Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русское искусство 16 века. Арх-ра Москвы.




1 из самых интересных страниц в истории древнерусского зодчества стала шатровая архитектура XVI столетия. Храмы, завершаемые шатром, издавна известны в русской деревянной как церковной, так и светской архитектуре. Конструкция шатрового верха так и называлась «на деревянное дело». Один из первых и самых великолепных кирпичных памятников шатрового зодчества – Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530–1532)

Храм Василия Блаженного воздвигнутого на Красной площади в Москве в 1555–1561 гг. двумя русскими зодчими Бармой и Постником. Храм заложен в память о взятии войсками Грозного Казани, происшедшем в день праздника Покрова. Архитектурный ансамбль храма Василия Блаженного состоит из 9 объемов, из которых центральный, увенчанный шатром, как раз и посвящен празднику Покрова Богородицы, а восемь столпообразных храмов расположены вокруг этой главной церкви по осям и диагоналям. Выдвинутая центральная апсида, разнообразные лестничные всходы, различная высота самих столпов, многообразные приделы, величественные кокошники, само сочетание красного кирпича с белокаменными деталями, общая живописная асимметричность композиции. Светское начало в нем, конечно, не превалирует над культовым, но выражено отчетливо, Луковичные главы собора появились в конце XVI в., а сохранившаяся до наших дней многоцветная роспись храма исполнена в XVII–XVIII вв. В XVI столетии была только цветная майоликовая облицовка центрального шатра, общее же декоративное решение строилось, как уже говорилось, на сочетании белокаменных деталей с краснокирпичной поверхностью стен.

Рядом с шатровым в культовом зодчестве XVI в. продолжает развитие тип крестово-купольного храма, причем подчеркнуто массивного, громадного по размерам, отражающего мощь самодержавной власти и силу церкви (Софийский собор в Вологде, Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре). В годуновское время строятся храмы, разнообразные по конструкции: пятиглавые (церковь в селе Вяземы, резиденции Бориса Годунова, бесстолпные (церковь в селе Хорошево,.), даже шатровые (церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском,). Для руководства государственным строительством еще в 1583 г. был создан Приказ каменных дел, объединивший всех причастных к строительству – от зодчих до простых каменщиков и сыгравший большую роль в решении градостроительных задач и в возведении военно-инженерных сооружений. Под непосредственным руководством и силами Приказа встают стены Белого города в Москве (Китай-город был возведен еще в 30-х годах архитектором Петроком Малым) и знаменитый Смоленский кремль – обе Федор Конь.

Получает развитие и распространение особый тип высокого башнеобразного храма «под колоколы», одним из первых образцов которого был «столп» Ивана Великого в Кремле. Примеры таких сооружений представляет круглая в плане церковь Георгия в Коломенском (1534)

Первые десятилетия XVI века - время освоения, обживания и окультуривания территорий городов, их благоустро- ения и украшения. Он связан, в первую очередь, с именем и деятельностью венецианского зодчего, строителя Архангельского собора в Кремле, известного на Руси под именем Алевиза Нового. Внешним признаком этого периода явилось усиление коративности фасадов, постоянное изменение и усложнение внешних форм и планов зданий, активное введение в практику русской архитектуры ренессансных ордерных мотивов3. Возведенный в 1505-1508 годах Архангельский собор(моск. кремля) напоминает пышно украшенное дворцовое сооружение. Зодчий одел традиционный для Руси шестистолпный крестовокупольный храм в несвойственные ему одежды, украсив стены пилястрамии порталами с резными капителями, филенками, а закомары - крупными раковинами и фиалами. В западной части он расположил характерную для венецианской архитектуры лоджию, открывающуюся в сторону площади великолепной двойной аркой, украшенной фиалами. Впервые в русской архитектуре фасады храма получили этажное членение. Нижний этаж, оформленный арками, отделяется от верхнего раскрепо- ванным антаблементом. В углах между арками и антаблементом зодчий расположил окна-медальоны в обрамлениях. Порталы и лоджия покрыты великолепным резным орнаментом в виде пышных гирлянд и вазонов. Сходство с венецианской архитектурой усиливают треугольные завершения тимпанов закомар и четыре круглых окна в закомаре центрального прясла западной стены

В отличие от Успенского в Архангельском соборе рельеф стены намеренно выявлен, Внутреннее пространство, сохраняющее традиционную для православной церкви плановую структуру, восходящую к храмам домонгольской поры, также подверглось новой интерпретации в духе идей характерных для венецианских зодчих эпохи Ренессанса, Все столбы, имеющие крещатую форму, получили ордерную декорацию в виде пилястр, поднятых на высокие постаменты и отделенных от склонов свода карнизами. Карниз проходит по всему периметру рукавов под- купольного креста, отделяя верхнюю зону храма от нижней. Лопаткам столбов отвечают пилястры на стенах. Подчиняясь требованиям заказа, зодчий сохранил каноническое для православия устройство алтарной части и форму высоких световых барабанов пяти глав, которые он сгруппировал вместе и сдвинул к востоку. Параллельно со строительством Архангельского собора Алевиз Новый руководил постройкой - церкви Рождества Иоанна Предтечи, располагавшегося рядом с дворцом великого князя, у Боровицких ворот Кремля..В 1508 году было завершено строительство каменного дворца, которое было начато еще при жизни Ивана III в 1499 году. Руководил им то есть специалист в области оборонного и гражданского зодчества, выходец из Милана Алоизио да Карезано,. Фасады и интерьеры дворца, как показали археологические и реставрационные исследования, были расчленены пилястрами «большого» и «малого» ордера, декорированы белокаменными резными и отформованными терракотовыми деталями, характерными для итальянской ренес- сансной архитектуры. Первоначальные потолки до пожара 1547 года были плоскими, деревянными, украшенными углублениями геометрической формы - кессонами.

Московский Кремль стал образцом для многих крепостей XVI в. (в Новгороде, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне; в этот же период были перестроены крепости Орешек, Ладога, Копорье, заложена крепость Иван-город и пр.), а его храмы –для культовых сооружений на территории всей Руси. По типу Успенского собора были построены многие храмы XVI в.: Софийский собор в Вологде, Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, Успенский – Троице-Сергиева монастыря и т. д. Применение железных связей вместо деревянных, использование подъемных механизмов с конца XV столетия расширило возможности зодчих. Московская архитектура рубежа XV–XVI вв. несомненно стала общерусским явлением.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 511 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2268 - | 1978 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.