Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека, политическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей в соответствии с правилами политической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориентации человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институализированном виде (т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.
В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всего заканчиваются либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).
Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
Политическая социализация – это процесс включения человека в политику, формирования у него определенного отношения к власти и политической активности на основе усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, т.е. политической культуры общества. Политическая социализация является одной из составляющих общественного процесса социализации человека. Усваивая посредством социального общения и воспитания и развивая в меру индивидуальных способностей социально-культурный опыт, индивид усваивает и развивает навыки, знания, нормы, ценности и традиции политической системы. По своему содержанию политическая социализация представляет собой двусторонний процесс: переход требований политической системы во внутреннюю структуру индивида и формирование активности индивида в отношении политической системы. Отсюда вытекают две основные функции политической социализации:
· приобретение индивидом умения ориентироваться в политическом пространстве;
· приобретение им навыков выполнять определенные роли в политической системе.
· Мера политической социализации отдельного человека индивидуальна. Но вместе с тем она внутренне обусловлена действием трех факторов:
· § возрастом человека;
· § наличием у него того или иного субъективного опыта;
· § способностью к самостоятельным формам мышления и поведения в сфере политики.
Комплексное; воздействие отмеченных факторов определяет стадию политической социализации: первичную и вторичную.
Первичная стадия характеризует выработку начального отношения к сфере политики посредством восприятия политической информации через мнения и оценки окружающих, появление первого самостоятельного опыта взаимодействия с властями. Содержание первичной стадии составляет усвоение индивидом выработанных обществом политических ценностей, установок, норм, ориентации; закрепление в структуре индивида стереотипов политической культуры общества. Вторичная стадия связывается с расширением самостоятельного политического опыта, с умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, формировать позиции, способные противостоять давлению коллективного мнения, с участием в специализированных политических объединениях и организациях. Вторичная социализация характеризует становление индивидуальной политической культуры личности, ее способность к самостоятельной выработке политических ценностей, установок, норм, ориентации. Среди великого множества факторов политической социализации особая роль принадлежит социальным, институтам, оказывающим целенаправленное влияние на формирование политического сознания и поведения граждан. Такие институты обозначаются в политологии в качестве институтов политической социализации. К ним относятся семья, школа, церковь, средства массовой информации, общественные объединения и организации, политические партии, государственные органы и учреждения. Влияние институтов политической социализации на членов общества осуществляют конкретные люди (родители, учителя, священники, журналисты, пропагандисты, агитаторы, информаторы и т. п.), которых называют агентами политической социализации.
В процессе политической социализации можно выделить пять типичных этапов:
Первый этап политической социализации приходится на дошкольные годы. В современном обществе ребенок уже в возрасте 3-4 лет приобретает первые сведения о политике. Основным институтом политической социализации на этом этапе, как правило, является семья. В процессе семейного общения ребенок делает первые шага в освоении политической культуры общества. Семьи имеют свои политические традиции (позитивное или негативное отношение к существующему политическому порядку, приверженность к той или иной политической силе или традицию аполитичности), которые передаются ребенку.
Второй этап политической социализации совпадает со школьными годами. Через школу ребенок начинает вовлекаться в государственную систему политического воспитания. Школьное образование в любом обществе призвано выполнять важные политические функции: прививать любовь к государству, его институтам, воспитывать патриотизм. Посредством изучения специальных дисциплин (истории страны, ее конституционных актов и т. п.) целенаправленно формируется определенная система знаний о политике.
Третий этап политической социализации начинается после окончания школы и продолжается лет до 25-30. На этом этапе приоритетное влияние на формирование политического сознания и поведения молодых людей оказывают различные формальные и неформальные молодежные объединения. На тех, кто после окончания школы продолжает учебу, большое влияние оказывают традиции высшего учебного заведения, его профессорско-преподавательский состав, студенческие организации. В высшей школе существенно углубляются и расширяются системные знания о политике. Молодежь более чем другие возрастные группы бывает недовольна существующей политической системой, которая, как им кажется, ущемляет их права, ограничивает свободы, препятствует быстрому продвижению по социальной лестнице.
Четвертый этап политической социализации связан с нахождением человеком устойчивого места в жизни. Он определяется с кругом занятий, профессией, постоянной работой, обзаводится семьей. У него остается все меньше и меньше времени для занятия политикой. И если круг деловых и профессиональных интересов человека прямо не связан с политической сферой, а условия жизни его вполне удовлетворяют, то политическая активность индивида падает, а его роль в политической системе чаще всего сводится к роли избирателя. Как правило, в зрелом возрасте политическое поведение человека становится более спокойным и умеренным, а политические взгляды – более стабильными.
Пятый этап политической социализации приходится на пожилой возраст. Закончив трудовую деятельность, человек уходит на пенсию, освобождается от массы текущих дел. У него появляется много свободного времени, которое часто, отдается политике. Политические взгляды пожилых людей в большинстве случаев консервативны. Их политическая активность направлена на сохранение традиционного порядка и противодействие всякого рода новациям.
Существует несколько типов политической социализации:
ü Гармонический – нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное отношение индивида к государству, осознание им своих гражданских обязанностей.
ü Гегемонистский – негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей».
ü Плюралистический – признание человеком равноправия с другими гражданами, способность изменять свои политические пристрастия, возможность перехода к новым ценностным ориентациям.
ü Конфликтный – формируется на основе межгрупповой борьбы, противостояния взаимозависимых интересов, цель политического участия его представители видят в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками.