СЫМА ЦЯНЬ Сыма Цзыч-жан. (примерно 145-86 до н.э.). Сяян (к югу от совр. Ханьчэна пров. Шэньси)—? Историк, литератор, мыслитель. Сын Сыма Таня, гл. историографа и астролога при дворе У-ди. императора дин. Зап. Хань (140 — 87 до н.э.). С.Ц. учился у Дун Чжуншу и Кун Аньго. В 20-летнем возрасте начал путешествовать по стране для сбора историч. сведений, преданий, изучения нар. обычаев.
Прибыв в Лоян, Сыма Цянь нашел отца уже при смерти. В своей автобиографии он рисует трагическую сцену прощания с умирающим отцом. «...Придворный историограф взял Цяня за руку и со слезами на глазах сказал: „Мои предки были историографами царства Чжоу. Старшие поколения моего рода прославились при Шуне и Ся... Но затем род наш захирел. Я — последний его представитель! Если ты займешь мою должность — ты продолжишь дело моих предков. Ныне император, возродив традиции тысячелетий, приносит жертвы на горе Тайшань, а я не мог последовать за ним... Это — судьба! Это — судьба! Когда я умру, ты непременно будешь Придворным историографом... Не забывай того, что я хотел написать..." Цянь-плакал, уронив голову на грудь»21.
Сыма Тань завещал сыну продолжить дело, начатое им,— завершить труд по истории Китая. Сыма Цянь обещал отцу выполнить его волю. Начал службу при дворе в должности ланьчжуна (чина дворцовой охраны).
По истечении трехлетнего траура (в 108 до н.э.) он наследовал дело отца, заняв должность Главного историографа императорского двора. Должность обеспечивала Сыма Цяню исключительно благоприятные условий для работы: ему был разрешен доступ в императорские библиотеки, к сокровищам древней литературы. Он получил в свое распоряжение ценнейшие исторические материалы из секретных хранилищ.
Занимая должность историографа, Сыма Цянь, как и его отец, должен был ведать вопросами, связанными с хранением и систематизацией архивных материалов. Таким образом, он располагал источниками, совершенно недоступными для других. Большая часть времени историографа уходила на «приведение в порядок исторических записей и книг императорских библиотек и хранилищ». Однако помимо этого по характеру своей должности он должен был систематически заниматься астрономией и календарем. Несомненно, что гл. 27 «Исторических записок» могла быть написана Сыма Цяием лишь на основе личного опыта, в рамках" развития науки того времени, теоретических познаний в" астрономии. В этой главе дается описание звездного неба, которое специалисты считают крупной вехой в истории древнекитайской астрономии. Сыма Цянь включил в нее 98 созвездий с общим числом звёзд — 36022. Систематические занятия астрономией были связаны с другим грандиозным трудом, участие в котором принимал Сыма Цянь и который был закончен через несколько лет после его вступления в должность. Речь идет о создании «Календаря Великого Начинания», к-ый был введет,— 104—101 гг. до н. э. и послужившего основой современного китайского лунного календаря.
Как и раньше, Сыма Цянь использует каждую возможность для поисков новых материалов. Продолжением первых путешествий Сыма Цяня по стране была поездка в составе императорской свиты на гору Тайшань и к морю (в год смерти Сыма Таня). Так Сыма Цянь во второй раз побывал в Шаньдуне. На обратном пути он проезжал мимо Великой китайской стены.
В 104 г. до н.э. Сыма Цянь завершает работу по систематизации материала и приступает к написанию «Исторических записок».
В 99г. до н.э. Ли Лин потерпел поражение от сюнну и был взят вплен, о чём он известил императора. Приближенные императора, напуганные тем, что гнев Сына неба может обратиться против них, поспешили очернить Ли Лина, обвиняя его в предательстве. Лишь Сыма Цянь нашел в себе силы, чтобы поступить так, как диктовала ему его совесть. Так, он навлек на себя гнев императора, заключен в тюрьму и приговорен к позорному наказанию — кастрации.
В тюрьме завершился перелом, назревавший в сознании историка. Завещанные отцом «Исторические записки» отныне представлялись-ему единственной возможностью высказать все, что накопилось у него на душе. Не случайно Сыма Цянь заметил, что все выдающиеся творения прошлого были написаны мудрецами «в пылу гнева».
О последних годах жизни Сыма Цяня почти ничего не известно. После освобождения из тюрмы Сыма Цянь опять стал придворным историографом и был назначен на должность хранителя императорской печати; но эта «почетная должность» была для Сыма Цяня лишь постоянным напоминанием о перенесенном им унижении (по обычаю хранителем печати императора мог быть только евнух).
Однако, он продолжил работу над первым в Китае исторнкр-биографич. трудом, материалы для к-рого начал собирать его отец. Произв., получившее впоследствии назв. "Ши цзи" ("Историч.записки") наставшее канонич. для кит. историографии, было завершено в 92 до н.э.
Исторический труд Сыма Цяня состоит из описания деяний полководцев, советников, евнухов, реже императоров (они только кое-где упоминаются). Вся его книга есть изложение разговоров и поступков его героев с моральными суждениями по этому поводу самого историка. преданий, рассказов, слухов и пересудов. И очень редко - из документов. Не было тогда ни архивов в нашем понимании, ни методики работы с документами. Документы и архивы в каком-то смысле были - данные о сборе налогов, реляции полководцев, сообщения о стихийных бедствиях провинциальных начальников. Методология, которой руководствовался Сыма Цянь: он был конфуцианцем и следовал его философии, т.о. история для Конфуция - это в первую очередь морально-этические эссе, в которых благородные восхвалялись, а порочные морально казнились. Поэтому прежде, чем судить людей, нужно "выпрямить" отклонившиеся от истины "имена". Концепция "исправления" имен давала широчайший простор для того, подогнать прошлое под современные требования. Или даже скорее - под желания вана (князя) или императора. Представления С.Ц. о задачах и приемах историографии во многом восходят к идеям школы Гунъян. Так, согласно учению Гунъян. образцовый историк не только добросовестно записывает факты, но и исправляет историю во имя утверждения идеала мироустроения.
"Щи цзи" С.Ц. рассматривал как произв. теорстич. мысли, выясняющее закономерности истории, соотношение между ее важнейшими силами — Небом (тянь) и людьми, а совр. ему Китай — как итог предшествующей истории. Отмечал влияние древних правителей, перемещения столиц и переселений групп людей на образ жизни, правы и обычаи. Делил мир на два района — ян, где живут "этические люди", китайцы, и инь, где обитают воинственные, корыстные варвары и китайцы, отличающиеся воинственностью.
Его представления о законе воздаяния и о знамениях строились на идее взаимного влечения объектов "того же рода": так, хорошее поведение (или правление) вызывает "того же рода" отклик со стороны Неба — счастье, награду; дурное поведение влечет отрицательную реакцию Неба и т.п. С.Ц. признавал вмешательство Неба в дела людей, объясняя "повелением Неба" (или "небесным предопределением". При этом С.Ц. оставлял за человеком определенную сферу деятельности, в пределах к-рой необходимы сознательные усилия. Действия человека, прежде всего правителя, должны "удовлетворять" все вещи и существа мира, гибко приспосабливаться к переменам обстоятельств, развитие к-рых подчиняется всеобщим законам расцвета и увядания. Только так можно стать "повелителем всех вещей".
В целом филос. взгляды С.Ц. отражают различные идеологич. тенденции его эпохи.
Сыма Цянь изложил историю Китая с древнейших времен до правления У-ди. Его книга состоит из нескольких разделов: анналов, генеалогических таблиц, биографий выдающихся исторических деятелей, исторических монографий и жизнеописаний, включающих в себя описания отдельных народов и стран.
Ход истории Сыма Цянь представлял как действие непостижимой «небесной судьбы» и круговорот разных состояний общества, имевший, конечно, назидательный смысл. Согласно этой концепции, принципом первой династии Ся была «искренность», выродившаяся в «дикость»; принципом династии Шан — «почтительность», выродившаяся в «суеверное почитание духов»; принципом династии Чжоу — «цивилизованность», выродившаяся в формальное соблюдение правил, что было усугублено династией Цинь, поставившей во главу угла безличный закон. Ханьская же династия, утверждал Сыма Цянь, исправила пороки чжоуского правления, вернувшись к принципу «искренности». Труд Сыма Цяня послужил образцом для написания истории династии Ранняя Хань. Впоследствии составление историй отдельных династий приобрело регулярный характер.
«Исторических записок», состоящих из пяти разделов:
«Основные записи» - истор хроника, деяния династий и государей; представляют собой соединение графического и хронологического принципов изложения.
«Хронологические таблицы»- фиксируются крупные события и Дей-сть исторю личностей; попытка систематнзации хронологии
«Трактаты» (8 шт) – опис госуд строй, состояние экономики; посвящены различным отраслям общественной жизни; по тематическому принципу составлялись;
«Истории наследственных домов» - биографии крупнейших представителей наследственной знати;
«Жизнеописания» - изложение истории через частное жизнеописание исторических деятелей(знам. Философов,чиновников, люди без определ. профессии, но готовые помочь кому-либо
КОРОЧЕ: Сыма Цянь (около 145 или 135 - около 86 до н. э.), древнекитайский историк, автор первой сводной истории Китая "Ши цзи" ("Исторические записки"). Сын главного историографа ханьского двора Сыма Таня, С. Ц. в 108 наследовал должность отца и собранные им материалы, много и упорно работал и, несмотря на опалу, в 90-х гг. 1 в. до н. э. завершил свой грандиозный труд, послуживший образцом для последующих династийных историй. "Ши цзи" состоят из 130 глав, охватывающих историю Китая с древности до конца 2 в. до н. э. С. Ц. применил впервые в Китае комплексный принцип, сочетающий хронологическое описание событий ("Анналы"), тематическое освещение разных сторон жизни общества ("Трактаты") и жанр биографий. Находясь на идеалистических позициях, С. Ц. рассматривал развитие общества в виде замкнутого кругооборота