Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также для оценки того положения, которое он занимает в них, его функциональных возможностей по отношению к каждой группе, используются понятия «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус — положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.
Один человек обладает множеством социальных статусов, так как включен в различные социальные группы и категории. Это дало основание Р. Мертону ввести понятие статусного набора.
Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в определенный момент времени.
В социологии выделяют различные виды социального статуса. Например, в статусном наборе существует так называемый главный статус, т.е. наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он сам себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью.
Разновидностями социального статуса выступают предписанные и достигаемые статусы.
Предписанный статус — это статус, унаследованный индивидом от рождения или приписываемый ему обществом или группой независимо от его способностей или усилий.
Достигаемый статус — этс статус индивида, который закрепля ется через индивидуальный выбор и конкуренцию, с учетом способностей данной личности или в результате везения.
Для современного индустриального общества характерно преобладание достигаемых статусов. В целом это прогрессивная тенденция, т.к. достигаемые статусы ведут к значительно более справедливому заполнении: социальных структур в соответствиу с личными качествами индивида, его способностями, профессионализмом: что определяет эффективное функционирование индивида в рамках занимаемого статуса.
Выделяют также формальные статусы и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы.
С понятием социального статуса неразрывно связано понятие «социальная роль». Социальная роль — ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Поэтому только поведение, функционально связанное с определенным статусом, отвечающее ожиданиям других людей, независящее от индивидуальных характеристик индивида, и никакое другое является социальной ролью.
В настоящее время бытует мнение, согласно которому свобода индивида в построении роли зависит от специфики позиции, которую он занимает. При этом на одном полюсе расположены бюрократические (формальные) роли, при исполнении которых возможности импровизации минимальны, на другом же полюсе находятся роли неопределенные, такие, как роли родителей, друзей; в этом случае сфера свободы индивидов при построении ролей оказывается гораздо шире.
11) Мировая система и процессы глобализации
В современную эпоху значительно возрастает общепланетарное единство человечества, которое представляет собой единую мировую систему, все части которой находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Глобализация мира – объективный процесс, обусловленный растущей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов. Она проявляется не только и не столько в обострении глобальных проблем современности (7.4), сколько в том, что достигнут такой уровень интегрированности мирового сообщества, при котором успешное развитие каждой страны, каждого народа все больше зависит от состояния и изменения мира в целом. И наоборот, успех в решении проблем всего человечества оказывается в зависимости от активности и согласованности действий отдельных стран, народов мира.
В настоящее время еще не проявились в полной мере все аспекты глобализации, не стали очевидными все последствия этого сложного процесса. Здесь можно говорить лишь об определенных тенденциях.
1. Формирование единого информационного пространства на основе новейших компьютерных технологий – важный фактор трансформации обществ, изменения структур повседневности. Так, объединение пользователей в сети Интернет привело к образованию качественно нового социального пространства, где возможна коммуникация и интеракция партнеров, находящихся за тысячи километров друг от друга, в разных социальных средах и системах.
В пространстве, созданном благодаря компьютерной коммуникации, возникают новые ассоциации и сообщества, основанные на сходстве определенных целей и интересов. При этом сокращается дистанция между различными социальными слоями и группами. Жители сельских областей, которые до сих пор не имели шансов изменить свое социальное окружение, сегодня могут найти партнеров по интеракциям из самых различных социальных кругов. В связи с этим некоторые социологи говорят о феномене «глобальной деревни», имея в виду типично сельскую открытость и простоту общения участников подобных коммуникаций. Впрочем, другие социологи считают, что виртуальные контакты в компьютерном сообществе больше напоминают отношения городского типа и поэтому следует говорить о феномене возникновения «телеполиса».
Массовое использование информационных технологий привносит много нового в повседневную жизнь людей. Вопросы приобретения товаров, поиска работы, получения информации отныне все чаще связаны с выходом в компьютерную коммуникативную сеть. Расширение такой сети порождает новые формы общения между людьми, устраняет социальные барьеры, изменяет социальную структуру современного общества. Некоторые социологи сегодня ставят вопрос: возможно ли благодаря новым коммуникативным сетям, развитию кабельного телевидения и компьютерных технологий изменение самого характера общества, превращение его из «массового общества» в «общество индивидуальностей».
Значительные изменения происходят и на планетарном уровне. Мировое сообщество все больше превращается в глобальную коммуникационную систему. Тем самым создаются принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации отношений между странами, народами, людьми. Благодаря средствам массовой информации, развитию глобальных коммуникационных сетей ни одно национальное государство не остается изолированным от других, а оказывается включенным в мировую систему.
2. Важнейшая тенденция глобализации – усиление экономической интеграции, развитие новых форм транснационального бизнеса, контролирующего мировые финансовые и информационные потоки.
Современные транснациональные корпорации (ТНК) – их еще принято называть глобальными корпорациями, – в отличие от прежних ТНК производственного типа действуют преимущественно на информационных и финансовых рынках. Происходит планетарное объединение этих рынков, формируется единое мировое финансово-информационное пространство. Соответственно возрастает роль ТНК и тесно с ними связанных наднациональных экономических структур и организаций, таких как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и др.
В настоящее время 80 % новейших технологий создаются ТНК, доходы которых в ряде случаев превышают валовой национальный доход отдельных, довольно крупных стран. Достаточно сказать, что в списке 100 крупнейших экономик мира 51 позицию занимают ТНК. Причем сфера деятельности значительной части из них связана с разработкой гипертехнологий (или метатехнологий), к которым можно отнести сетевые компьютеры, новейшие компьютерные прграммы, организационныетехнологии, технологии формирования общественного мнения и массового сознания и др. Именно разработчики и владельцы подобных технологий контролируют сегодня финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.
3. Процессы экономической глобализации сопровождаются политической глобализацией, сущность которой составляет формирование транснациональной элиты. Новое качество межэлитного взаимодействия проявляется сегодня в том, что на смену относительно устойчивым альянсам в рамках национальных границ и военно-политических союзов приходит гибкая система временных элитных альянсов. Проведение многочисленных саммитов и встреч на правительственном уровне, организация форумов региональных ассоциаций и объединений – все это стимулирует образование взаимозависимых элитарных групп, слабо подотчетных национальным электоратам.
Некоторые исследователи, называя этот феномен «культурой Давоса», приходят к выводу, что в условиях глобализации происходит постепенное смещение центра принятия решений с национального на наднациональный уровень. Сегодня все наиболее важные стратегические решения принимаются небольшой группой ведущих держав типа «Большой семерки». Возрастает роль в политической сфере и различных интеграционных структур – НАТО, ОБСЕ и др. Все это свидетельствует о централизации мировой системы и консолидации политических элит, «выстраивающих» новую модель мира.
4. Глобальные процессы охватывают также сферу культуры. Благодаря развитию средств массовой информации и коммуникации формируется единое мировое социокультурное пространство. Доминирующей тенденцией становятся сближение культур, универсализация образа и стиля жизни, распространение западных культурных образцов и моделей поведения.
Ряд исследователей отмечают появление «новой медиальной культуры» на основе электронных средств информации. Делаются также прогнозы относительно становления «планетарного сознания», новой гуманистической культуры, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Это связывают с резким возрастанием роли в современном обществе интеллектуальных технологий, предполагающих информационное обогащение личности, приобретение ею нового знания в процессе постоянного образования и совершенствования профессиональных качеств.
Многие социологи, философы, политики отмечают противоречивый характер процессов глобализации. С одной стороны, открываются новые возможности для экономического и научно-технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, повышения интеллектуального потенциала личности, углубления международного сотрудничества, расширения мировых связей и отношений; с другой – увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, возрастает угроза суверенитету отдельных государств, подрываются национальные валюты и экономики, обостряются экономические проблемы, создаются условия для манипулирования массовым сознанием с помощью новейших информационных технологий.
В связи с этим некоторые эксперты и аналитики ставят вопрос о необходимости демократизации международных отношений, создания мировой системы сдержек и противовесов, развития сети негосударственных организаций, экологических и пацифистских движений как основы «глобального гражданского общества», «космополитической демократии». Подобные международные объединения граждан могли бы оказывать давление на институты транснационального бизнеса, требовать от корпораций соблюдения принципов социальной ответственности, спасения окружающей среды, решения других общечеловеческих проблем.