Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—тановление и развитие социологии как науки об обществе




 

—ороковые годы 19 века - период становлени€ науки об обществе. ¬первые в научный оборот ввел этот термин ќгюст  онт (1798-1857гг.) - французский философ, социолог, основатель позитивизма. –абота€ секретарем ј.—ен-—имона, он развивал главные идеи этого ученого - представител€ утопического социализма, в дальнейшем ќ. онт создал свое учение, которое сначала назвал Усоциальной физикойФ, а 1938г. социологией. Ёто теори€ была изложена в Ђ урсе позитивной философииї и Ђ—истеме позитивной политикиї - главных трудах ќ. онта. ¬ этих трудах он формулирует и развивает Ђзакон трех стадий развити€ обществаї - теологической, метафизической, позитивной. ѕереход от одной стадии к другой характеризуетс€ сменой господствующих общественных идей. Ќа первых стадии - теологической, все €влени€ социальной жизни объ€сн€ютс€ на основе религиозных представлений, а мировоззрение действи€ми сверхъестественных сил. ¬тора€ стади€ - метафизическа€, €вл€етс€ критической по отношению к первой, божественные силы замен€ютс€ разного рода абстракци€ми, воплощенными в разного рода сущност€х. Ќа третьей - позитивной, по€вл€етс€ возможность позитивного, научного объ€снени€ наблюдаемых €влений, процессов и закономерностей и их развити€. ќ. онт классифицирует все существующие науки, выстраива€ иерархию от математики через астрономию, физику, химию, биологию, к социологии, котора€ представл€ет науку самого высокого уровн€.  отора€ должна способствовать снижению негативных €влений в обществе, рационализации и прогрессу. —вои выводы и обобщени€ социологи€ должна делать на основе наблюдений социальной жизни, путем непосредственной регистрации социальных факторов, использу€ методы эксперимента и сравнени€. —вою социальную теорию ќ.  онт подраздел€ет на социальную динамику, изучающую процессы изменени€ общественных €влений, и социальную статистику, изучающую социальную структуру и ее элементы. ѕо мнению ќ. онта, общество представл€ет собой целостную систему, в основе которой лежит разделение труда. ќ. онт по праву считаетс€ основателем социологии еще и потому, что он заложил основы дл€ придани€ социологии академического статуса отдельной науки. “руды ќ. онта оказали большое вли€ние на творчество многих социологов, особенно √ерберта —пенсера (1820-1903гг.) и Ёмил€ ƒюркгейма (1858- 1915гг.), которые развили и обогатили теорию ќ.  онта.

√.—пенсер основатель органической школы социологии, разделил позиции ќ. онта и рассматривал общество как целостный организм, сравнива€ его с биологическим организмом, описыва€ его как некое целое, состо€щее из взаимосв€занных элементов. ¬ дальнейшем √. —пенсер развивал Ђтеорию естественного отбораї, предложенную „.ƒарвиным, но применительно к общественному организму.

¬ процессе развити€ общества по€вл€ютс€ новые его структурные единицы, усиливаетс€ социальное расслоение, взаимосв€зь €влений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. ¬ последствии этот подход был назван Ђсоциальным дарвинизмомї.

Ѕольшой вклад в развитие социально-политической мысли внесли основатели марксистской школы социологии  арл ћаркс (1818- 1883гг.) и ‘ридрих Ёнгельс (1820-1885гг.). «начительное вли€ние на творчество  .ћаркса оказало учение √. √егел€ о диалектике.

√лавное место в марксистском умении занимает всесторонний социально-экономический анализ современного  .ћарксу капиталистического стро€.

—ущность марксистской концепции заключаетс€ в том, что в основе развити€ общества лежит единство и борьба противоположностей й создание более совершенных структур. Ѕазис любого общества - экономические отношени€ и классова€ борьба, а политика, религи€, семь€, образование составл€ют надстройку общественной системы. ѕроизводственные отношени€, в которые вступают люди, соответствуют определенной ступени общественного развити€ и не завис€т от воли людей. Ѕытие человека определ€ет его сознание. –азвитие общества - естественный исторический процесс, а конфликты и революции €вл€ютс€ движущей силой общественного развити€. ¬первые были определены и изучены основные классы буржуазного общества - пролетариат, буржуази€, кресть€нство и выделены п€ть общественно-экономических формаций:

- первобытнообщинный строй;

- рабовладельческий строй;

- феодальный строй;

- капиталистический строй;

- коммунистический строй.

ƒано описание основных и не основных классов буржуазного общества, рассмотрено пон€тие антагонистических противоречий, как непримиримых классовых противоречий, высшим про€влением которых €вл€етс€ революци€ и коренное изменение общественно- политического стро€.

Ёксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. ≈е можно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменит классовое.

«начительной фигурой французской классической школы социологии €вл€етс€ Ёмиль ƒюркгейм (1858-1917гг.), который развивал идеи ќ. онта о рационализме и познании общественных €влений и процессов как таковых, а не представлений о них.

ѕредметом социологии, по мнению Ё. ƒюркгейма, €вл€ютс€ социальные факты, социальна€ реальность, существующа€ объективно вне индивидуального сознани€. Ё.ƒюркгейм впервые попыталс€ разработать строгие методы исследовани€ социальных фактов.

 

Ђ‘ормальна€ї школа социологии √. «иммел€, ‘. “Єнниса и ¬. ѕарето

 

ѕервым представителем Ђформальнойї школы социологии считаетс€ √еорг «иммелъ (1858Ч1918 гг.). Ќазвание данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследовател€, который предлагал изучать Ђчистую формуї, фиксирующую в со≠циальных €влени€х самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преход€щие. ќпределение по≠н€ти€ Ђчиста€ формаї, тесно св€занного с пон€тием Ђсодержа≠ниеї, возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению «иммел€, она должна выполн€ть.

»х можно выделить три:

1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким об≠разом, что содержани€ эти образуют единство;

2) обрета€ форму, эти содержани€ отдел€ютс€ от других со≠держаний;

3) форма структурирует содержани€, которые она взаимно соотносит друг с другом.

“аким образом, нетрудно заметить, что зиммелевска€ Ђчиста€ формаї тесно св€зана с веберовским идеальным типом Ч и то и другое выступают инструментом познани€ общества и методом социологии.

ƒруга€ св€зь между теори€ми «иммел€ и ¬ебера Ч это прио≠ритет в них человеческого фактора, однако они используют дл€ этого различные методы.

“ак, использование «иммелем пон€ти€ Ђчистой формыї, по≠звол€ет социологу исключить из процесса исследовани€ челове≠ческих поступков иррациональные факторы: чувства, эмоции и желани€.

≈сли исключить эти психологические акты из предметной области социологии, по€вл€етс€ возможность исследовать исключительно сферу ценностей Ч область идеального (или идеосоциального, по определению самого «иммел€). ѕричем социолог должен изучать не содержание идеального, а изолированные цен≠ности. Ёто позвол€ет получить Ђстроительный материалї дл€ соз≠дани€ геометрии социального мира.

‘ормально-геометрический метод «иммел€ позволил выде≠лить общество вообще, институты вообще и построить такую си≠стему, в которой социологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.

»сход€ из этого, можно указать, что чиста€ форма Ч это отно≠шени€ между индивидами, рассматриваемые отдельно от психо≠логических аспектов.

ƒруга€ категори€, введенна€ «иммелем в научный оборот, Ч социальный тип.

—оциальный тип Ч это совокупность сущностных качеств че≠ловека, которые станов€тс€ дл€ него характерными с силу его включени€ в определенного рода отношени€.

 

 

—вою типологию социальности предложил и другой немецкий социолог ‘ердинанд “Єннис (1855Ч1936 гг.)

—огласно этой типологии можно выделить два вида человече≠ских св€зей: сообщество (община), где господствует непосред≠ственно личные и родственные отношени€, и общество, где прео≠бладают формальные институты.

—огласно мнению социолога кажда€ социальна€ организаци€ объедин€ет в себе качества, как общины, так и общества, поэтому именно эти категории станов€тс€ критери€ми классификации социальных форм.

“еннис выдел€л три таких социальные формы:

1) социальные отношени€ Ч социальные формы, которые обу≠славливаютс€ возможностью возникновени€ на их основе вза≠имных прав и об€занностей участников и имеют объективный характер;

2) социальные группы Ч социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиес€ созна≠тельным объединением индивидов дл€ достижени€ опреде≠ленной цели;

3) корпорации Ч социальна€ форма, обладающа€ четкой внут≠ренней организацией.

ƒругим основным компонентом социологической концепции “енниса было учение о социальных нормах. —оциолог также клас≠сифицировал их на три категории:

1) нормы социального пор€дка Ч нормы, основанные на об≠щем согласии или конвенции;

2) правовые нормы Ч нормы, определ€ющиес€ нормативной силой фактов;

3) нормы морали Ч нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.

 

ƒругой представитель формальной социологи ¬ильфредо ѕарето (1848Ч1923 гг.) рассматривал общество как систему, посто€нно наход€щуюс€ в состо€нии постепенного нарушени€ и восстанов≠лени€ равновеси€. ¬торым основополагающим звеном социоло≠гической концепции исследовател€ стала эмоциональна€ сфера человека, рассматриваема€ автором как основа социальной си≠стемы.

»сход€ из этого, ѕарето разработал теорию остатков, которые исследователь раздел€ет на два класса. ѕервый класс Ч это остат≠ки Ђинстинкта комбинацийї. ќстатки этого класса лежат в основе всех социальных изменений, и им соответствует психологическа€ склонность человека к комбинированию различных вещей. ¬то≠рой класс включает остатки Ђпосто€нства агрегатовї, выражаю≠щие тенденцию поддерживать и сохран€ть однажды сформиро≠вавшиес€ св€зи.

»менно противосто€ние этих типов остатков €вл€етс€ причи≠ной борьбы тенденций к сохранению и изменению общественной жизни.

ƒругим важным элементом учени€ ѕарето была классифика≠ци€ социального действи€. —оциолог выдел€л два типа социаль≠ного действи€ в зависимости от мотивации факторов:

1) логическое социальное действие осуществл€етс€ на основе разума и регулируемых норм;

2) нелогическое социальное действие характеризуетс€ незна≠нием людей их совершающих истинных объектов св€зей меж≠ду €влени€ми.

¬ сферу внимани€ ѕарето входили также процессы убежде≠ни€. »сследу€ этот феномен, италь€нский социолог выделил сле≠дующие его типы:

1) Ђпростые уверени€ї: Ђнадо, потому что надої, Ђэто так, по≠тому что это такї;

2) аргументы и рассуждени€, опирающиес€ на авторитет;

3) апелл€ци€ к чувствам, интересам;

4) Ђвербальные доказательстваї.

ƒругим феноменом общественной жизни, изученным ѕарето, стала элита. —ам мыслитель определил ее как избранную часть населени€, принимающую участие в управлении обществом. ѕа≠рето указывал, что элита не €вл€етс€ посто€нной и в обществе происходит процесс ее смены Ч круговорот элит.

 руговорот элит Ч это процесс взаимодействи€ между члена≠ми гетерогенного общества, в результате которого происходит из≠менение состава избранной части населени€ путем вхождени€ в нее членов из низшей системы общества, которые соответству≠ют двум основным требовани€м к элите: умению убеждать и уме≠нию примен€ть силу там, где это необходимо. ћеханизмом, по≠средством которого происходит обновление прав€щей элиты в мирное врем€, €вл€етс€ социальна€ мобильность.

 

ћакс ¬ебер (1864-1920гг.) - один из €рчайших ученых- социологов, философ и историк. ≈го творческое наследие огромно. ќн внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда. ќн основатель Упонимающей социологииФ. ћ.¬ебер работал в области политической социологии, социологии права, социологии города. ќн стремилс€ систематизировать и обосновать социологический пон€тийный аппарат.

Ѕольшое внимание ћ.¬ебер удел€л изучению социальной структуры общества и ее изменени€м, функционированию социальных групп, вопросам религиозного сознани€, социального конфликта.

¬ажным аспектом работы ћ.¬ебера €вл€етс€ актуализаци€ социального действи€ Ч €влени€, лежащего в основе социологии, и выдел€л четыре идеальных типа действи€: традиционное, аффективное, целерациональное и ценностнорациональное.

 аждый из этих типов в Ђчистом видеї в действительности не встречаетс€, а представл€ет некую комбинацию двух и более типов.

ћ.¬ебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма, рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации и управлени€, этот подход нашел свое отражение в У теории бюрократииФ- теории идеального управлени€.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

610 - | 516 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.