Структура философии
Функции философии
1. Понятие философии, её специфика как науки
Слово «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Этот термин появился благодаря древнегреческому мыслителю Пифагору (6 в. до н.э.). Что же такое мудрость? Мудрость – это хорошее знание жизни, её закономерностей. И в первую очередь это хорошее знание людей, причин и последствий их действий. Люди же живут в природной и социальной среде, поэтому мудрому человеку кроме знания людей нужно ещё и знание природных и социальных закономерностей. Любители мудрости задумываются над вопросами типа: есть ли Бог или мир существует сам по себе? устроен ли мир разумно и справедливо? в правильном ли направлении развивается общество? есть ли жизнь после смерти? человек – хозяин своей судьбы или же её раб? и т.п.
Очертив в самом общем виде круг вопросов, интересующих любителей мудрости, то есть философов, можно дать следующее определение: философия – это система предельно общих знаний о природе, обществе, человеке. Философы размышляют обо всём и обычно имеют более широкий взгляд на проблемы, чем другие люди. Они как будто смотрят на мир издалека, чтобы воспринимать его как общую картину.
Система философских знаний состоит из разных уровней.
1-й уровень – жизненно-обыденный, на котором философия существует в форме суждений, основанных на личном опыте и здравом смысле. На этом уровне философствуют все, но с разным результатом. Одной из наиболее интересных форм философии на этом уровне является жизненная мудрость, выраженная в народных пословицах и поговорках: как аукнется – так и откликнется, без труда не вытянешь и рыбку из пруда, на Бога надейся, а сам не плошай и т.п.
2-й уровен ь – художественно-образный, на котором достаточно глубокие и серьёзные философские идеи выражены в наглядно-доступной для восприятия форме в произведениях литературы, живописи, кинематографа и т.д.
3-й уровень – научный, где философия существует в виде хорошо обоснованных и систематизированных идей и теорий. На этом уровне она является результатом деятельности профессионалов.
Философия как наука обладает рядом специфических черт.
1. От других наук философия отличается объектом исследования. Частные науки изучают закономерности той или иной сферы окружающего нас материального мира. Философия, во-первых, пытается установить наиболее общие закономерности естественного мира в целом. Во-вторых, она пытается заглянуть за грань естественного мира и постичь закономерности сверхъестественного мира, что несколько сближает её с религией.
2. От других наук философия отличается методами исследования. Поскольку философы зачастую размышляют о таких объектах, которые не воспринимаются органами чувств и приборами (например, Бог, душа, будущее человечества и т.п.), постольку они не пользуются такими методами исследования как опыты, эксперименты, измерения и т.п. Изучать реальный мир и собирать факты – дело науки, а философия осмысливает информацию, имеющуюся в культуре. Орудие философа – его собственная мысль.
Ректор университета:
- Почему вам, физикам, всегда требуется так много дорогостоящего оборудования? Вот математики просят деньги только на бумагу, карандаши и стёрки… А философы ещё лучше. Им даже стёрки не нужны.
3. От других наук философия отличается структурой знаний. Частные науки строятся на фундаменте ряда идей и теорий, ставших общепризнанными. В философии таких общепризнанных идей и теорий нет. Поскольку философы размышляют над такими проблемами, на которые невозможно дать однозначный ответ с помощью опытов, на практике, постольку в философии по одним и тем же проблемам возможно сосуществование различных, часто противоречащих друг другу идей и теорий.
Структура философии
Широкий круг исследуемых в философии вопросов привёл к дифференциации философского знания. Основными разделами философского знания являются:
· онтология (греч. ontos – сущее, logos - учение) учение о мире в целом, его устройстве и наиболее общих закономерностях;
- гносеология (gnosis- знание) – учение о познании;
· философская антропология (anthropos - человек) – философское учение о человеке и проблемах его существования;
· социальная философия – учение об обществе и его развитии;
· история философии — учение о развитии философского знания от древних времен до наших дней;
· аксиология (axios - ценность) – учение о жизненных ценностях;
- логика – учение о закономерностях мышления;
- этика – учение о морали;
- эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве и др.
Функции философии
1. Мировоззренческая функция. В процессе жизни у человека формируется мировоззрение – совокупность взглядов и убеждений, идеалов и норм, которые определяют отношение человека к миру, его жизненные цели. Философия как система наиболее общих знаний о мире и человеке является основой мировоззрения, помогает человеку осознать себя, свое место в мире, выяснить смысл своего существования, определить правильные цели деятельности.
2. Методологическая функция. Философия разрабатывает общие принципы и методы познавательной и практической деятельности человека, поскольку важно правильно выбрать не только жизненные цели и ориентиры, но и методы их достижения. Философы считают, что метод важнее результата: при правильном методе можно получить много хороших результатов, при неправильном – ни одного. От выбора метода действий в значительной степени зависит судьба человека.
3. Интеллектуальная функция. Философия учит нас мыслить строго, логично, развивая у человека способность к абстрактному, теоретическому мышлению. Философия учит размышлению не над мелкими вопросами практического плана (как построить дом, смастерить тот или иной механизм, где взять денег на покупку и т.п.), а над большими вопросами, касающимися устройства мира, общества, сущности человеческой жизни. Философия является искусством мышления
4. К ритическая функция. Философия подвергает критическому рассмотрению устоявшиеся, общепринятые мнения, учения, системы ценностей. Для нее нет незыблемых авторитетов. Тем самым философия способствует раздвижению границ познания, содействует развитию общества и культуры.
5. Прогностическая функция. На основе познанных закономерностей действительности философия способна дать прогноз относительно дальнейшего развития событий.
6. Гуманистическая функция. Философия, разбирая проблемы человеческого существования, пытается помочь людям научиться жить достойно, истинно человеческой, а не просто животной жизнью.
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Китая
Философия Древней Индии
Специфическими чертами восточной философии являются:
1) признание существования сверхчувственного, сверхъестественного мира и его влияния на протекание событий в естественном мире, насыщенность философии религиозно-мифологическими персонажами и силами;
2) для постижения сверхъестественного мира используются необычные состояния психики – транс, религиозное озарение, интуиция и т.п.
3) стремление дать практические рекомендации, как нужно жить, чтобы отношения людей между собой и с природой были гармоничными.
Философия Древнего Китая
Наиболее влиятельные философские учения Древнего Китая — конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство — это этическое учение, основанное Конфуцием в 6-5 вв. до н.э. Конфуций жил в эпоху жестоких междоусобных войн и стремился разработать такие нормы поведения людей, которые бы способствовали установлению мира и порядка в обществе. Нормы конфуцианской морали:
1. человеколюбие. Конфуций является одним из авторов «золотого правила нравственности»: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»;
2. строжайшее исполнение установленных ритуалов, традиций, посредством которых люди выражают доброжелательные и уважительные отношения друг к другу – это гасит инстинкт агрессии;
3. почтительное отношение к старшим по возрасту и общественному положению, выполнение их указаний;
4. трудолюбие, добросовестное исполнение своих профессиональных, семейных, гражданских обязанностей, соответствие своему статусу (сын должен быть хорошим сыном, отец – хорошим отцом, студент – хорошим студентом и т.д.);
5. образованность.
В современном Китае до 85% процентов граждан считают нормы конфуцианской морали правильными и утверждают, что придерживаются их в жизни.
Основателем даосизма является Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.). В отличие от конфуцианства, сосредоточенного на совершенствовании общества, даосизм выяснял место человека во Вселенной, устройство мира и его наиболее общие закономерности. Дао — центральное понятие даосизма, это сверхчувственная реальность, являющаяся основой мира, всеобщим законом, которому подчиняется все существующее. Дао не обладает свойствами и характеристиками объектов естественного мира, и поэтому его невозможно описать с помощью слов. Про Дао можно только сказать, что оно совершенно и неизменно.
В противоположность неизменному Дао в естественном мире всё находится в движении. Причиной всеобщего движения является противоборство двух противоположных мировых сил – инь и ян. Инь и ян неотделимы друг от друга, любой объект – это единство инь и ян, то есть единство противоположных свойств.
Активная деятельность человека по преобразованию мира, по мнению Лао-цзы, ведет к нарушению всеобщего закона Дао и является причиной всех бед и несчастий. Лао-цзы считал, что нужно придерживаться принципа «недеяния», который означает не бездействие, а органичное вписывание, приспособление к окружающей среде, отказ от попыток изменить естественный ход вещей. Эта идея нашла воплощение в искусстве фэн-шуй. С точки зрения фэн-шуй, мир пронизывают потоки энергии. Энергия может быть позитивной и негативной. Человек может улучшить свою жизнь, если отведёт от себя потоки отрицательной энергии и сфокусирует на себе как можно больше позитивной энергии.
Философия Древней Индии
Большая часть индийской философии основана на древних священных писаниях, известных как «Веды» («знания»), поэтому индийской философии и культуре в целом присущ ряд общих основополагающих идей.
Основой мира признается Брахман – сверхчувственная реальность, которая так же невыразима словами, как и Дао.
Душа человека бессмертна и вовлечена в бесконечную цепочку перерождений – колесо сансары. Каждое последующее перерождение происходит по закону кармы.
Карма – это возмездие за все совершенное человеком, настигающее его в последующих жизнях. Карма определяет место, которое человек будет занимать в обществе в следующей жизни – касту. Воздаянием за неблаговидную жизнь может быть перерождение души в облике животного, растения.
Поскольку все живые существа имеют душу, равны между собой и связаны одной судьбой, постольку важным понятием для индийской философии является «ахимса», которое обозначает запрет на убийство всего живого без надобности.
Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы прожить ее нравственно для обеспечения лучшего перерождения. Пройдя через длинную цепочку перерождений, душа достигает совершенства, выходит из колеса сансары и сливается с Брахманом.
Буддизм — философско-религиозное учение, основателем которого является Сиддхартха Гаутама (6-5 вв.до н.э.), получивший имя Будды (Просветленного). Суть его вероучения выражена в «Четырёх Благородных Истинах»:
1.Жизнь есть страдание. Даже смерть не кладет конец страданиям, так как за смертью следует перерождение.
2. Причиной страданий и бесчисленных перерождений является
привязанность к земным благам и удовольствиям. Именно тоска по ним возвращает душу умершего человека назад, заставляет перерождаться.
3. Чтобы избавиться от страданий и перерождений нужно научиться жить, ни к чему не привязываясь и ничем не дорожа.
4. Для этого нужно вести нравственный и аскетический образ жизни, максимально сокращать свои потребности. Душа, достигшая высокой степени совершенства, выходит из колеса сансары и уходит в нирвану – сверхъестественный мир, аналог христианского рая.
Античная философия
Общая характеристика античной философии