Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Алибастровая женская фигурка из Тель ас- Саванна. Около 5400 г. до. э.




 

«Около 6000 г. до н. э. культура Ум Дабагии закончила свое существование. Однако вслед за ней появились три новые культуры — хассуна, саммара и халаф. Они существовали в течение целого тысячелетия, и к концу VI тыс. до н. э. вся Северная Месопотамия была занята поселениями этих культур».*

* Матюшин Г. Н. У истоков цивилизации. М., 1992, С.93.

 

На юге население, вероятно, появилось только в V тыс. до н. э. и образовало убейдскую цивилизацию. Древние убейдские поселения расположились недалеко от древнего города Ура, немного южнее современного Багдада. Скорее всего, на юг люди пришли с севера. «Только там, в горах Загроса в Анатолии, в Северной Месопотамии и Иране, были поселения древних земледельцев и скотоводов. Только там научились люди строить храмы. Только там появился культ бога-быка, который так пышно расцвел потом в Шумере и Вавилоне».*

 

 

* Там же. С. 94.

 

Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат. Происхождение шумеров — полная загадка. В древних текстах говорится, что откуда-то с гор пришли шумеры. Их язык не похож ни на один из древних языков. Шумеры пришли мирно и ассимилировались местными племенами. Почему они пришли на землю малярийных болот и обнаженных пустынь — на этот вопрос нет ответа.

 

Шумеры владели высокой культурой земледелия и создали целую систему кана­лов для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Они принесли с собой письменность. Самое древнее литературное произведение — эпос о Гильгамеше — по­явилось у шумеров. Шумеры изобрели гон­чарный круг, плуг-сеялку, колесо, парус­ную лодку, литье из меди и бронзы. Шумеры знали лунный календарь. Они установили продолжительность солнечного года, точно ориентировали свои постройки на четыре стороны света. «Шумеры были опытными математиками, астрономами и землемерами. Они создали также развитую законодательную систему. Их календарь, ориентированный на фазы Луны, имел месяц, состоящий из 28 дней».*

* Чизхолм Дж.., Миллард Э. Ранние цивилизации. М., 1994. С. 64.

 

Шумеры создали астрологию, обосновали влияние звезд на судьбы людей и их здоровье. Медицина была в основном гомеопатической. Найдены многочисленные глиняные таблички с рецептами и магическими формулами против демонов болезни.

«Богатые шумеры посылали своих сыновей в школу, где они обучались чтению, письму и арифметике. Мальчики учились писать на табличках из мягкой глины, которые можно было затем легко смять, сделать из них новые таблички и использовать вновь. Учебный день в школе был долгим, а дисциплина — строгой. За невыполнение уроков мальчики подвергались телесным наказаниям».4

* Там же

 

Шумеры первыми ввели в строительство такие элементы, как арка, купол, пилястры, фриз, мозаику, резьбу по камню, гравировку и инкрустацию.

Основной строительный материал — кирпич-сырец с примесью рубленой соломы или тростника, или обожженный кирпич. Дерево было ценным материалом, применялось в строительстве крайне редко, и если человек переезжал в другое место, то деревянные части своего жилища увозил с собой.



 


 


Шумер был страной городов-государств. Крупнейшие из них имели своего правителя, который был одновременно и верховным жрецом.Сами города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами. Во многих домах была канализация.

Центр города составлял храмовый комплекс. Он включал в себя храм главного бога — покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство. Храм мыслился аналогом горы, местом обитания бога и представлял собой трех - и семиступенчатую пирамиду с маленьким храмом наверху. Храмы возводились на платформе или на высоком месте, что предохраняло их от наводнения или разлива рек. На ступенчатых террасах высаживались деревья и кустарники.

Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость. Дворец обносился стеной.


Монументальной скульптуры в Шумере не было. Чаще всего встречаются небольшие культовые статуэтки. Они изображают людей в позе моления. У всех скульптур подчеркнуто большие глаза, так как они должны были напоминать всевидящее око. Большие уши подчеркивали и символизировали мудрость, не случайно «мудрость» и «ухо» в шумерском языке обозначаются одним словом.

 

Урук. Белый храм. Реконструкция.

 

Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах, основной их темой является тема охоты и сражений. Лица на них изображались в фас, а глаза — в профиль, плечи в трехчетвертном развороте, а ноги — в профиль. Пропорции человеческих фигур не соблюдались. Но в композициях барельефов художники стремились передать движение.

Музыкальное искусство безусловно нашло свое развитие в Шумере. За три с лишним тысячелетия шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Они создали очень высокую инструментальную культуру — арфы, двойные гобои, большие барабаны. «Страсти», посвященные Мардуку и юному богу весны Таммузу, включали бытовые сцены, лирические песни и плачи, где раскрывалась связь музыки с повседневной жизнью народа.

Именно шумеры и аккадцы выработали теорию, отчасти родственную древнеегипетской, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы. Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием — учением, по которому небесные тела управляют судьбой человека и определяют ход исторических событий. Возможно, такое понимание закономерностей музыки, но в новой, более глубокой эстетической интерпретации, было впоследствии воспринято пифагорейцами Древней Греции.

В шумеро-аккадской цивилизации представление о мироздании было выражено в мифологии. Над круглой землей возвышалось в форме купола небо, а вся Вселенная — это небо-земля: ан-ки. Под землей — место для умерших. До Вселенной был только бесконечный Океан. Первые боги вышли из хаоса. Они отвоевали у дракона Тиамата, олицетворявшего безбрежный хаос, пространство, где установили порядок — закон. С тех пор мир управляется непреложными законами. Законы стали обожествляться. Подчинение законам, имеющим происхождение от Бога, было свято.

Шумеро-аккадская, а затем и вавилонская цивилизации являются родиной первых сборников законов, по которым люди должны жить, царь — управлять людьми и вершить правосудие. В Месопотамии впервые историки обнаружили правовую систему и развитый институт права. В XIX в. до н. э. на базальтовом столбе были начертаны 282 статьи известного судебного сборника царя Вавилона Хаммурапи. Над статьями представлена картина, где бог солнца Шамаш вручает царю свиток с законами. В истории Месопотамии это третий сборник законов. Известно, что во всех трех главным был принцип «равное за равное», т. е. тяжесть наказания должна быть равна тяжести преступления. В этом суть мирового равновесия. То, что способствует хаосу, а не порядку, должно быть уравновешено наказанием. Идея равновесия скрыта в самом принципе составления законов. Кроме того, важно, что законы составлял не человек, даже не сын бога — царь, а они даны человеку самим богом. В Месопотамии рождается главная мысль, что законы имеют божественное происхождение. В этом выражена идея обращения к объективному судье, лишенному субъективного, возможно предвзятого, отношения. Шумеры, аккадцы и вавилоняне были убеждены, что по своей природе законы абсолютно объективны, в них нет примеси человеческой природы.

Правопорядок является основой общественной жизни. Общество с развитым правовым порядком обеспечивает наиболее оптимальное духовное развитие человека. Правда, духовная свобода — это внутренняя свобода человека, но она расцветает при существовании свободы внешней. Поэтому право выступает как культурная ценность, обеспечивающая развитие общественной свободы и духовных ценностей.

У народов с развитым правосознанием присутствует стремление к объективному понятию справедливости. Перед нами словно развертывается картина мышления, где понятия о решениях, вынесенных на основе воли богов и правосудия, составляют единство.

Согласно шумерскому мифу, людей создали боги из глины, но они не оправдали надежд своих создателей, так как перестали отвечать на благодеяния богов благодарностью. И тогда боги решили уничтожить людей, но создатель людей бог Эа рассказал об этом одному благонадежному человеку Утнапиштиму, чтобы он спасся и продолжил человеческий род на Земле. Утнапиштим, таким образом, является прообразом библейского Ноя.

Согласно шумеро-аккадским представлениям, после смерти дух умершего человека спускался в темную область под землей — Кур. Там он проходил через суд, и его ожидало мрачное, унылое существование. Человек приходит в этот мир ненадолго, а потом исчезает в темной пасти Кура. Единственное, что может скрасить его существование в подземелье, это память живых на земле.

Такое представление шумеров и аккадцев о жизни и смерти вступало в противоречие со светлой культурой этого народа и его духовным обликом. Но именно оно, как ни странно, давало им духовные силы и творческую устремленность. Люди Месопотамии были воспитаны в глубоком убеждении, что нужно оставить о себе память на земле. Память дольше всего сохраняется в воздвигнутых памятниках культуры. Именно они, созданные руками, мыслью и духом человека, составляли духовные ценности этого народа, этой страны и действительно оставили после себя мощную историческую память.

Литературный эпос сохранил еще одну грустную идею этого народа. Человек не мог согласиться с тем, что у него есть только один путь после смерти — вниз, под землю. Его взор и мысль стремились к небу, туда, где живут боги. Боги отличаются от людей тем, что они не только всесильны, но, главное, они бессмертны. Эпос говорит о том, что и боги готовы дать людям вещество бессмертия, но люди (такова их природа) не могут его взять по разным причинам. Таков смысл поэмы о царе Эдапе. Он считался полубогом и в борьбе со стихиями всегда выходил победителем. Но однажды обломал крылья богу ветра за то, что тот перевернул его лодку. Верховный бог Ану вызвал Эдапу на суд. Отец Эдапы Эа посоветовал ему ни в коем случае не прикасаться к пище, так как Ану может отравить его. Ану простил Эдапу и, более того, предложил пищу жизни и воду жизни. Но... Эдапа вспомнил совет отца и отказался.

Гильгамеш. Ассирийский рельеф.

 

Здесь имеет место глубокая мысль о понимании человеком себя как существа конечного, но по природе бесконечного. Он стремится осуществить свою природу, но ограниченность конечного не дает ему «ухватить» бесконечное. В их единстве скрыта недостижимость и грусть тщетности человеческих усилий стать бессмертным.

Эта мысль встречается и в поэме о Гильгамеше. Однажды молодой ученый Джордж Смит в подвалах Британского музея обнаружил ящики с клинописными таблицами, присланными Лэйярдом. Это было огромное количество черепков, покрытых толстым слоем пыли. Смит очистил таблички от грязи и приступил к их переводу. Оказалось, что перед ним находится древнейший эпос о Гильгамеше. В нем рассказывается о властелине города Урука Гильгамеше, который вместе со своим другом Энкиду совершает славные подвиги: они убили львов, освободили богиню Иштар из лап лесного чудовища. Однако богиня не отблагодарила, а отомстила Гильгамешу. Она отобрала у него самое дорогое — друга: Энкиду тяжело заболел и умер. Гильгамеш отправляется на поиски своего предка Утнапиштима, единственного человека на земле, которому боги подарили бессмертие. Преодолев трудности, Гильгамеш в горах «Захода Солнца» подошел к «водам смерти» и попросил перевозчика переправить его к Утнапиштиму.

Утнапиштим рассказывает Гильгамешу, каким образом он стал бессмертным. Когда-то он жил в городе Шурупако, однажды во сне ему явился бог Эа и предупредил, что собирается покарать людей потопом за совершенные грехи и только его семью намерен спасти. Эа посоветовал Утнапиштиму построить большой корабль, перевезти на нем свою семью и животных. Утнапиштим так и поступил. Когда он закончил постройку корабля, на землю хлынул ливень и все утонуло в воде. Семь дней корабль носился по водам, наконец ливень прекратился, и корабль пристал к горе. Сначала Утнапиштим выпустил голубя, затем ласточку, затем ворона, чтобы узнать, не появилась ли где суша. Сойдя на землю, Утнапиштим принес жертву богам. Запах жертвенного мяса так понравился богам, что в благодарность они наградили Утнапиштима бессмертием.

Выслушав историю Утнапиштима, Гильгамеш просит его раскрыть тайну бессмертия. Утнапиштим отказывается. Он говорит, что смерть является непременным атрибутом жизни, но затем объявляет Гильгамешу, что трава бессмертия находится на дне моря. Гильгамеш добывает ее, мечтая о том, что он оживит Энкиду и разделит траву бессмертия между жителями своего родного города. Но пока Гильгамеш купался, змея похитила траву и пожрала ее. Гильгамеш вернулся на родину с пустыми руками и с тех пор предался размышлениям над тайной жизни и смерти*.

* См. Эпос о Гильгамеше: Древний Восток. СПб. 1994. С.79-95

 

Философская проблема единства единичного и всеобщего, конечного и бесконечного, жизни и смерти таким образом, была центральной темой размышления шумеро-аккадского эпоса.

В конце III тыс. до н. э. Шумер был покорен аккадским государством, затем, во II тыс. на территории шумеров возникла вавилонская держава.

Шумерская культура оказала огромное влияние на все последующие культуры, став образцом для подражания на всей территории Месопотамии. Шумеро-аккадской клинописью пользовались многие народы, приспособив ее к своим языкам. Шумерские представления о богах, о строении мира, человеческой судьбе отразились во многих восточных религиях. «Космогонические мифы и географические карты, календари со знаками зодиака, сборники законов, словари, лечебники, справочные математические таблицы, литературные произведения, тексты для гадания — нельзя сказать, что шумерская цивилизация умерла, потому что достижения ее стали достоянием многих народов, и она послужила основой многих современных наук».* Многие шумеро-аккадские предания переняли древние евреи, и позднее они были записаны в Библии. Аккадцы соединились с шумерами к середине III тыс. до н. э. Приблизительно за 2500 лет до н. э. территория, простирающаяся от северных границ Шумера до восточных границ Египта, была заселена семитскими племенами. Семиты говорили на родственных диалектах, составляющих часть семьи языков, которую современные лингвисты называют семитской группой. Аккадцы, семитский народ, населявший земли к северу от Шумера, усвоили шумерскую культуру, религию и письменность. В XXIV в. до н. э. аккадец по имени Саргон (2316-2261 гг. до н. э.) занял трон шумерского города Киша. Он был талантливым полководцем и государственным деятелем и создал великую империю в Месопотамии. Саргон покорил весь Аккад и Шумер, и в результате города-государства потеряли свою независимость. Саргон получил также возможность управлять Эламом, страной к востоку от Тигра. Он совершил поход к берегам Средиземного моря и завоевал такие города, как Мари и Эбла. Держава Саргона распалась после его смерти, но его внук Нарам-Син (2236-2200 гг. до ы. э.) вновь подчинил ее своей власти.


Алтын-Депе.Храмовый комплекс. Реконструкция.

 

 


 

Алтын-Депе. Археологический комплекс.

 

 

К Месопотамии примыкал Ханаан, страна, простиравшаяся от границ Синайской пустыни на север, до территории современной Южной Сирии. В период ранней бронзы все III тыс. до н. э. она была разделена на независимые города-государства, имевшие мощные оборонительные сооружения, дворцы и храмы. На полях и лугах вокруг этих городов паслись стада скота и выращивались ячмень, пшеница, инжир, оливки и различные овощи. Одним из наиболее значительных городов была Эбла.

Порты Ханаана, такие как Библ и Угарит на севере Сирии, экспортировали кедр, металлы, слоновую кость и ткани (в том числе — пурпурного цвета) через Восточное Средиземноморье. Влияние Египта было весьма сильным, особенно в Библе, но сюда приходили также купеческие корабли с Кипра, из Месопотамии и Малой Азии. После того как Эбла была покорена Саргоном, Южный Ханаан пришел в упадок. Некоторые города были покинуты жителями, другие разрушены. Можно предположить, что это было связано с местными конфликтами. В начале периода средней бронзы (ок. 2000—1500 гг. до н. э.) в Ханаане наступил новый период процветания. Ханаанеяне изобрели свою собственную систему письменности — простое алфавитное письмо, имевшее всего 27 знаков. Оно использовалось только для кратких записей. Все дела между иностранцами велись на аккадском языке и записывались аккадской клинописью. Города-государства Ханаана были очень удобно расположены для торговли. В период поздней бронзы (ок. 1550-1150гг. до н. э.) египтяне, митаннийцы и хетты завоевали Ханаан и поделили его между собой.


 

Хеттский бог грозы.

 

У Ханаанеян было множество богов и богинь, которым они поклонялись в храмах и на «высотах» — вершинах холмов, где сохранились громадные каменные сооружения. Баал (Ваал) был богом дождя, бурь, плодородия и войны. Его культовым священным животным считался телец.


В начале XVIII в. до н. э. человек по имени Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) вступил на трон в Вавилоне — небольшом аморейском государстве в Центральной Месопотамии. Ему удалось расширить его границы и подчинить своей власти весь Шумер, Аккад и Ханаан. Он разбил также кутиев и отобрал часть территории у эламитов и ассирийцев. Хаммурапи был мудрым правителем и дипломатом. Он заботился о законах, порядке и процветании своего народа. Хаммурапи создал единую законодательную систему.

 

Хаттуас, столица Хеттской державы. Ворота и оборонительныесооружения (план, вид изнутри, вид снаружи).XVII-XIII вв. до н.э.

 

В Древнем Вавилоне не только не были утеряны достижения шумерской цивилизации, не только были сохранены великолепные памятники предшествующих времен, но и созданы условия для дальнейшего развития научной и культурной мысли. Череда же вторжений и войн, казалось, только способствовала более широкому ознакомлению соседей со сделанными в Вавилоне открытиями. Влияние вавилонской культуры явственно ощущается при изучении памятников народов Передней Азии, оно легко улавливается даже при рассмотрении культуры далекого Египта. Столь широкое распространение добытых в Вавилоне знаний предопределило огромную заинтересованность ученых в изучении наследия этой древней страны, расшифровке влияния его на развитие культуры позднейших эпох. Огромное историческое значение вавилонской культуры несомненно, ее воздействие ощутимо и через много столетий после упадка некогда славного и богатого города.

Одной из причин, позволившей, невзирая на разрушительные нашествия и войны, развиться в Вавилонии культуре и науке, было достаточно широкое распространение грамотности в обществе. Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров, и ко II тыс. до н. э. ее структура приобрела достаточно запутанный и своеобразный вид. Сложности во многом были вызваны стремлением сохранить старые нормы шумерского письма при передаче особенностей семитического аккадского языка. Несмотря на определенные трудности в овладении клинописью, именно она являлась в те годы общепризнанным языком дипломатического общения и, несомненно, обладала для подобной роли всеми требуемыми качествами. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью и на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Конечно, в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, литературы, достойной самого пристального изучения.

 

Кроме глиняных табличек, в Междуречье знали и другие материалы для письма. В XIV в. до н. э. один из жителей Угарита в своем послании просил прислать ему вощеные дощечки. В надписях нововавилонских царей упоминается алебастровая табличка. Слово, которым называли деревянные дощечки, перенесли и на другие материалы для письма — слоновую кость, металл. Внутренние стены ассирийских дворцов украшали барельефы с надписями, являвшие картины минувшего в строгой последовательности.

Общими чертами литературных памятников Древней Вавилонии следует признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти — наследие шумер.

Своеобразие некоторых произведений объясняется и тем, что они создавались совсем не для «индивидуального пользования». Наверное, записанные на табличках тексты не читались «про себя», в одиночестве. Чтение литературы в Древнем Вавилоне походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки, кружку собравшихся слушателей, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения.

Еще одна характерная черта литерату­ры Востока заключается в том, что сюжет часто бывает, задан изначально, а основ­ной задачей автора считается мастерская интерпретация всем знакомой событий­ной схемы. В Древнем Вавилоне дело усу­гублялось сложностью письменности, что делало восприятие текстов неподготов­ленным читателем практически невоз­можным. «Поэтому-то и звучали на пло­щадях городов, в садах богатых вельмож протяжные строки аккадских стихотвор­ных произведений, ритм которых основан на отсчете характерных для северосемит­ских языков логических ударений».* При­чем чаще всего исполнялись декламатора­ми различные версии «Сказания о Гильгамеше».

* Царство людей / Сосавитель Л. Яковлев. М., 1994. С. 105.

 

От вавилонского периода дошло философско-художественное произведение, по­лучившее название «О мучениях невинно­го страдальца», решавшее проблемы судь­бы человека, смирения и страдания. Как философию пессимизма, предвосхищение сократической диалектики можно рас­сматривать «Диалог между господином и рабом о смысле жизни». В нем имеют место рассуждения о бренности земного, о добре и зле, о смерти и бессмысленности жизни, построенные в форме диалога. Этот текст считается одним из лучших произведений такого рода в мировой ли­тературе.

Влияние вавилонской религии было долгим и прочным. Оно было связано с дей­ствительно обширными знаниями жрецов по астрономии, метрологии, математике и другим областям знания. Ее влияние рас­пространялось на представления иудеев, неоплатоников, христиан. В античную и средневековую эпохи вавилонские жрецы считались хранителями особой тайной мудрости. Эта точка зрения, с одной сто­роны, признавала положительное влияние месопотамского мировоззрения, с другой же — имела прямое отношение к негатив­ным явлениям средневековья. Средневеко­вая демонология основана на вавилонской и вдохновила охоту на ведьм.

Звучание большинства произведений вавилонской литературы — светских и культовых — подтверждает общеприня­тый тезис о важности в верованиях Меж­дуречья идеи установленности свыше по­рядка на земле: все божественно и целе­сообразно. «Литературные герои, даже совершая немыслимые подвиги, в конце концов упирались в пределы возможного и признавали свое бессилие изменить ос­новы бытия».*

*Струве В. В. Древний Восток. М., 1991. С. 135.

 

Общая же структура небесной иерар­хии мыслилась древними вавилонянами следующим образом: во главе богов стоял Энлиль либо Мардук (иногда они слива­лись в образ «Владыки» — Бела). Однако верховный бог был лишь избран царем богов советом из числа семи основных бо­жеств.

Миром же по-прежнему управляла шу­мерская триада — Ану, Энлиль и Эйя. Именно их окружал совет богов, каждый из приближенных при этом сознавал зна­чимость трех первых. Ану правил на не­бе, в мировом океане — Эйя, а вот для людей самым значительным действитель­но был Энлиль, которому досталось во владение все меж небом и омывающим землю океаном.

Особенно в Вавилоне уважали покро­вителей небесных светил. Часто они пер­сонифицировались в образы восходящих на небо Луны, Солнца, планет. Шамаш и Син, божества Солнца и Луны почи­тались больше всего. Планету Венера с ее загадочным поведением очень скоро стала олицетворять богиня Иштар.

В отношении культувой архитектуры, кроме этажности храмовых башен, мы можем говорить также о пышности и величественности построек. Сами сооружения не сохранились, однако все свидетельства современников подчеркивают громадные размеры храмов Междуречья, грандиозность ступенчатых башен- зиккуратов. Некоторое представления о состоянии архитектуры той эпохи может дать сохрани- вшийся комплекс и Дур-Уиташе в Эламе: стены обычно рас­членялись выступами и белились, у входа в храм возводилось два зиккурата. Сохрани­лось несколько культовых статуй и статуэ­ток времен Вавилонского царства: статуя богини Иштар из дворца в Мари и несколько терракотовых произведений, посвященных другим богам. Скульптуры больших разме­ров отличались монументальностью и неко­торой грузноватостью фигур. Напротив, «образки" для домашнего культа - довольно живые и выразительные.

Сохранились свидетельства о громадном количестве утвари из драгоценных металлов в храмах, о пышности ежедневных пожертвований жрецам, приносимых царями и их приближенными. Такое положение наблюдалось практически в каждом городе Междуречья, и поток приношений не скудел даже в острые периоды междоусобиц. По мере того как вырисовывается преимущество Вавилона, он становится центром Междуречья. На первый план в космогонии Междуречья постепенно начинает выдвигаться Мардук, бог-покровитель Вавилона. Именно с этой поры облики Энлиля и Мардука сближаются, их все чаще путают древние вавилоняне.

Вавилонская система образования была предназначена для подготовки служителей культа в храмах и писцов: В храмовых и частных школах при известных наставниках учили свободно переводить тексты, писать, владеть тайнописью, уметь руководить хором, знать математику, землемерную практику и многое другое.

В Вавилонии проявляется повышенный интерес к лексикологии и — едва ли не впервые в истории человечества — к грамматике, появляются филологические науки. Составляются многочисленные переводные словари и пособия для изучения шумерского языка в виде таблиц с примерами словоизменения и сведениями о применении некоторых фразем.

Наряду с математикой в качестве точной науки в Междуречье развивалась астрономия.

Развитие зоологии, ботаники и минералогии было в большой степени экстенсивным. Многие труды представляли собой простое перечисление известных вавилонянам животных, растений и камней, в том числе и мифологических. Изучалась в то время анатомия животных и особенности их поведения, что было вызвано потребностями гаданий и предсказаний.

Географами Вавилонии была составлена карта мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером не намного превосходящим Междуречье. Однако реальные географические познания семитов были значительно шире. Купцы, несомненно, пользовались морским путем в Индию (позже дорога туда была забыта), они знали о существовании страны Куш (Эфиопии), слышали о Тартессе (Испании).

Развитая и многопрофильная система знаний определяла и практические успехи цивилизации Междуречья. Уже во II тыс. до н. э., как известно, в Вавилонии умели выплавлять бронзу. По-видимому, приблизительно в это время был усовершенствован ткацкий станок, анужды расширившегося ткацкого дела заставили жителей Вавилонии вести интенсивный поиск красителей. В строительстве применяли стеклянную поливу кирпича, в земледелии — сложные по устройству плуги, в скотоводстве успешно занимались разведением лошадей, использовали прирученных верблюдов-дромадеров.

 

 

 
 

Архтектуpa древней Месопотамии:

Хилафский толпе. V тыс. до н.э. (а);

Убейдский храм в Эриду. IV I тыс. до н. э. (б);


Белый храм Джемдет-Насра. IV тыс. до и. э. (в);

Зиккурат Ура. V-IV тыс. до н. э. (г).

 

 

Ассирийские сельские постройки.

 

 

 


Ассирийская повозка

Царство Хаммурапи после его смерти начало медленно клониться к упадку, и в конце концов Вавилон отошел на второй план в связи с возвышением и ростом Ассирии.


Ассирийская держава достигает своего могущества во время правления царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Столицей государства был город Ниневия. Архитектура Ассирии испытала влияние шумеро-аккадской культуры. Основными сооружениями были храмы зиккураты, которые были легче шумеро-аккадских и не доминировали над дворцами. Искусство Ассирии не было так тесно связано с религией и носило светский характер, но сооружение дворцов занимало главное место. Так, дворец Саргона II в Дур-Шаррукине занимал площадь в 10 га и был возведен на платформе высотой в 10 м. Он включал в себя около 200 помещений. Центральный вход во дворец охраняли гигантские статуи шеду (боги-охранители) в виде крылатых быков с человеческими лицами. Они достигали в высоту 5 м и имели добавочную пятую ногу, создававшую иллюзию шага животного.

Осада крепости ассирийцами.

 

Величайшим мастерством отличаются росписи, барельефы, покрывавшие стены дворцов ассирийских правителей. «Охота на льва», «Раненая львица», «Осада города», «Штурм города» — вот основные темы мастеров живописи. Фигуры людей и животных свободно располагаются в пространстве, движения их передаются в необычных ракурсах.

Для ассирийского искусства характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов. В случае охотничьих сцен художнику удается их умело сочетать, добиваясь при этом жизненности изображения

.

Крылатый лев с человеческим лицом. Ручка трона.


Пир.

 

 

Тематика ассирийского искусства ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами. Идейное содержание сводится к восхвалению могущества ассирийского царя и ассирийского войска, а также к посрамлению врагов Ассирии. У ассирийских художников не было интереса к изображению конкретного образа человека и его окружения. В имеющихся же изображениях, дошедших до нас, сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п. Канон в скульптуре Ассирии жестко закрепился в изображении правителей. Это идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям.

Религия определяла идейное содержание как искусства и литературы, так и всей культуры Ассирийской державы в целом. Это же можно сказать и относительно других стран Древнего Востока. В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалам и обрядам магического характера.


 


Увод и казнь пленных.


Ассирийские всадники.

 

Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своем гневе существами, в то время как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами.

Любой бог являлся богом-покровителем определенной общины, а если и не общины, то определенной территории. Также различались боги «свои» и «чужие», но, несмотря на такое название, «чужие» боги признавались все же божествами. Царем богов объявлялся бог-покровитель государства, он же был наиболее могущественным богом.

Религиозные представления, которые брали свое начало из далеких времен, по-видимому сковывали творческую деятельность ассирийцев: процветали бесчисленные суеверия, вера в десятки видов демонов и привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими фигурками.

Царь должен был строго выполнять сложные обязательные обрядовые церемонии, так как он считался магическим носителем благополучия страны.

В целом о культуре Месопотамии можно сказать, что шумеры и аккадцы через своих преемников — вавилонян и ассирийцев — передали грекам, евреям и другим народам многие свои достижения: основы науки и техники, понятие о троичной схеме Вселенной, поэмы и притчи, художественные стили в архитектуре, живописи, скульптуре, некоторые религиозные представления.


 

Культура Древнего Египта

 

Историко-географическая справка. Периодизация истории Древнего Египта. Религия и мировоззрение египтян. Заупокойный культ и представления о душе и мироздании. Искусство: архитектура и знание тайн «золотого сечения», скульптура, музыка. Политико-правовая система. Система образования. Сакральные знания египтян. «Книга мертвых». Влияние египетской культуры на развитие культурыругих народов.

На СЕВЕРО-ВОСТОКЕ Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации — Египет. Кочевые племена Северной Африки в то время, когда уже закончился ледниковый период в Европе и количество дождей стало уменьшаться, переселились в многоводную и плодородную долину Нила. Это произошло в VI-V тыс. до н. э. С течением времени египтяне, ведя многолетние наблюдения, учились управлять рекой и предугадывать силу ее разлива.

IV-III тыс. до н. э., когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет стал уже страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством. В этой цивилизации процветали сельское хозяйство, ремесла, медицина, наука, архитектура и искусство. Строились города с удобными домами, с водостоками и канализацией, служебные и хозяйственные помещения, в жилых домах окна выходили в зеленый двор. Но больше всего поражают наших современников грандиозные инженерные работы и колоссальные архитектурные сооружения египтян — пирамиды, храмы, сфинксы. Загадкой остается знание жрецами законов гармонического единства мира, тайны законов психической энергии и «золотого сечения».


Главная особенность Египта — жаркий климат. Жара, доходящая до сорока градусов, редкие дожди сделали бы Египет не колыбелью цивилизации, а пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживающаяся египтянами. Чтобы сохранять воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы, чинили плотины и прокладывали высоко расположенные дороги для войск, совершавших походы в любое время года.

Такие грандиозные работы требовали наряду со знанием основ астрономии, межевания и строительства превосходной организации. Все работы должны были быть выполнены к определенному сроку. Поэтому огромная рабочая армия действовала строго по плану и под единым руководством. Она должна была иметь управляющих для выполнения конкретных задач. Она требовала огромных запасов продовольствия, а также вспомогательных сил и средств. Создали ее и управляли ею жрецы.

Будучи великими учеными, хранителями и продолжателями знаний магии, астрологии, естествознания, творцами духовной культуры, жрецы приобрели над народом значительную власть и впоследствии всегда занимали прочное положение и имели огромное влияние на общество. Им не мешала в дальнейшем узурпация власти фараонами. Легенды гласят, что великие магико-духовные знания жрецы и фараоны Древнего Египта приняли от магов исчезнувшей Атлантиды. Тайны гармонии мира на земле и в космосе, которыми владели жрецы, делали их неуязвимыми. Они были «настройщиками», знающими ключ, приводящий в единое созвучие работу людей и космоса. Согласно современным выводам египтологов, можно предположить, что жрецы Египта считали: общество живет подобно оркестру, каждый участник которого способствует либо согласованию, либо рассогласованию звучания. Целая система здесь подчинена отдельности, единичности. Жрецы понимали, что необходима работа в едином созвучии, чтобы целостность системы состоялась. Зная внутренние пружины согласованного общественного бытия, они намечали планы работ, которые затем выполнялись по указам царей-фараонов.

Благодаря жрецам египетский народ жил и трудился в государстве как единый организм, в котором фараон был волей, жрецы — мыслью, народ — телом. Связывало все эти элементы повиновение и преклонение перед мудрой высшей божественной властью, перед устроенным ею космическим порядком — божественным законом.

До конца XVIII в. Египет был для Европы экзотической страной. Ее знали по трудам древних писателей-историков. Путешественники рассказывали о стране с пирамидами, сфинксами, колоннами, покрытыми сверху донизу таинственными знаками.


Иероглифы, полукурсивныеи иератические знаки.Сравнительная таблица.

 

 

В 1798 г. Наполеон готовил армию для похода в Египет, а также специальную комиссию из ученых и специалистов, которые должны были изучить культуру Египта. Они развернули в Египте бурную деятельность. Ученые измеряли, описывали, делали модели памятников культуры, собрали огромную коллекцию произведений искусства. Сенсацию вызвала находка «Ро-зеттского камня», на котором была выбита надпись на египетском и древнегреческом языках. Искусство чтения иероглифов исчезло 1500 лет назад, и «Розеттский камень» был бесценной вещью. Находка египетского текста с точным переводом на древнегреческий на «Розеттском камне» давала надежду на дешифровку египетских иероглифов. Расшифровал египетскую иероглифическую письменность Жан Франсуа Шампольон. Он установил, что египетские иероглифы являются не рисуночным, а фонетическим письмом, но сложность заключалась в том, что египетский алфавит не имел гласных.

 

 

Египетские иероглифы.


 

 


Благодаря ученым стало возможным проследить историю Древнего Египта и установить периодизацию:

1. Раннее царство (3200-2800 гг. до н. э.).

2. Древнее царство (2800-2250 гг. до н. э.).

3. Среднее царство (2050-1700 гг. до н. э.).

4. Новое царство (1580-1100 гг. до н. э.).
Известны и другие периодизации, но расхождения между ними несущественны.

Религиозные, медицинские, научные, литературные тексты, хроники, летописи хранились в скрипториях («Домах жизни») при храмах или наносились на стены храмов и гробниц.

Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием. Искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти. Величественные пирамиды также являются одним из символов царепоклонства. Почему в Египте, как нигде больше, существовало обожествление власти? Почему фараон воспринимался как Бог или наместник Бога на земле?

Можно привести три версии обожествления власти в Египте. Первая версия связана с тем, что жесткая организация сложных работ, необходимых для сооружения и поддержания в порядке ирригационной системы, привела к неукоснительному повиновению и пониманию необходимости жесткой иерархии и централизации власти.


 

Плита Нармера. Символическое изображение победы

Верхнего Египта над Нижним. Древнее царство.

Согласно второй версии, вера и преклонение перед властью — это результат массового верования в божественного царя, божественную власть. Предводитель-колдун первобытного племени со временем превратился в царя-жреца. Люди, способные овладеть тонкостями магии, приобретали власть не только над стихиями природы, но и над психикой людей. Совершение обрядов и заклинаний выделяло их из основной массы. Самый сильный из них затем стал называться царем-богом. Считалось, что фараон магически охранял границы страны, управлял ветром, водой, огнем. Он имел власть над Вселенной, над всеми стихиями и людьми. Вся жизнь фараонов была регламентирована магическими ритуалами. Первый фараон Нармер должен был совершать обряд, предохраняющий египтян от врагов. Для этого он совершал обход вокруг стен столицы. Фараон проводил первую полосу плугом, чтобы пробудить силы земли. Он бросал в Нил папирус с приказом, чтобы начинался разлив. Ему хорошо было известно, что уровень воды в реке повышается, когда солнце восходит над звездой Сириус, и начинает понижаться, когда солнце приближается к созвездию Весов.





 


Ра переходит с дневной ладьи на ночную.

Третья версия связана с утверждением, что власть в Египте вела свое происхождение от сверхчеловеческих космических существ. Хотя третья версия не имеет достаточных научных доказательств, реальное положение истории Египта было таково, что иерархия жрецов и власть фараона были частью космического строя и к ним относились как к естественному положению вещей.

Поскольку в Египте фараон не только царь, но и бог, то все хорошее и плохое, что происходило в стране, мистическим образом связывалось с его именем. Он лично ответствен за обрушившиеся несчастья. От фараона зависит идеология, а ее основной формой являются религиозные представления, которыми были проникнуты все стороны жизни египтян. Множество египетских божеств было подчинено определенной иерархии. Соответственно было много храмов, положение которых определялось значением бога, почитаемого в нем. Разные божества в различные времена отождествлялись с верховным и главным богом — Ра, солнцем. Но несмотря на то что центральным было солнцепоклонство, с древнейших времен каждое поселение чтило свое божество — покровителя и защитника. Божества представлялись в образе животных, растений, предметов, небесных светил. Сначала бог Ра отождествлялся с царем в виде Сокола — Гора. (Царь как бы был воплощением Гора.)


 

Рождение бога солнца Ра из лотоса.

 

Затем, с III тыс. до н. э., воплощением Ра считался Птах, бог творческой силы земли, единый творец. Он изображался в виде быка Аписа или человека, над головой которого возвышались рога быка. Все другие боги считались порождением или воплощением Птаха.

С 2700 г. до н. э. Ра отождествляется с Атумом, а затем с Осирисом, который почитался как властитель вечной жизни или бог воскресающей весенней природы. Гор же стал считаться сыном его и Исиды.


Среди других богов были бог мудрости — Тот (с головой ибиса), богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове), бог Себек (в виде крокодила), бог смерти Анубис (в виде шакала), богиня войны и разрушения Сохмет (в виде женщины с головой львицы), бог хаоса Сет и другие.

Атум, фараон, Сешет и Тот у дерева Ишед.

 

Богиня Хатор и бог Гор..


Огромное число египетских божеств, их иерархия включаются в необычайно сложные философско-богословские, космогонические и мифологические концепции, без которых невозможно понять духовную культуру Древнего Египта. Идея бессмертия накладывает отпечаток на смысл жизни и людей, приверженных к власти, и простого народа, и в целом на смысл истории и на смысл творчества. Первоначально идея бессмертия имела отношение лишь к царю, а затем перешла на всех. Вместе с заупокойным культом и магией верования египтян превратились в необычайно мощную силу, через которую и осуществляли управление жрецы и фараоны.

Все духовные ценности формировались в храмах, а последние в свою очередь были не просто молельнями с идолами богов, а центрами духовной и политической жизни. Кроме того, храмы были развитыми хозяйственными единицами с большим количеством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне его. Положение храма определялось значением бога, которому храм был посвящен, а это зависело от политической обстановки в стране. Так, в XXI в. до н. э. в процессе борьбы за объединение Египта выдвинулся в центр политической арены ранее провинциальный маленький город Фивы. В связи с этим увеличивается роль фиванского бога — Амона (Амон значит «сокровенный»). И если в Раннем царстве столицей был Гелиополь с поклонением богу Атум-Ра, то в эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, а с богом Солнца отождествляется Амон. Он превращается в общегосударственного бога и считается «царем богов», фараоны — родными и любимыми его сыновьями. До конца истории Древнего Египта Амон становится главенствующим в иерархии богов. Только Аменхотепу IV удалось на небольшой период изменить этот культ и сделать верховным божеством Атона. Но это произошло в конце Нового царства. До этого времени фараоны построили Амону храмы невиданной величины и роскоши, передавали в их владение десятки тысяч рабов и огромные ценности.

Культ Атона продолжался недолго. Фараон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего. Вся мифология связана с культами Египта. В Древнем Царстве почитали основной культ — культ бога солнца Ра. Вторым по значению был культ Осириса, Исиды и Гора. Культ Осириса — умирающего и воскресающего бога — стал основой заупокойного культа Египта. Древние египтяне верили, что, кроме физического тела и души Ба, человек имеет еще жизненную силу Ка (астральное тело) — призрачного двойника, вторую душу, второе «Я». После смерти человека Ка вселяется в физическую оболочку мертвого тела, и тогда душа успокаивается. Тело сохранялось путем бальзамирования, или создавался скульптурный двойник. Для тела возводилось жилище — гробница, и тело снабжалось всем необходимым. На стенах гробницы изображались сцены из земной жизни умершего.


Пирамида и сфинкс в Гизе. Древнее царство.

Скарабей, олицетворение утреннего солнца, катит солнечный диск

 

 

Храм осевого типа. План.

Дом знатного египтянина. Новое царство.

 

В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались различными способами. В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых. Они строились по разным берегам Нила.

В «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых» Ба и Ка считались воплощениями жизненной силы всех людей при жизни и продолжающими существовать после смерти. Жрецы-иерофанты знали об этих двух ипостасях человеческой сущности несколько больше. Они считали, что Ба и Ка — два энергетических потока, два начала — противоположных и единых, различных и однородных одновременно. Ба и Ка являются двумя источниками жизненной энергии. Пока они взаимодействуют между собой, поддерживается процесс жизнедеятельности и человек существует. Слияние Ба и Ка, их взаимодействие и эволюция рождает Ах. В ней есть триединство, являющееся основой жизни человека.

Ах считалась духовной силой и посредником между богом и людьми, или низшим божеством, способным трактовать послания богов. Ах — это уже больше чем человек. Это человек со способностями в определенные моменты прозревать будущее и предсказывать его («Ах» в переводе с древнеегипетского значит «блаженный, просветленный»).

В период Древнего царства обладание Ба и Ка приписывалось лишь фараонам и богам. Это отражено в «Текстах пирамид». Бог Ра, к примеру, имел 14 Ка, фараон — 12 Ка.

Искусству в заупокойном культе отводилась первостепенная роль: оно обеспечивало продолжение жизни после смерти, а значит, и бессмертие. Поэтому и труд художников считался священнодействием. Ведущие архитекторы, скульпторы, живописцы были высокопоставленными лицами, они же были жрецами и всегда окружены почетом.

Проявление индивидуальной свободы творчества не допускалось, и искусство Древнего Египта оставалось каноническим на протяжении тысячелетий. Каноны сохраняли следование режиму «золотого сечения», т. е. гармоническому пропорционированию. Искусство в любом его проявлении должно было учитывать божественное соотношение гармонического единства космического и земного. Архитектура в первую очередь должна была подчиняться этому требованию.

Основными типами культовых сооружений были гробницы и заупокойные храмы при них.

Мастаба («каменная скамья») была самой ранней формой усыпальницы вождей Египта; прямоугольная, она представляла собой саркофаг, внутри которого располагалась погребальная камера. Мастаба послужила конструктивной основой для возведения монументальных гробниц — ступенчатых пирамид. Такова пирамида фараона Джосера в Саккара — она достигает в высоту 60 метров. Завершающим этапом в создании пирамид были усыпальницы фараонов. Таковы усыпальницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Самая высокая из них — пирамида Хеопса (147 м) — считалась в древности одним из семи чудес света (возводилась в течение 20 лет).

Пирамида точно ориентирована по сторонам света север — юг. Вход располагался на северной стороне. Внутри пирамиды находились погребальная камера и разгрузочные камеры, предназначенные для равномерного распределения давления.

Пирамиды, волнующие воображение человечества уже не одно столетие, строились не только в Египте, но и в других местах земного шара, формируя особые системы. «Пирамида, будучи одновременно антенной и резонатором, является ретранслятором определенных энергетических потоков, связанных с процессами, протекающими в космосе, и фокусируемых, в свою очередь, на „энергетическом источнике" внутри пирамиды. При воздействии этого комплекса и при правильном взаимодействии с человеческим сознанием наступал эффект „Общения с Богами"».*

* Уваров В. Цилиндры фараона или Закон гармонического резонанса. СПб., 1998. С.17.

 

Заупокойные храмы при гробницах строились по одному плану. Это были вытянутые по одной линии помещения, следующие друг за другом. Вход в храм фланкировался двумя башнями — пилонами. Сначала верующие попадали во двор — перистиль (обнесенный по периметру колоннами), затем во второй двор — гипостиль (сплошь заставленный колоннами). За двором-гипостилем следовало святилище, в котором находилась статуя божества. За святилищем помещалось хранилище, в котором находилась казна храма и скрипторий, т. е. собрание свитков папируса со священными текстами.

Перед храмом устанавливался каменный обелиск («окаменевший луч Ра»), к храму вела аллея сфинксов. Все храмы Древнего Египта отличались декоративностью, пышностью, украшались скульптурой, барельефами и росписью.

Фараоны Среднего Царства отказались от сооружения пирамид, и возник новый ансамбль, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом.

Схемадля наблюдения за заездами.Новое царство.

 

Древнейшая из дошедших до нас географических карт - план золотых рудников в Восточной пустыне при Сети I.


Ансамбль представлял собой несколько террас, поддерживаемых колоннами, на верхней террасе устанавливалась небольшая пирамида. Такие заупокойные храмы возводились в Дейр-аль-Бахри. Самые знаменитые из них — храмы Ментухотепа I и царицы Хатшепсут. Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был целиком вырублен в скалах, вход в храм фланкировали 20-метровые скульптурные изображения Рамсеса II.

Служители храмов жрецы-иерофанты, посвященные в знание принципов, лежащих в основе построения храма, миропорядка и мировой гармонии, основывались прежде всего на знании, а не на вере. Принято считать, что научные представления о гармонических основах мироздания впервые в истории человечества начали формироваться в школе Пифагора. Но сегодня мы можем утверждать, что уже древнеегипетские жрецы владели теорией гармонического единства мира. Один из папирусов Древнего Египта сообщает, что имеются «Скрижали», в которых зашифрованы эти знания. Предполагается, что жрецы владели знанием системы норм пропорционирования в режиме «золотого сечения».

 



Богиня неба Нут и бог земли Геб.

 


Но системное изложение основ теории гармонии, отражающей принципы мироустройства, не изложены иероглифическим текстом. Целостная система гармонии зашифрована, и, как считает петербургский архитектор И. П. Шмелев, методом шифра для египтян является язык геометрии, а скрижалями являются доски, найденные в склепе писца-архитектора Хеси-Ра, строившего пирамиды во времена фараона Джосера.*

*См..: Шмелев И. П. Архитектор фараона. СПб., 1993.; Шмелев И. П. Тайны Древнего Египта. СПб., 1992.

 

«Доски, о которых мы говорим, — отмечает другой исследователь пирамид, — оказались уникальными. На них прослеживается несколько пластов информации, дающих ключ к осознанию того, что древние египтяне в совершенстве знали золотое сечение задолго до Пифагора.

Сегодня известно из проведенных обмеров, что все великие пирамиды построены с использованием принципа золотого сечения».*

* Уваров В. Цилиндры фараона, или закон гармонического резонанса. СПб., 1998. С. 8.

 

Знание законов гармонии давало жрецам возможность создавать такое микропространство Вселенной, которое способно находиться в едином ритме с целостным организмом космоса. Биоритмично структурированное пространство или среда, параметры которой подчинены гармоническим закономерностям, способно влиять на психику людей таким образом, что она делается более открытой к связи единичного человека с всеобщим единством мироздания. Ей становятся доступными чувства единения, покоя, целостности.

Причиной строгого соблюдения тайны законов гармонии жрецами могло быть опасение, что люди, не способные к восприятию положительного, но знающие эти законы, могли бы найти методы искажения нормы пропорционирования в разрушительных целях. «Сегодня точно установлено, что золотое сечение пронизывает собой все системные организации естественного происхождения».*

* Шмелев И. П. Тайны Древнего Египта. С.12.

 

 


 

 

Пахота и сев. Новое царство.


 

Скульптура Египта строго канонична. В Древнем царстве сложились определенные типы статуй: стоящей — фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей — руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте. Эти типы статуй неизменно повторялись и в Среднем, и в Новом царстве, и в Поздний период.

Таким образом, скульптуры выражают покой, власть, связь с космосом. Но поскольку скульптура была тесно связана с заупокойным культом, для нее характерна еще одна особенность — она портретна. Портреты отличают максимальное сходство и предельная обобщенность. Они передают вневременные образы людей, достигших зрелости, пребывающих в расцвете жизненных сил, воплощающих в себе властность, отрешенность от мирской суеты, высокий дух.


Полив сада перед храмом с помощью шадуфаводоподъемного журавля. Новое царство.


 


Варанов прогоняют по засеянному полю, чтобы они втоли зрна в почву. Древнее царство.


 

Рельефные композиции занимали большое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в Древнем царстве сложилась система их размещения. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров. В погребальной камере изображались сцены из жизни умершего. Все фигуры выполнялись по определенным канонам. Фигура фараона всегда была выше ростом, чем остальные, чуть пониже фигуры сановников и вельмож. Лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас. Рельефы всегда раскрашивались без градаций оттенков, фигуры обводились контурами.

Изменения коснулись искусства, которое пыталось разрушить тысячелетние каноны и правила во времена Эхнатона (Аменхотепа IV). Оно обратилось прежде всего к изображению душевного состояния человека, его переживаний и чувств.


 

Сбор винограда и Игры.


Новое царство.

 


 


 

Кожевникм, плотники, плавильщики, литейщики.Среднее царство.

 

В портретных статуях самого Эхнатона создается образ не идеального фараона, а прежде всего человека с характерными индивидуальными особенностями: удлиненным овалом лица, своеобразной посадкой головы на тонкой шее, округлыми бедрами, выступающим животом, тонкими руками и ногами. Скульптурные портреты его жены Нефертити поражают сочетанием царственности и женственности.

Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми и разрушительными для сложившихся традиций, чтобы быть долговечными. Имя его было со временем проклято. В искусстве снова стал культивироваться торжественно-монументальный стиль.

Египтяне, как и в других видах искусства, в музыке применяли теорию мировой гармонии. Их музыкальная гармония подчиняется числовым отношениям, отражающим пропорционирование в режиме золотого сечения, свойственного явлениям природы. В музыке египтяне также достигли высокого уровня мастерства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся музыкальные инструменты, художественные росписи, барельефы и памятники литературы. Слава о красоте народных песен Египта распространилась далеко за пределы страны.


 

Гончарная мастерская. Новое царство.


Отдаленность времени позволяет лишь косвенно характеризовать музыку Древнего Египта, поэтому о мелодике и звуковом строе музыки судить сложно. Возможно, звуки инструментов отождествлялись египтянами со звучанием тех или иных предметов и явлений. Звуку приписывалась священная магическая сила. Особенно ярко это проявлялось в жанре массового народного действа с музыкой и танцами. Египтяне были страстными танцорами. Ни один праздник не обходился без зажигательных групповых танцев и плясок, сопровождавшихся игрой на музыкальных инструментах. Музыка играла большую роль в «страстях»: песни с хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами, нередко воссоздававшими реальные картины жизни и быта.

 

Ткацкая и столярная мастерские

Арфисты. Новое царство.

 


Любимыми были песни-плачи над мертвым Осирисом.

Музыка считалась также и развлечением, что подтверждает ее древнеегипетское название: хи — удовольствие. Профессия музыканта нередко предавалас





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 494 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2052 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.