Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая мысль России середины Х1Х - начала ХХ века.




радикальная идея социальной и политической революции в монархической и крепостнической России существовала всегда, оживая в периоды контрреформ, и в начале XX в. переросла в идеологию ленинизма (большевизма). Специфику развития государственности, политических традиций и учений России во многом определяло ее «срединное» положение между двумя основными цивилизациями: либерально-демократической, западной (с республиканскими и конституционными традициями, развитыми институтами гражданского общества, приоритетами свободы личности и собственности) и традиционной, восточно-азиатской (с господством общинных отношений, чертами восточной деспотии, подчиненностью личности религии и власти государства). Имело место евразийство -- идейное движение 20-х гг., пытавшееся исходя из тезиса об особом «место развитии» России и ее народов обосновать пути развития России как особой цивилизации.

В основе него лежали четыре основные идеи: 1) утверждение особых путей развития России как Евразии; 2) идея культуры как «симфонической личности»; 3) обоснование идеалов на началах православной веры; 4) учение об идеократическом государстве, т. е. государстве с «единой культурно-государственной идеологией правящего слоя». Особенностями русской социально-политической мысли по сравнению с западной были менее выраженная тенденция и менее юридически разработанная процедура защиты прав личности, а также недоверие к праву («правовой нигилизм»), связанные с идеализацией общинного коллективизма.

Революционеры-демократы 40-60-х гг. считали буржуазный строй более прогрессивным, чем феодальный. Для них борьба за демократию в России сливалась с борьбой за социализм, за республику, в которой полностью осуществится идеал народовластия. Социализм в теориях народников была снята приоритетом идеала некапиталистического пути развития России, ее перехода к социализму через использование коллективистских традиций докапиталистических институтов (общины, артелей)).

Выступали за «революционное единение» всех славянских народов в демократическую федерацию. Предполагалось, что каждый должен был иметь конституцию. Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) оказал особое влияние на русскую общественную мысль XIX в. и способствовал формированию всех ее направлений и движений в 30-40-е гг. В его «Философических письмах» пессимизм относительно прошлого и настоящего России: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. Мы принадлежим к числу тех наций, которые. существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок». Полемика славянофилов и западников полтора века назад была основной в политической мысли о судьбе России и ее призвании в мире, и на поставленный ею вопрос -- по какому пути идти России -- западному или самобытно-русскому -- до сих пор ищут ответ «новые западники» (радикал-либералы) и «новые славянофилы» (представители национал-патриотической оппозиции). Западники считали, что будущее России состоит в ее приобщении к европейской либеральной цивилизации, ее политическим и социально-экономическим институтам (парламенту, частной собственности и т. д.). Они отстаивали идею единства закономерностей развития России и Европы, но преувеличивали «подражательность» и «заимствованность» русской культуры.

11. Идеология, и её место в общественном сознании. Функции и уровни идеологии.

Идеология – это один из элементов общественного сознания, но элемент не ординарный, а, в современном обществе, играющий важную социальную роль.

Идеология, как фрагмент общественного сознания, выполняет в нем функцию консолидации всех других его фрагментов.

Общественное сознание является, как правило, «носителем» не одной, а нескольких, многих идеологий. В общественном сознании людей конкретной страны, союза государств, как правило, какая-то идеология играет главную роль, определяя направленность развития общественного сознания. В современном политическом обществе, идеология (идеологии) является наиболее политизированным элементом общественного сознания.

три уровня: теоретико-концептуальный (элитарный), программно-политический (пропагандистски-просветительный) и актуализированный (житейский).
На первом уровне научные открытия синтезируются с идеологическими догмами, разрабатываются политические теории, обосновываются идейные принципы политических групп, партий и движений.

На втором уровне теории и идейные принципы трансформируются в программы и политические лозунги. Идеология становится политической пропагандой, проникает в школы и университеты, газеты и журналы, кинофильмы, телевизионные передачи и рекламу.

Третий уровень выявляет степень эффективности идеологической пропаганды, которая, проникая в общественное и индивидуальное сознание, выражается в различных формах политического участия.

Функции:

1. Ориентационную, выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности

2. Мобилизационную, то есть, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию

3. Интеграционную, связанную с тем, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой индивидуальный или групповой интерес.

4. Амортизационную, заключается в том, что, будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения.

5. Выражения и защиты интересов определённой социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп.

12. Основные современные политико-идеологические концепции: либерализм и неолиберализм.

Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой сте­пени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкрет­ному Отечеству и универсальных прав человека.

Усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновлен­ной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством поли­тической системы здесь провозглашалась справедливость, а пра­вительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи кон­сенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

 

 

13. Основные современные политико-идеологические концепции: консерватизм и неоконсерватизм.

Консерватизм (от лат. – сохранять, охранять, заботиться о сохранении) – политическая идеология и практика, ориентирующаяся на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в религии, государстве, семье, собственности. Один из основополагающих принципов консервативной идеологии и практики гласит: «Хотя мы всегда должны стремиться к улучшению наших институтов, мы никогда не ставим перед собой задачу переделать их целиком». Они придерживаются концепции исторического единства прошлого, настоящего и будущего, преемственности и обновления социальных связей, передающихся от предков к потомкам. Отсюда вытекает и резко негативное отношение консерваторов к революции

К середине 70-х годов ХХ в. сложился неоконсерватизм. Он явился противовесом леворадикальным идеям Запада и неолиберализму. Консерваторы предложили обществу ясные духовные приоритеты традиционного характера: семья, нравственность, религия, порядок на основе ответственности гражданина и государства. При этом сохраняется уважение к свободе отдельного индивида. Неоконсерваторы выступают за сильное государство, обеспечивающее соблюдение законов и прав граждан. Они ориентируются на общество достижений. Поэтому государство должно поощрять личную инициативу, результативность во всех видах деятельности. Демократию неоконсерваторы считают наиболее предпочтительным общественным устройством, но отрицают чрезмерную вовлеченность населения в политику, видя в этом опасность для стабильности политической системы. Управление обществом, а следовательно, и порядок, может быть обеспечен только политической элитой. Во внешней политике неоконсерваторы выступают сторонниками сильного государства, способного действовать как мировая держава. Для утверждения авторитета своей страны сторонники неоконсерватизма отличаются готовностью применять любые, в том числе военные, средства, и демонстрировать постоянную готовность к «чрезвычайной ситуации».


 

 

14. Основные современные политико-идеологические концепции: коммунизм и социал-демократизм.

Коммуни́зм (от лат. commūnis — «общий») — в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства.[1]. После XIX века термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, упразднение государства, изменение функций и постепенное отмирание денег.[2] По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»[3].

В последние несколько лет в Российской Федерации обсуждается идея восстановления социал-демократических традиций и политического обновления государства на основе социалистической платформы. Очередной попыткой активизации социал-демократических преобразований «сверху» стала инициатива С. Миронова по объединению Социал-демократической партии России с Партией социальной справедливости и вступлению последней в Социалистический интернационал в 2008 году [3].

Социал-демократия в Российской Федерации определяется как одна из основных политических идеологий, базирующаяся на плюрализме, свободе, справедливости и солидарности, предполагающая проведение демократических реформ, осуществление социального партнерства и построение правового государства в условиях социально ориентированной смешанной экономики. Целью современной социал-демократии в России является построение социализма (социалистического общества), который рассматривается как нравственный ориентир социальной справедливости, свободы и солидарности, доступный представителям всех социальных слоев общества и применимый во всех сферах общественной и личной жизни.

 

15. Основные современные политико-идеологические концепции: анархизм и национализм.

Анархи́зм (от др.-греч. αναρχω: ἀν, «ан», — «без» и ἄρχή, «архэ», — «власть») — политическая философия, идеология, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком[1].

Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы[2].

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу[1]. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[2]. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 549 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2242 - | 2161 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.