Арабы издревле населяли западную часть Аравийского полуострова. Уже в начале I тыс. до н.э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. В пустынных районах преобладало скотоводство – разведение овец, лошадей, верблюдов. Успешно осваивали арабы и морские просторы. Вначале они совершали плавания в Африку и Западную Индию, где основали торговые фактории. Арабы неоднократно посещали Китай, поставляя на родину и в страны Запада фарфор, мускат, шелк и другие товары.
В то время арабы были язычниками. Вместе с тем арабы знали другие религии – зороастризм, иудаизм, христианство, которые исповедовали прибывавшие в Аравию миссионеры. С другими народами осуществлялся взаимообмен не только в сфере хозяйства, но и в культурной области.
Социально-экономическое и культурное процветание арабов было нарушено, когда Йемен попал под власть Эфиопии, а затем – Персии. Результатом завоевательной политики персов была прокладка новых торговых путей из Индии в Европу через Иран. Поэтому города Южной Аравии оказались не у дел. В сельском хозяйстве также возникли проблемы, связанные с разрушением ирригационных систем. В начале VII в. Юг Аравии переживал острейший социально-экономический кризис, под вопрос ставилось само существование арабов как цивилизованного народа. Опираясь на своих единоверцев, Мухаммед вскоре подчинил своему влиянию Мекку и весь Аравийский полуостров. Здесь сложилось единое арабское государство с теократической формой правления – халифат. После смерти Мухаммеда (632) арабские племена, объединившиеся под знаменем ислама, вышли за пределы Аравии. Сложился единый тип цивилизации, основанный на религии ислама и арабо-мусульманской культуре, получил распространение язык межнационального общения и вероисповедания – арабский.По мере расширения арабского государства происходит его ослабление. Исламское общество теряет внутреннее единство, основанное на вере. В результате государство распалось на независимые эмираты и халифаты. Усугубило ситуацию внешнее воздействие.В целом история арабского средневековья делится на три периода:
· домусульманская Аравия и возникновение ислама
· дамасский– правление династии Омейядов, активная завоевательная политика
· багдадский– правление династии Аббасидов, расцвет арабо-мусульманской культуры и распад халифата.
Протополитические системы кочевых народов и племен. Образование монгольской державы.