Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные направлени€ политико-правовой мысли в период ‘ранцузской




–еволюции

ѕолитико-правовые доктрины и программы, с которыми выступали представители ѕросвещени€, нашли свое практическое воплощение в ходе ‘ранцузской революции (1789Ч1794 гг.). ¬ процессе развити€ революции произошло неизбежное размежевание третьего сослови€, объедин€вшего в своих р€дах буржуазию, кресть€нство и городскую бедноту, что выразилось в разнообразии политических лозунгов, программ, проектов законодательных актов.

¬ истории ‘ранцузской революции прин€то различать три главных этапа. Ќа первом из них (1789Ч1792 гг.) власть захватили сторонники крупной буржуазии Ч конституционалисты. ќни стремились к компромиссу с двор€нством и выступали с иде€ми конституционной монархии. Ќа втором этапе (1792Ч1793 гг.) государственна€ власть переходит к жирондистам Ч представител€м республикански настроенной буржуазии. Ќаконец, на третьем этапе (1793Ч1794 гг.) была установлена революционна€ диктатура €кобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, кресть€нства и городских низов.

»деологи каждой из названных группировок опирались на политические учени€ ¬ольтера, ћонтескье, –уссо и других мыслителей, использу€ выдвинутые ими идеи при осуществлении революционных меропри€тий и разработке конституционных актов.

 рупнейшими идеологами лагер€ конституционалистов были ќноре де ћирабо, прославившийс€ своими речами против абсолютизма, Ёмманюэль —иейес и јнтуан Ѕарнав. ƒл€ них были характерны призывы к объединению против ненавистной аристократии и абсолютизма (ћирабо), идеи всеобщего равенства и свободы. ¬ брошюре "„то такое третье сословие?", получившей широкое распространение накануне революции, —иейес проводил мысль о единстве третьего сослови€, доказывал, что в отличие от привилегированного меньшинства оно составл€ет большинство нации.

26 августа 1789 г. ”чредительным собранием была прин€та ƒеклараци€ прав человека и гражданина, где торжественно провозглашалось: "Ћюди рождаютс€ и остаютс€ свободными и равными в правах". ƒеклараци€ закрепл€ла естественные и неотъемлемые права человека (на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению), равенство граждан перед законом, а также принцип разделени€ властей. «начение ƒекларации состо€ло в том, что она была одним из первых конституционных актов, провозгласивших формально-юридические свободу, права и равенство граждан.

ѕоследующее развитие революции и особенно выступлени€ труд€щихс€ масс, требовавших продолжени€ и углублени€ революционных начинаний, напугали крупную буржуазию. ”же в конце 1789 г. был прин€т декрет, который вразрез с положени€ми ƒекларации прав человека и гражданина устанавливал деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку, лишал последних избирательных прав. √осподство крупных собственников было окончательно закреплено  онституцией 1791 г., установившей в стране ограниченную монархию.

¬ результате народного восстани€ в 1792 г. к власти пришли жирондисты (от названи€ департамента ∆иронды, откуда были избраны в Ќациональное собрание многие представители этой группировки). Ћидерами жирондистов выступали ∆ак Ѕриссо и ∆ан –олан. ƒл€ политической платформы жирондистов характерна защита республиканского стро€. —сыла€сь на –уссо, они отстаивали принципы народного суверенитета, общей воли как основы законодательства и др. «аконодательными актами, прин€тыми в период их правлени€, была отменена монархи€, а также ликвидировано деление граждан на активных и пассивных по


 

цензовому признаку. ѕроведенные в этот период конституционные меропри€ти€ имели большое историческое значение, поскольку впервые в мировой практике было установлено республиканское представительное правление в унитарном государстве (‘ранцузска€ республика объ€вл€лась единой и неделимой). “ем самым была практически доказана возможность учреждени€ республики в большом государстве без федеративного устройства, что значительно повли€ло на последующую разработку идей представительной демократии. ќтража€ настроени€ основных слоев буржуазии, жирондисты медлили с разрешением аграрного вопроса, противились установлению твердых цен, проводили политику, направленную на защиту свободного предпринимательства в ущерб интересам простого народа.

¬осстание, вспыхнувшее в ѕариже 31 ма€ Ч 2 июн€ 1793 г., передало власть в руки €кобинцев. ¬ожд€ми €кобинского движени€ были ћаксимилиан –обеспьер и ∆ан ѕоль ћарат. Ћидеры €кобинского движени€ полагали, что дл€ окончательной ликвидации феодализма во ‘ранции, защиты достижений революции и утверждени€ народовласти€ необходимо провести целый р€д революционных преобразований. –обеспьер проводил в св€зи с этим различие между конституционным и революционным правительствами. «адача конституционного правлени€, доказывал он, состоит в том, чтобы обеспечить спокойную жизнь республики на основе конституции. «адача же революционного правлени€ заключаетс€ в том, чтобы создать республику, т.е. завоевать свободу в борьбе. "–еволюци€ Ч это война свободы против ее врагов;  онституци€ Ч это режим победоносной и мирной свободы". Ѕудущее конституционное устройство ‘ранции мыслилось €кобинцами в форме демократической республики, где нар€ду с представительной демократией получит широкое распространение непосредственное волеизъ€вление народа.

якобинска€  онституци€ 1793 г. предусматривала, в частности, что законодательные акты, прин€тые законодательным собранием, должны поступать на утверждение избирателей. ѕри обсуждении в  онвенте проекта этой  онституции, составленного –обеспьером, большие споры породила проблема частной собственности. ¬ проекте и предпосланной ей ƒекларации прав человека и гражданина собственность не включалась в число естественных и неотъемлемых прав человека (ими признавались только права на существование и на свободу). Ёто положение проекта вызвало р€д возражений, побудивших –обеспьера изменить свои взгл€ды. ¬ прин€той  онвентом ƒекларации собственность (нар€ду с равенством, свободой и безопасностью) отнесена к числу естественных и неотъемлемых прав человека, дл€ обеспечени€ которых установлено правительство.

якобинцы искорен€ли феодальную собственность на землю, но в период их правлени€ действовал декрет о смертной казни за одно лишь предложение "аграрного закона" и вс€кого другого закона против земельной, торговой и промышленной собственности. ќни осуществл€ли революционные меры против спекул€ции, реквизировали продовольствие и устанавливали максимальные цены, но провозгласили частную собственность естественным правом и порой про€вл€ли робость и непоследовательность в обеспечении не имущих. ќни провозгласили право на труд, но установили максимум заработной платы и оставили в силе закон Ће-Ўапелье, запрещавший организацию рабочих союзов и собраний. ¬ последний период диктатуры €кобинцев террор был направлен не только против аристократов и жирондистов, но и против "подозрительных", т.е. всех инакомысл€щих, казавшихс€ опасными €кобинским вожд€м. ƒовед€ до конца антифеодальную революцию, отсто€в революционные завоевани€ от феодальной реакции и интервенции, €кобинска€ диктатура исчерпала себ€ и пала в результате термидорианского переворота (1794 г.).

¬ процессе развити€ революции некоторые мыслители, принадлежащие к €кобинскому клубу (Ѕуассель) либо сочувствующие жирондистам (–етиф), выдвигали проекты переустройства ‘ранции на основе общности имуществ. “огда же по€вились термины "коммунисты", "коммунизм". Ёти проекты сколько-нибудь широкой поддержи и известности в тот период не получили.


 

І 7. ѕроблемы государства и права в документах "«аговора во им€ равенства"

ѕереворот 9 термидора (27 июл€ 1794 г.) положил конец €кобинскому террору. ¬скоре были отменены законы €кобинской диктатуры, ограничивавшие цены на товары и размер заработной платы ("максимумы"). якобинцы, уцелевшие после переворота, под разными предлогами изгон€лись из  онвента, а депутаты жирондистов возвращались в  онвент. ¬ 1795 г. была прин€та нова€  онституци€, упраздн€вша€ не только аппарат €кобинской диктатуры, но и р€д демократических завоеваний предшествующего периода революции, вводивша€ имущественный ценз, ценз оседлости, р€д возрастных цензов. ѕо  онституции 1795 г. исполнительную власть осуществл€ла ƒиректори€ (из п€ти человек).

ќтмена €кобинских "максимумов" и других мер, сдерживавших развитие торговли и промышленности, привела к бурному развитию капиталистических отношений.  оммерческий ажиотаж и спекул€ци€ резко ухудшили положение труд€щихс€; правительство (»сполнительна€ директори€) жестоко подавл€ло выступлени€ народных масс, требовавших "хлеба и  онституции 1793 года".

¬ марте 1796 г. ЅабЄф, ћарешаль и другие революционеры создали "“айную директорию общественного спасени€" дл€ продолжени€ революции и установлени€ подлинного равенства (впоследствии общество называлось "ѕовстанческий комитет общественного спасени€"). ќбщество создавало и распростран€ло революционные и демократические сочинени€, стремилось объединить силы народа с силами армии. Ѕыли составлены документы, определ€вшие конечную цель революции, способы достижени€ этой цели, а также разработаны меры, подлежащие немедленному осуществлению в момент восстани€. ¬ мае того же года заговор был раскрыт; ЅабЄф и ƒартэ были осуждены к смерти и казнены, другие участники заговора приговорены к ссылке: "¬лачите жизнь, полную несчастий, вдали от родины, в знойном и убийственном

климате".

ѕризнанным руководителем и теоретиком тайного общества был √ракх ЅабЄф (1760Ч1797). ≈го авторитет был настолько высок, что участников заговора часто называют бабувистами, а разработанную ими доктрину Ч бабувизмом. ѕрограммным документом общества стал "јнализ доктрины ЅабЄфа, народного трибуна, преследуемого »сполнительной директорией за то, что он высказывает правду".

ЅабЄф и его единомышленники писали, что богачи завладели государством "ив роли хоз€ев диктуют тиранические законы бедн€ку, скованному нуждой, униженному невежеством и обманутому религией". Ѕабувисты €сно выражали мысль, что при сохранении частной собственности "дл€ множества людей пользование их при вами будет оставатьс€ почти иллюзорным", поэтому равенство перед законом €вл€етс€ "условным равенством", "красивой и бесплодной фикцией закона".

ЅабЄф, поначалу одобривший свержение –обеспьера, прекращение террора и роспуск якобинского клуба, вскоре изменил свои взгл€ды. ѕод вли€нием опыта €кобинской диктатуры бабувисты разработали план революционного правительства, необходимого на период искоренени€ частной собственности, организации общества на основе подлинного равенства и общественной собственности. Ќачалом этого периода будет свержение »сполнительной директории.

Ѕабувисты предполагали начать восстание в ѕариже, откуда революционное движение "легко сообщилось бы демократическим элементам во всей республике". ¬ день восстани€ должен был быть учрежден Ќациональный конвент, состо€щий из революционеров.

—разу же будут прин€ты меры дл€ облегчени€ положени€ труд€щихс€ (бесплатна€ раздача хлеба народу, обеспечение его продовольствием, вселение неимущих в дома врагов революции, безвозмездное возвращение народу заложенных в ломбарде вещей и т.п.). "—уществовало убеждение, Ч писал Ѕуонаротти (участник заговора), Ч что пыл пролетариев, единственной подлинной опоры равенства, возрастет вдвое, когда они с самого начала восстани€ увид€т осуществление множество раз откладывающихс€ меропри€тий, которые должны облегчить их


 

участь".

ƒолжны были быть прин€ты законодательные меры против богачей. ¬се лица, не зан€тые полезным трудом, объ€вл€ютс€ "иностранцами". ќни не пользуютс€ политическими правами; под страхом смертной казни им будет запрещено иметь оружие; революционное правительство может отправл€ть "иностранцев" в места исправительного труда.

"Ѕогачи, не желающие отказатьс€ от своего избытка в пользу неимущих, €вл€ютс€ врагами народа". Ќарод организуетс€ как военна€ сила; все, зан€тые полезным трудом, получат оружие; народные собрани€, состо€щие из вооруженных труд€щихс€, провод€т в жизнь законодательные акты  онвента.

ќдновременно должны были осуществл€тьс€ меры, направленные на постепенное искоренение частной собственности.   ним относ€тс€: упразднение права наследовани€; отмена денег; взимание налогов натурой, причем общий размер налогов ежегодно увеличиваетс€ вдвое, а их сумма распредел€етс€ в прогрессивном пор€дке; запрет частной торговли с другими народами и т.д. Ёти меры в совокупности с политическими ограничени€ми богачей должны "сделать золото более обременительным, нежели песок и камни".

¬ самом начале революции будет создана Ѕольша€ национальна€ община, организованна€ на коммунистических началах. ≈й предаетс€ имущество национальное, общинное, конфискованное у врагов революции; собственность общины посто€нно возрастает за счет имущества вступающих в нее граждан. Ќациональна€ община €вл€етс€ наследником всех собственников. ¬ общину принимаютс€ все желающие, в нее зачисл€етс€ молодежь. Ќациональна€ община организуетс€ как форма единого в масштабах страны, централизованного и регулируемого государством народного хоз€йства. Ѕабувисты подчеркивали качественно новые задачи государства, основанного на общественной собственности: "–уководство сельским хоз€йством и полезными ремеслами Ч одна из главных функций суверенной власти".

¬ результате законодательных мер переходного периода частна€ собственность постепенно (в течение жизни одного поколени€, поскольку право наследовани€ отмен€етс€) будет заменена общинной собственностью; все станут членами Ѕольшой национальной общины. ƒостижение стро€ общности, или полного равенства, приведет к всесторонней демократизации государства, даст "возможность народу стать на деле сувереном..." Ѕольшинству бабувистов демократическое государство представл€лось необходимой формой общества, основанного на общей собственности. ќднако некоторые члены тайного общества высказывали иные взгл€ды на государство и право будущего.

ќдин из членов ѕовстанческого комитета —ильвен ћарешаль (см. І 5) вообще был против управлени€ и власти в будущем обществе. ¬есной 1796 г. ћарешаль вступил в “айную директорию. ≈му было поручено составить "ћанифест равных".

—оставленный ћарешалем документ во многом соответствовал убеждени€м членов тайного общества, которое, однако, не прин€ло его в качестве программного, так как не одобрило двух содержащихс€ в "ћанифесте" положений: "ѕусть погибнут, если это необходимо, все искусства, только бы дл€ нас осталось подлинное равенство" и "пусть исчезнет, наконец, возмутительное деление на управл€ющих и управл€емых".

ѕо первому из этих положений дискусси€ продолжалась; второе было по существу отвергнуто. ¬ будущем обществе предполагалось сохранить государство и конституцию.

ѕо плану бабувистов достижение стро€ общности даст возможность осуществить  онституцию 1793 г., прин€тую в период €кобинской диктатуры.

 онституци€ 1793 г. была действительно шагом вперед к подлинному равенству, писали бабувисты, Ч так близко к нему еще никогда не подходили. ѕоэтому гр€дуща€ революци€, отменив законодательные акты термидорианской реакции, должна восстановить ее действие: целью восстани€ €вл€етс€ восстановление  онституции 1793 г., свободы, равенства и всеобщего счасть€.

—трем€сь представить свои планы как последовательное и естественное продолжение революционных и демократических идеи €кобинства, бабувисты в то же врем€ резко осуждали содержащиес€ в €кобинской  онституции положени€ о частной собственности как о естественном


 

неотъемлемом праве человека; были подготовлены и другие уточнени€ в текст  онституции, направленные на ее демократизацию и согласование с принципами коммунистического стро€.

 ак предполагали бабувисты, при строе общности "искусство регулировани€ общественных дел настолько упроститс€, что скоро станет доступным дл€ всех". "¬следствие несложности управлени€ будет устранено множество чиновников, отн€тых у сельского хоз€йства и у полезных ремесел". "»скусство управлени€, которое столкновение множества противоречивых интересов делает столь трудным, сводитс€ вследствие стро€ общности к вычислению, которое под силу самым неспособным нашим торговцам".

јктивную роль в управлении делами общества будут играть народные собрани€. Ѕабувистами высказана мысль об участии в работе государственных органов, ведающих управлением хоз€йством, представителей профессиональных объединений.

ЅабЄф и его единомышленники развивали традиционную дл€ коммунизма мысль о простоте законодательства в будущем обществе. ¬се граждане в процессе обучени€ будут постигать "законы, чтобы благодар€ их изучению каждый был осведомлен о своих об€занност€х, приобрел способность занимать государственную должность и высказывать свое мнение по поводу государственных дел".

“еори€ ЅабЄфа и его единомышленников была наиболее детально разработанной концепцией коммунизма, основанного на государственном регулировании всех сторон общественной жизни. ѕроизводство, потребление, воспитание и обучение, общественна€ и лична€ жизнь граждан будущего общества должны были, по их мнению, тотально регламентироватьс€ при помощи права и государства. »х представлени€ о будущем строе во многом подсказаны иде€ми " одекса природы" ћорелли. ћысль о вечности государства и права проистекала также из гиперболизации идеи равенства. ¬раждебность к частной собственности они доводили до отрицани€ р€да достижений культуры и цивилизации, требование материального равенства Ч до одинаковости людей, уравнени€ потребностей и талантов. Ётим также обусловлены их представлени€ о том, что будущее общество сможет существовать и функционировать только при помощи детальной правовой регламентации и строгого государственного надзора.

¬ проектах бабувистов выражено определенное недоверие к развитию наук и искусств, порождающих неравенство знаний. Ѕабувисты "опасались, как бы дл€ людей, которые посв€т€т себ€ науке, действительные или предполагаемые познани€ не послужили основанием дл€ отличий, превосходства и освобождени€ от общественного труда и как бы мнение, которое сложилось об их учености, пита€ их тщеславие, не толкнуло их в итоге на пагубные действи€, направленные против прав простых и менее образованных людей, доверие которых будет ими обмануто при помощи лицемерного и опасного красноречи€".

—уществование и де€тельность ученых людей тревожили бабувистов по нескольким основани€м.

¬о-первых, несоизмеримость физического и умственного труда была, по их мнению, опасна дл€ равенства. Ѕо€знь, что люди умственных зан€тий способны пос€гнуть на равенство и права людей, зан€тых физическим трудом, была особенно резко выражена в "ћанифесте плебеев", составленном ЅабЄфом и опубликованном в его газете "Ќародна€ трибуна" в конце 1795 г.

"ѕревосходство талантов и предприимчивости, Ч писал ЅабЄф, Ч €вл€етс€ лишь химерой и благовидным обманом, который всегда служил заговорщикам в их козн€х против равенства и счасть€ людей.

Ќелепо и несправедливо прит€зать на большее вознаграждение тому, чь€ работа требует более высокого уровн€ умственного развити€, большего прилежани€ и напр€жени€ ума; это нисколько не увеличивает вместимости его желудка....“олько люди умственных зан€тий дали столь высокую оценку произведени€м своего мозга; можно не сомневатьс€, что если бы это зависело от людей физического труда, они установили бы, что заслуги рук не меньше, чем заслуги головы... ѕоскольку приобретенные знани€ €вл€ютс€ общим досто€нием, они должны в одинаковой мере распредел€тьс€ между всеми.

“олько в силу злонамеренности, предрассудков или по недомыслию можно оспаривать истину, что такое равное распределение знаний между всеми сделало бы людей почти равными по


 

способност€м и даже по талантам".

”частники заговора не восприн€ли безоговорочно эти идеи. ќднако дискусси€ об ученых и об искусствах (в св€зи с "ћанифестом равных" ћарешал€) продолжалась.

¬о-вторых, основанием настороженного отношени€ бабувистов к лицам, зан€тым умственным трудом, было опасение, что в результате революции государственна€ власть может оказатьс€ в руках не народа, а политических интриганов и проходимцев, стрем€щихс€ обмануть народ и использовать его в своих корыстных цел€х.

ѕовстанческий комитет опасалс€ порабощени€ народа учеными людьми, монополистами знаний. Ѕуонаротти писал: "≈сли Ч говорил  омитет Ч в государстве создастс€ класс, который один только будет сведущ в принципах социального искусства, в законах и управлении, то этот класс скоро найдет в своем умственном превосходстве и особенно в неосведомленности своих соотечественников секрет того, как создать дл€ себ€ отличи€ и привилегии. ѕутем преувеличени€ важности оказываемых им услуг ему легко удастс€ заставить смотреть на себ€ как на необходимого отечеству покровител€. ѕрикрашива€ свои дерзкие начинани€ предлогом общественного блага, этот класс будет все еще говорить о свободе и равенстве своим малопроницательным согражданам, уже подверженным тем более жестокому порабощению, что это порабощение будет казатьс€ им законным и добровольным".

ЅабЄф и его единомышленники видели, что в период революции народ часто становилс€ жертвой политических интриг, сдобренных солидной дозой демагогии.  онституционалисты, жирондисты, €кобинцы, дантонисты, эбертисты своими заманчивыми лозунгами и красноречивыми обещани€ми не раз увлекали за собой массы народа, добива€сь лишь своих эгоистических узкопартийных целей. «авыва€ об угнетении и нищете народа, они, добившись политических успехов, подвергали народ еще худшему гнету и обременению. Ѕабувисты понимали, что зан€тые т€желым физическим трудом рабочие и кресть€не не имеют времени и возможностей разобратьс€ в диалектических тонкост€х речей, теорий и программ ученых людей и потому не могут отличить тех, кто действительно и искренне служит науке и народу, от демагогов и краснобаев, опасных и вредных дл€ народных интересов.

"  бремени этих грустных размышлений, Ч писал Ѕуонаротти, Ч присоедин€лось соображение относительно мнени€ ∆.-∆. –уссо, который, как гласит истори€, говорил, что нравственность и свобода никогда не шли рука об руку с расцветом искусств и наук".

¬ "Ќаброске проекта декрета об управлении" говорилось, что преподавательский и научный труд не будет признаватьс€ полезным трудом, если занимающиес€ им лица не представ€т свидетельства о гражданстве, выданного в установленной форме.

ќбщеоб€зательным и полезным бабувисты признавали преимущественно физический труд. ѕредполагалось строго регламентировать образование, мебель, одежду, "чтобы так называемое из€щество мебели и одежды уступило место деревенской простоте", пресекать "манию выставлени€ напоказ своего остроуми€ и фабриковани€ книг".

¬сем гражданам должен быть обеспечен "одинаковый и честный средний достаток", "умеренный и скромный достаток". "√раждане будут хорошо питатьс€, хорошо одеватьс€, усиленно развлекатьс€ при отсутствии вс€кого неравенства, вс€кой роскоши". Ќе будет ни столицы, ни больших городов; все дома и мастерские будут построены по одинаковым планам; участие в общественных трапезах об€зательно; будет запрещено все, что не может быть предоставлено каждому; подрастающее поколение воспитываетс€ в строжайшей умеренности, в спартанском духе; многие стороны жизни граждан строго регламентируютс€ государством; вводитс€ религи€ равенства с догмой бессмерти€ души.

»деи ЅабЄфа и других участников тайного общества, процесс бабувистов, а затем издание одним из участников заговора (Ѕуонаротти) книги "«аговор во им€ равенства, именуемый заговором ЅабЄфа" (1828 г.), содержащей историю тайной организации и ее важнейшие документы, оказали большое воздействие на развитие политической идеологии коллективизма и коммунизма XIX в.


 

«аключение

¬ек ѕросвещени€, как часто называют XVIII век, был временем наивысшего развити€ гуманистических и рационалистических начал, существовавших в буржуазной политико-правовой идеологии. ќстрый кризис феодализма, неизбежность и близость революционных преобразований в наиболее развитых странах, союз буржуазии с народом в общей борьбе против феодализма обусловили широкое распространение идеалистического убеждени€ в том, что после уничтожени€ феодального неравенства и деспотизма гр€дет эпоха всеобщего счасть€, мира и благоденстви€.

ќсновным методом обосновани€ политических и правовых доктрин был рационализм. ѕросвещение освобождало политико-правовую идеологию от теологии. –ационалистическое понимание государства и права, сопр€женное с верой во всесилие разумного закона, в р€де доктрин уже соедин€лось с началами историзма, с поиском объективных факторов, вли€ющих на государство и право.

Ѕуржуазна€ политико-правова€ идеологи€ ‘ранции XVTII в. в целом продолжила философско-теоретическую работу мыслителей предшествующих веков. Ѕолее глубокую разработку получили уже известные варианты преодолени€ политического отчуждени€, свойственного феодализму. ¬ трудах –уссо была по существу впервые четко определена сама проблема политического отчуждени€. ќсобенность ѕросвещени€ состоит в том, что эту проблему предполагалось решить политическими же способами: через всевластие народа, всесилие закона, всемогущество разумного государства, политические преобразовани€.

¬ этот период было завершено развитие р€да политико-правовых концепций, им были приданы классические формы. “аковы доктрина прав человека и гражданина, теори€ общественного договора, концепци€ всесили€ разумного закона, доктрина разделени€ властей, теори€ представительной и непосредственной демократии и р€д других. ќсобенность соотношени€ содержани€ политико-правовых доктрин того времени и их программных положений состо€ла в том, что теоретические проблемы рассматривались чаще всего в св€зи с близкой перспективой их непосредственного претворени€ в практику.

–азвитость и острота классовых противоречий в предреволюционной ‘ранции обусловили многообразие политико-правовых доктрин.

√лавной и общей идеей ѕросвещени€ было низвержение сословно-феодального стро€ и учреждение общества, основанного на равенстве людей, их правах и свободах. ¬ процессе обсуждени€ принципов организации будущего общества посто€нно ставилс€ вопрос о св€зи отношений собственности со степенью осуществимости прав и свобод личности. Ѕуржуазной стала та политико-правова€ идеологи€, котора€ либо признавала неустранимость имущественного неравенства (¬ольтер, ћонтескье и др.), либо предлагала см€гчить крайности богатства и нищеты, в какой-то мере уравн€ть имущества людей, оставив собственность частной (–уссо и др.). ќт буржуазной отличалась коммунистическа€ идеологи€, основна€ иде€ которой состо€ла в замене частной собственности общностью имуществ. ¬ажным дополнением к программе создани€ гражданского общества было представление теоретиков-коммунистов о необходимости материальных, экономических гарантий прав и свобод личности.

Ќар€ду с многообразием буржуазных политико-правовых доктрин в период ѕросвещени€ складывалось разнообразие типов коммунистической политико-правовой идеологии. —ущественным отходом от традиционного, идущего от ѕлатона идеала государственного коммунизма стали возникшие во ‘ранции идеи безгосударственного коммунизма.

»деи государственного коммунизма изложены в сочинени€х ћорелли и в документах "«аговора во им€ равенства". ¬ процессе разработки проектов революционной диктатуры и будущего государственно-коммунистического общества бабувисты уже высказывали опасени€ о возможном установлении господства привилегированных ученых-специалистов над простым народом, искали гарантии против такого господства. Ѕезгосударственный коммунизм представлен иде€ми ƒешана, ћарешал€, ћелье. ≈сли перва€ разновидность коммунизма не шла далее идей подчинени€ государства интересам народа, увековечива€ первое, то втора€ из них уже делала


 

шаги к идейному преодолению и политического отчуждени€, и самого государства. ќднако отпадение надобности во власти предполагалось при таком упрощении человеческих отношений, при котором исчезали все или почти все достижени€ цивилизации и культуры.

Ѕогатство содержани€ и сложность идеологии эпохи ѕросвещени€ обусловили ее могучее вли€ние на развитие всех направлений политико-правовой мысли того времени и последующих времен, непреход€щее значение и актуальность многих идей просветителей.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

853 - | 675 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.035 с.