, продолжение природы.

Он выделял 3 правильных и 3 неправильных формы государственного устройства.

Правильные:

1. Монархия

2. Аристократия

3. Полития(когда у власти находится большинство – средний класс).

 

Неправильные:

1. Тирания

2. Олигархия

3. Демократия

 

2. Августин Блаженный (Аврелий) говорит о том, что государство необходимо.

Он говорит, что всех людей он делит на 2 града:

- те, которые строят Град Земной (строится на любви к себе, доведенный до призрении к Богу)

- те, которые строят Град Божий (строится на любви к Богу, доведенный до призрения к себе).

 

Августин подчеркивает временный, приходящих характер государства. Но если уж оно есть, то оно является относительным благом, т.е. созданным Богом. И значит пользоваться им нужно, но не наслаждаться, наслаждаться можно только от любви к Богу.

 

Фома Аквинский обосновывает существование государства с двух сторон. С одной стороны государство берет свое начало от Бога, с другой стороны, государство необходимо, т.к. общество кто-то должен вести к определенным целям.

Фома видит разницу между сущностью государства и его формой. Сущность государство от Бога. Форма государство от людей.

Народ может изменить форму государства в двух случаях:

1) Если государство превышает свои полномочия.

2) Если государство выступает против законов Божьих.

Но в обоих случаях решение о смене формы государства принимает церковь.

 

Макиавэлли смотреть в Социологии.

Жан Боден говорит о суверенитете, под чем подразумевает односторонние и безусловные господства единой властвующей воли. Боден сторонник абсолютной монархии, т.е. суверенитет принадлежит монарху. Абсолютная монархия, по его мнению, противостоит Теократии (власти церкви), феодальной и социальной раздробленности.

 

Дальнейшее развитие политической теории в Западных странах происходит на форне буржуазных революций, 16 – 18 века. В целом это развитие происходит в духе либерализма (свободный). Появляются и разрабатываются теории естественного права и общественного договора. В зачаточном виде эти теории присутствуют в трудах нидерландских мыслителей Гуге Гроция и Бенедикта Спинозы.

 

4. Развитое систематическое обоснование указанных теорий было дано англичанами Томасов Гоббсом и Джоном Локком.

 

Томас Гоббс.

Естественное догосударственное состояние человек а- это «война всех против всех», т.к. все люди от рождения равны и каждый стремится к частной собственности. Государство возникает в результате общественной договоренности, суть которой в добровольном отказе от части собственности для формирования государства, т.е. власти и ее обеспечения, которая будет обеспечивать сохранность остальной части собственности.

Гоббс был сторонником абсолютной монархии, т.е. именно монарх обладает суверенитетом.

 

Джон Локк.

Естественное состояние человека – это естественная свобода и равенство. Основные положения естественного права – это личная свобода и уважение к частной собственности. Джон Локк сторонних конституционной монархии. Так же он первым в буржуазной литературе выдвинул идею о разделении властей.

3 ветви власти:

1. Законодательная - это верховная власть, но и она ограничена правом собственности гражданина.

2. Исполнительная

3. Федеративная занимается вопросами политики.

 

Монтескье.

В анализ политической сферы кроме различных социальных факторов (законы, права, нравы, обычаи) вводит факторы географической среды. Кроме того, на форму правления жействует величина территории страны. Республика – это маленькая территория, монархия – средняя, деспотия – большая. Но главный вклад Монтескье в политологию заключается в обосновании теории в разделение властей.

 

Вводит 3 традиционные ветви власти:

1. Законодательная

2. Судебная

3. Исполнительная

 

Кроме того Монтескье является одним из основоположников радикально-демократического направления в Западноевропейской мысли. Ему принадлежит фраза: «Разрешено всё, что не запрещено законом».

 

Жан Жак Руссо.

Происхождение государства он выводит из неравенства людей, причем неравенство может быть двух разных видов:

- физическое

- политическое.

 

Теория государства Руссо: первобытный человек изобрел орудие труда. До этого человек жил в естественном состоянии, т.е. не было частной собственности и люди жили обособленно друг от друга. Переход к оседлому образу жизни обусловил сближение людей к революции в ведении хозяйства и к дифференциации общества на богатых и бедных. Государство возникло в результате внедрения в жизнь плана богатых по сохранению своей частной собственности и угнетению бедных.

Руссо требует народного суверенитета, народ должен править сам.

 

Эммануил Кант и Гегель.

Э. Кант, главное положения – каждый человек обладает или является абсолютной ценностью и не может рассматриваться только как средство к достижению цели. В политике необходимо стремиться к гармонии целей и средств. Государство – это объединение людей, подчиненных правовым нормам.

 

Гегель.

Гражданское общество – это сфера господства частных интересов, которая отличается высокой степенью организованности. Общество становится гражданским, потому что оно управляется государством.

 

Вместе с идеями либерализма в период с 16 по начало 19 века развиваются социально-утопические идеи. Их основные представители: Томас Морр, Томазо Кампанелла, Сен-Симон, Оуэн, Фурье.

 

 

Вопросы для самостоятельного изучения.

1. Политическая система общества.

2. Государство как институт политической системы. Формы государственного устройства и правления.

3. Политический режим.

4. Гражданское общество и его происхождение.

5. Избирательный процесс и избирательные системы.

6. Современные политические учения Запада см. в социологии.

7. Общественно-политическая мысль России.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 244 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2257 - | 2182 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.